Папки-передвижки

Программа наставничества «Ступеньки к педагогическому мастерству»

Анастасия Мокова
Программа наставничества «Ступеньки к педагогическому мастерству»

Пояснительная записка

[/b]

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации системы образования, является развитие кадрового состава,его потенциала, конкурентноспособности. Приоритетность этого направления развития образования фиксируется в "Законе об Образовании в РФ"Стратегии развития российского образования до 2020 года, в Профессиональном стандарте педагога и во ФГОС дошкольного образования.

Публикация «Программа наставничества „Ступеньки к педагогическому мастерству“» размещена в разделах

Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения, обладающих современными навыками и умениями, сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду, важность педагога не как лица с наличием диплома, а как личности отвечающей современным требованиям развития образования. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е. В. Бондаревская, Л. И. Божович, М. И. Лисина, В. С. Мухина). Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования.

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли молодой педагог как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Каждый руководитель дошкольной образовательной организации, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами.

Для эффективной организации воспитательно -образовательного процесса в дошкольном отделении необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями и навыками в данной области деятельности.

Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых педагогов. Программа актуальная для образовательных организаций, где преобладающее большинство молодых педагогов не имеющих опыт работы в детском саду. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

Этапы становления молодого специалиста включают:

• адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)

• стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)

• преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)

Параметры

Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

• вхождение в профессиональное образовательное пространство,

• профессиональное самоопределение,

• творческая самореализация,

• проектирование профессиональной карьеры,

• вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.

• самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

Программа наставничества «Ступеньки к педагогическому мастерству» направлена на становление молодого специалиста и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности.

Цель программы: оказание помощи молодому педагогу в его профессиональном становлении, повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.

Задачи программы:

1. активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации быть педагогом дошкольного образования;

2. организация внутри образовательного учреждения методической работы с молодым специалистом.

3. организация наставничества по различным направлениям с молодым специалистом.

4. ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

5. адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива дошкольного отделения и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей педагога.

Реализация программы

Основной подход в оказании помощи молодым специалистам – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих педагогов.

Важнейшим этапом в профессиональном становлении воспитателей являются первый, второй годы работы в ДО.

Цель наставничества в этот период: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии воспитанников, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т. д.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого специалиста носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа:

1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет затруднения в его умениях и навыках, чтобы выработать план совместной работы.

2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует план работы с молодым специалистом, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

В своём профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько ступеней.

I ступень – 1-й год работы (стажировка): самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Трудности, испытывающие в работе, заставляют заниматься самообразованием.

Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

В адаптационный период молодой педагог наблюдает за деятельностью наставника, ведет дневник, составляет картотеки, определяется с темой самообразования, составляет план развития, заполняет личную карточку молодого педагога.

ІІ ступень – 2–5-й годы работы (развивающий): процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, получение авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДО, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т. д. На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне дошкольного отделения.

ІІІ ступень – 5–6-й годы работы (становления): складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы.

Ожидаемый результат.

Познание себя и ориентация на ценности саморазвития;

Сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;

Раскроется творческий потенциал молодого педагога;

Качественное изменение отношений в коллективе;

Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь;

Рост профессиональной и методической компетенции молодых педагогов, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

Программа наставничества «Ступеньки к педагогическому мастерству» поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.

Литература:

1. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М. 2007.

2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004.

3. Васильева А. И., Бахтурина Л. А., Кобитина И. И. Старший воспитатель детского сада. М. 1990.

4. Голицина Н. С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М. 2004.

5. Модель инновационых комплексов при освоении ФГОС ДО. – М. : ТЦ Сфера; СПб. : Образовательные проекты, 2016. – 128с.

6. Настольная книга старшего воспитателя/авт. -сост. Ю. А. Афонькина, З. Ф. Себрукович. – Волгоград: Учитель, 2015. – 153 с.

7. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96с.

8. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1 Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие/автор. -сост. Е. В. Шитова. – Изд. 3 – е, испр. – Волгоград: Учитель. – 168 с.

9. Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007, № 2,3,4-2004.

10. Энциклопедия педагогических ситуаций /Под ред. Н. В. Микляевой. – М. :ТЦ Сфера, 2011. – 128с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Мастер-класс по гончарному мастерству в ДОУ»Фотоотчёт «Мастер-класс по гончарному мастерству в ДОУ» Фотоотчёт "Мастер-класс по гончарному мастерству в ДОУ" Здравствуйте уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию фотоотчёт нашей творческой.

Консультация для родителей «Ступеньки к творчеству» Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к.

Мастер-класс по актерскому мастерству для педагогов Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Плешановский детский сад №2» «МАСТЕР - КЛАСС ПО АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ» Музыкальный.

Общеразвивающая программа «Обучение цирковому мастерству» для детей 5–6 лет Данная программа рассчитана на 2 года обучения, можно использовать как самостоятельную программу, так и вспомогательную. Основная цель программы.

Конспект по педагогическому проекту «Масленица» Проект «Масленица» Этапы проекта: 1. Подготовительный 2. Основной 3. Заключительный Тип проекта: творческий, познавательный, художественно.

Проект «Ступеньки к школе» Проблема: Недостаточное формирование у детей мотивационной готовности к школе. Срок реализации: долгосрочный (октябрь – май). Вид проекта:.

Работа социального педагога по психолого-педагогическому просвещению родителей Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному.

Роль наставничества в формировании профессиональных качеств молодых педагогов Роль наставничества в формировании профессиональных качеств молодых педагогов Панченко Светлана Константиновна, преподаватель ГБПОУ ВО.

Викторина к педагогическому совету «Педагогическое мастерство» Давайте разделимся на две команды по цвету белых и серебристых снежинок, которые вы получили при входе в зал. Соревноваться будут две команды.

Выступление к педагогическому совету «Быть здоровым — здорово» Вступительное слово Добрый день, уважаемые коллеги, родители! Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как.

Автор публикации:
Программа наставничества «Ступеньки к педагогическому мастерству»
Опубликовано: 18 января 2019 в 05:22
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД