МААМ-картинки

Программа по формирования связной речи у детей 4–5 лет «Волшебный мир сказок»

Шигина Наталья Сергеевна
Программа по формирования связной речи у детей 4–5 лет «Волшебный мир сказок»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

В настоящее время речевое развитие детей остается одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Согласно ФГОС дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №155, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать ее для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Самым сложным из всех речевых умений, которым ребенок овладевает в дошкольном возрасте, является умение пересказывать и рассказывать.

Публикация «Программа по формирования связной речи у детей 4–5 лет „Волшебный мир сказок“» размещена в разделах

Именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи : фонетической, грамматической лексической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Развитие диалогической и устной монологической речи закладывает основы успешного обучения в школе.

Поэтому важной задачей развития речи в этот период является формирование речевой компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.

Связная речь – высшая форма речи, мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Именно поэтому, целевые ориентиры ФГОС направлены на развитие и воспитание воспитанника детского сада, который хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, строить речевые высказывания в ситуации общения. В связи с этим, педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, должны уделять особое внимание развитию связной речи детей. Как же ребенку - дошкольнику помочь в овладении и развитии связной речи? Проанализировав методическую литературу мы пришли к выводу о необходимости использования методов, облегчающих процесс становления связной речи. В этой связи возникла необходимость вести в рамках развивающей программы с детьми 4-5 лет целенаправленную систематическую работу по развитию связной речи и речевого общения, используя на занятиях более эффективные, целесообразные, интересные и занимательные для детей методы, приемы и средства, которые способствуют появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

В качестве таких занимательных средств можно выделить наглядное моделирование. Метод моделирования, разработан Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил обнаружить, что к использованию моделирования обычно обращаются с целью развития логического мышления дошкольника, оно используется при обучении некоторым видам рассказов, а системы работы по развитию связной речи с использованием моделирования нет. Необходимость пересмотра стратегии педагогической деятельности в области развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, явились основным фактором создания программы : «Формирование связной речи у дошкольников 4-5 лет в процессе использования метода наглядного моделирования при пересказе сказок и рассказов». В основу положена идея: использование метода наглядного моделирования в устранении недостатков звуковой и смысловой сторон речи, облегчении детям старшего дошкольного возраста овладением связной речью. С помощью приемов наглядного моделирования, использования символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчить детям процесс запоминания и увеличить объем памяти, развивать речемыслительную деятельность детей. Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Новизна заключается в использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста. Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа.

В результате деятельности по формированию связной речи у дошкольников 4-5 лет с использованием метода наглядного моделирования нами разработана система занятий по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования, разработан перспективно-тематический план развития связной речи детей среднего дошкольного возраста с включением метода наглядного моделирования, создана картотека схем и моделей с подробным описанием целей и содержания работы.

Цель программы :

развитие речевой активности детей в процессе обучения пересказу с опорой на приемы моделирования.

Срок реализации: 1 год.

Задачи:

1. Развивать восприятие литературных произведений:

- вызвать эмоциональный отклик на литературное произведение;

- сформировать интерес к образам литературных текстов;

- создать благоприятные условия для усвоения литературных произведений, их выразительных средств.

2. Способствовать формированию умения использовать доступные детям языковые средства выразительности литературных произведений в самостоятельном речевом творчестве:

- понимать содержание литературных произведений (о чем говорится);

- умение пересказывать сказки и литературные произведения с опорой на модель, а в последующем без нее.

3. Способствовать формированию творческой активности в речевой деятельности:

- поддерживать интерес к литературным произведениям;

- поощрять желание детей пересказывать литературный текст, придумывать самостоятельно рассказ, сказку.

4. Практическая реализация программных задач по речевому развитию:

- пополнять, уточнять, активизировать словарный запас;

- совершенствовать фонетическую сторону речи;

- умение понимать смысл и содержание литературных произведений;

- формировать у детей навык пересказа, как одного из видов связной речи;

- развивать психологические процессы, тесно связанных с речью : внимание, память, словесно-логическое мышление.

Ожидаемые результаты:

1. Созданы условия для ознакомления с литературными произведениями в соответствии с возрастом детей.

2. Дети интересуются содержанием литературных произведений и эмоционально откликаются на прочитанное.

3. Дошкольники воспринимают и понимают содержание литературного произведения и пересказывают его вначале с опорой на модель, затем без нее.

4. Самостоятельно дети 4-5 лет придумывают сказки и рассказы.

5. Реализованы задачи ОО «Речевое развитие» по формированию связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Принципы:

1. принцип содружества и сотрудничества взрослых и детей;

2. принцип единства специально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;

3. принцип уважительного отношения к личности;

4. принцип развивающей направленности обучения предусматривает использование методов и приёмов, предполагающих развитие высших психических функций ребёнка;

5. принцип включения в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности);

6. принцип обязательной активизации творческого воображения детей.

Механизм реализации программы.

Система работы по своей структуре концентрическая, т. к. предполагает возвращение к полученным знаниям. Отработка определённых методов и приёмов моделирования происходит в результате повторяющихся заданий, содержание которых постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.

Этапы работы по развитию связной речи :

I этап – развитие фразовой речи.

- Составление предложения по паре картинок.

- Схема предложения. Анализ предложения.

- Распространение предложения однородными членами. Объединение их в рассказ в объёме 5-6 предложений.

II этап – репродуктивные формы связной речи.

- Пересказ по следам демонстрируемых действий.

- Составление рассказов по следам демонстрируемых действий.

- Пересказ по серии сюжетных картинок.

- Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

- Пересказ по сюжетной картине.

- Составление рассказа по сюжетной картине.

- Составление описательного и сравнительного рассказа с использованием схемы.

III этап – творческие формы связной речи :

- Творческое рассказывание.

- Краткий пересказ с заместителями : с использованием опорных сигналов; с использованием символов и моделирования сюжета.

- Выборочный пересказ.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник - елочка, серый кружок - мышонок и т. п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов - пособие «Логикомалыш». Элементами плана рассказа, составленного по картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Виды моделирования сюжета:

- Замещение одних объектов другими в реальных условиях.

- Моделирование по рисунку взрослого.

- Моделирование геометрическими рисунками.

- Моделирование геометрическими фигурками и буквами.

- Опорное моделирование.

Виды моделей:

1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве).

2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов - заместителей и графических знаков.

3. Графические модели (графики, формулы, схемы).

Требования к модели:

- чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

- быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;

- ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

- облегчать познание.

Закономерности формирования моделирования у дошкольников:

- моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни;

- целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер;

- следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений;

- начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д;

- обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения;

- процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т. е. переводом планирования во внутренний план.

Прием наглядного моделирования используется в работе над всеми видами связной речи :

- пересказ;

- составление рассказов по картине и серии картин;

- описательный рассказ;

- творческий рассказ.

- беседа, диалог.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) выступают символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Практическая часть

Задачи Мероприятия Сроки проведения

Составлять рассказ по схеме; активизировать словарь прилагательных; сочинять сказку по картине; определять место, где будут разворачиваться события Сочинение рассказа «Вот какой котенок мой…» Сентябрь

Умение представлять будущее объекта и составлять связный рассказ о нем с помощью воспитателя с опорой на схему-модель Д/игра «Что было, что будет» Сентябрь

Подготовка детей к составлению текстов сказочного содержания с помощью метода «Каталога»; объединять героев по заданному признаку. Пример: назовите мне героев - девочек. Вывод: героями сказки может быть девочка, но она должна быть особенной, со своими конкретными свойствами и действиями. Д/игра «Назови героя» Сентябрь

Познакомить с осенними явлениями в природе, уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Закрепить знания об осенней одежде человека. Описательные рассказы об одежде человека. «Осень золотая» Сентябрь

Развивать связную речь детей в режимных моментах На прогулке рассмотреть деревья. Рассказать по схеме о них. Сентябрь

Составление рассказа по мнемодорожке на тему «Осень» Сентябрь

Составлять небольшой рассказ о произошедших событиях Составление рассказа по серии фотографий экскурсии «Вот, она какая наша осень» Сентябрь

Закрепить знания детей об овощах; развивать зрительную и слуховую память Д/игра «Картинки - загадки» Сентябрь

Расширять представления об окружающем мире, развивать зрительную и слуховую память, интерес к заучиванию стихов «Что нам шепчут листья?» Заучивание стихотворения Октябрь

Развивать у детей связную речь, воображение, мышление Д/игра «Если бы.» Октябрь

Развивать память Д/игра «Расскажи стихотворение» (по мнемотаблице) Октябрь

Описывать животное, не называя его, чтобы другие дети отгадали, что за животное; описывать животное по плану: внешний вид, чем питается, где обитает Д/игра «Зоопарк» (по сюжетным картинкам) Октябрь

Анализ эффективности использования метода моделирования Пересказ рассказа «У меня живет щенок» (с использованием метода моделирования) Октябрь

Составлять совместный повествовательный рассказ Составление рассказа про Олю и зайчика по мнемодорожке Октябрь

Обогащать представление детей о животных. Отмечать характерные признаки представителей диких животных, рассказывать по схеме.

Составление сравнительного описания лисы и зайца, (по предметно-схематической модели) Д / И «Дикие животные» Ноябрь

Ознакомление детей с приемами творческого рассказывания Составление творческих сказок по силуэтным изображениям.

Тема «Кто в лесу живет» Ноябрь

Придумывать новое окончание уже знакомой сказки, активизировать словарь Придумай новую сказку «Колобок» Ноябрь

Развивать связную речь Составление сказки по мнемотаблице «Приключения Маши в лесу» Ноябрь

Стимулировать у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений Д/игра «Составь предложения» (по мнемодорожкам) Ноябрь

Развивать связную речь, использовать опорные слова и символы при пересказе, выделять главное Д/игра «Сказочная путаница» («салат из сказок») Ноябрь

Наглядно представлять сюжет сказки и модифицировать его Игра «Рассказывание сказки «Теремок» по картинкам - символам Декабрь

Составлять короткие рассказы по предметно-схематической модели По серии картинок составить рассказ «Повстречали мы ежа» Декабрь

Развитие всех психических процессов Пересказ сказки «Вершки и корешки» (в обработке К. Д. Ушинского) с использованием иллюстративного панно. (Предметная модель) Декабрь

Умение использовать модели в качестве плана рассказа, говорить при этом связно, внятно, громко. Составлять рассказы о птицах как о живых существах, выделяя их яркие, отличительные признаки Составление рассказа о птицах (мнемотаблица «Зимующие птицы») Декабрь

Эмоционально воспринимать сказку, связно рассказывать Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» с использованием

моделирования Декабрь

Изменять сказку, модифицировать ее, создавать новую ситуацию Модификация русской народной сказки Теремок» Декабрь

Умение подбирать заместители при составлении описательного рассказа

Составление описательного рассказа с опорой на схему-модель «Как же ты красива, Зимушка-зима!»

Январь

Выразительно пересказывать текст произведения Пересказ рассказа «Снежный колобок» (с использованием

коллажа) Январь

Переход от наглядности к самостоятельному пересказу произведения По мнемотаблице составить рассказ «Зимние забавы» и без нее Январь

Составлять рассказ - историю с помощью алгоритма, придумывать начало и коней истории Составление рассказа - истории «Как мы сажали лук» (схема-модель) Февраль

Закрепление представлений о жизни птиц, развитие всех сторон речи Расскажи какую пользу приносят домашние птицы, опираясь на рисунки - схемы Февраль

Развитие творческой речевой активности составить рассказ «Мой щенок» Февраль

Умение последовательно передавать содержание сказки Рассказывание сказки «Репка» без наглядной опоры Февраль

Совместная деятельность Рассказывание русской народной сказки «Гуси - лебеди» (предметная модель-пальчиковый театр) Февраль

Умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах Д/игра «Чудесный мешочек» (рассказывание о предметах) Февраль

Развивать мышление Предложить детям пересказать сказку по модели Март

Вспомнить сказку, развивать память, внимание, связную речь Рассмотреть мнемотаблицу, отгадать, что за сказка спрятана и рассказать ее. Март

Использовать модель в качестве плана рассказа, но пересказ осуществлять без наглядности Составление рассказов о животных весной (по моделям) Март

Активизировать речь детей прилагательными Составление рассказа на тему «Весна пришла» Март

Помочь детям распутать сказки, придумать путаное продолжение сказки Д/игра «Сказочная путаница» Март

Умение наделять неодушевленные объекты на картине свойствами и чертами характера человека и составлять описательные рассказы Д/игра «Найди и оживи» Апрель

Формирование грамматического строя речи Составление рассказа на тему «Птицы весной» Апрель

Вспомнить сказку по мнемотаблице, рассказать ее Рассмотреть мнемотаблицу, отгадать, что за сказка спрятана, (сказка «Рукавичка») Апрель

Закрепить у детей знания русских народных сказок, пословиц и поговорок. Вспомнить сказки по мнемотаблицам и без них, пересказать их. Развивать речь детей, мышление Развлечение на тему «Путешествие в страну народной сказки» Апрель

Развивать связную речь, придумывать по знакомой сказке новую сказку Придумывание сказки Апрель

Развивать воображение, речь детей, умение составлять небольшие рассказы Беседа на тему «В лес весенний мы пойдем» Май

Умение пересказывать произведение как с опорой на наглядность, так и без нее Угадай и расскажи сказку, зашифрованную в мнемотаблице («Петушок

и бобовое зернышко») Май

Рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы Составление рассказов на темы стихотворений (по стих. Т. Волжиной

«Где чей дом?», используя мнемодорожку) Май

Составлять загадки про фрукты с помощью мнемотаблицы и без нее Д/игра «Загадай загадку» Май

Составлять самостоятельно сказку, рассказ Д/игра «Вспомни сказку», «Придумай новую» Май

Вывод:

Таким образом, в результате комплексной и систематической работы по использованию метода моделирования наблюдается стойкое улучшение речи воспитанников.

Важная составляющая данной деятельности - метод моделирования используется активно на начальном этапе развития связной речи детей среднего дошкольного возраста, далее по мере затруднений, впоследствии приоритет отдается пересказу без наглядной опоры и составлению детьми творческих рассказов, рассказов из опыта.

В дальнейшем эту работу планируется продолжить с детьми старшего дошкольного возраста.

Литература

1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.

2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.

3. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., 2007.

6. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

7. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – СПб., 1995 с. 35-62.

8. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.

9. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец. – М., 2007.

10. Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.

11. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.

12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.

13. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит – СПб., 1997.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Фотоотчет «Волшебный мир сказок» к Международному Дню сказокФотоотчет «Волшебный мир сказок» к Международному Дню сказок В тематической неделе посвященной дню сказок, у нас проводились различные мероприятия, конкурсы. К нам в гости приходили сказочные герои:.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Многофункциональное учебное-методическое пособие для формирования связной речи «Дом» с использованием элементов мнемотехникиМногофункциональное учебное-методическое пособие для формирования связной речи «Дом» с использованием элементов мнемотехники Многофункциональное пособие для формирования связной речи с использованием элементов мнемотехники. Цель: Формирование устной речи и навыков.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей 5–7 лет «Петушок с семьёй» Тема: Обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества Цели: 1. Учить составлять продолжение рассказа по предложенному.

Сказкотерапия как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста «Путешествие в страну сказок» Сказкотерапия как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста. Занятие №2. «Путешествие в страну сказок» Образовательные.

Тренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 летТренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 лет Для работы с тренажёром используются картинки из книг-виммельбухов. Виммельбухи родом из Германии. В переводе с немецкого языка «виммельбух».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по формирования связной речи у детей 4–5 лет «Волшебный мир сказок»
Опубликовано: 3 марта 2024 в 07:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по формирования связной речи у детей 4–5 лет «Волшебный мир сказок»» (включая файлы) размещена пользователем Шигина Наталья Сергеевна (УИ 2756241) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД