Папки-передвижки

Программа «Мир вокруг нас»

Оксана Кравченко
Программа «Мир вокруг нас»

Программа «Мир вокруг нас»

«Шарбаты ауданыны №2 жалпы негізгі білім беру мектебі» ММ

ГУ «Основная общеобразовательная школа №2

Щербактинского района»

Вариативті блігіні бадарламасы Мектепалды дайынды сыныбы

«Бізді оршаан лем»

Программа вариативной части

класс предшкольной подготовки

«Мир вокруг нас»

Трбиеші : Кравченко О. С.

Воспитатель: Кравченко О. С.

Аннотация.

Публикация «Программа „Мир вокруг нас“» размещена в разделах

Данная программа направлена на формирование знаний воспитанников класса предшкольной подготовки об окружающем мире, явлениях природы и животном мире. Программа позволяет удовлетворить познавательные интересы обучающихся и сформировать навыки практического применения полученных знаний. Содержание курса позволяет организовать целенаправленную работу на развитие эстетическое воспитание окружающего мира.

«Мир вокруг нас»

Возраст детей: 5-6 лет.

Срок реализации: 1год.

Пояснительная записка

Развитие познавательных процессов представляет собой разные формы ориентировки ребенка в окружающем мире и на себе самом, регулирует его деятельность. Возникают специальные способы ориентации, такие как экспериментирование с и наблюдение. Экспериментирование и наблюдение тесно связано у дошкольников с практическими преобразованиями предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи, зависимости, эти преобразования превращаются в своеобразную деятельность, в которой осуществляется познание свойств объектов.

Процесс наблюдение предполагает углубление и закрепление знаний о разнообразии и совершенстве строения природных форм и объектов, осознание явлений окружающего мира и социальной среды, а так же способствует развитию речи, обогащению и активизации словаря детей.

Наблюдение детей за явлениями в природе способствует развитию зрительного восприятия и зрительных функций, активизации зрительно-двигательной ориентации, сенсорному развитию детей, закреплению таких математических понятий, как пространство, количество, размер, цвет; активизирует мелкую моторику рук при сборе природного материала.

Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора дошкольников.

Образовательные задачи:

• Расширять представления детей о предметах, событиях и явлениях мира, выходящих за пределы непосредственного восприятия.

• Упорядочить и систематизировать накопленные сведения о мире, в том числе за счет подбора различных основ классификации.

• Формировать поисковые и аналитические умения при решении проблемных задач.

• Совершенствовать представления о пространственном расположении предметов.

• Уточнять, систематизировать и углублять знания о мире животных.

• Расширять представления о строении и жизнедеятельности человека.

Учить различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

Обучать ориентировке в контрастных и смежных частях суток с использованием слов: сегодня, вчера, раньше, скоро.

• Закреплять такие сенсорные понятия, как пространство, количество, размер, цвет.

Развивающие задачи:

Развивать психические процессы: мышление, произвольность, образность памяти; устойчивость внимания.

• Развивать познавательную активность.

• Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи, группировать и классифицировать предметы.

• Развивать способность практически применять усвоенные знания.

• Развивать познавательный интерес к миру природы.

• Развивать экологическое мышление и творческое воображение.

• Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.

• Способствовать проявлению и развитию индивидуальных познавательных интересов и потребностей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать социальные навыки: умение работать самостоятельно, соблюдать правила и выполнять инструкции взрослого.

•Воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности с ними.

• Воспитывать интерес к художественному слову.

• Воспитывать гуманное отношение ко всему живому и окружающей среде.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

• Основы экологической культуры.

• Некоторые особенности природы своего края.

• Основные признаки времен года.

• Значение природы для человека.

• Группы растений и животных.

• Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

• Правила поведения в природе.

• Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Учащиеся должны уметь:

• Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

• Выполнять правила личной гигиены.

• Различать изученные растения, животных.

• Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.

• Подкармливать птиц в простейших кормушках.

• Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

• Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством воспитателя.

Актуальность проблемы:

При изучении этого материала, дети узнают много нового и интересного. Расширят представление об окружающем и животном мире. Научаться ориентироваться в пространстве, размышлять на заданную тему, формулировать связную речь. Путем наблюдения, дети будет развивать интерес к окружающему нас миру.

Перспективный план: (64 часа) понедельник, пятница.

№ Тема занятия

Цель занятия Дата Коррекция

1 Наблюдение в аптекарском огороде.

Закреплять знания о лекарственных растениях, растущих на участке школы; формировать умение и желание беречь и защищать природу, развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к растениям.

2 У цветочной клумбы.

Познакомить детей с названиями цветов - ноготки (календула, ромашка, настурция, их строением (найти стебель, листья, цветки, корни). Познакомить с понятиями "высокий - низкий" (цветок, "короткий - длинный" (стебель). Воспитывать трудолюбие.

3 Большая лейка. Познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и последовательность для достижения цели. Воспитать уважение к людям труда желание помогать.

4 Наблюдение за деревом Уточнять понятия «дерево». Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий». Воспитывать бережное отношение к окружающему миру растений.

5 Наблюдение за пауком. Продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида пауков, их жизни; формировать интерес к окружающему миру.

6 Наблюдение за паутиной. Показать детям многообразие осени. Учить наблюдательности. Развивать связную речь, память, мышление, интерес.

7 Наблюдение за божьими коровками. Познакомить детей с характерными признаками насекомого, о его защитных средствах. Воспитывать любовь к насекомым.

8 Наблюдение за приметами золотой осени. Уточнить представления детей о золотой осени, накапливать эмоционально чувственный опыт. Прививать любовь к природе. Воспитывать бережное отношение к живому.

9 Наблюдение за березой осенью. Уточнить характерные признаки дерева, закрепить названия частей дерева. Учить сравнивать предметы. Воспитывать бережное отношение к природе.

10 Наблюдение за муравьями. Расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях; вызывать интерес к окружающему миру. Воспитывать любовь к насекомым.

11 Наблюдение за перелетными птицами. Дать общие представления о птицах: голубь, ворона,

воробей, учить узнавать пернатых по внешнему виду. Учить замечать,

как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют

воду из лужицы).

12 Наблюдение за насекомыми. Формировать желание наблюдать за насекомыми. Дать представления о насекомых. Познакомить с внешними особенностями насекомых. Развивать связную речь.

13 Листопад. Закрепить знания признаков поздней осени. Уточнить, почему падение листьев называют листопадом. Развивать воображение детей. Воспитывать бережное отношение к природе.

14 Наблюдение за морковью и свеклой. Дать представление об овощах: моркови и свекле. Формировать умение находить в огороде овощи: морковь, свеклу. Познакомить с внешними особенностями овощей. Учить различать овощи по виду, форме. Развивать связную речь.

15 Наблюдение за дождем и ветром. Показать, что осенний дождь может быть разным. Показать простейшие связи между явлениями природы и жизнедеятельностью людей. Учить определять ветряную погоду по внешним проявлениям (люди одеваются тепло – холодный ветер, люди одеваются легко –

теплый ветер).

16 Наблюдение за грибами. Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, дать представление о съедобных и ядовитых грибах; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека, развивать умение сравнивать, делать выводы, воспитывать наблюдательность.

17 Многообразие осенних листьев. Показать детям многообразие красок золотой осени, познакомить с разнообразием растущих деревьев в Казахстане. Раскрывать понятие листопад. Воспитывать наблюдательность.

18 Наблюдение за осенними цветами. Учить различать цветущие растения от не цветущих растений. Учить восхищаться красотой цветущих растений. Развивать умение сравнивать и делать выводы. Воспитывать любовь к растениям, цветам.

19 Знакомятся с работой дворника. Познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая

значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные

операции и их целесообразную последовательность для достижения

цели. Воспитывать трудолюбие.

20 Что нам подарила осень. Закрепить знание детей о растительном мире, уточнить, что где растет. Развивать связную речь, мышление. Воспитывать интерес к занятию.

21 Изучаем увядшие растения. Уточнить изменения в неживой природе, происходящие на земле. Развивать способности наблюдать, мыслить, делать выводы, воспитывать чувство ответственности, формирование умения общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.

22 Очаровательный сорняк. Дать детям представление о том, что в природе важны все растения; познакомить с внешним видом одуванчика и его изменениями в течение суток. Развивать зрительную память, мышление, воображение. Воспитывать усидчивость.

23 Хмурая осень. Познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени - дождливой погодой. Уточнить название и назначение предметов одежды. Развивать мышление, связную речь, учить отвечать полным ответом на вопрос. Воспитывать любовь к природе.

24 Наблюдение за крапивой. Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

25 Деревья без листьев. Закрепить узнавание деревьев по внешнему виду, развивать мышление, наблюдательность, описательную речь; воспитывать экологическую культуру у младших школьников.

26 Экскурсия вокруг сада. Уточнять понятия "дерево", познакомить с их разнообразием и его строением. Объяснить, как отличить дерево от куста. Развивать воображение, эмоциональную сферу, речь. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о деревьях. Воспитывать бережное отношение к природе, лесу, деревьям.

27 Наблюдение за ветром. Закрепить знания о тихой погоде, ветреной, силе ветра. Определить направление ветра по окружающим предметам, флюгеру. Холодный ветер – северный, теплый – южный. Познакомить с флюгером. Отмечать ветреную погоду в календаре природы.

28 Наблюдение за солнцем. Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем. Развивать любознательность, интерес.

29 Первый снег. Закрепить знание признаков поздней осени. Уточнить, почему тает первый снег. Развивать воображение, эмоциональную сферу, речь. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о первом снеге. Воспитывать усидчивость.

30 Наблюдение за синичками. Познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять преставления об особенностях питания этих птиц познакомить с повадками.

Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

31 Рябина и рябинка. Расширить представление о растениях ближайшего окружения; учить сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщение. Развивать мышление, речь.

32 Наблюдение за птицами. Дать детям общие представления о птицах (голубь, воробей, учить узнавать пернатых по внешнему виду. Развивать любознательность.

33 Наблюдение за воробьями. Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Познакомить с внешними особенностями воробья; учить находить сходные и отличительные признаки между вороной, голубем, воробьем.

34 Наблюдение за ветром. Продолжать учить определять силу ветра; расширять знания детей о неживой природе. Развивать интерес, любопытство. Воспитывать усидчивость.

35 Наблюдение за елью. Дать представление о деревьях. Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья). Знакомить с характерными особенностями ели. Учить бережно относится к растениям.

36 Наблюдение за снегопадом. Уточнить представления о свойствах снега; закрепить знания о сезонном явлении — снегопаде. Развивать память, наблюдательность. Воспитывать интерес.

37 Наблюдение за водой. Дать элементарные представления о свойствах воды. Обозначить зависимость состояния воды от температуры окружающей среды. Обогащать словарный запас детей.

38 Наблюдение за снегопадом. Формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного.

39 Наблюдение за рябиной. Продолжать наблюдение за рябиной осенью; учить находить сходство и различия красной и черной рябины. Развивать мышление, память связную речь. Воспитывать любовь к природе.

40 Наблюдение за небом. Познакомить детей с внешними особенностями зимнего неба. Вызвать у детей интерес к внешним особенностям неба. Развивать интерес к занятию.

41 Изучаем транспорт. Научить различать и называть виды общественного транспорта. Соблюдать правила дорожного движения. Различать основные части легковых машин.

42 Наблюдение за снегом и льдом. Закреплять знания о разнообразных состояниях воды; формировать реалистическое понимание неживой при-роды. Развивать интерес детей к занятию.

43 Ласковый кот Федот. Расширить и углубить представления детей о домашнем животном; научить различать характерные признаки внешнего вида животных. Познакомить с особенностями поведения этих животных.

44 Наблюдение за пнем. Способствовать формированию представлений о том, что такое пень; что пень служит "домом" для разнообразных живых существ (животных и растений); развивать воображение детей. Воспитывать интерес к занятию.

45 Наблюдение за птицами. Закрепить знания детей о птицах: название, части тела, учить различать по размеру, внешним особенностям. Расширять преставления об особенностях питания этих птиц познакомить с повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

46 Наблюдение за вороной. Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Закрепить представление о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных птиц. Развивать воображение детей, память. Воспитывать любовь к птицам.

47 Наблюдение за сезонными изменениями. Формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи); закреплять знания о солнце (светит, но не греет). Развивать интерес к окружающей нас природе.

48 Наблюдение за грузовым транспортом. Познакомить с видами наземного транспорта: пассажирский, грузовой, специальный; назначение транспорта. Формировать интерес к технике. Формировать умение употреблять обобщающее слово – «транспорт», «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт», «транспорт специального назначения», формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Транспорт». Стимулировать желание участвовать в беседе, развивать слуховое внимание. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

49 Наблюдение за собакой. Закреплять представление о собаке: внешний вид, движения, издаваемые звуки, повадках, упражнять в произношении звукоподражаний, воспитывать осторожность по отношению к незнакомым собакам.

50 Наблюдение за камнями. Формировать представление о камнях как части неживой природы, научить видеть в камне различные предметы, наносить рисунок. Развивать воображение, фантазию детей.

51 Наблюдение за солнцем. Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня».

Развивать интерес к занятию.

52 Наблюдение за березой. Продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев;

воспитывать желание любоваться красотой дерева.

53 Наблюдение за специальным транспортом. Расширить представления детей о видах транспорта и его функциональном назначении; познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный; уточнять и расширять знания о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения.

54 Наблюдение за сорокой. Формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках; воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.

55 Наблюдение за тополем. Расширить и систематизировать знания детей о тополе. Словарь: светолюбивый, влага, влаголюбивый, быстрорастущий.

Развивать мышление, умение применить теоретические знания на практике.

Воспитывать интерес к природе ближайшего окружения.

56 Наблюдение за голубями. Продолжать закрепление знаний о птичьем мире; уточнять, чем питаются и где живут птицы, как человек ухаживает за ними, почему дикие голуби занесены в Красную книгу. Воспитывать любовь к птицам.

57 Наблюдение за дождливой погодой. Познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени - дождливой погодой. Уточнить название и назначение предметов одежды.

58 Наблюдение за травой. Дать представление о травянистых растениях. Воспитывать бережное отношение к травянистым растениям. Показать, что травянистые растения ниже по сравнению с деревьями, осенью трава меняет свой цвет, она желтеет, сохнет.

59 Наблюдение за небом и облаками. Продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Разобрать понятие "облако", зависимость погоды от наличия облаков. Развивать внимание.

60 Наблюдение за песком. Дать элементарные представления о свойствах песка. Развивать у детей творческие способности. Формировать культурно-гигиенические навыки, выявить свойства песка и почвы, их сходства и отличия.

61 Наблюдение за грузовым транспортом. Закрепить знания детей о транспортных средствах.

62 Наблюдение за пешеходом. Закрепить знания о работе светофора и назначении сигналов; формировать знания основ безопасности собственной жизнедеятельности через соблюдение правил дорожного движения; учить детей связно отвечать па вопрос воспитателя.

63 Наблюдение за насекомыми. Познакомить с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.

64 Наблюдение за вертолетом. Закреплять знания о воздушном транспорте; формировать интерес к профессии пилота. Развивать интерес к профессиям человека.

Литература:

1. Н. Сламбекова «Чудеса природы Казахстана» Издательство: Аруна, 2008 г.

2. А. А. Иващенко «Заповедники и национальные парки Казахстана» Алматы- 2009год.

3. Тамара Сатыбалдиевна Идилова «Познание мира» Алматы - 2009 год.

4. Айтжанова А. Б. «Мир вокруг нас» Шымкент – 2007 год.

5. Казначеев В. П. «Человек и окружающая среда» Алматы 2001 год.

6. А. А. Иващенко «Растительный мир Казахстана» Алматы – 2009 год.

7. https://narod.ru/disk/773948000/bio030.zip.html

8. https://www.solnet.ee/

9. https://www.razumniki.kz/

10. Красная книга Казахстана Салиш С. С., издательство - 2013г.

Публикации по теме:

«Мир вокруг нас!» «Мир вокруг нас!» (конспект занятия по познавательному развитию) Образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных.

Дидактическое пособие для старших дошкольников: познавательный куб «Мир вокруг нас» Цель использования: формировать представления об окружающем мире, помочь детям повысить произвольное, зрительное и слуховое внимание. Воспитывать.

Фотоотчёт об экологическом семинаре «Мир вокруг нас». 1 частьФотоотчёт об экологическом семинаре «Мир вокруг нас». 1 часть 25 октября 2017 года в МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного вида" города Пикалёво прошёл семинар для руководителей "Современные подходы.

Фотоотчёт об экологическом семинаре «Мир вокруг нас». 2 частьФотоотчёт об экологическом семинаре «Мир вокруг нас». 2 часть 2 часть. Семинар для руководителей "Современные подходы в организации в ДОО в соответствиис ФГОС ДО" "Мир вокруг нас". План мероприятий,.

Конкурс рисунков «Мир вокруг нас»Конкурс рисунков «Мир вокруг нас» Как я уже отмечала, мы с детьми всегда охотно откликаемся на все предложения принять участие в каком - либо конкурсе. Вот и этой весной,.

Моё увлечение фотографией. Часть вторая — «Животный мир вокруг нас»Моё увлечение фотографией. Часть вторая — «Животный мир вокруг нас» Как я уже писала ранее,я увлекаюсь фотографией. И если моими первыми маленькими "вдохновителями"стали мои дети,то дальше меня заинтересовала.

НОД с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Мир вокруг нас» НОД «Мир вокруг нас» для воспитанников старших возрастных групп Цель: углубление знаний об окружающем мире, развитие речи, психических познавательных.

Проект «Мир вокруг нас» Проект по социально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста на основе сотрудничества ДОУ и семьи «Мир вокруг нас» Проект.

Развивающая прогулка в детском саду «Мир вокруг нас»Развивающая прогулка в детском саду «Мир вокруг нас» Тема " Мир вокруг нас" Цель: учить детей определять приметы осени Задачи: -закреплять знания о сезонных изменениях; - продолжать учить.

Экологический проект «Мир вокруг нас» Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа «Мир вокруг нас»
Опубликовано: 4 ноября 2017 в 19:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД