Лучший педагог года

Программа песочной терапии «Волшебный песок» (развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников)

Щербенко Валентина
Программа песочной терапии «Волшебный песок» (развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников)

1. Пояснительная записка

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическими проблемами может терапия песком.

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение.

Публикация «Программа песочной терапии „Волшебный песок“ (развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников)» размещена в разделах

Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Занятия по песочной терапии обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А. С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка.

«Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения» А. В. Запорожец.

Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.

1.1 Цели и задачи программы.

Основная цель: развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.

В соответствии с этой целью формируются

Задачи:

• стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;

• вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;

• формировать позитивное отношение к своему «Я»;

• формировать позитивное отношение к сверстникам;

• развивать навыки социального поведения;

• совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

• cпособствовать проявлению эмпатии;

• развивать фантазию и образное мышление;

• побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;

• использовать метод песочной терапии для развития мелкой моторики.

1.2. Основные направления программы.

Игровая деятельность.

• Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

• Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;

•Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.

•В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.

Эмоционально – волевое.

Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:

• снизить уровень нервно – психического напряжения;

• способствовать возникновению положительных эмоций.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;

Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;

Развивать умение слушать и слышать друг друга.

Сенсомоторное.

• Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

• Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

• Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

• Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

• Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений).

• Посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;

• Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;

• Помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.

Развитие речи.

Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:

• развивать точность понимания речи;

• способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;

• обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;

• используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок;

• используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;

• пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

1.3. Основная идея программы.

Основная идея программы – используя игры с песком и водой, кинетическим песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.

Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:

• понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;

• формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности, через создание позитивного эмоционального фона;

• гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.

• песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.

1.4. Советы по организации занятий.

• Песочница с песком должна постоянно находиться в специально отведенном для него месте.

• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

• Не помещайте песочницу в углу комнаты. К песочнице должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).

• Песочницу с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей.

• Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.

• Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно планшета для рисования песком.

• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.

Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.

• Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.

• Периодически песочницу нужно пополнять песком.

• Дети способны многому научиться, играя в песочнице, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.

• После занятий песочницу рекомендуется закрывать специальной крышкой.

1.5. Оборудование:

1. Песочница.

2. Песок.

3. Кинетический песок.

4. Фигурки:

• Человеческие персонажи;

• Сказочные герои (злые и добрые);

• Животные (домашние, дикие и др.);

• Транспорт (наземный, водный, воздушный, и др.);

• Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.);

• Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, шишки, и пр.);

• Бросовый материал (трубочки, цветной картон);

• Пластиковые или деревянные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.);

• Пластиковые трубочки с отверстиями;

• Совочки, грабельки, стаканчики, сито.

1.6. Условия проведения занятий с песком:

1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

2. Исключить детей с аллергией на пыль и мелкие частицы, а так же легочные заболевания.

3. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

1.7. Формы и методы воспитательно-образовательного процесса.

Методы.

Наглядные методы:

• наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/

• наглядно - зрительные / дидактический материал /;

• сенсорно - моторные / обследование /;

• тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;

• формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;

• элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж, дыхательные упражнения, тактильные обследования /.

Словесные методы:

• объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;

• указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;

• вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /;

• пояснения, уточнения.

Практические методы:

• метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;

• игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.

Формы.

Индивидуальные игры:

позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Групповые игры:

игры с песком в группе направлены в основном на развитие комму- никативных навыков, т. е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Так же позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

1.8. Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы.

На первом занятии можно узнать очень многое о ребенке:

• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);

• уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, рас- спрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);

• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);

• сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);

• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).

В течение занятия, пока ребенок строит свою сказочную страну, можно выяснить:

• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику, если ребенок говорящий;

• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);

• стиль семейных отношений (диалоги между героями);

• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и не- произвольная память (помнит ли, где стояли игрушки, восприятие формы, цвета, размера;

• устойчивость и распределение внимания, работоспособность;

• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).

В конце занятия специалист выясняет следующие качества ребенка:

• уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);

• уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;

• умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки, сообразительность;

• на групповых (2—4 человека) занятиях – уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.

1.9. Сроки реализации программы.

Программа реализовывается в течение четырёх лет. Программа используется для работы с детьми второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп.

2. Тематическое планирование.

2.1. Тематический план работы с песком с детьми младшего возраста.

Месяц Неделя Игры и упражнения

Сентябрь 1 неделя «Знакомство со свойствами песка»

2 неделя «Знакомство со свойствами сухого песка и кинетического»

3 неделя «Копаем – насыпаем»

4 неделя «Пересыпаем»

Октябрь 1 неделя «Мышки в норках»

2 неделя «Перелетные птицы»

3 неделя «Домики для животных»

4 неделя «Посуда. Копаем-насыпаем»

Ноябрь 1 неделя «Цветные заборчики»

2 неделя «Мой дом. Угадай, чьи следы»

3 неделя «Я и моя семья»

4 неделя «Зимняя сказка»

Декабрь 1 неделя «Угощение для животных»

2 неделя «Зимние забавы»

3 неделя «Новогодние украшения»

4 неделя «Чьи следы»

Январь 1 неделя ---

2 неделя ---

3 неделя «Секретики»

4 неделя «Животные холодных стран»

Февраль 1 неделя «Снег идет»

2 неделя «Я пеку, пеку, пеку…»

3 неделя «Мы едем, едем,едем…»

4 неделя «23 февраля»

Март 1 неделя «Подарок маме»

2 неделя

3 неделя «Признаки весны»

«Вода вокруг нас. Кто живет в воде?»

4 неделя «Приключение на морском дне»

Апрель 1 неделя «Отпечатки наших рук-птица»

2 неделя «Космос»

3 неделя «Угощения друзьям»

4 неделя «Что спряталось в песке?»

Май

1 неделя «Народная игрушка»

2 неделя «Праздничный салют»

3 неделя «Цветочная поляна»

4 неделя «Рисуем узоры»

2.2. Тематический план работы с песком с детьми средней группы.

Месяц Неделя Игры и занятия

Сентябрь 1 неделя «Знакомство со свойствами песка»

2 неделя «Знакомство со свойствами сухого и кинетического песка»

3 неделя «Разные следы»

4 неделя «Мышки в норках»

Октябрь 1 неделя «Чего не стало?»

2 неделя «Домишки для муравьишки»

3 неделя «Секретики»

4 неделя «Угадай на ощупь»

Ноябрь 1 неделя «Жили-были…»

2 неделя «Я волшебник»

3 неделя «Рисование песком»

4 неделя «Море, река и их обитатели»

Декабрь 1 неделя «Лесные жители»

2 неделя «Бабушкин дворик»

3 неделя «Рисование песком»

4 неделя «Я волшебник»

Январь 3 неделя «Сказочная страна»

4 неделя «Лес и его обитатели»

Февраль 1 неделя «Жила-была рыбка…»

2 неделя Инсценировка сказки «Колобок»

3 неделя «Рисованием песком»

4 неделя «Нарисуй цифры из песка»

Март 1 неделя Инсценировка сказки «Колобок на новый лад»

2 неделя «Какой, какая, какое?»

3 неделя «Я пеку, пеку, пеку…»

4 неделя «Найди клад»

Апрель 1 неделя «Математический диктант»

2 неделя «На поляне расцвели…»

3 неделя «Угадай на ощупь»

4 неделя «Я волшебник»

Май 1 неделя «Нелепицы»

2 неделя «Создай, что хочешь»

3 неделя «Найди больше»

4 неделя «Рисуем песком»

2.3. Тематический план работы с песком для детей старшего возраста и подготовительной группы.

Месяц Неделя Игры и занятия

Сентябрь 1 неделя «Знакомство со свойствами песка»

2 неделя «Знакомство со свойствами сухого и кинетического песка»

3 неделя «Путешествие в Волшебную страну»

4 неделя «Что спряталось в песке?»

Октябрь 1 неделя «Упражнения с палочками»

2 неделя Инсценирование сказки «Теремок»

3 неделя «Цифры из песка»

4 неделя «Рисуем песком»

Ноябрь 1 неделя «Отгадай загадку»

2 неделя «Город в котором мы живем»

3 неделя «Отгадай загадку»

4 неделя «Домашние животные»

Декабрь 1 неделя «Водный мир»

2 неделя «Зимняя сказка»

3 неделя «Математический диктант»

4 неделя «Я волшебник»

Январь 3 неделя «Секретики в песке»

4 неделя «Мы создаем мир»

Февраль 1 неделя «Узнай букву и назови звук»

2 неделя «Найди клад»

3 неделя «Поварята»

4 неделя «Нарисуй цифры из песка»

Март 1 неделя «Подарок маме»

2 неделя «Какой, какая, какое?»

3 неделя «Необычайная история»

4 неделя «Необыкновенные следы»

Апрель 1 неделя «Математический диктант»

2 неделя «Признаки весны»

3 неделя «Угадай на ощупь»

4 неделя «Городок игрушек»

Май 1 неделя «Песочная грамота»

2 неделя «Создай, что хочешь»

3 неделя «Песочный д/с»

4 неделя «Рисуем песком»

3. Планируемые результаты:

• игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;

• дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни;

• песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии);

• игры с песком и водой позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;

• в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;

• в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций /особенно тактильной чувствительности/;

• игровые упражнения с песком успешно используются в диагностических целях;

4. Структура и формат занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 20- 30 минут (в зависимости от возраста). Одно занятие в неделю направлено на развитие познавательной сферы, второе занятие на развитие эмоционально-личностной сферы.

Адресат: дети дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

4.1. Структура занятия

Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.

Часть 1. Вводная

Цель – настраивать детей на совместную работу, устанавливать эмоциональный контакт между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.

Часть 2. Основная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сферы ребенка.

Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия.

Часть 3. Завершающая

Основные цели: подводить итоги занятия, создать у каждого участника чувства принадлежности к группе и закреплять положительные эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии.

Методическая литература, на основе которой была составлена программа

1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое со- провождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.

4. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.

5. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного обра- зовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.

7. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально- волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.

8. Кондратьева С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.

9. Валиева А. Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

10. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Дидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферыДидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферы Сегодня я хотела поделиться дидактическими материалами по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Совсем недавно.

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Фотоотчёт о проведении НОД по песочной терапии «Поиграем мы в песок» в старшей группеФотоотчёт о проведении НОД по песочной терапии «Поиграем мы в песок» в старшей группе Сегодня Вашему вниманию хочу представить небольшой фото-отчёт о проведённой деятельности по песочной терапии на тему "Поиграем мы в песок".

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Тренажёр по песочной терапии «Волшебный песок»Тренажёр по песочной терапии «Волшебный песок» Попова Валентина Тренажёр по песочной терапии "Волшебный песок" Цель: психотерапевтическое воздействие на детей Задачи: развивать мелкую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа песочной терапии «Волшебный песок» (развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников)
Опубликовано: 13 февраля 2023 в 14:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД