сухарникова елена
Программа по развитию графомоторных навыков у детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая
программа
«Послушный карандаш»
Направленность:социально-педагогическая
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и новизна: С того момента, как в руки ребенка попадает карандаш, а это случается довольно рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге все, начиная от штрихов и каракулей. «Рука – вышедшей наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое симулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. По-этому развитие моторики: графомоторных навыков, навыков зрительно-двигательной коор-динации, очень актуально именно для детей с нарушением речи, т. к. для них характерно отставание в развитии двигательной сферы.
Публикация «Программа по развитию графомоторных навыков у детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Новизна данной программы заключается в том, что в ее основе лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребёнка. Педагог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную. По каждому разделу предусмотрено усложнение заданий.
Цель: Формирование графомоторных навыков и навыков зрительно-двигательной координации у детей с нарушением речи, используя специальные упражнения и творческую деятельность.
Задачи: 1. Развивать мелкую моторику рук и координацию у детей с нарушением речи: упражнять в разных действиях: сжатие, расслабление, стимуляции тактильных ощущений, растяжение мышц рук; совершенствовать точные согласованные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук; способствовать развитию зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации движений.
2. Формировать графические навыки у детей с нарушением речи: обводка, штриховка объектов, написание прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой.
3. Знакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме (правильной посадке при работе с тетрадью, положение листа, кистей руки, пишущего инструмента);
4. Способствовать развитию ориентировке в пространстве.
5. Воспитывать у детей с нарушением речи умения слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, формулировать свои мысли словами; воспитание пытливости, инициативы, любознательности, логического мышления
Уровень сложности: базовый.
Направленность: социально-педагогическая
Категория обучающихся: дети с нарушением речи 5-7 лет.
Содержание программы
1 год обучения
1. Формирование общей ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации, навыков правильно держать карандаш (пальчиковая гимнастика, шнуровка, нанизывание, гимнастика на расслабление мышц рук, зрительная гимнастика, упражнения на внимание)
2. Развитие пространственной ориентировки (формирование умения передавать пространственные отношения в окружающем, на плоскости, на листе бумаги, ориентироваться на листе по словесной и зрительной инструкции)
3. Формирование базовых графических умений и навыков (проводить различные линии по образцу сначала пальцем, затем карандашом, ручкой; обводить контур различных объектов; формировать умение копировать объект, соблюдая закономерность дорисовывать объект, строку; знакомить с разными видами штриховки).
4. Знакомство с клеткой, формировать умение находить нужную точку по словесной и зри-тельной инструкции, выполнять простые графические диктанты.
5. Знакомить с гигиеническими правилами работы за столом.
2 год обучения
1. Совершенствовать общую моторику рук, формировать согласованные действия обеими руками, автоматизировать навык правильно держать карандаш и ручку, используя нажим разной силы.
2. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве от себя, на плоскости, в тетради по словесной инструкции и без зрительного образца, только по зрительному ориентиру.
3. Совершенствовать базовые графические навыки и умения (умения срисовывать, дорисовывать, копировать, закрашивать и заштриховывать по заданной инструкции; навыки проводить различные линии: прямые, наклонные, диагональные, перекрёстные, петлеобразные, не отрывая карандаш от листка).
4. Выполнять сложные графические диктанты по клеточкам по словесной или зрительной инструкции.
5. Совершенствовать умения держать осанку во время работы за столом, правильно располагать тетрадь, лист бумаги перед собой на столе.
Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности: очная (групповая) с возможным использованием дистанционных образовательных технологий; индивидуальная и подгрупповая (с отсутствующими в день занятия детьми)
Занятия, так же, содержат такие методы работы с детьми, как:
1. Пальчиковая гимнастика;
2. Зрительная гимнастика;
3. Дыхательная гимнастика;
4. Релаксация;
5. Упражнения для развития мелкой моторики, межполушарного
взаимодействия;
6. Работа в тетради;
7. Зрительный и слуховой диктант.
Условия реализации программы: специальный отбор не проводится, занятия про-водятся со всеми присутствующими в группе детьми с нарушением речи с учётом индивидуальных особенностей, возрастных возможностей детей; наличие базовых знаний, умений, особых способностей не требуется.
В к концу второго года обучения обучающийся:
Знает: некоторые геометрические термины (прямая, волнистая, пунктирная, непрерывная линии, точка, клетка и другие); назначение клеток и линий в тетради.
Умеет: ориентироваться на листе бумаги (лево, право, верх, низ, слушать инструкцию педагога и целенаправленно следовать ей, выполнять задание с опорой на зрительный образец; выполняет элементарные гигиенические правила при письме (правильная посадка при работе с тетрадью, положение листа, кистей руки, пишущего инструмента в руке);
Приобретает навык: обводить и штриховать определённый объект, использовать различные виды штриховки, координировать движения рук и пальцев, использовать нажим на карандаш разной силы, проводить чёткие, плавные, точные линии, с опорой на клетку создавать контур объекта, синхронизировать работу глаз и рук.
Материально-техническая база:
1. Компьютер
2. Принтер
3. Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т. д.).
4. Пособия и предметы (мячи разной величины: массажные и гладкие, шнуровки).
5. Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т. д.).
6. Записи для релаксации и рисования: звуки природы, инструментальная музыка, детские песни и т. д.
7. Тетради в крупную клетку по 2 на каждого обучающегося
8. Простые карандаши, стирательные резинки, ручки, цветные карандаши, восковые мелки на каждого обучающегося.
9. Доска магнитная, маркеры, доска в клеточку (для показа)
10. Прописи для дошкольников (старшая группа) Д. Денисова, ООО «Мозаика – синтез», 2017 (на каждого обучающегося)
11. Прописи для дошкольников (подготовительная группа) Д. Денисова, ООО «Мозаика – синтез», 2017 (на каждого обучающегося)
Список литературы.
1. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. : «Просвещение», 1985.
2. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Издание «Занятие», 1994.
3. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
4. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет.
ТЦ Сфера, М. 2006
5. Тетради с прописями «Рисуем по клеточкам» Е. С. Русакова, ООО «Омега» 2018.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
Проводится 2 раза в год, с использованием наблюдений, игр и упражнений по определению уровня развития мелкой и общей моторики, упражнений по определению сформированности пространственных представлений. Педагогическая оценка результатов проводится по критериям, где 1 балл – выполняет только с помощью педагога, 2 балла – выполняет с частичной помощью педагога, 3 балла – выполняет самостоятельно.
Критерии педагогического мониторинга:
1. Обучающийся держит осанку во время работы за столом, умеет держать пишущий инструмент, правильно располагает лист бумаги перед собой.
2. Обучающийся может обвести объект, нарисованный пунктиром, точной, плавной линией.
3. Обучающийся владеет разными видами штриховки, используя нажим разной силы.
4. Обучающийся ориентируется на листе бумаги (лево, право, верх, низ)
5. Обучающийся знает название геометрических терминов (прямая, волнистая, пунктирная, непрерывная линии, точка, клетка и другие); назначение клеток и линий в тетради.
6. Обучающийся может с опорой на клетку создавать контур объекта.
7. Обучающийся умеет слушать инструкцию педагога и следовать ей.
8. Обучающийся умеет создавать изображение с опорой на зрительный образец, синхронизируя работу глаз и рук.
9. Обучающийся умеет формулировать свои мысли словами.