Елена Лазарева
Программа по ИЗО для 5–7 классов
▼ Скачать + Заказать документы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
ИЗО 5 КЛАССА
(базовый уровень)
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Учащиеся должны знать:
• основные виды и жанры изобразительных искусств;
•основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
• наиболее крупные художественные музеи России и мира.
Учащиеся должны уметь:
Публикация «Программа по ИЗО для 5–7 классов» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
• анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);
• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
• восприятия и оценки произведений искусства;
• самостоятельной творческой деятельности, в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению, в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
(базовый уровень)
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Учащиеся должны знать:
• основные виды и жанры изобразительных искусств;
•основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
• имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
• названия наиболее крупных художественных музеев России и мира.
Учащиеся должны уметь:
• применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
•анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);
• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
• восприятия и оценки произведений искусства;
• самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению, в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
(базовый уровень)
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/ понимать:
• основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
• имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
• названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;
•значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
• применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
• анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе дневной жизни:
• для восприятия и оценки произведений искусства;
• самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению, в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Древние корни народного искусства. (5 часов)
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Связь времен в народном искусстве (5часов)
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.
Декоративное искусство в современном мире (4 часа)
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.
Декор, человек, общество, время (3часа)
Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.
6 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (5часов)
Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.
Мир наших вещей. Натюрморт (4 часов)
Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (5часов)
История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.
Человек и пространство в изобразительном искусстве. (3 часов)
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива)
7 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Изображение фигуры человека и образ человека (4ч.) Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности (4 ч.) Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни (6 ч.) Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века
Реальность жизни и художественный образ (3 ч.) Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 класс
Планируемые результаты
Личностные результаты предмета является формирования следующих умений и качеств:
• расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно нравственных ценностей изобразительного искусства, усвоения его социальных функций;
• формирование социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества;
• развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;
• осознание личностных смыслов художественных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современного мирового искусства.
• вхождение обучающихся в мир духовных ценностей изобразительного искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
• понимание социальных функций ИЗО (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
• осознание особенностей изобразительной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
• использование полученных на уроках ИЗО способов художественно-прикладного освоения мира во внеурочной (внеклассной и внешкольной, досуговой деятельности, в процессе самообразования.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся сможет:
• самостоятельно определять цели и способы решения учебных задач в процессе восприятия произведений искусств различных эпох, стилей, жанров, школ, направлений и в индивидуальных творческих работах;
• приобрести опыт работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация, анимация);
• осуществлять действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;
• устойчиво проявлять способности к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах художественно-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
• развивать критическую оценку собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания художественной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и проектах;
• устойчиво уметь работать с различными источниками информации о изобразительных видах искусства и других видов искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.
Познавательные УУД
Обучающийся сможет:
• познавать различные явления жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир художественных образов в изобразительных искусствах различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;
• проявлять интерес к воплощению приемов деятельности художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов (профессиональных и народных) в собственной творческой деятельности;
• выявлять в проектно-исследовательской деятельности специфики изобразительной художественной культуры своей семьи, края, региона;
• понимать роль синтеза /интеграции/ искусств в развитии художественной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений;
• идентифицировать /сопоставлять/ терминов и понятий художественного языка изобразительного искусства с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
• применять полученные знания о изобразительной художественной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности;
• проявлять устойчивый интерес к информационно-коммуникативным источникам информации о изобразительном искусстве, музыке, литературе, кино, театре, умение их применять в изобразительно-творческой деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);
• формировать познавательные мотивы деятельности по созданию индивидуального портфолио для фиксации достижений по формированию художественной культуры, художественного вкуса, художественных потребностей.
Коммуникативные УУД
Обучающийся сможет:
• приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
• расширять источники информации с помощью сети Интернет, необходимые для закрепления знаний о взаимодействии ИЗО с другими видами искусства;
• решать учебные задачи в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в процессе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
• устойчиво проявлять способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений в изобразительных видах искусства;
• овладевать навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о живописи, графике, скульптуре, архитектуре, дизайне, ДПИ, художниках, скульпторах, архитекторах в процессе восприятия и выполнения творческих работ;
• осуществлять интерактивный диалог в едином информационном пространстве художественной культуры;
• общаться на основе развернутой письменной речи со сверстниками, учителями с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе участия в дистанционных конкурсах.
Содержание программы
1. Художник и искусство театра
Искусство зримых образов. Правда и магия театра. Безграничное пространство сцены. Сценография — искусство и производство. Тайны актёрского перевоплощения. Привет от Карабаса- Барабаса!Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.
2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии
Фотография. Грамота фотокомпозиции и съёмки. Фотография — искусство светописи. «На фоне Пушкина снимается семейство».Человек на фотографии. Событие в кадре. Фотография и компьютер. От фотозабавы к фототворчеству.
3. Фильм — творец и зритель
Многоголосый язык экрана. Художник – режиссёр - оператор. Азбука киноязыка. Фильм — «рассказ в картинках».Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять. Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации. Живые рисунки на твоём компьютере. Персонажи-куклы. Звуковое оформление.
4. Телевидение — пространство культуры?
Мир на экране: здесь и сейчас. Телевидение и документальное кино. Жизнь врасплох, или Киноглаз. Видеоэтюд, видеосюжет. Телевидение, видео, Интернет. Вечные истины искусства. Искусство — зритель — современность.
5. Защита проекта
3. Календарно-тематическое планирование
5 класс на 2018-2019 уч. год; 0,5 ч. в неделю, 17 часов в год.
Общая тема: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
Календарно-тематическое планирование
6 класс на 2018-2019 уч. год; 0,5 ч. в неделю, 17 часов в год.
Общая тема: «Изобразительное искусство в жизни человека»
№
урока
Тема урока
Кол-во
часов
Дата по плану
дата по факту
Тема «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (5 ч.)
1
Введение.
Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок – основа изобразительного искусства
1
2
Линия и её выразительные возможности Пятно как средство выражения.
Композиция как ритм пятен
1
3
Цвет.
Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи.
1
4
Объёмные изображения в скульптуре.
1
5
Основы языка изображения Художественное познание: реальность и фантазия
1
Тема «Мир наших вещей. Натюрморт» (4ч.)
1
Изображение предметного мира – натюрморт
1
2
Понятие формы.
Многообразие форм окружающего мира
1
3
Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива
1
4
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте Выразительные возможности натюрморта
1
Тема «Вглядываясь в человека. Портрет». (5ч.)
1
Образ человека – главная тема в искусстве Конструкция головы человека и её пропорции
1
2
Изображение головы человека в пространстве
1
3
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
1
4
Портрет в скульптуре
Сатирические образы человека
1
5
Образные возможности освещения в портрете Портрет в живописи Роль цвета в портрете Великие портретисты (обобщение темы)
1
Тема «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (3ч.)
1
Жанры в изобразительном искусстве Изображение пространства
1
2
Правила линейной и воздушной перспективы
1
3
Пейзаж – большой мир. Пейзаж – настроение.
Природа и художник.
Организация изображаемого пространства
1
Итого за год: 17часов
Календарно-тематическое планирование
7 класс на 2018-2019 уч. год; 0,5 ч. в неделю, 17 часов в год.
Общая тема: «Изобразительное искусство в жизни человека»
№
урока
Тема
Кол-во
часов
Дата по плану
Дата по факту
Тема «Изображение фигуры человека и образ человека» (4 ч.)
1
Изображение фигуры человека в истории искусства
1
2
Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации
1
3
«Великие скульптуры» Набросок фигуры человека с натуры
1
4
Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия».
1
Тема «Поэзия повседневности» (4ч.)
1
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Что я знаю о «малых голландцах»?
1
2
«Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А. Венецианов и П. Федотов.
1
3
«Передвижники»
1
4
Создание тематической картины «Жизнь моей семьи»
1
Тема «Великие темы жизни» (6 ч.)
1
Сложный мир исторической картины
1
2
Историческая тема в искусстве.
Творчество В. И. Сурикова
1
3
Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов «Последний день Помпеи»
1
4
Сказочно-былинный жанр.
Волшебный мир сказки
1
5
Библейская тема в искусстве.
Всепрощающая любовь. (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»
1
6
Эрмитаж – сокровищница мировой культуры.
1
Тема «Реальность жизни и художественный образ» (3ч.)
1
Плакат и его виды. Шрифты.
1
2
Книга. Слово и изображение.
Искусство иллюстрации.
1
3
Итоговый урок
1
Итого за год: 17 часов
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе по изобразительному искусству
(базовый уровень)
8 класс
(0,5ч. в неделю, 34 недель, всего 17 ч.) на 2018-2019 уч. год.
№ урока
№ урока в теме
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
планируемая
фактическая
1.
1.
Искусство зримых образов Правда и магия театра. АРМ. Безграничное пространство сцены
1.
2
2
Сценография — искусство и производство. АРМ
1
3
3
Тайны актёрского перевоплощения. Привет от Карабаса- Барабаса!
АРМ
Третий звонок.
Спектакль: от замысла к воплощению.
1.
4
1.
Фотография Грамота фотокомпозиции и съёмки.
1.
5.
2.
Фотография — искусство светописи. АРМ
1.
6
3.
«На фоне Пушкина снимается семейство».
1.
7.
4
Человек на фотографии. Событие в кадре. АРМ
1.
8
5.
Фотография и компьютер. От фотозабавы
к фототворчеству. АРМ
1.
9
1.
Многоголосый язык экрана.
Художник – режиссёр – оператор. Азбука киноязыка Фильм — «рассказ в картинках
1.
10.
2.
Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять
1.
11.
3
Бесконечный мир кинематографа Искусство анимации. АРМ.
1.
12
4
Живые рисунки на твоём компьютере. Персонажи-куклы. АРМ
1.
13
5
Звуковое оформление. АРМ
1.
14.
1.
Мир на экране: здесь и сейчас. Телевидение и документальное кино. Жизнь врасплох, или Киноглаз.
1.
15.
2.
Видеоэтюд, видеосюжет Телевидение, видео, Интернет. АРМ
1.
16
3.
Вечные истины искусства. Искусство — зритель — современность. АРМ
1.
17
1.
Защита проекта
1.
ИТОГО 17 часов
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. История искусства для детей. Живопись. – М. : Изд-во «РОСМЭН», 2004;
2. Энциклопедия для детей. Искусство. Т I, II, III. - М. : ООО «Аванта+», 2006;
3. Дорожин Ю. Городецкая роспись. - М. : Изд-во «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Дорожин Ю. Хохломская роспись. - М. : Изд-во «Мозаика-Синтез», 2003
5. Дрофеев Ю. Русский народный праздничный костюм. - М. : Изд-во «Мозаика-Синтез»,2003;
6. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М. : Агар, 1998;
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. CD-ROM. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
2. Музеи мира. Электронная энциклопедия. CD-ROM.ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
3. www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
4. https://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
5. https://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал
6. https://festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков
7. https://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира
8. https://festival.1september.ru/ - Викторины
9. https://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал
10. https://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников
11. https://art.festival.1september.ru/ - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"
12. https://.draw.demiart.ru - Уроки рисов