МААМ-картинки

Программа по пластилинографии

Венера Валиева
Программа по пластилинографии

Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемам. Но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, животные.

Публикация «Программа по пластилинографии» размещена в разделах

благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребенка.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила в них, координируются движения рук, становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Цель.

Развитие художественно – творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.

Задачи.

1. Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином.

2. Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.

3. Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.

4. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.

5. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

6. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Методы и приёмы.

Решая поставленные мною цель и задачи, использую разнообразные методы и приё мы:

Общедидактические.

Наглядные методы:

Демонстрация наглядных средств.

Наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к технике пластилиновой графики.

Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения– этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом.

На каждом занятии показываю ребенку либо способ выполнения задания, либо выполненную работу с этим заданием.

Показ образца используется в обучении анализа, в построение плана работы.

Анализ детских работ в конце занятия (стараюсь привлечь внимание детей к результатам их деятельности; помочь детям понять достижения и ошибки в изготовлении).

Практические методы:

В развитии творческих способностей ведущая деятельность детей - художественная. Она состоит при условии овладения детьми общими и самостоятельными способами художественной деятельности и направлена на получение конкретного продукта. Нельзя научить детей чему-либо, только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая самим детям каких - либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.

На занятиях дети изготовляют исходные формы, дорабатывают их, с соблюдением пропорций, соединяют части, подбирают новые цвета и оттенки из пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой», придумывают свои, новые способы лепки, осваивают законы композиции – размещение предметов на плоскости.

Словесные методы:

Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.

Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы, чтение схем.

Занятия по рисованию пластилином ничем не отличаются от традиционных занятий, только как сменой изобразительного материала. Структура может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводную, основную и заключительную.

Вводная

Цель вводной части НОД _ настроить детей на совместную работу, используя игровую мотивацию. В водной части дети могут свободно передвигаться, подходить к мольберту, стоя слушать рассказ воспитателя. Воспитатель в свою очередь использует различные приемы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажа, подвижную или пальчиковую игру.

Основная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия и практическая работа. В нее входят показ и объяснение способов действия, знакомство с «инструментарием», использование художественного слова и самостоятельное творчество детей.

Заключительная

Цель этой части – анализ продукта деятельности. Здесь предусматривается закрепление техник изодеятельности, проведение какой-либо игры. Совместное рассматривание работ, воспитатель хвалит детей за помощь персонажу, за их труд, отмечают красоту созданной композиции.

Принципы.

Под принципами обучения подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения. В своей работе я использую следующие принципы:

1. Принцип развивающего обучения

2. Принцип воспитывающего обучения.

3. Принцип свободы выбора.

4. Принцип личностно – ориентированного обучения.

Специфические принципы, обусловленные особенностями

художественной деятельности:

5. Принцип интеграции.

6. Принцип обогащения.

Рекомендации по организации работы

в технике пластилинография :

Перед использованием пластилин следует размять, а после работы протереть руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.

Для основы картин используется плотный картон. Если фон покрывается частично, то нужно применять картон с цветным покрытием, на котором не появляются масляные пятна от пластилина.

Дополнительные природные материалы, пластмассовые детали, бижутерия и т. п. используются для создания определенных эффектов.

Для резания пластилина и нанесения на основу применяется стека — инструмент, у которого один конец ножеобразный, а другой острый.

Ножницы предназначены для вырезания деталей картин.

Разрезать срезы, вырезать отверстия удобно ножом-резаком или скальпелем. Для того чтобы брать мелкие детали, необходим пинцет.

Шилом можно прокалывать отверстия, наносить углубленные рельефные линии.

Для раскатывания пластилина удобна скалка.

Применяя такие приспособления, как расческа, металлическое ситечко, чесноковыжималка, можно добиться рельефности пластилиновых деталей.

Рисовать эскизы картин нужно только карандашом.

Лепить из пластилина лучше всего на пластине из оргстекла, но можно использовать фанеру, картон или клеенку.

В зависимости от объемности деталей картины могут иметь плоскостное или барельефное изображение. У плоскостных картин поверхность ровная, подобная масляной живописи. В барельефном изображении фигуры слегка выступают над поверхностью.

Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а других пластилином заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид называется аппликацией.

Формат картин может быть различным: вертикальным, горизонтальным, квадратным, круглым, овальным.

Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.

При создании объемных изображений применяются два способа лепки: конструктивный (деталь составляется из пластичной массы) и пластичный (форма вытягивается из пластичной массы).

Если пластилиновая аппликация с частичным заполнением фона выполнена на мягкой бумаге, то вокруг деталей могут образоваться масляные ореолы. В этом случае необходимо вырезать элементы ножницами и соответственно композиции наклеить их на картон с водоотталкивающим покрытием.

Смешением пластилина разных цветов достигается разнообразие колорита. Белый пластилин добавляется для осветления красок, а примесь черного, синего, коричневого придает темный оттенок. Часто используется цвет охры, который получается смешением коричневого и желтого цветов.

Чтобы добиться эффекта "мраморности", т. е. изображения с разноцветными хаотическими разводами, пластилиновые валики разных цветов скручиваются жгутом, слегка перемешиваются, но не допускается полное поглощение красок. Колорит комбинируемых красок при нанесении на полотно должен просматриваться разноцветными разводами.

Видимость объемности пластилиновым деталям можно придать напылением порошка пастели или тенями для век.

Пластилиновые изображения не следует подвергать деформации, нагреванию, не допускать попадания солнечного света.

Начинать осваивать технологию работы с пластилином лучше всего с небольших картин, на которых изображены простые предметы. Только после того, как появится уверенность в работе с пластилином, следует разработать собственную манеру.

Перспективный план работы

Старшая группа

1.«Облака»

2.«Румяные яблоки»

3.«Грибная полянка»

4.«Комнатный цветок»

5.«Фрукты и овощи»

6.«Осеннее дерево»

7.«Украшение посуды»

8.«Ветка рябины»

9.«Северное сияние»

10.«Цветы астры»

11.«Золотая рыбка»

12.«Цыплята»

13.«Елочка»

14.«Кот»

15.«Ваза для цветов»

16.«Кленовый листочек»

17.«Зимнее дерево»

18.«Птичка»

19. «Волшебный цветок»

20.«Ягодка»

21.«Снеговик»

22.«Подводное царство»

23.«Мать-и-мачеха»

24.«Змейка»

25.«Мишка косолапый»

26.«Космос»

27.«Волшебное яблочко»

28.«Цветы для май

29.«Солнышко - колоколнышко»

30.«Цветы для мамы»

Подготовительная группа

1.«Осенний лес»

2.«Натюрморт из овощей и фруктов»

3.«Матрешка»

4.«Ежиха с ежатами»

5.«Плывет кораблик по морю»

6.«Колобок»

7.«Петушок с семьей»

8.«Лебеди на пруду»

9.«Пингвины на льдине»

10.«Жираф»

11.«Аквариум»

12.«Птицы на кормушке»

13.«Снежинки»

14.«Дед Мороз»

15.«Дымка»

16.«Хохлома»

17.«Сказочный теремок»

18.«Варежки для Машеньки»

19.«Мудрая сова»

20.«Павлин»

21.«Букет для мамы»

22.«Корова Буренка»

23.«Барашки пасутся»

24.«Мой верный друг»

25.«Веточка вербы»

26.«Пришельцы из космоса»

27.«Ромашковый луг»

28.«Волшебная яблоня»

29.«Бабочки»

30.«Полевые цветы»

Публикации по теме:

Мастер-класс по пластилинографииМастер-класс по пластилинографии Вот и настали новогодние каникулы, у нас с моим внуком появилась возможность заниматься, чем хотим. Так как ему еще 2 года и 6 месяцев,.

Мастер класс по пластилинографииМастер класс по пластилинографии Проведение совместного мастер – класса с родителями и педагогами, на тему: «Волшебная страна пластилинография». Я леплю из пластилина,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по пластилинографии
Опубликовано: 21 мая 2015 в 17:40
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД