Получи документы

Индивидуальная рабочая программа по постановке звука [р] на логопедических занятиях

Комарова Валентина Викторовна
Индивидуальная рабочая программа по постановке звука [р] на логопедических занятиях

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 17»

Индивидуальная рабочая программа на логопедических занятиях

учитель-логопед : Комарова В. В

Абакан 2017

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе следующих документов:

Публикация «Индивидуальная рабочая программа по постановке звука [р] на логопедических занятиях» размещена в разделах

1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Устава МБСКОУ «Школа № 17».

3. Адаптированной образовательной программы начального образования».

Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с интеллектуальными нарушениями.

Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Исходя из этого, логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Особенности речевого развития ребенка

Состояние артикуляционного аппарата: Отклонений в строение артикуляционного аппарата нет. Подвижность достаточная,

Произношение: Нарушение произношения звука р.

Фонематический слух: не сформирован.

Словарный запас: беден, не выходит за пределы обиходной речи.

Грамматический строй речи: не сформирован.

Цели и задачи программы :

Цели программы :

1. Коррекция звукопроизношения путем взаимодействия мелкой моторики и речи у ребенка достижением правильного произношения звука [р].

Задачи программы :

• Осознано подходить к своему речевому дефекту, научится правильно произносить звук [р ].

• Достичь правильного произношения звука [р] путем взаимной деятельности педагога и ребенка, раскрытие коммуникативных навыков, определение необходимости самоконтроля для дальнейшей успешной деятельности.

• Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

• Развитие мелкой моторики

Постановка звука [р] с опорой на зрительный и слуховой контроль.

• Автоматизация и дифференциация звука [р] в самостоятельной речи.

• Развитие внимания, памяти.

• Развитие навыков самоконтроля.

Режим проведения занятий :

С 1 октября по 15 мая проводится коррекционно - логопедическая работа на индивидуальных занятиях 2 раза в неделю. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, даты занятий фиксируются в журнале и могут варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

С 15 мая - итоговая диагностика с целью выявления динамики учащегося.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей ребенка, особенностей их речевого дефекта. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, использование дидактического материала в соответствии с темой программы.

Устранение дефектов звукопроизношения (не имеет расчасовки; планируется параллельно с формированием фонематических процессов, с учетом динамики коррекции учащегося).

Предварительный этап

На этом этапе создаётся артикуляционная база для постановки звуков. Большое внимание уделяется развитию общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, гнозиса, мнезиса. Проводится работа над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.

Этап постановки звуков

• развитие восприятия речи;

• формирование фонематического анализа;

• развитие артикуляторной моторики;

работа по непосредственной постановке звука.

Этап автоматизации звуков. На этом этапе проводится работа

• по имитации слогов с отрабатываемым звуком (слоги без стечения согласных, со стечением согласных, слоги с переносом ударения;

• автоматизация звука в словах;

• автоматизация звука в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи.

Этап дифференциации звуков. Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Особое внимание уделяется дифференциации фонетически близких звуков : твёрдвх и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав. Последовательность дифференциации звуков следующая : б – п, д – т, г – к, з – с, ж – ш, с – ш, з – ж, ц – с, ч – т, ч – щ.

Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).

В структуру логопедического занятия входят :

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

Содержание коррекционно – развивающего обучения

Раздел Количество часов

Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. В течении года

Психомоторика Общая, ручная, пальчиковая, мимическая. В течении года

коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; В течении года

формирование фонематических процессов; В течении года

работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

В течении года

-работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса;

- развитие связной речи В течении года

Календарно-тематическое планирование

Тема, Цель занятия Предполагаемый результат каждого занятия Виды и способы деятельности Дата по факту Корректировка даты

1. «Развитие подвижности артикуляционного аппарата»

Цель: выработать необходимые артикуляционные движения и позы Развить точность артикуляционных движений, умение фиксировать правильное положение органов артикуляционного аппарата Упр. для губ: «Лягушка — хоботок» (с чередованием, «Бегемотик» (широко открыть рот)

Упр. для языка «Лопаточка», «Щетка-сметка», «Качели», «Барабан», «Маляр», «Автомат», «Змейка»

Упр. для мелкой моторики (пальчиковая гимнастика с использованием потешек, с частой сменой фигур)

- Физминутка

2. «Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука [р]»

Цель: познакомить с правильным положением органов артикуляционного аппарата Правильное понимание ребенком положения органов артикуляции при произношении звука [р] - показ артикуляции перед зеркалом

- показ профиля данного звука

- показ положения языка кистью руки

- артикуляционная гимнастика

- упр. для развития мелкой моторики, составление из пальцев фигурок животных, сопровождая рифмовками «Крокодил», «Кошка» и т. д.

Упражнение на развитие правильной воздушной струи «Фокус».

3. «Постановка звука»

Цель: Поставить звук [л] Правильное произнесение изолированного звука [р] 1 способ постановки звука :

- вызывание звука[р] от упражнения «барабанщик» быстро произносим «д-д-д», сильно выдыхая воздух последний раз.

2 способ:

- постановка звука [р] - произносить «жжжж» с открытым ртом и вращать руками перед грудью,вызывая звук р

3способ:

- механическая помощь при постановке звука : вызывать искусственное дрожание кончика языка при помощи зонда (зондозаменителя, при одновременном произношении звука д-д-д

- физминутка 2 – 3 раза

4. «Автоматизация поставленного звука в слогах»

Цель: автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать чувство ритма и рифмы, развитие фонематического восприятия Добиться четкого произнесения звука в слогах, различение звука [р] в потоке звуков, слогов Закрепление произношения звука [р] в слогах.

Чистоговорки, гуделки, рифмовки, повторение за логопедом слоговых рядов.

Игровые приемы с пальчиками «Волшебная веревочка», «Лабиринт», «Три ступеньки»

- упр. на фонематическое восприятие «Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог»

- физминутка 2-3 раза

5. «Автоматизация поставленного звука в словах»

Цель: автоматизировать поставленный звук в словах, развивать слуховое внимание и память, развитие фонематического восприятия Добиться четкого произнесения звука в словах, различение звука [р] в потоке слов. Повторение за логопедом трех слов (рак-трап-рог; рим-трам-кран; арка-арфа-марка., назови 4-5 слов по памяти;

По называемому слогу подобрать соответствующую картинку «Соотнеси картинку»

«Большой — маленький» (по картинке перечислить всех изображенных животных, от самого большого к самому маленькому и наоборот)

Пальчиковая игра «Изобрази животное»

- упр. на фонематическое восприятие «запомнить со слуха и повторить ряд слов в определенной последовательности»

- «Отхлопать ритмическую структуру слова»

- «Подобрать слово на заданный звук, слог»

- физминутка 2-3 раза

6. «Автоматизация поставленного звука в предложениях, тексте»

Цель: автоматизировать поставленный звук в предложениях, тексте, развитие фонематического восприятия, развивать мышление, внимание, память, воображение Добиться четкого произнесения звука в предложении и тексте, развитие психических процессов, различение звука [р] в предложениях - к слову – признаку подобрать картинку, четко выделяя звук [р], произнести пары слов

- составить предложения в которых будет много звуков [р]

- Игра «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» (составление рассказа по опорным словам)

- игра «Путаница» (в предложениях перепутаны слова, исправь ошибки и проговори предложения выделяя звук [р])

- произношение звука [р] в пословицах, поговорках, скороговорках, стихах

- игры на развитие мелкой моторики с природным материалом «Украсим картинку»

- упр. на фонематическое восприятие «Пересказ маленьких текстов»

- физминутка 2-3 раза

7. «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи»

Цель: закрепление звука [р] в речи Чистота и легкость произношения звука [р] в самостоятельной речи - составление рассказа по серии сюжетных картинок инсценировка сказок

- придумывание рассказа по началу

- упр. на развитие мелкой моторики «Путешествие» (ребенок катит рукой машинку по карте-маршруту, и на ходу придумывает сюжет по серии вопросов логопеда)

- отгадывание загадок

- рассказывание стихотворений

- физминутка 2-3 раза

Сроки проведения первичной и итоговой диагностики:

С учетом того, что коррекционная работа продолжается в течении одного учебного года, первичную диагностику мы проводим в начале учебного года, используя диагностическую карту, итоговая диагностика проводится в конце учебного года, используя диагностическую карту.

Материально-техническое обеспечение

1. Логопедия/ под ред. Л. С. Волковой

2. Т. Г. Филичева, Н. А. Чевелёва, Т. В. Чиркина. Основы логопедии.

3. Р. И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.

6. Л. Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

7. М. Ф. Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения.

8. Логопедическая гимнастика.

9. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика.

11. М. М. Безруких, С. П. Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму.

12. Н. И Соколенко дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей.

13. Сюжетные картинки по развитию речи 1 класс

Публикации по теме:

Дидактические игры на логопедических занятиях 1. Игра «Дорожка». Цель: -автоматизация звуков в словах и предложениях -дифференциация звуков Л-Р -развитие мелкой моторики Оборудование.

Индивидуальная НОД «Автоматизация звука [л] в словах и словосочетаниях» Задачи : -Развивать фонематического слуха; -Упражнять в образовании форм множественного числа существительных, -Обогащать словарь, -Формировать.

Песочная терапия на логопедических занятияхПесочная терапия на логопедических занятиях Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №257» Программа коррекционно-развивающих занятий с использованием.

Коммуникативные игры на логопедических занятиях «Есть три ошибки в общении людей: первая – это желание говорить прежде, чем нужно; вторая - застенчивость, не говорить, когда это нужно;.

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]. Учитель-логопед - Горбунова Ю. С Цель занятия:.

Конспект логопедического занятия по постановке звука «Р». Тема: постановка звука «Р» Цель: постановка звука «Р». Задачи: 1. Сформировать правильную артикуляционную базу для постановки звука «Р».

Конспект занятия по постановке звука [Р] Тема: Звук «Р» Цель: постановка звука «Р» Задачи: 1)формировать умение выполнять чёткие, дифференцированные движения языком; 2) формировать.

Конспекты логопедических занятий по постановке, автоматизации свистящих звуков Постановка, автоматизация и дифференциация свистящих звуков. Конспекты логопедических занятий. Занятие 1. Конспект занятия по постановке.

Конспекты занятий по постановке и автоматизации звука [с] Все презентации к пособию можно посмотреть на моем сайте, пройдя по ссылке http://18198.maam.ru/ ПРЕДИСЛОВИЕ Своевременное овладение правильной.

Модели артикуляции звуков на логопедических занятиях Моделирование в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи – это наглядная основа, способствующая постановке и дифференциации звуков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальная рабочая программа по постановке звука [р] на логопедических занятиях
Опубликовано: 3 декабря 2017 в 15:37
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД