МААМ-картинки

Программа по познавательно-речевому развитию — логоритмике «Веселый язычок» для детей 3,5–4 лет

Екатерина Данилина
Программа по познавательно-речевому развитию — логоритмике «Веселый язычок» для детей 3,5–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Концепция программы

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или происходит мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче преодолевать нарушения слоговой структуры речи, стабилизировать дыхание, чувствовать ударный слог в слове, усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия по логоритмике. Логоритмика полезна всем детям, а особенно имеющим проблемы в становлении речевой функции, в том числе, алалия, задержка речевого развития, нарушения звукопроизношения, стертая форма дизартрии, заикание, аутистические расстройства.

Публикация «Программа по познавательно-речевому развитию — логоритмике „Веселый язычок“ для детей 3,5–4 лет» размещена в разделах

Логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечнососудистой, дыхательной, речедвигательной.

Направленность

Развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;

Формирование правильного дыхания – упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;

Развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;

Развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;

Развитие мелкой моторики – пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.

Актуальность.

С каждым годом, по наблюдению учителя-логопеда и психолога в детском саду растет количество детей с различными сложными системными нарушениями речи. Это результат генетических заболеваний родителей, экологическая зараженность городов, что приводит к увеличению частоты общих заболеваний детей, а так же недостаточность внимания со стороны родителей, замены живого общения с ребенком телевидением. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в улучшении артикуляционных укладов, звукопроизношении, словообразовании, становлении грамматических категорий, в накоплении активного словарного запаса.

Новизна. Данная программа по познавательно-речевой деятельности полностью соответствующая лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включающая в себя работу по постановке и закреплению звуков в определенной последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы содержат элементы оздоровительной направленности, что не только благотворно влияет на весь организм дошкольника и способствует максимально эффективному развитию, но и помогает усовершенствовать уровень высших психических функций ребенка.

Цель.

Логопедическая ритмика – одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально – ритмического и физического воспитания. Её основой является речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы – коррекция и профилактика имеющихся отклонений в познавательно – речевом развитии ребенка посредством сочетания слова. музыки и движения.

Задачи:

Воспитательные:

- оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции речи детей данной возрастной группы;

- создать условия для организации логоритмических занятий;

Образовательные: - внедрять современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развитие музыкальных и творческих способностей младшего дошкольного возраста, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции;

- развивать слуховое и речевое внимание;

- научить переключать внимание, включать смену движений;

- учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно темпу музыки (тихо – громко);

Коррекционные:- развивать физиологическое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать силу голоса;

- развивать мелкую моторику, точность движений;

- сформировать правильный артикуляционный уклад для звуков.

Структура деятельности не четкая и не всегда включает все перечисленные элементы, они могут варьироваться в зависимости от характера нарушений речи и усвоения предложенного материала, а так же определяется задачами обучения и индивидуальными особенностями детей.

Отличительные особенности данной программы

Содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства в большей мере начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей.

Программа составлена на основе технологий: Н. В. Дурова. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2002; Т. С. Овчинникова. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и с музыкой. С-Петербург. 2006; М. Ю. Картушина. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. М., 2005; М. Ю. Гоголева. Логоритмика в детском саду. Ярославль 2006; Е. А. Алябьева. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие. М., 2005; Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова. Логоритмическая работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, С – Петербург, 2005.

В программе представлено 64 занятия по познавательно – речевой деятельности для детей 3 - 4 лет. Проводится фронтально 2 раза в неделю продолжительностью по 15 минут во второй половине дня.

Срок реализации 1 год.

Ожидаемый результат и способы их результативности:

- Сформированность знаний по лексическим темам, увеличение объема активного словарного запаса, умение выполнять движения в соответствии со словами (выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ).

- Воспитание правильного речевого и физиологического дыхания.

- Правильность выполнения артикуляции гласных звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировка на слух согласных по звонкости и глухости.

- Выполнение оздоровительных упражнений для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.

- Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умение правильно брать дыхание во время пения. Активизировать высшие психические функции.

- Способность координировать движение в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.

- Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.

- Улучшение результатов диагностик развития речи (сформированности произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата).

- Воспитание бережного отношения к природе, животным.

- Доставить детям огромную радость и удовлетворение от занятий.

Календарно - тематическое планирование

ТЕМА

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

МАТЕРИАЛ

ДАТА

ПРОВЕДЕ-НИЯ

1

2 «Яблонька» Познакомить с основными видами фруктов, узнавать их по картинке, разучивание артикуляционного упражнения, начало формирования правильного произношения гласного звука (А) и соотнесение речи и движения. Яблоня, филин, ежик, белка, медведь, заяц, мальчик с грибом, листья, яблоко

октябрь

3

4 «Как

растили

капусту» Познакомить детей с основными видами овощей, узнавать их по картинке, учить правильному речевому дыханию, продолжать формировать произношение гласного звука (А, умению отгадывать загадки, разучивание песни. Куклы: бабушка и девочка, собачка, филин, зайчик; муляжи: капуста, картошка, морковь, репка, огурец, помидор, листья.

октябрь

5

6 «Заяц в

огороде» Продолжать закреплять знания об овощах и фруктах, умению дифференцировать их, совершенствовать произношение звука (А, начало формирования правильного произношения гласного звука (У). Формирование речедвигательных умений в стихотворениях и пальчиковой гимнастики. Муляжи: морковь, капуста, яблоко; игрушки: собака, заяц, филин; осенние листья.

октябрь

7

8 «День

рождения

Зайчика» Закреплять правильное произношение гласных звуков (А,

(У, учить выполнению самомассажа тела под речедвигательное сопровождение. Совершенствование выполнение статических артикуляционных упражнений. Разучивание танцевальных движений под музыкальное сопровождение. Игрушечный домик, стол, посуда: чашки, блюдца, ложки, чайник; игрушки: заяц, белка, филин, мишка; муляжи: гриб, яблоко, осенние листья.

октябрь

1

2

3

4

9

10 «Домик для

воробья» Продолжать закреплять навыки речедвигательной ритмики в произношении гласных звуков. Введение звука (О). Усовершенствовать артикуляционную гимнастику, закрепить танец и самомассаж тела, используя игровые приемы. Яблоня, котенок, щенок, скворец, воробей, домик; яблоко; листья.

ноябрь

11

12 «Домок –

теремок» Закрепление произношения гласного звука (О). Усовершенствование движений артикуляционного аппарата, закрепление пальчиковых игр и выполнение речевых композиций посредством движений. Игрушки: мишка, гусь, воробей, мышка, лягушка, заяц, лиса; расписной домик; осенние листья.

ноябрь

13

14 «Прибли -

жается

зима» Ознакомление детей с приближением зимы. Введение в речедвигательную ритмику гласного звука (И). Дифференциация звуков (А)(О)(У). Формирование навыков дыхательной гимнастики, разучивание упражнений на развитие внимания и памяти; песни, сопровождающейся движениями. Картинка ветра; домик, собака в будке, воробей, клюющий крошки, домашние животные в хлеву; котенок, козленок, утенок, гусенок.

ноябрь

15

16

«Зимовье

зверей» Разучивание стихотворения с движениями, усовершенствование танца под музыку; развитие у детей слухового восприятия посредством музыкального инструмента – колокольчика. Разучивание новых артикуляционных упражнений, закрепление произношения звука (И).

Картинки к сказке «Зимовье зверей», колокольчик.

ноябрь

1

2

3

4

17

18 «Мельник и

медведь» Дифференциация гласных звуков (А-У-О-И, знакомство с новым времен года – зимой, формирование представлений об этом времени года. Разучивание стихотворений и песен о зиме с движениями, закрепление ранее выученных артикуляционных упражнений. Обучение имитационным композициям и развитию воображения. Картинки к русской народной сказке «Ме-

льник и медведь»

декабрь

19

20 «Медве –

жонок

Мишутка» Закреплять знания детей о зиме и о ее своеобразии. Введение речедвигательной ритмики гласного звука (Э, дифференциация (У)(И). Закрепление стихотворений и песен о зиме. Усовершенствование артикуляционной гимнастики для укрепления мышц языка, обучение детей речедвигательным подвижным играм, с использованием имитационных композиций и хороводов. Картинки к сказке;

«снежинки» из поролона или ваты;

колокольчик.

декабрь

21

22 «Серебря-

ный

ключик» Усовершенствование пропевания с движениями гласного звука (Э, дифференциация (И – Э). Закрепление песен и стихов, выработка двигательных стереотипов движений. Усовершенствование умений в речедвигательных играх; закрепление упражнений для выработки артикуляционного уклада для преодоления возрастного косноязычия. Игрушки: заяц, снегирь, лось, хомяк, собака, Дед Мороз, лошади, сундук, брусника, рябина, зерно, морковка, ключ, елка, «снежинки».

декабрь

1

2

3

4

23

24 «Новогод –

няя

елка» Введение гласного звука (Ы) в речедвигательную ритмику. Повторение пройденных звуков и их пропевание. Заучивание новых новогодних композиций, используя музыку и движения. Усовершенствование артикуляционных упражнений и упражнений для развития мышления, памяти и мелкой моторики пальцев рук. Игрушки: санки, елочка, лиса, волк, снегирь; «снежки».

декабрь

25

26 «Снеговик» Дифференциация звуков (И – Ы). Продолжать совершенствовать знания, умения и навыки о зиме, выполнение артикуляционных упражнений в виде речедвигательной ритмики звуков (А-У-О-Э). Продолжать обучение речеподвижным играм и умению четко проговаривать слова имитационного плана, сопровождающихся развитием внимания, памяти и воображения у детей младшего дошкольного возраста. Игрушки: снеговик, Дед Мороз, лиса, зайчик, белка; «снежки» по количеству детей.

январь

27

28

«Новогод-

няя елка в

лесу» Пропевание в речедвигательной ритмике согласного звука (М). Закрепление всех гласных звуков, пройденных раннее. Разучивание новых артикуляционных укладов. Продолжать вводить усложнения в речедвигательные игры; закреплять и усовершенствовать игры для развития мелкой моторики пальцев рук. Игрушки: снегирь, волк, заяц, белка, лиса, Дед Мороз, снеговик, лошадка, «снежки», колокольчики, деревянные палочки, бубны, маракасы, новогодняя елка.

январь

1

2

3

4

29

30

«Помогите

птицам»

Закреплять речедвигательную ритмику звука (М). Обучение фонематическому восприятию этого согласного звука в словах; продолжать усовершенствовать знания о зиме и зимних месяцах; повторение танцев и песен о новогоднем празднике; обучению самомассажу пальцев рук и умению ритмично рассказывать стихотворения с движениями.

Игрушки: Дед Мороз, белка, медведь, лиса, заяц, птичка; «снежки»; детские музыкальные инструменты: колокольчики, деревянные палочки, бубны, маракасы.

январь

31

32

«Кукла

Аня» Обучение пропеванию согласного звука (Н, дифференциация звуков (М – Н). Совершенствование упражнений для выработки различных артикуляционных укладов, разучивание фонопедических упражнений с использованием различных голосовых укладов, закрепление навыков и умений в речевых играх с использованием движений, и упражнений, направленных на релаксацию. Игрушки: кукла, снеговик, санки, различная кукольная одежда; большой платок.

январь

33

34 «Новоселье

у

куклы» Закрепление речедвигательной ритмики согласных звуков (М – Н, разучивание звука (Т). Усовершенствование двигательных, речевых и дыхательных упражнений, закрепление танцевальных композиций и песен, сопровождающихся движениями. Продолжать развитие артикуляторного аппарата детей посредством игры. Дом из кубиков; игрушки: пес, кукла, матрешка, зайчик, мишка, Чебурашка, неваляшка, большой платок.

февраль

1

2

3

4

35

36

«Поезд

игрушек» Усовершенствование речедвигательной ритмики звука (Т, введение нового согласного звука (Л, разучивание новых танцевальных движений под музыку с использованием двигательных навыков и умений. Продолжать формирование фонематического восприятия и усовершенствовать пальчиковые умения. Большие кубики, паровоз, кукла, песик, заяц с балалайкой, мишка, солдатики, самолет, барабан, большой платок.

февраль

37

38

«Парад

игрушек» Закрепление правильного произношения звука (Л, продолжать усовершенствовать двигательные навыки и умения детей артикуляторного аппарата, а так же в речевом развитии. Игрушки: кукла, лошадка, самолет, солдатики; барабан, флажки для каждого ребенка.

февраль

39

40

«Иван

Иваныч

Самова-

рыч» Дифференциация звуков (Л)(Л). Продолжать развивать слуховое и зрительное восприятие, усложнять пальчиковые игры, усовершенствовать упражнения артикуляционного аппарата, сопровождая речевыми играми и песнями под музыкальное сопровождение или фонограмму. Закреплять умения перевоплощаться в подвижных играх и навыка расслабляться в конце занятия. Самовар, дядя, тетя, дедушка, бабушка, внучка, кошка, собачка, мальчик, ватные комочки для каждого ребенка, большой платок.

февраль

1

2

3

4

41

42

«У меня

полно

хлопот» Познакомить детей с наступлением весны, весенними месяцами, введение в речедвигательную ритмику звуков (С) и (С). Развитие фонематического восприятия этих звуков, усовершенствование движений в развитие речи. Игрушки: кукла, лошадка, барабан, капельки двух размеров (большая и маленькая).

март

43

44 «Как козлик

маму искал» Закрепить знания детей о весне и весенних месяцах, о празднике 8 Марта, используя речедвигательные упражнения и музыкальные композиции. Усовершенствовать навыки артикуляторных упражнений, используя пропевания гласных звуков: (А, О, У, Э, Ы). Научить выполнению массажа под музыкальное сопровождение и речедвижения. Игрушки: козленок, коза, корова, собака, овечка, поезд; маска козленка.

март

45

46 «Паровозик

из

Ромашко –

во» Усовершенствовать речедвигательные навыки при произношении звуков (З) и (З). Продолжать развитие фонематического слуха и восприятия, закреплять умения выполнять дыхательные упражнения, сопровождая их речью, маленькими распевками; соотносить зрительные и словесные инструкции. Паровозик, маска козленка, журавль, кукушка, синица, воробей, соловей.

март

1

2

3

4

47

48 «Зайкина

шубка» Продолжать развитие фонематического восприятия и речедвигательной ритмики согласного звука (Ц). Дифференциация свистящих согласных в фонопедической ритмике, используя речевые навыки и умения; усовершенствование артикуляторных и моторных движений. Фонограмма весенних ручейков; игрушки: белый заяц, мишка, белка, грач, жук, ежик; подснежник; маска воробья, картинка с птицами.

март

49

50

«Храбрый

цыпленок» Продолжать развитие зрительного и слухового внимания; усовершенствование артикуляторного аппарата и формирование двигательных навыков. Дифференцировать свистящие звуки, посредством движений и музыки. Игрушки: коза, индюк, свинья, петух, гусь, курица, цыпленок; яйцо из двух половинок; пение птиц.

апрель

51

52 «Мамы и

малыши» Познакомить с новой речедвигательной композицией звука (Ш). Продолжать повторять о весне, весенних месяцах и явлениях в природе в это время года. Разучивание песен и стихотворений, используя основные артикуляторные упражнения и дыхательную гимнастику. Игрушка: петух, сюжетные картинки с домашними птицами, домашними животными, маска цыпленка; погремушка, деревянные ложки, бубны; картинки перелетных птиц.

апрель

1

2

3

4

53

54 «Как

петушок

утро

проспал» Продолжать закреплять речедвигательное упражнение со звуком (Ш, знакомство со звуком (Ж). Дифференциация этих звуков в музыкально – двигательных композициях. Усовершенствование артикуляторных упражнений, направленных на выработку четкости произношения речи. Фонограмма чириканья воробьев; игрушки: петух, коза, баран, конь, свинья, курица, цыпленок, солнце; маски курицы и цыпленка.

апрель

55

56 «Прогулка

в весеннем

лесу» Продолжать дифференциацию согласных звуков (Ш)(Ж). Усовершенствовать двигательные и речевые навыки в подвижных играх, усложнять упражнения для моторики всего тела и пальцев рук, закреплять артикуляционные умения, доставлять детям эмоциональную радость от весенних «прогулок». Игрушки: птица, заяц, белка, мишка; картинки: диких птиц; елочки и солнышко.

апрель

57

58 «Дела

много у

зверей» Познакомить с таким временем года, как лето, с летними месяцами и изменениями в природе и животном мире, проходящими в это время года. Введение в речедвигательную ритмику согласного звука (Д, дифференциация (Т)(Д). Разучивание новых упражнений для динамического уклада артикуляционных поз; закрепление двигательных навыков в речевых играх и пальчиковой гимнастике. Продолжать развивать мышление, память, воображение. Сюжетная картинка сказочного леса; погремушки, «язычки», бубны, ложки, маска медведя.

май

1

2

3

4

59

60

«Чей это

домик?» Продолжать формировать знания о лете и сезонных изменениях в это время года; введение речедвигательного фонопедического упражнения согласного звука (В); усовершенствование речевых и двигательных навыков на занятиях по логоритмике; закрепление и совершенствование упражнений по артикуляции и интонационному восприятию. Дерево с гнездом на вершине; игрушки: кролик, слон, гномик, рыба, улитка, мишка, птичка; маска медведя.

май

61

62

«Парохо-

дик» Дифференциация звуков (В) – (Ф, восприятие этих звуков на слух, т. е. развитие фонематического слуха. Продолжать совершенствовать навыки двигательной, дыхательной, пальчиковой гимнастики, закреплять умения выполнения артикуляционных упражнений – чередовать статические и динамические упражнения. Игрушки: пароход, кукла, зайчик, синичка, улитка, рыбка, мишка; маска медведя.

май

63

64 «Дуся

ехала

на дачу» Закрепление знаний и умений речедвигательной фонопедической ритмики в виде согласных звуков, выученных раннее. Продолжать совершенствовать просодические, двигательные, дыхательные и речевые навыки детей 3-х летнего возраста.

Картинка, где девочка едет с игрушками на дачу; игрушки: кошка, зайчик, улитка, рыба; маска медведя.

май

Публикации по теме:

«Наша Россия». Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста Конспект по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Направленность деятельности: познавательно-речевое.

«Заюшкина избушка». Конспект ООД по познавательно-речевому развитию детей Цели: Учить отгадывать загадки, эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы, запоминать яркие выражения героев сказки.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей Тема: Животные жарких стран. Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной деятельности. Задачи: создать условия.

Макет по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста «Сельский дворик»Макет по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста «Сельский дворик» Цель: расширять представления детей о домашних животных и их детенышей. Обогащать и активизировать словарный запас детей. Задачи: Учить.

Опыт работы по познавательно-речевому развитию детейОпыт работы по познавательно-речевому развитию детей Опыт работы по познавательно - речевому развитию детей старшего дошкольного возрастаПодготовила воспитатель I квалификационной категории.

Конспект ОД по познавательно-речевому развитию детей среднего дошкольного возраста «В весеннем лесу» Методическая разработка образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию детей среднего дошкольного возраста на тему:.

Опыт работы «Взаимодействие с родителями по познавательно-речевому развитию детей» В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» приоритетной задачей дошкольного учреждения является «взаимодействие с семьей.

Открытое занятие по речевому развитию «Мой дружок-язычок» для второй младшей группы. Задачи: Учить детей составлять короткий рассказ по предметной картине; учить детей отгадывать описательные загадки, находить соответствующие.

Проект по развитию артикуляционной моторики у детей с ОВЗ «Мой веселый язычок!» В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившем в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно.

Программа логопедического кружка «Пальчики умелые, язычок весёлый» для детей 3–4 лет Программа логопедического кружка «Пальчики умелые, язычок весёлый» на 2016 – 2017 учебный год Пояснительная записка Развитие речи – одна.

Автор публикации:
Программа по познавательно-речевому развитию — логоритмике «Веселый язычок» для детей 3,5–4 лет
Опубликовано: 4 октября 2016 в 21:10
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по познавательно-речевому развитию — логоритмике «Веселый язычок» для детей 3,5–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Данилина (УИ 819084) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД