татьяна макарова
Программа по развитию произвольной памяти у детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Разработанная нами программа направлена на изучение возможности развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Ребенок стремится к активной деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская игровая деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие.
Публикация «Программа по развитию произвольной памяти у детей старшего возраста» размещена в разделах
Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений. Главная его ценность в том, что он демонстрирует, как можно использовать возможности дидактической игры в развитии произвольной памяти, показывает, как применить общие правила к конкретной ситуации.
Цель программы - создание необходимых условий развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста путем включения в работу с детьми дидактических игр, соответствующих возрастным особенностям детей, предполагающих запоминание материала и привлекательных для детей.
Для достижения цели, также были поставлены задачи:
- разработать и апробировать цикл дидактических игр способствующих развитию произвольной памяти;
- выявить динамику памяти у детей старшего дошкольного возраста после проведения дидактических игр;
- обработать и проанализировать полученные данные по развитию произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста.
Комплектование группы.
№ Группа в соответствии с возрастом детей. Наполняемость
Старшая группа 14
Сроки проведения:
декабрь 2013 – февраль 2014 года.
Формы организации детей :
Индивидуальные
Групповые
Время проведения :
количество занятий -24,
продолжительность занятий 25 минут
занятия проводятся 2 раза в неделю
Формы работы с детьми:
Игра
Ситуативный разговор
Беседа
Интегративная деятельность
Проблемная ситуация
Методы работы с детьми:
Словесные.
Наглядные.
Практические.
Актуальность
Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Исходя, из этого возникает проблема нашего исследования, каковы условия развития произвольной памяти старших дошкольников.
Эта работа необходима, актуальна, сегодня в связи с необходимостью улучшения общего развития ребенка, для того чтобы помочь ему лучше усвоить социальные знания и подготовиться к обучению в школе. Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения. Память дошкольника становится ведущей функцией, занимая центральное место в психическом развитии ребенка, то есть старший дошкольный возраст является сензитивным для развития памяти. В этом возрасте память становится осознанной, произвольной. Поэтому необходимо начинать развивать память еще в дошкольном возрасте. Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения.
Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.
Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена :
- формирование их общей культуры,
- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
- формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,
- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,
- коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Наиболее благоприятные условия для развития произвольной памяти создаются в дидактической игре, так как эти игры является эффективными для развития психических процессов. В дидактических играх отчетливо выступает необходимость запоминания, следовательно, дети учатся выделять и принимать цель запомнить – вспомнить.
При разработке дидактических игр учитывалось следующее:
1) соответствие возрастным особенностям детей,
2) должны предполагать запоминание зрительного материала,
3) привлекательность для детей.
Дидактические игры для развития произвольной памяти подбирались с учетом следующих принципов:
1) учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
2) систематичность, последовательность;
3) деятельностный принцип;
4) активность и самостоятельность ребенка;
Прогнозируемый результат у детей прошедших курс занятий по данной программе :
- повышается концентрация, переключаемость, устойчивость внимания;
- увеличивается объем вербальной, зрительной и произвольной памяти;
- формируются приёмы запоминания;
- повышается уровень развития смысловой памяти;
- формируется самостоятельность в выполнении заданий.
Разработанные дидактические игры были разделены на три группы, соответствующие трем этапам активизации зрительной памяти.
На первом, начальном этапе основная дидактическая задача игры состояла в обучении детей принимать мнемическую цель от взрослого, обучать детей выделять признаки предметов, соотносить выделенные признаки с соответствующим эталоном, подводить к осознанию различия между воспроизведением и запоминанием.
Задача дидактических игр второго этапа состояла в закреплении осознания различий между воспроизведением и запоминанием, стимуляции детей к контролю и самоконтролю при воспроизведении, анализу причин ошибок сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
На третьем этапе работа была направлена на постепенный переход ребенка от сознательного принятия мнемической цели от взрослого и согласованию с нею своих действий к самостоятельной постановке цели на запоминание.
Перспективный план по развитию произвольной памяти
№ п. п. Развитие и коррекция внимания, восприятия
(работа в группе) Развитие и коррекция памяти
(работа в группе) Работа в тетрадях
(индивидуально)
Дидактические игры 1 этапа.
1. «Кому что нужно для работы»
«Летает – не летает» «Запомни картинки»
«Послушай внимательно и повтори» «Графический диктант»
2. «Съедобное – не съедобное»
«Сравни картинки» «Создай образ»
«Снежный ком» «Графический диктант»
3. «Найди отличия»
«Кто больше действий назовет» «Лови мяч – дари слово»
«Посмотри на картинку и запомни слово» «Графический диктант»
4. «Чего не стало»
«Птица – не птица» «Запомни картинки»
«Веселые таблицы» «Графический диктант»
5. «Летает – не летает»
«Топ – хлоп» «Каскад слов»
«Лови мяч – дари слово» «Графический диктант»
«Корректурная проба»
6. «Сравни картинки»
«Топ – хлоп» «Запомни картинки»
«Послушай внимательно и повтори» «Графический диктант»
7. «Съедобное – не съедобное»
«Найди отличия» «Создай образ»
«Снежный ком» «Графический диктант»
8. «Кому что нужно для работы»
«Кто больше действий назовет» «Каскад слов»
«Лови мяч – дари слово» «Графический диктант»
«Корректурная проба»
Дидактические игры 2 этапа
1. «Найди отличия»
«Кто больше увидит и назовет» «Не забудь картинку»
«Слушай все запоминай на вопросы отвечай» «Нарисуй по образцу»
«Корректурная проба»
2. «Что изменилось»
Найди пару» «Нарисуй правильно схему»
«Выполни движение» «Графический диктант»
3. «Птица – не птица»
«Да и нет не говори» «Поможем маме»
«Веселые таблицы» «Корректурная проба»
4. «Узнай по описанию»
«Кто где находится» «Кодовый замок»
«Запомни и нарисуй» «Нарисуй по образцу»
5. «Цифровая таблица»
«Бывает – не бывает» «Слушай все запоминай на вопросы отвечай»
«Веселые таблицы» «Нарисуй по образцу»
«Корректурная проба»
6. «Найди отличия»
«Узнай по описанию» «Пиктограммы»
«Не забудь картинку» «Графический диктант»
7. «Кто где находится»
«Кто больше увидит и назовет» «Кодовый замок»
«Запомни и нарисуй» «Нарисуй по образцу»
8. «Цифровая таблица»
«Бывает – не бывает» «Пиктограммы»
«Поможем маме» «Корректурная проба»
«Нарисуй по образцу»
Дидактические игры 3 этапа
1. «Не пропусти растение»
«Чего не стало» «Заколдованный мешочек»
«Выполни движение» «Нарисуй по образцу»
«Расставь значки»
2. «Что изменилось?»
«Так бывает или нет?» «Гуляем по поселку»
«Пересказ» «Нарисуй вторую половину»
«Корректурная проба»
3. «Разложи палочки так же»
«Назови одним словом» «Магазин»
«Запомни парочки» «Графический диктант»
«Корректурная проба»
4. «Не пропусти профессию»
«Что с чем?» «Пересказ»
«Пиктограммы» «Нарисуй по образцу»
«Графический диктант»
5. «Скажи по-другому»
«Что из чего сделано?» «Опосредованная память»
«Веселые таблицы» «Графический диктант»
«Корректурная проба»
6. «Не пропусти растение»
«Чего не стало» «Заколдованный мешочек»
«Выполни движение» «Нарисуй по образцу»
«Расставь значки»
7. «Разложи палочки так же»
«Назови одним словом» «Пересказ»
«Опосредованная память» «Нарисуй вторую половину»
«Корректурная проба»
8. «Что изменилось?»
«Так бывает или нет?» «Запомни парочки»
«Заколдованный мешочек»
«Нарисуй вторую половину»
«Корректурная проба»
Контрольное диагностирование
Программно-методическое обеспечение
Цель Развитие произвольной памяти в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.
Перечень программ и технологий
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Мозаика-Синтез, 2007 г. - 2008 с.
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М. : Мозаика-Синтез, 2010 г. - 224 с.
Перечень пособий
1. Афонькина Ю., Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1992. - №1 – С. 12-22.
Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в детском саду», - Воронеж, 2007 г. – 78 с.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.
И. В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». – М: АРКТИ, 2008 г, - 68 с.
В. М. Доскова, А. Г. Прокофьева «Развивающие игры для детей»,
Ожидаемые результаты:
• Умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное, слуховое восприятие.
• Развитие активности детей и самостоятельности их мышления
• самостоятельность и устойчивость внимания
• повышенный интерес к решению умственных задач
• сосредоточенность и направленность.
• развитие произвольности психических процессов
• быстро и точно запоминать изображения
• сохранять и оперировать имеющимися представлениями