Папки-передвижки

Программа мини-студии «Чудеса из бумаги»

Любовь Кирякова
Программа мини-студии «Чудеса из бумаги»

ПРОГРАММА

работы мини студии

«Чудеса из бумаги»

/подготовительная к школе группа/

Составили:

Кирякова Л. Ю. – воспитатель высшей

квалификационной категории

Смирнова Е. Р. – воспитатель первой

квалификационной категории

Объект работы: дети 6-7 лет

Объём программы: 1 год

Количество встреч: 1 раз в неделю

Формы работы: индивидуальная, групповая

Согласовано:

советом педагогов

протокол

№___от___20__г.

Пояснительная записка:

Публикация «Программа мини-студии „Чудеса из бумаги“» размещена в разделах

Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Система формирования самостоятельного творческого конструирования дает новую тактику обучения детей конструированию из бумаги. Сейчас в практику входит истинное название техники изготовления фигурок путем выполнения определенных действий с бумагой оригами. Корни возникновения оригами уходит в глубокое прошлое и связаны с изобретением в Китае бумаги. В 17 веке секрет изготовления бумажных фигур стал известен в Японии. Бумажными фигурками украшали прически, использовались они и на праздниках. В наше время искусство оригами распространились по всему миру. Этот вид искусства является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных. Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом.

Возможности оригами в воспитательном процессе нельзя недооценивать:

Во - первых, это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит практически сразу, а не по истечении длительного времени. Это очень важно, т. к. у малышей долгое ожидание результата приводит к потере интереса. Во - вторых, полученное изделие всегда может быть использовано в качестве подарка, праздничного украшения помещений, игрушки или дидактического материала. В- третьих, сам процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. Прежде всего, это влияние на развитие мелкой моторики пальцев рук, что является одним из показателей интеллектуальности ребенка. Все мы знаем, насколько трудно ребенку овладевать письмом в школе, особенно если в дошкольном возрасте не было соответствующей подготовки. В. А. Сухомлинский писал, чем больше мастерства в детской ручке, тем умнее ребенок. Это и подвело нас заняться по обучению детей приемам оригами. Занятия оригами способствуют развитию психических процессов (внимание, память, мышление, воображение); совершенствуют трудовые умения детей, связанные с необходимостью овладеть разными приёмами и способами обработки бумаги (сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание и др.); развивают глазомер, точность движений и способствуют развитию координации работы обеих рук; умению подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты, а также развивают художественный вкус. На занятиях оригами ребенка необходимо учить концентрировать свое внимание на объяснении педагога, так как необходимо запомнить точное название заготовок и приемов. Складывание фигурок основано на освоении базовых форм, которые нужно знать и уметь выполнять желательно по памяти. При складывании ребенку часто приходится самостоятельно искать ответ на вопросы: зачем, почему, как, что будет. Процесс изготовления поделки учит ребенка мыслить. Ученые и педагоги считают, что в процессе развития творческих задатков осуществляется развитие конструктивных способностей, а появление желания у некоторых воспитанников создать что- то свое - это огромный шаг вперед, это плод развития воображения ребенка.

Ученые полагают, что существует тесная связь между оригами и медициной:

- оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную среду человека - это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или напротив излишне агрессивен.

- оригами, идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

- оригами при работе с больными детьми порой становится единственно возможным.

- любовь детей к складыванию фигурок разных животных можно использовать для борьбы с различными фобиями. Например, малыш боится волка. Можно предложить сложить фигуру волка методом оригами. Ребенок видит, что волк, по сравнению с ним совсем маленький, не страшный. В работе с маленькими детьми, превосходные результаты может дать методика сочинения или пересказа сказки. В процессе складывания фигурки становятся своеобразной иллюстрацией рассказа. При этом очень важно, чтобы ребенок проговаривал текст, одновременно складывая лист бумаги.

Основные направления оригами в работе с детьми:

- создание фигур.

- применение фигур в оформление помещений, подарков, аппликации.

- развитие речи ребенка, выражающееся в обыгрывании готовых фигурок по сюжетам известных детских произведений.

- расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера, информация экологического характера: изготовление фигурок животных, насекомых, растений.

- уточнение сведений о геометрических понятиях: дети учатся действовать с бумажным листом конкретной формы, получают геометрические фигуры входе складывания.

Основные принципы при обучении оригами:

- доступность, постепенность, системность.

Связь с другими видами деятельности:

- согласование тематического плана с календарными праздниками.

-учет индивидуальных способностей.

Цель программы:

1. Развитие психических процессов детей подготовительной к школе группе (память, мышление, внимание, речь, воображение).

2. Формирование познавательных потребностей.

Задачи программы:

1. Развитие мелкой моторики рук, обучение точным движениям пальцев.

2. Знакомство с основными геометрическими понятиями (квадрат, треугольник, диагональ, угол, сторона, деление угла пополам и др.)

3. Развитие способности следовать к устным инструкциям педагога.

4. Развитие уверенности в своих силах и способностях.

5. Развитие умения делать оригами из цветной бумаги в процессе различных игровых ситуаций.

6. Формирование навыков коллективной деятельности.

Принципы построения обучения:

Работу проводить в 5 этапов:

1. Ознакомление со свойствами бумаги.

Первые занятия посвятить свободным действиям с бумагой, чтобы дать детям возможность познакомиться с её свойствами. Для игры «Воздушный футбол» дети делают «мячи» из бумаги и дуют на них, в процессе чего выясняют, что бумага лёгкая и сдвигается с места даже от воздушной струи.

На одном из занятий дать детям бумажные кораблики, поиграть с ними и оставить в тазу с водой, а утром посмотреть, что они раскисли. Также дети рвут бумагу и в процессе этого занятия узнают, что бумага бывает разной плотности, может рваться легко или более трудно. Увидеть, что разным бывает и разрыв: ровный или клочками. После этого начинаем работать с бумажными квадратами. Предложить детям сделать несколько сгибов на своём квадрате, и заметить, что бумага может легко сгибаться, а может ломаться на сгибах. После этого предложить детям развернуть квадрат и аккуратно разгладить сгибы рукой. В процессе этого упражнения выяснить, что если бумажный квадрат согнуть и загладить сгиб, то след от этого сгиба при разглаживании не исчезает, потому что бумага легко сгибается и мнётся. Таким образом, познакомить детей с основными свойствами бумаги. А также объяснить основное правило изготовления поделок: необходимо тщательно проглаживать сгиб, т. к. если сгиб плохо проглажен, то получившиеся в квадрате геометрические фигуры будут выглядеть неаккуратно.

2. Ориентировка в пространстве на квадратном листе бумаги.

На этом этапе учить детей складывать из бумаги два прямоугольника, четыре треугольника, четыре квадрата; отрабатывать точность движений, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки. Занятия проводить живо и эмоционально, в игровой форме. Многократно показывать каждый приём в разных ситуациях, объясняя его словами: «Если приложить один угол бумажного квадрата к противоположному углу (объяснение всегда сопровождать показом, сгиб прогладить, затем развернуть и сделать то же с другими двумя углами, то, развернув квадрат, увидим четыре треугольника». (Дети повторяют действия, используя свои квадраты). Из квадрата путём складывания можно получить не только треугольники. «Если приложить одну сторону к противоположной стороне, аккуратно совместив углы и прогладив сгиб, получится два прямоугольника» (показывать, дети повторяют). А затем предложить детям подумать, что нужно сделать, чтобы в итоге получилось четыре квадрата?

Дошкольникам необходимо поощрение и поддержка, и на первых порах сами намечайте некоторые сгибы. Вместе с умениями у детей появится уверенность в своих силах и желание работать дальше.

3. Изготовление простейших игрушек.

Только после этого приступить к изготовлению простейших игрушек. Прежде самим всё складывать несколько раз и, лишь потом показывать детям, как это делается. Затем правильно объяснить и сложить модель вместе с ними. Просим детей после этого попробовать сложить самостоятельно. Улучшение мелкой моторики, ориентировки в пространстве, умения преобразовывать геометрические фигуры позволяют перейти к следующему этапу.

4. Изготовление сложных игрушек.

На данном этапе для изготовления фигур требуется не только умение выполнять поделку на основе чётких ориентировок на листе (угол, сторона, но и знание промежуточных понятий, достаточная развитость глазомера (умение определять середину стороны, делать сгиб, немного не доходя до угла, края).

5. Изготовление сюжетных композиций.

Освоив технику выполнения моделей, дети за одно занятие могут успеть сделать несколько поделок, что позволяет объединять их в сюжетные композиции, дополняя элементами аппликативного оформления фона.

Во время занятий беседовать о птицах, животных или цветах, которые складывают, выделяя характерные черты для того или иного живого существа. Это способствует развитию мыслительных процессов, речи. Для того чтобы детям было легче запомнить последовательность складывания фигурок придумывать вместе технологическую сказку, которая помогает запомнить базовые формы. Геометрические понятия заменить ассоциативными предметами: крыша, дверь, воздушный змей и др. Сложив из бумаги поделки животных и птиц, дети рассказывают с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями. Справившиеся с заданием дети идут играть с поделкой, сделанной своими руками.

Для того чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для детей более доступен, познакомьте детей с пооперационной картой (работать с ней проще и интереснее, чем со схемой по изготовлению поделок в стиле оригами). Испытывая трудности на каком-то этапе, дети разворачивают заготовку на пооперационной карте и по сгибам складывают её вновь.

В работе последовательно использовать систему «от простого к сложному». После того, как дети освоят технику выполнения поделок на основе пооперационных карт, можно вводить схемы.

Условия и материал:

Так как это – продуктивный вид деятельности, в группе необходимо создать творческую мастерскую. Совместно с детьми определить, что понадобится для работы:

1. Белая и цветная бумага. Цвет ее должен соответствовать поделке. Конструировать можно также из обычной «тетрадной» бумаги в клеточку и линеечку.

2. Ножницы. При использовании ножниц напомнить детям о правилах безопасности: не размахивать ими в разные стороны, следить за тем, чтобы не порезаться, твердо держать в правой (или левой) руке и при резании не подставлять левую (или правую, не оставлять ножницы открытыми на рабочем месте, передавать кольцами вперёд.

3. Клей. Части некоторых поделок необходимо склеивать. Для этого мы берём клей. Так как канцелярский клей оставляет жёлтые пятна, лучше использовать клей – «карандаш».

4. Цветные карандаши, фломастеры или маркеры. В некоторых поделках приходится рисовать отдельные элементы, например: глаза, нос, уши и др., а также делать аппликацию из цветной бумаги.

5. Пооперационные карты, образцы, схемы, литература.

6. Подносы для материалов, инструментов и обрезков бумаги.

7. Салфетки по мере надобности.

Общие правила при обучении технике Оригами:

1. Сложные заготовки для поделок дошкольникам помогает готовить взрослый.

2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

3. Бумага для оригами должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.

4. Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.

5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

6. Обучение складыванию каждой оригами должно быть поэтапным: показ одного приема — выполнение детьми, показ второго — выполнение детьми. 7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.

8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания оригами должно быть точным.

9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления игрушек разделить на ряд последующих операций:

- Знакомство с образцом готовой игрушки

- Анализ схемы с выполнением одной операции

- Одновременное складывание игрушек

-Оказание индивидуальной помощи на начальном этапе требуется постоянно

-При изготовлении игрушки с симметричным сгибом дети самостоятельно выполняют повтор операции по образцу.

Прежде, чем приступить к складыванию моделей, нужно ознакомиться с техническими приёмами и основными видами складок, которые используются в оригами. Складывать бумагу нужно аккуратно и точно, освоив сначала простые, а затем сложные складки.

Способы складывания:

сгиб «долиной»; сгиб «горой»; наметка; складка «молния»

Перспективный план работы мини – студии

«Чудеса из бумаги» в подготовительной к школе группе №6.

Тематический план по изготовлению поделок оригами.

Месяц Тема

1 этап

Сентябрь Цикл познавательных занятий:

1. «Путешествие в бумажную страну» (с элементами экспериментирования с разными видами бумаги).

2. «В некотором царстве, в бумажном государстве»

3. «Волшебные превращения бумажного квадрата»

4. «Давайте поиграем» Игры: «Покажи такую же геометрическую фигуру», «На что похоже?»

2 этап

Октябрь 1. Знакомство с базовыми формами: треугольник, квадрат, воздушный змей, птица.

2. Игры и упражнения:

«Преврати квадратик в другую форму»

«Угадай, во что превратился квадратик?»

«Где чья тень?»

«Назови правильную форму»

«Определи базовую форму»

3.«История о любопытном уголке», или «Как построить дом»

4.«История маленьких путешественников», или «Как превратить ковёр самолёт в современный самолёт»

3 этап

Ноябрь 1. «Стаканчик»

2. «Кошелёк»

3. «Шапочка»

4. «Маски животных»

4 этап

Декабрь 1. «Ёжик»

2. «Рамка»

3. «Ёлочки»

4. «Цветочная закладка»

Январь 1. «Рыбка -Скалярия»

2. «Жук»

3. «Лягушка»

4. «Цветок-лотос»

Февраль 1. Коллективная работа «Зайчики на полянке»

2. ДеньСвятогоВалентина «Сердце»

3. «Ракета – подарок папе»»

4. «Парусник»

Март Цветы – подарок маме

1. Коллективная работа «Цветик-семицветик»

2. «Корзинка»

3. «Тюльпаны»

4. «Гвоздики»

5 этап

Апрель Изготовление рукописной книги «Птицы рядом с нами»

1. «Шустрые воробьи»

2. «Ворона»

3. «Голуби»

4. «Сова»

Май Участие в конкурсах и благотворительных акциях.

1. Тема: «Я хочу жить в мире с природой»

Авторская работа: «Снегири и синицы на ветке рябины»

2. Животные рядом с нами.

Тема: «Берегите природу!»

Коллективная работа «Красная книга»

3. Тема: «Давайте жить не только для себя»

Коллективная работа-картина для ветеранов «С днём Победы!»

4. Игрушки по желанию детей с использованием образцов, схем.

Публикации по теме:

Кружковая работа в младшей группе «Чудеса из бумаги» Перспективный план кружка «Чудеса из бумаги» на 2018-2019 уч. год. Пояснительная записка В настоящее время педагоги, специалисты в области.

Проект «Чудеса из бумаги» Актуальность: На сегодняшний день дошкольники много времени проводят за компьютерными играми и просмотром мультфильмов, что приводит к недостаточной.

Проект «Чудеса из дерева». Мини-музей в cтаршей группеПроект «Чудеса из дерева». Мини-музей в cтаршей группе Проект «Чудеса из дерева» мини-музей в cтаршей группе Воспитатель: Мелещенко Евгения Сергеевна Вид проекта: исследовательский, творческий.

Проект во второй младшей группе «Чудеса из бумаги» Проект во второй младшей группе «Чудеса из бумаги» Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев,.

Программа «Чудеса на песке» Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ярославской области социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Программа дополнительного образования вокально-хореографической студии «Весёлые нотки» Программа дополнительного образования вокально-хореографической студии «Весёлые нотки» Автономное дошкольное общеобразовательное учреждение.

Программа кружка «Чудеса из бумаги» Программа кружка «Чудеса из бумаги» (для детей старшего дошкольного возраста) Пояснительная записка. Предлагаемая программа предназначена.

Программа по хореографии студии «Микс» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МИКС» Возраст обучающихся: 8-9 лет Срок.

Программа развивающей студии для детей 5–7 лет Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Московская средняя общеобразовательная школа Тюменского муниципального района Структурное.

Рабочая программа дополнительного образования кружка «Чудеса в решете»Рабочая программа дополнительного образования кружка «Чудеса в решете» Автономная некоммерческая организация общеобразовательная организация «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы (АНО ОО "Прогимназия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа мини-студии «Чудеса из бумаги»
Опубликовано: 4 февраля 2019 в 23:28
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД