Папки-передвижки

Программа нравственно-патриотической направленности «Мой край родной»

Светлана Аникеева
Программа нравственно-патриотической направленности «Мой край родной»

Пояснительная записка

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает». «Конвенция о правах ребенка», статья 29.

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки родной культуры, для усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.

Публикация «Программа нравственно-патриотической направленности „Мой край родной“» размещена в разделах

Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эта идея стала источником создания программы нравственно-патриотической направленности «Мой край родной». Предлагаемая программа отражает основные национально - культурные условия регионального компонента с учетом возможностей методического потенциала педагогов, информационного и технического обеспечения доу и реализуется в образовательной деятельности в рамках основной программы дошкольного образования дошкольного учреждения.

Система и последовательность работы с детьми по приобщению их к русской национальной культуре и истории родного края представлена следующим образом:

Блок «Мой дом – моя семья»

Блок «Прогулка по городу»

Блок «Народная культура края»

Блок «Богатство родного края»

Цели и задачи реализации программы.

Цель программы : формирование у дошкольников целостного отношения к Красноярскому краю.

Для достижения этой необходимо решение следующих задач:

• формирование у детей чувства принадлежности к культуре русского народа, уважение к культурам других народов, проживающих на территории Красноярского края;

• формирование представлений об истории и культуре родного города и края;

• формирование представлений о живой и неживой природе Красноярского края.

Педагогические условия необходимые для эффективной реализации национально – культурного и регионального компонента:

• создание культурно-развивающей среды в ДОУ

• интеграция национально – культурного и регионального компонента в образовательную деятельность (народные праздники и традиции: Рождество, Новый год, Масленица, День Земли и т. д,; государственные праздники: 8 марта, День защитника Отечества, День Победы и т. д. ; традиции дошкольного учреждения и группы: День открытых дверей, фестиваль подвижных игр и т. д.)

• организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Принципы к формированию программы.

Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:

• принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности

• принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений

• принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

• принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства

• принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

• принципа учета этнокультурной ситуации развития детей.

Подходы к реализации программы :

Подход личностно-ориентированного взаимодействия.

Позволяет обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, условия для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также обеспечить открытое образовательное пространство ДОУ, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи в образовательном процессе.

Деятельностный подход.

Предусматривает организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно-деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы.

Компетентностный подход.

Основным результатом образовательной деятельности становится формирование компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем

Содержательный раздел.

В программе разработано комплексно – тематическое планирование, которое включает четыре блока. В каждом блоке определены формы работы с учетом возрастных особенностей детей группы. Предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о Красноярском крае.

I блок «Мой дом – моя семья»

Темы:

1) Семья

2) Я и моё имя

3) Мужчины и женщины в семье.

4) Традиции моей семьи

Задачи:

развивать у детей коммуникативные умения,

расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях;

воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им;

развивать самопознание и воспитывать у ребёнка уважение к себе.

развивать у детей интерес к обычаям и традициям, своей семьи

II блог «Прогулка по городу»

Темы:

1) Я люблю свой детский сад

2) Улицы родного города

3) История города

4) Символика

Задачи:

Развивать интерес детей к истории возникновения Красноярска, к жизни наших предков;

Развивать интерес детей к достопримечательностям города;

Закрепить представления детей о Красноярске (символике, местоположением на карте)

Познакомить детей с историей возникновения Красноярска, с жизнью А. Дубенского, основателя г. Красноярска, знать, что в городе есть памятник, названа улица в его честь и ажурный вантовый мост, соединивший Стрелку с островом Татышева.

Закрепить знания детей о Красноярске (символике, местоположением на карте)

III блог. «Народная культура края»

Темы:

1 Забавы вокруг печки. Народные игры

2. Город чудный – город древний.

3. Как живут в Сибири?

4. Кто живет с нами рядом. знакомство с народами края

Задачи

познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями;

- продолжать знакомить с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками;

- познакомить с архитектурой старого, деревянного Красноярска, разнообразием видов построек и жилищ народов, населяющих наш край их украшениями,

учить создавать макет многоэтажного терема, украшая его куполами, башнями, крылечками;

- продолжать формировать уважение к традициям русского народа, поддерживать интерес к национальной одежде, знакомить с русской старинной одеждой.

IV блог. «Богатство родного края»

Темы:

1) Что такое заповедник?

2) Флора и фауна родного края

3) Водные просторы края

4) Красная книга нашего края

Задачи:

Закреплять представления об особом характере рельефа, многообразий животного и растительного мира, приспособлении диких животных к жизни в природных условиях.

Познакомить с Красной книгой Красноярского края. Продолжать воспитывать у детей любовь к природе стремление заботиться о растениях и животных.

Примерный перечень мероприятий по темам:

Как живут наши друзья целевая прогулка по территории детского сада, условия для жизни растений

«Город, в котором я живу» Конкурс рисунков.

«История нашего края» Беседа с презентацией

«Что значит быть хорошим сыном и дочерью» Беседа.

«Почему меня так назвали» Презентация детских проектов

«Кто живет в лесах Красноярского края» Виртуальная экскурсия по лесам

«Спешите творить добро!» Ситуативный практикум

«Дорогая моя столица края» Заочное путешествие по городу Красноярску.

«Города и села Красноярского края на карте» исследовательская деятельность

«Из истории края» рассказы детей, подготовленные с родителями.

Музыкально – литературная гостиная «Песни и стихи для тебя Красноярский край»

«Макет города» Изготовление

«Флаги и гербы» Беседа с творческим заданием.

«Мой папа – мастер на все руки» Презентация семейных творческих работ

Д/и «Растения нашего леса» составление альбома

«Полезные богатства края экспериментирование

«Животные нашего края» изготовление макетов природных зон

Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма

Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

«День птиц» Викторина.

«Там, где погиб неизвестный солдат» Выставка рисунков.

«Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь» Фестиваль творчества о Красноярском крае

Публикации по теме:

«Поволжье — наш край родной». «Поволжье – наш край родной». Образовательная область: социально – коммуникативное развитие. Возраст детей: средняя группа. Место проведения:.

«Растим патриотов России!» — представление форм, методов и особенностей нравственно-патриотической работы в Мдоау ТЕМА: "Растим патриотов России!" В основном законе нашей страны – Конституции – сказано, что мы, народ Российской Федерации, принимаем Конституцию.

Край родной-Иваново Задачи приоритетной образовательной области: • Познание развитие позновательно-исследовательской деятельности через зрительное, тактильное,.

Кубанский край-мой дом родной Наш детский сад участвует в показе занятий и презентаций по кубановедению. Будут коллеги не только из города,но и края. Я тоже показываю.

Мой край родной Информационно – творческий реферат о родном крае. Как и любая страна, город, наше село – село Преображенка, имеет свою историю. История.

Итоговое занятие в подготовительной группе «Моя Родина — Россия, край родной мой — Тульский край» Моя Родина России, край родной мой – Тульский край. Итоговое занятие в подготовительной группе. Программное содержание: - обобщить знание.

Нравственно-патриотический проект «Мой родной любимый край» НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Мой любимый родной край» Цель проекта: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край цени и знай»Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край цени и знай» ПРОЕКТ «Рукавичка» младшая группа (3-4) Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Тип проекта: социальный, игровой, познавательный.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Паспорт проекта Вид проекта: творческий, групповой Участники – дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители Форма представления.

Родной край — ЧувашияРодной край — Чувашия Родной край – Чувашия! Ежегодное празднование Дня чувашского языка приурочено ко дню рождения выдающегося деятеля культуры и просветителя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа нравственно-патриотической направленности «Мой край родной»
Опубликовано: 22 сентября 2015 в 05:42
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД