анна вязьмина
Программа по самообразованию «Формирование основ пожарной безопасности у детей средней группы»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
По теме: «Формирование основ пожарной безопасности у детей средней группы»
Воспитателя МАДОУ д/с № 263
Вязьминой А. В.
Пояснительная записка
Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую наших детей подстерегают множество опасностей. Задача взрослых остерегать и защищать ребенка, правильно подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными ситуациями.
Публикация «Программа по самообразованию „Формирование основ пожарной безопасности у детей средней группы“» размещена в разделах
- Безопасность. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пожарная безопасность
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.
В соответствии с Законом РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятым Государственной думой 18 ноября 1994г. (статья 25, «Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности», а также на основании ФГОС ДО формирование основ пожарной безопасности является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это объясняется следующим.
Одной из причин возникновения пожара является детская шалость. И, как правило, последствия такой шалости очень трагичны. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого-либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.
Главное в работе по формированию у детей основ пожарной безопасности – это совокупность мероприятий с детьми, педагогами и родителями по обучению правилам пожарной безопасности, задания поисковой, познавательно – практической, социально значимой направленности начиная со среднего дошкольного возраста.
Следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию основ пожарной безопасности является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.
Формирование основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста возможно при достижении и решений следующих целей и задач.
Цели:
1. Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ пожарной безопасности.
2. Повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем изучения новых методов в обучении и воспитании детей среднего дошкольного возраста.
3. Повышение уровня знаний об основах пожарной безопасности.
Задачи:
1. Изучение нормативно-правовых документов об образовании.
2. Изучить общепедагогическую и психологическую литературу с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения дошкольников среднего возраста.
3. Изучить разнообразные формы работы с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями (законными представителями, обобщить и распространить собственный психолого-педагогический опыт.
Срок реализации: 3 года (2018-2021 гг.)
№
п/п Направление и формы работы Сроки Время реализации
Теоретический этап
1. Изучение нормативных документов:
- Закона «Об образовании РФ»;
- нового СанПиН;
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
- приказы Министерства образования и науки РФ и Нижегородской области;
- и другие правовые акты РФ и Нижегородской области.
Практический этап
1. Изучение опыта педагогов ДОУ по данной теме
2. Изучение методик о технологиях педагогов в сети Интернет
3. Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации
4. Изучение различных методов работы педагогов дошкольного образования
5. Использование современных педагогических технологий в области формирования основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста
6. Участие в профессиональных конкурсах
7. Совершенствование форм и средств организации психолого-педагогического сопровождения
8. Изучение литературы по теме самообразования
9. Составление учебно-тематического плана формирования основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста
10. Разработка программы по работе с родителями по приоритетному образованию
11. Обобщение и распространение собственного опыта по данной теме
12. Пополнение портфолио на уровне требований современности
Изучение литературы по профессиональной самоподготовке
№
п/п Название Автор Издательство, год
1. Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года №273, от 01.09 2013 01.09.2013 г.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу с 1 января 2014 года. Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384
3. Комментарии к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования Журнал «Дошкольное воспитание» М., №6, 2014
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования https://минобрнауки. рф
5. Изучение опыта педагогов Сеть Интернет,периодическая печать
6. «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду» Бабаева Т. И., Михайлова З. А., Гурович Л. Москва, издательство «Детство – Пресс», 2011 г.
Изучение литературы по психологии
№
п/п Название Автор Издательство, год
1. Детская психология Люблинская А. А. Москва: Просвещение, 1971 г.
2. Психология детства Зеньковский В. В. Москва: «Академия», 1996 г.
3. Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания. Под редакцией Лукьяновой З. Н., Мошкина В. Н. Барнаул: АГИИК, 1999 г.
Изучение литературы по основам пожарной безопасности
№
п/п Название Автор Издательство, год
1. Нормативно-правовая база МАДОУ д/с 263
2. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности Аралина Н. А. Москва,Скрипторий 2003, 2007 г.
3. Конспекты занятий в средней группе детского сада по правилам пожарной безопасности Волочкова В. Н., Степанова Н. В. ТЦ «Учитель», 2004г.
4. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС Каюрова А. Н. Москва, 2014 г.
5. Воспитание культуры личной безопасности. Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания. Под редакцией Лукьяновой З. Н., Мошкина В. Н. Барнаул: АГИИК, 1999 г.
Изготовление методического материала
№
п/п Название Цель
1. Оформление в группе уголка по пожарной безопасности Работа с детьми и их родителями. Создать оптимальные условия для формирования основ пожарной безопасности
2. Формирование методической базы конспектов занятий по теме самообразования Для проведения воспитательных мероприятий
3. Создание архива методик, игр, мероприятий по пожарной безопасности Формирование основ пожарной безопасности
4. Приобретение настольных игр по пожарной безопасности в ДОУ Для проведения воспитательных мероприятий
5. Создание макета детского сада Совместная работа: дети, родители, воспитатели. Организация профилактической работы по правилам поведения во время пожара
Перспективный план формирования основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста
№
п/п Название блока Тематика занятий Цель и задачи
1. Моя группа, мой детский сад 1. Ознакомление с планом эвакуации ДОУ
2. «Средства пожаротушения. Знаки безопасности»
3. «Служба спасения – 01»
4. «Почему случился пожар»
5. «Злой и добрый огонь» 1. Знакомство детей с наиболее вероятными причинами возникновения пожаров в помещении.
2. Формирование представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара.
3. Формирование навыков адекватного поведения в пожароопасных ситуациях.
4. Воспитание осознанного и ответственного отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
2. Осень 1.«Осень в лесу и в городе»
2. «Не играй с огнём»
3. «Чудо-дерево»
4. «Спички детям не игрушка» 1. Углублять и систематизировать представление детей о причинах возникновения пожаров в лесу и на улицах города.
2. Формировать правила пожарной безопасности на природе, представления о нормах поведения во время пожара, негативное отношение к нарушителям этих правил.
3. «Огонь в литературе» Чтение произведения Б. Жидкова «Пожар».
Литературная викторина.
«Огонь в картинках и загадках» Формирование у детей основ пожарной безопасности
4. «Дом, жилище человека» 1.«Моя семья, дом»
2. «Бытовая техника» 1. Сформировать у детей понимания личной безопасности и безопасности окружающих.
2. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара в квартире.
3. Обогащать знания детей об электроприборах, их назначении в жизни людей, правилах пользования ими.
4. Закрепить знания о мерах предосторожности, действиях во время пожара в квартире.
5. Профессия пожарник 1. Знакомство с пожарной техникой, экипировкой бойцов.
2. «В жизни всегда есть место подвигу»
3. Просмотр видеофильма о пожаре и работе пожарных по спасению людей. (Фрагменты из телепередач, новостей с сообщениями о пожаре). 1. Раскрыть значимость труда пожарных.
2. Углублять и расширять знания детей о профессиональных действиях пожарных, диспетчерах пожарной части, о технике, помогающей людям тушить пожар.
Виды деятельности и формы занятий с воспитанниками
1. Формирование правил пожарной безопасности на природе, представления о нормах поведения во время пожара, негативное отношение к нарушителям этих правил. Блок «Осень».
1.1. Познавательно - исследовательская деятельность:
- рассматривание иллюстраций «Пожар в лесу», отображающих работу пожарных;
- беседа «В гостях у доктора Айболита»;
- моделирование правил поведения в природе;
- проблемная ситуация «Что будет, если… поджечь траву, развести костер?»;
- викторина «Защитим лес от пожара»;
- экскурсия в парковую зону.
1.2. Коммуникативная деятельность:
- общение «Спички не тронь, в спичках огонь»;
- составление рассказа по картине «Пожар в лесу» на тему «Почему это случилось?»;
- дидактические игры: «Огонь и вода», «Разрешается – запрещается».
1.3. Игровая деятельность
- сюжетно – ролевая игра «Семья. Отдых на природе»;
- дидактическая игра «Собери картинку»;
- моделирование игровой ситуации «Вызов службы 01»
1.4. Продуктивная деятельность
- рисование «Чтобы не было беды»;
- аппликация «Осенний лес»;
- конструирование из конструктора «Пожарная машина».
1.5. Чтение художественной литературы:
- «Как неразлучные друзья в огне не горели» А. Иванова;
-«Малышам об огне»Н. Пороховник;
-«Пожар в лесу»;
- «Пожар в поле»;
-«Щепочка»;
-«Как мы с братом играли».
1.6. Двигательная деятельность
- подвижные игры: «Птенчики в гнезде», «Зонт над головой»;
- спортивные эстафеты «Не затушенный костер»;
- «Мы помощники пожарных».
1.7. Трудовая деятельность
- уборка сухих листьев и травы на участке;
- составление коллажа «Чего нельзя делать в лесу»;
- изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Семья. Отдых на природе».
2. Воспитание осознанного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих. Блок «Дом, жилище человека»
2.1. Познавательно - исследовательская деятельность
- беседы: «Электричество в нашем доме и его опасность», «Электроприборы. Правила пользования ими»;
- дидактические игры: «1,2,3, что может быть опасно, найди», «Что можно, что нельзя», «Дорисуй, чего не хватает»;
- моделирование проблемной ситуации «Если в доме что-то загорелось, что делать?»;
- работа со схемой «Найди выход из горящего дома»;
- тренинг «Вызови пожарных».
2.2. Коммуникативная деятельность
- общение «Будь самостоятелен, но осторожен и внимателен», загадки о бытовых приборах;
-дидактические игры: «Отгадай слово», «Назови действие»;
- викторина «Береги свой дом от пожара»;
- составление творческого рассказа «Почему это случилось?»;
2.3. Игровая деятельность
- сюжетно – ролевая игра «Семья. Мамины помощники»;
- игровые ситуации «Дым в квартире», «Сестра обожгла палец, что делать?»;
- дидактические игры «Найди лишнее», «Чрезвычайные ситуации»
2.4. Продуктивная деятельность
- рисование отгадок «Электроприборы»;
- выставка рисунков «Береги свой дом от пожара».
2.5. Чтение художественной литературы:
- «Как ловили уголька» Ж. Толмазова;
-«Кошкин дом» С. Маршак;
-«Рассказ о неизвестном герое»;
-«Обыкновенная история» К. Орлова;
-«Загадки об электроприборах» Л. Сумина;
-«О спичках»;
-«Об опасных предметах»;
-«О средствах бытовой химии» А. Шевченко.
2.6. Двигательная деятельность:
- подвижные игры «Убери на место», «Огненный дракон»;
- игры – эстафеты «Окажи помощь при пожаре», «Ловкие и быстрые».
2.7. Трудовая деятельность: изготовление масок к игре – драматизации «Кошкин дом»
3. Воспитание у детей уважения и интереса к профессии пожарного. Блок «Профессия пожарный».
3.1. Познавательно - исследовательская деятельность:
- беседа «Пожарные – кто они?»(Встреча с работниками ГУ МЧС России по Калинискому району);
- рассматривание иллюстраций, отображающих работу пожарных;
- дидактические игры: «Что необходимо пожарному?», «Собери картинку»;
- викторина «Пожарный герой – он с огнем вступает в бой»;
- моделирование правил «Чего нельзя делать в отсутствии взрослых»;
3.2. Коммуникативная деятельность:
- общение «Одежда пожарных»;
- составление рассказа по серии сюжетных картин «Бой ведет отряд пожарных»;
- дидактические игры: «Подбери предметы с одним назначением», «Одежда пожарных», «Назови правильно».
3.3. Игровая деятельность:
- сюжетно – ролевая игра «Пожарная часть»;
- моделирование игровой ситуации «Разговор с диспетчером пожарной части», «Помоги себе сам».
3.4. Продуктивная деятельность:
- рисование «Мчаться красные машины»;
- аппликация «Пожарная машина»;
- конструирование из конструктора «Пожарная часть»;
- выставка рисунков «Осторожно – огонь!».
3.5. Чтение художественной литературы:
- «Кем быть?» Л. Сумина;
- «Красная машина» К. Оленев;
-«Пожарная часть» З. Бурлева;
- «Куда спешат красные машины» Т. Фетисова;
-«Служба 01» З. Бурлева;
- «Экипировка» З. Бурлева;
-«Пожарные рукава» З. Бурлева;
-«Антошка – пожарник» К. Ибрагимова;
-«Как Тимошка царевну спас».
3.6. Продуктивная деятельность:
- подвижные игры «Спички в коробке», «Пожарные на ученьях»;
- спортивное развлечение «Мы - юные пожарные».
3.7. Трудовая деятельность:
- оформление альбома «О труде пожарных»;
- изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Пожарная часть»
Ожидаемые результаты формирования основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста
У воспитателя сформируются основы педагогического мастерства:
- умение правильно подбирать методику для занятий и анализировать научно-методическую литературу;
- умение применять полученные знания на практике;
- повышение уровня компетентности педагога по данной теме;
- создание условий, отвечающих современным требованиям образования и потребностям получателей социальных услуг.
У детей планируется достижения следующих результатов:
- знать существование явления «пожар», его опасность и последствия;
- знать источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;
- уметь видеть наиболее пожароопасные окружающие предметы и знать правила обращения с ними;
- знать элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички, не трогать электрические приборы без разрешения взрослых и т. д.);
- знать правила поведения при пожаре;
- формирование основ безопасного поведения с огнем;
- уметь адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе, взаимодействии с пожарными;
- уметьобращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности;
- дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям;
- у дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.
Список литературы
1. Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – Москва: Скрипторий 2003, 2007 г.
2. Белая К. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. – Москва, 2001
3. Каюрова А. Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС. – Москва, 2014 г.
4. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности// Основы безопасности жизнедеятельности. – Москва, 2000 г., №8.
5. Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – Москва, Скрипторий 2003, 2009 г.
6. Стеркина Р. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – Москва, 1998 г.
7. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера, 2008 г.
8. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав. ред. В. А. Володин. – Москва: Аванта,2001.