Папки-передвижки

Программа по развитию экспериментальной деятельности у детей «В гостях у Фиксиков»

Наталья Устинова
Программа по развитию экспериментальной деятельности у детей «В гостях у Фиксиков»

Пояснительная записка

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательности. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь. Ребенок дошкольного возраста узнает окружающий мир по средствам ориентировочного – исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразней исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Публикация «Программа по развитию экспериментальной деятельности у детей „В гостях у Фиксиков“» размещена в разделах

Цель:

1. Обеспечить положительную динамику познавательной активности дошкольников в совместной деятельности с взрослыми;

2. Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

Задачи:

• Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственной зависимости, учить умению делать выводы (познавательно – речевое);

• Формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий (социально - личностное);

• Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (социализация);

• Создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, развивать умение детей взаимодействовать с взрослым, выполняя общую коллективную работу (социально –личностное).

Программа рассчитана на детей 3-4 лет. Количество занятий в месяц 4,

всего 36.

Ожидаемый результат.

1. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки, сравнения.

2. Самостоятельно экспериментирует с целью определения неизменности количества и размера, объясняет, почему стало больше или меньше.

3. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действий в иной обстановке.

4. Проявляет высокую познавательную активность, «забрасывает» старших разнообразными вопросами об окружающем мире.

Тематическое планирование.

Сентябрь - 4 часа

1.«Узнаем, какая вода»

2. Игры с веерами и султанчиками

3. Поиграем с солнышком

4. Свойства песка

Октябрь - 4 часа

1.«Чудесный мешочек»

2. Поиграем с ветерком

3.«Что в коробке»

4. Почему осенью бывает грязно

Ноябрь - 4 часа

1. Волшебные дощечки

2. Найди по звуку

3. Легкий - тяжелый

4. Глина: ее качества и свойства

Декабрь - 4 часа

1. Горячо – холодно

2."Чудесный мешочек"

3. Окрашивание воды

4. Снег, какой он? (во время снегопада)

Январь - 4 часа

1. Игры с соломинкой

2. Снег, какой он? (в морозную погоду)

3. Как из снега получить воду

4. Как воду превратить в лед

Февраль - 4 часа

1. Изготовление цветных льдинок

2. Мороз и снег

3. Свойства льда

4. Ветер по морю гуляет

Март - 4 часа

1. Плавает – тонет

2. Бумага, ее качества и свойства

3. Посадка лука

4.«Поплывет, не поплывет»

Апрель - 4 часа

1. Здравствуй солнечный зайчик

2. Веточка березы

3. Древесина: ее качество и свойство

4. Что в пакете?

Май - 4 часа

1. Спрячь пуговку

2. Пирожки для Мишки

3. Сравнение песка, почвы, глины

4. Ткань: ее качества и свойства

Содержание программы.

Работа с детьми по данной программе направлена на создание условий для сенсорного развития, в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей решаются следующие задачи:

-Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)

-Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

-Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

-Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево)

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).

Список литературы.

1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» Москва 1999 г.

2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты» Екатеринбург 1995г.

3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство – пресс 2010 г.

4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» Москва: Мозаика – Синтез, 2007 г. (методическое пособие)

Публикации по теме:

Проект «Организация экспериментальной деятельности детей раннего возраста как средство познавательного развития»Проект «Организация экспериментальной деятельности детей раннего возраста как средство познавательного развития» Добрый день, уважаемые коллеги! Предоставляю вашему вниманию проект «Организация детской экспериментальной деятельности раннего дошкольного.

Экспериментальная деятельность детей в ДОУ В настоящее время мы становимся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный вид деятельности.

Автор публикации:
Программа по развитию экспериментальной деятельности у детей «В гостях у Фиксиков»
Опубликовано: 6 ноября 2014 в 15:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД