Лариса Игонина
Программа по художественно-эстетическому развитию «Маленькие кудесники» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Введение:
«Мир будет счастлив только тогда
когда у каждого человека будет душа художника
Иначе говоря, каждый будет находить радость
в своём труде»
Роден.
В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Именно поэтому программа способствует успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях современного коллектива, стабилизирует эмоциональную сферу, снижает тревожность, неуверенность в себе, агрессивность.
Публикация «Программа по художественно-эстетическому развитию „Маленькие кудесники“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Каждый ребенок уникален, одни «физики», а другие «лирики». Но и в том, и в другом случае необходимо развивать фантазию. И именно формирование творческого мышления становится важным на дошкольном этапе развития. Считать и писать научится каждый. Но если не развивать фантазию и творческие способности в дошкольном возрасте, в старшем возрасте это будет сделать намного сложнее.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе изодеятельности и ручного труда испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
В процессе рисования, аппликации и т. д. ребенок учится фантазировать, учится чувствовать цвет и форму; у него развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Кроме того, систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Формы работы
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю длительностью 30 минут, во вторую половину дня в рамках работы кружка. Общее количество занятий в год -36. План- проект реализуется через кружковую работу. Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.
Последовательность занятий могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.
Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Рабочая программа имеет цель : развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая : развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «РАЗВИТИЕ РЕЧИ». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова : потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
2. «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ». Для занятий по изодеятельностии конструированию подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
3. «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изодеятельности и ручному труду способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
4. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
5. «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Организация занятий кружка.
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Скульптор», «Волшебные картинки», «Оживающие букашки» слушание песенок, (о зиме, о пейзаже «Если видишь на картине…», о насекомых, слушание мелодии «Звуки природы», релаксация, беседы с чаепитием, рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках.
ЧАСТЬ 2. Изобразительная деятельность, конструирование
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
Элементы занятий:
• элементы сказкотерапии с импровизацией – разыгрывание эпизодов, этюдов, основанные на упражнении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи (игры на развитие мышления, воображения, памяти – Игры этого цикла включают в себя запоминание новых слов – понятий, фамилий, терминов (жанр, архитектура, скульптура, умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Определи жанр», «Найди пару» и др.).
• рисование, аппликация, коллаж – применяются нетрадиционные и традиционные виды рисования, используя при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для нетрадиционного рисования, бросового.
Музыкальное сопровождение на занятиях. Оно формирует настроение детей, их заинтересованность к процессу занятия, развивает музыкальные слух и возможности. Оно используется во всех частях занятия в зависимости от построенного сюжета. На занятиях допускается пение хоровое или индивидуальное, подпевание героям.
ЧАСТЬ 3. Итоговая.
Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка по теме занятия.
Не исключается оформление рамкой каждой работы, созданной по задумке детей или с помощью руководителя кружка, с использованием нестандартных видов рисования или аппликации. Тем самым развиваются художественно-декоративные способности детей. Для полного завершения оформления работы по всем нормативам прилагается сопроводительная записка с указанием темы занятия и данных о ребёнке и руководителя кружка.
Необходимо учитывать в работе на занятиях:
Индивидуальные возможности детей :
• умение использовать изобразительные материалы;
• умение работать только левой рукой;
• быстрое выполнение задания;
• страх плохого результата рисования;
• уровень развития детей;
• создание необходимых условий для экспериментирования с изобразительными материалами и техниками рисования.
Психологические особенности:
• заинтересованность;
• неуверенность при выполнении задания;
• скованность;
• нетерпение;
• внимательность;
• брезгливость и т. п.
Сложности некоторых техник:
• поэтапное объяснение и показ техники педагогом;
• в зависимости от сложности техники проводить процесс работы индивидуально, по подгруппам или со всем коллективом детей;
• следить за мерами безопасности детей при работе с необычными изобразительными материалами;
• не ограничивать желания детей дополнять свою работу своими элементами, деталями декора и т. п. ;
• для личной гигиены каждого ребёнка необходимы фартук, нарукавники, салфетки.
Работа с родителями
• привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
• Анкетирование
Формы проведения итогов реализации рабочей программы :
• Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
• Тематические выставки в ДОУ.
• Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
• Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
• Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т. д.
Показатели прохождения рабочей программы :
• Узнают много об окружающем мире, т. к. занятия проходят в определенной теме.
• Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
• Учатся рисовать различными материалами.
• Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
• Развивать навыки по составлению сюжетов.
• Дети учатся цветоведенью.
• Экспериментируют.
• Развивается связная речь.
• Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Преемственность:
• сформировать умения и навыки,
• развивать личностные качества.
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.
Карта мониторингового исследования
№
Фамилия, имя ребенка
Умеют использовать в одной работе различные техники
Умеют использовать различные материалы Используют в работе различные дополнительные материалы Развит навык по составлению сюжета Умеют экспериментировать с различными материалами Развита связная речь
Уровни освоения программы :
Сформированный уровень (2,5 – 3 балла) – ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес к конструктивной и художественной деятельности. Владеет конструктивными и художественными навыками и умениями, пользуется ими осознанно и самостоятельно.
Частично сформированный уровень (1,7 – 2,4 балла) – ребенок проявляет не достаточный интерес и желание к конструктивной и художественной деятельности, недостаточно владеет техническими и художественными навыками и умениями, пользуется ими при помощи взрослого.
Не сформированный уровень (1 – 1,6 балла) – ребенок не проявляет интерес и желание к конструктивной и художественной деятельности, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.
II Содержательный раздел.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рисование
№ Месяц Тема Цель Кол-во часов
1 Сентябрь «Знакомство с цветом» Развивать эстетические познавания о цветах, познакомить с дополнительными цветами. Учить смешивать основные цвета и получать новые. 1
2. Сентябрь «Осень» (монотипия +оттиск листочками) Развивать умение рисовать на одной половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать отпечаток на второй половине предварительно смоченной водой. Закреплять умение создавать рисунки путем прикладывания листьев, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность. 1
3. Декабрь Рисование цветной солью Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике. 1
4. Январь Открытка в технике «Zentangl» Познакомить с новой техникой рисования, повысить сосредоточенность и творческий потенциал. (лист бумаги, гелиевые авторучки с блестками). 1
5. Февраль Окрытка «Сердечный» букет в технике «фроттаж». Развивать образное мышление, воображение, творческой инициативы. Учить создавать образ животного, используя технику «сграффито» (различные шаблоны, восковые или обыкновенные мелки). 1
6. Февраль Клеевая техника
Рисунок по замыслу ребенка Развивать творческие способности и художественный вкус. Развивать усидчивость, ответственность за результат (клей, гуашь, крупный рисунок). 1
7. Март Батик «Подарок для мамочки» Развивать у ребенка логическое мышление и мелкую моторику пальцев рук; влияет на речевые зоны коры головного мозга; воспитывает волевые качества (терпение, усидчивость, аккуратность); формирует художественный и эстетический вкус (х/б ткань, клей ПВА, гуашь). 1
8. Апрель Открытка в технике «Cграффито» Ознакомление с техникой сграффито - "нацарапанный" на пластилине. 1
9. Май рисование в технике «грифонаж» Развивать умение видеть за границами стандартного мышления. Даёт импульс к творческому саморазвитию. (альбомный лист, простой карандаш, фломастеры, ножницы, акварельные краски, кисточки для рисования разной толщины, кусок губки, клей-карандаш). 1
10. Май Итоговое занятие совместно с родителями «Люблю природу русскую» -
«Пейзаж с использованием соли для ванн» Порадовать детей; познакомить родителей с итогами годовой работы 1
Лепка
1. Октябрь Тестопластика
«Слепочки ладошек и ножек» Познакомить с работой с тестом; приемами окраски, печати на тесте. Развивать умение видеть сюжет, цветовосприятие, фантазию. 1
2. Декабрь Новогодний венок (пластилинография, техника миллефиори) Освоение приемов лепки из пластилина. Развитие образного мышления и воображения. Ознакомление с традиционной детской субкультурой.
Развитие ценностного отношения к художественной деятельности. 1
3. Январь Рождественские козюли
(тестопластика) Познакомить с технологией изготовления рождественского сувенира;
развивать творческую фантазию и воображение детей. 1
4. Март «Сине-голубая гжель»
(пластилинография, техника миллефиори) Создавать условия для работы с пластилином: знакомство с новыми приёмами (скатывание, надавливание, размазывание); создание сюжетных картинок при помощи новых приёмов.
Формирование интереса к лепке.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
Развивать мелкую моторику рук. 1
5-6. Апрель Дымковская барыня из бросового материала Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством. Познакомить с дымковской игрушкой, воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров
Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. Развивать чувство композиции. (верхняя часть пластиковой бутылки, использованный не раз пластилин, гуашь белая и цветная, кисточки для рисования). 2
7. Май Пластилинография с использованием медицинского шприца Продолжать знакомить детей со средствами выразительности художественной деятельности : цвет, материал, композиция. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать развивать у детей умение рисования пластилином. (пластилин, альбомные листы, медицинский шприц (без иглы)
емкость с горячей водой). 1
Аппликация
1. Сентябрь «Солнце из сд-диска» Формировать умение детей изготовлению подарков из подручных материалов. (компакт диск, картон). Упражнять в правильном наклеивании. 1
2. Сентябрь «Утята» (аппликация из резаных ниток) Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Развивать умение равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. (Шаблон утёнка. Нитки, клей). 1
3. Октябрь «Пуговицы в ряд»
Открытки украшенные пуговицами Развивать умение составления аппликации из пуговиц. Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления, полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. 1
4. Ноябрь Открытка в технике «айрис-фолдинг» Выработать у детей практические навыки и умения в техники айрисфолдинг (наклеивать полоски бумаги, сложенные пополам, накладывая их друг на друга по часовой стрелке, заполняя всю поверхность силуэта). (Готовые полоски цветной бумаги, шаблон, клей). 1
5. Декабрь «Черепашка» (аппликация с использованием чайной заварки). Познакомить детей с новым видом ручного труда. Закреплять технические навыки: аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заваркой, распределять участок работы на общем изображении, создавать композицию. (Заварка, готовая форма, клей). 1
6. Декабрь Новогодняя елочка (магнитик) Формировать коммуникативные способности в процессе занятия. Формировать умение: украшать декоративную работу дополнительными деталями. (шаблоны, фетр, фольга, клей). 1
7. Январь "Петушок на жердочке» Развиваем мелкую моторику пальцев, воспитываем усидчивость и аккуратность, формируем художественно-эстетическое восприятие ребёнка. (шаблон, манная крупа, нитки). 1
8. Февраль Коллаж из старых открыток + бросовый материал) Развить способности к многоплановой композиции. Развить умение фантазировать и представлять данный образ или ситуацию. Развивать мелкую моторику и глазомер, чувство формы и композицию. 1
9. Февраль Открытка для пап в технике Скрапбукинг Познакомить детей с новой техникой. Повторить способы вырезания. Развить фантазию, творческие способности. 1
10. Март Рамка для фотографий» (квилинг, аппликация из бумаги) Воспитывать эстетический вкус и аккуратность в работе. (Готовые полоски бумаги, клей, стержень, цветная бумага). 1
11. Апрель Декупаж пасхального яйца Познакомить с техникой «декупаж». Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение 1
Конструирование
1. Октябрь «Божья коровка» из бросового материала. Заинтересовать изготовлением поделок из бросового материала, развить пространственное воображение, мелкую моторику рук, эстетический вкус. (ложки, лак для ногтей, штрих-корректор, ножницы, клей или двусторонний скотч). 1
2. Октябрь «Мешочек счастья» или «Оберег для дома». Развитие нравственно-эстетических ценностей, приобщение к миру русской культуры и творческой деятельности. (Cалфетки, пайетки). 1
3. Ноябрь Техника «Спирелли»
«Цветы в вазе» Создать условия для развития творческих способностей детей через знакомство с новым видом рукоделия; способствовать развитию умения работать по инструкциям;
способствовать формированию аккуратности, усидчивости, внимательности, целеустремленности. (готовые шаблоны цветов из картона; картон зелёный для листьев; нитки для вязания разноцветные; тарелочки картонные разовые; клей; кисточки). 1
4. Ноябрь Топиарий «Розовая мечта» Уметь создавать сувениры, оригинальные поделки. Развивать фантазию. Развивать воображение и инициативу. Закрепить умение украшать предмет. 1
5. Ноябрь Изготовление старинной тряпичной куклы «Бабочки» Способствовать обогащению знаний детей о народном быте; прививать интерес и уважение к народной культуре; воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности;(кусочки ткани разных цветов и разной текстуры, нитки). 1
6. Март «Подснежники». Поделка из одноразовых ложек Воспитывать эстетическое восприятие природы. Развивать зрительно – двигательную координацию. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. 1
7. Май Техника «Изонить»
«Тюльпанчики» Развитие мелкой моторики рук ребенка посредством нетрадиционной техники – изонить. (картон, нитки однотонные; карандаш;
клей, двусторонний скотч; ножницы. 1
8. Май «Звоночки для выпускников» Развивать детское восприятие, дающее различные ощущения и впечатления. Уметь пользоваться ножницами, владеть приемами складывания. (Шаблоны, клей, тесьма, пайетки). 1
III Организационный раздел.
Г. Н. Давыдова: «Детский дизайн. Поделки из бросового материала», «Детский дизайн. Пластилинография»
Г. Н. Пантелеева «Детский дизайн».