Татьяна Тихонова
Программа образовательной области «Коммуникация» (познавательно-речевое развитие)
▼ Скачать + Заказать документы
Основные цели программы :
Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей (более крупных – слогов и более мелких – отдельных звуков).
Развитие фонематического слуха:
а) практическое освоение разницы между произнесением звуков разного качества (гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих) без введения терминов;
б) формирование способности выделения звука в начале, на конце и в середине слова;
Публикация «Программа образовательной области „Коммуникация“ (познавательно-речевое развитие)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
в) специально организованная работа по произнесению трудных по артикуляции звуков: свистящих ([c], [з], [ц], шипящих [ш], [ж], [ч], [щ], сонорных [р], [л].
Развитие тонкой моторики кисти ведущей руки (обведение по контуру рисунков, а также силуэтов букв и их элементов указательным пальцем и пишущим средством).
Формирование первичного навыка чтения:
а) знакомство с гласными звуками и особенностями их артикуляции;
б) отработка первой слоговой модели: буква М с разными гласными;
в) отработка второй слоговой модели: буква Б с разными гласными (с синхронным повторением первой модели);
г) чтение обратных закрытых слогов на базе освоения прямых открытых слогов;
д) чтение открытых слогов с использованием всё новых и новых букв согласных (при смысловом мотивировании каждой новой введённой согласной через звукоподражание).
Занятия по началам обучения грамоте проводятся 2 раза в неделю, в год всего 64 занятия, продолжительностью — 30 минут каждое.
Содержание программы
№ Тема Количество часов
1 Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей +
2 Развитие фонематического слуха +
3 Формирование первичного навыка чтения +
4 Развитие тонкой моторики кисти ведущей руки +
Всего: 64
Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения
Универсальные учебные действия
С помощью системы пособий дошкольник научится:
- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
- понимать структуру детской книги и структуру страницы, логику чтения сверху вниз и слева направо;
- ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, каким-либо образом выделенные фрагменты, строчки разного размера);
- пользоваться книгой и простейшими инструментами (рамками с разными окнами, указателями, фишками, лупой и т. д.);
- правильно держать орудие письма;
- выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями, инструментами);
- обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;
- по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно (передвинуть рамочку или указатель и т. д.)
Предметные знания и умения
Ребё нок будет способен:
- слышать, различать и произносить изучаемые звуки;
- Иметь сформированное эталонное представление о конкретных звуках разного качества; улавливать разницу между эталонным образом звука (в исполнении взрослого) и тем конкретным произнесением звука, которое является следствием актуального состояния артикуляционного аппарата ребёнка;
- понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге;
- сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв; понимать разницу между звуком и его оформлением на письме в виде знака (буквы);
- узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв; - ориентироваться в книге и на странице: находить нужную иллюстрацию, текущий фрагмент текста, выделенную строчку или букву;
- пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога. Буквы или детали картины;
- менять бумажные инструменты (большую и малую рамки, указатели и фишки) по заданию взрослого;
- различать и вычленять в звучащем слове отдельные звуки;
- различать предмет и слово-название предмета;
-членить слово на части (понимать, что слово делится на отдельные слоги);
- различать звуки разного качества.
IV. Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям и навыкам
Уровень продвижения дошкольников в освоении парциальных программ «Предшкола нового поколения» в ДОУ будет определяться в начале и конце учебного года (сентябрь, май) и в течение учебного года (ноябрь-декабрь, март). По трем критериям выполнения программы : «высокий», «средний», «низкий» уровень универсальных учебных действий и предметных знаний и умений, разработанным авторами УМК «Предшкола нового поколения». Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания. По всем парциальным программам, согласно плану экспериментальной деятельности, составлены карты индивидуального развития ребёнка в специально организованной образовательной деятельности.
Тематический план «Друзья Кронтика учатся читать»
№
заня
тия Тема и содержание занятия Страницы Дата
1 Глава 1. Про звук «У» и про раннее детство Маленькой Коровы С. 3-8
2 «Маленькая Корова слышала, как Миша и Маша … говорили вот так: «О!» С. 8-12
3 «Маленькая Корова слышала…» продолжение С. 13-17
4 Глава 2. Маленькая Корова учит читать Маленького Барана С. 18-21
5 Глава 2. Продолжение С. 22-26
6 Глава 3. Мумука слушает музыку луга и леса С. 27-31
7 Глава 3. продолжение С. 32-36
8 Глава 4. Ночные и утренние звуки. С. 37-42
9 Глава 5. У Мумуки появляется новый ученик – Рыжий Бычок С. 43-50
10 Глава 6. Мумука наблюдает за Жучкой и Рыжиком
Читаем до слов: «Наблюдая за котенком Рыжиком…» на с. 55 С. 51-55
11 Глава 6. продолжение
Возвращаемся на с. 54 и начинаем со слов: «Но изредка Жучка лаяла совсем по-другому». С. 54-58
12 Глава 7. Миша вышел во двор
Читаем до слов: «Прочитай, как Миша зовет Рыжика!» на с. 63 С. 59-63
13 Глава 7. продолжение
Возвращаемся к началу с. 72 С. 63-66
14 Глава 8. Как Мумука учила Мишку говорить, когда он был совсем маленьким С. 67-72
15 Глава 8. продолжение С. 72-77
16 Глава 9. Первый урок, который Мумука дала Мише С. 78-81
Глава 10. Ещё одна глава про звук «У» С. 82-85
«Кронтик осваивает звуки»
№
заня
тия Тема занятия Страницы Дата
1 Глава 1. Мумука ведёт своих друзей в Музейный Дом Волшебного Леса (до отметки «Конец занятия») С. 3-10
2 Глава 2. Так много птиц в одном в одном месте! С. 10-13
3 Глава 2. Продолжение
(до отметки «Конец занятия») С. 14-18
4 Глава 3. Ну и зачем нам речь? С. 18-23
5 Глава 4. Все должны спастись!
(до начала главы 5) С. 24-29
6 Глава 5. Мишка рассматривает животных С. 29-35
7 Глава 6. Воли Волкович придумал игру С. 36-41
8 Глава 7. Друзья учат Кронтика различать звуки С. 42-48
9 Глава 8. Кронтика тренируют Лягушка и Ворона С. 49-55
10 Глава 9. КВА-КВА-квартира с КО-КО-комнатой и КУ-КУ-кухней С. 56-61
11 Глава 9. Продолжение С. 62-67
12 Глава 10. Почему жуки ищут жабу?
(до отметки «Конец занятия») С. 68-74
13 Глава 10. продолжение С. 74-79
14 Глава 11. Елиса пришла! С. 80-84
15 Глава 12. Вот это картины! И с гранатом… и с ящерицей! С. 85-89
16 Глава 13. Кронтик не отличает гусей от уток, зато Елиса узнала ирисы С. 90-95
17 Глава 14. Кронтик и Елиса соревнуются С. 96-100
18 Глава 15. Кто сказал последнее слово: Кронтик или Елиса? С. 101-104
19 Глава 16. Кронтик выбирает картину, где всех по двое С. 105-109
20 Глава 17. Кто же победит: Кронтик или Елиса? С. 110-115