Наталья Петрова
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по самообразованию
Актуальность. Традиционных подходов часто недостаточно для развития творчества, так как у детей еще не хватает прочных навыков, знаний и опыта, чтобы на их основе самостоятельно создавать задуманное.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :
Публикация «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности» размещена в разделах
-Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
-Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
-Внимания и усидчивости;
-Мышления;
-Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
-Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).
Цель: - повысить свой профессиональный уровень по изучаемой теме ;
- применить полученные знания на практике.
Задачи самообразования:
• Изучить научную и методическую литературу по исследуемой теме,
• Обобщить изученный материал и наметить аспекты изучения. Подготовить практический материал,
• сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами,
• закрепить знания у детей материалов, которыми можно работать и уметь ими правильно пользоваться,
• развитие у детей творческих способностей (во всем многообразии этого понятия,
• развитие и совершенствование мелкой пальцевой моторики,
• повышение родительской компетенции по данной теме.
Ожидаемый результат самообразования:
-Повышение качества воспитательно - образовательного процесса;
-Улучшение предметной среды, которая способствует развитию творчества у детей;
- Способствовать развитию у младших дошкольников мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
-Повышение своего профессионального уровня и компетентности.
Итог детской деятельности :
выставки детских работ;
выставки работ детей совместно с родителями ;
развлечения с использованием приобретенных навыков.
Тема: «Развитие творческих способностей у детей раннего возраста через продуктивные виды деятельности с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
1 П. №. Дата Тема Результат
1 2020-2021г. Изучение литературы:
1. Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М. : Мозаика- Синтез, 2006 г.
2. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники рисования»; ТЦ: Сфера, 2006 г. ;
3. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками" : Стрекоза, 2012 г. ;
4. Г. Н. Давыдова
"Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М., 2007г. ;
5. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
6. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"
7. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
8. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
9. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
Изучение интернет ресурсов
Изучение опыта работ по данной теме Второва Т. В,. Горбачевой Т. Н. МАДОУ №2
Изучение работ по данной теме детских садов:
Данная методическая литература поможет правильно построить работу по самообразованию.
Разработка плана работы.
Создание словаря по данной теме.
Отчет по теме
самообразования
222 2.
11.
сентябрь
Дождик (Рисование пальчиками)
Яблочки румяные на дереве растут (рисование пальчиками) Учить техники пальчикового рисования, Развивать мелкую моторику рук. Лист, гуашь, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
Учить техники пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук. Салфетки для рук, гуашь красного, желтого, зеленого цвета, эскизы банок.
Птички зёрнышки клюют (рисование пальчиками) Учить техники пальчикового рисования, Развивать мелкую моторику рук, развивать творческое мышление и воображение. Лист, гуашь, салфетки для рук.
3 Октябрь
Курочка (Рисование ладошкой)
познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладонью); развивать внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. акварельные краски; кисти; палитра; баночки с водой; салфетки.
ноябрь
Лесной житель – ёж (рисования – тычок жёсткой полусухой кистью) Совершенствовать умение правильно держать кисть во время работы. Воспитывать чувство любви к животным. Половина альбомного листа, гуашь коричневого, цвета, кисточка,стаканы с водой.
Осеннее дерево (Рисование ватными палочками) Развивать интерес к процессу и результату рисования. Познакомить с особенностями осенней природы. Развивать мелкую моторику, развивать воображение, воспитывать интерес к созданию композиций, воспитывать любовь к природе. Альбомный лист, гуашь, ватные палочки, стаканчик с водой.
Салют (Методом тычка) Познакомить детей с рисованием тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, осваивать палитру (желтый, красный, зеленый, синий цвета).Часть листа с нарисованными простым карандашом кругами, гуашь четырех цветов, принадлежности для рисования, иллюстрация и обрасти салютов.
Подарок маме (Методом тычка)
Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представление о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Лист, гуашь, две кисточки, принадлежности для рисования.
Золотые рыбки (Рисование мыльными пузырями) продолжать учить детей работать с гуашью, воспитывать интерес к творчеству, способствовать развитию мелкой моторики.
5
декабрь
Щенок (Рисование оттиском поролона)
Котенок (Рисование методом тычка)
Дождик (рисование расчёской.) Познакомить с новой техникой рисования – оттиск поролоном. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Листы бумаги, гуашь, кисточки, поролон.
Совершенствовать умение правильно держать кисть во время работы. Осваивать цветовую палитру (оранжевый, коричневый цвет).Воспитывать чувство любви к животным. Половина альбомного листа с нарисованным контуром щенка (на каждого ребёнка, гуашь коричневого, красного, оранжевого, черного цвета, по 2 кисточки (жесткая, мягкая, небольшой лист бумаги (палитра) на каждого ребёнка для проверки тычка и правильности выбранного цвета, стаканы с водой.
Познакомить с новой техникой рисования – расческой. Учить аккуратно набирать краску. Листы бумаги с изображением тучки, гуашь, тарелочка, расческа.
Следы котёнка (рисование щепоткой пальцев) Тренировать пальцы для правильного держания кисточки, способствовать развитию мелкой моторики. Половина альбомного листа, гуашь, салфетки.
5
6.
7 Новогодняя ёлочка (рисование ватными палочками) Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.. Развивать мелкую моторику, развивать воображение, воспитывать интерес к созданию композиций, воспитывать любовь к природе. Альбомный лист, гуашь, ватные палочки, стаканчик с водой.
«Веселый снеговик» (салфетки)
Познакомить с методом скатывания салфеток и создания аппликации
Кто здесь прошел? (Рисование пальчиками) Продолжать учить детей создавать ритмические композиции, рисовать пальчиками сложенными щепоткой; развивать мелкую моторику.
Солнышко (Рисование вилкой) Познакомить с техникой рисования вилкой. Развитие мелкой моторики рук. Половина листа с нарисованным солнышком, вилки.
Букет (тюльпанов коллективная работа) Рисование- ладошка Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом. Гуашь, салфетки.
Тюльпан (рисование ступнями) Закрепить представления детей о цветовом многooбразии, Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Альбом лист, гуашь, тарелочка, салфетка.
Цветы (Рисование ладошкой) Совершенствовать работу руки, что способствует глаз и руки. Знакомство с цветом. Гуашь. кисти, салфетки.
Воздушные шарики (Оттиск смятой бумагой) Учить комкать бумагу; познакомить с приемом рисования смятой бумагой; развивать мелкую моторику рук. Альбомные листы; разноцветная гуашь в мисочках; кисточки; надутые воздушные шарики на каждого ребенка.
Черемуха (Рисование ватными палочками, пальчиками) Продолжать совершенствовать технику рисования пальчиками, ватными палочками. Цветная бумага голубого цвета; ватные палочки; белая и зеленая краска, влажные и бумажные салфетки.
План работы с родителями по теме самообразования «Нетрадиционная техника рисования»
1-й квартал
1. Ознакомление с планом работы по самообразованию «Нетрадиционная техника рисования» на родительском собрании.
2. Папка передвижка «Как научить ребёнка рисовать»
3. Консультации «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей раннего возраста».
4. Выставка детских работ:
2-й квартал.
1. Консультация «Как развивать интерес ребёнка к рисованию».
2. Памятка «Как организовать рабочее место для детского творчества».
3. Папка – передвижка «Чем и как можно рисовать».
4. Выставка детских работ:
3-й квартал.
1. Обмен опытом на родительском собрании «Как мы рисуем дома».
2. Выставка детских работ:
3. Папка – передвижка «Эти удивительные ладошки».
4. Мастер класс «Рисование нетрадиционными способами»
5. Итоговая выставка детских работ «Наш вернисаж».
Вывод:
Нетрадиционные техники рисования играют важную роль в развитии детей раннего возраста. Успех обучения нетрадиционным техникам рисования во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами - это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
-Учит детей работать с разнообразными материалами.
-Учит детей свободно выражать свой замысел.
-Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
-Способствует снятию детских страхов.
-Способствует развитию цветовосприятия.
-Развивает уверенность в своих силах.
-Развивает пространственное мышление.
-Развивает мелкую моторику рук.
-Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
«Детский рисунок, процесс рисования – это частица
духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность. Традиционных подходов часто недостаточно для развития творчества, так как у детей еще не хватает прочных навыков, знаний и опыта, чтобы на их основе самостоятельно создавать задуманное.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :
-Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
-Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
-Внимания и усидчивости;
-Мышления;
-Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
-Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).
Цель: - повысить свой профессиональный уровень по изучаемой теме ;
- применить полученные знания на практике.
Задачи самообразования:
• Изучить научную и методическую литературу по исследуемой теме,
• Обобщить изученный материал и наметить аспекты изучения. Подготовить практический материал,
• сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами,
• закрепить знания у детей материалов, которыми можно работать и уметь ими правильно пользоваться,
• развитие у детей творческих способностей (во всем многообразии этого понятия,
• развитие и совершенствование мелкой пальцевой моторики,
• повышение родительской компетенции по данной теме.
Ожидаемый результат самообразования:
-Повышение качества воспитательно - образовательного процесса;
-Улучшение предметной среды, которая способствует развитию творчества у детей;
- Способствовать развитию у младших дошкольников мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
-Повышение своего профессионального уровня и компетентности.
Итог детской деятельности :
выставки детских работ;
выставки работ детей совместно с родителями ;
развлечения с использованием приобретенных навыков.
Тема: «Развитие творческих способностей у детей раннего возраста через продуктивные виды деятельности с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
1 П. №. Дата Тема Результат
1 2020-2021г. Изучение литературы:
1. Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М. : Мозаика- Синтез, 2006 г.
2. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники рисования»; ТЦ: Сфера, 2006 г. ;
3. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками" : Стрекоза, 2012 г. ;
4. Г. Н. Давыдова
"Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М., 2007г. ;
5. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
6. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"
7. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
8. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
9. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
Изучение интернет ресурсов
Изучение опыта работ по данной теме Второва Т. В,. Горбачевой Т. Н. МАДОУ №2
Изучение работ по данной теме детских садов:
Данная методическая литература поможет правильно построить работу по самообразованию.
Разработка плана работы.
Создание словаря по данной теме.
Отчет по теме
самообразования
222 2.
11.
сентябрь
Дождик (Рисование пальчиками)
Яблочки румяные на дереве растут (рисование пальчиками) Учить техники пальчикового рисования, Развивать мелкую моторику рук. Лист, гуашь, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
Учить техники пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук. Салфетки для рук, гуашь красного, желтого, зеленого цвета, эскизы банок.
Птички зёрнышки клюют (рисование пальчиками) Учить техники пальчикового рисования, Развивать мелкую моторику рук, развивать творческое мышление и воображение. Лист, гуашь, салфетки для рук.
3 Октябрь
Курочка (Рисование ладошкой)
познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладонью); развивать внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. акварельные краски; кисти; палитра; баночки с водой; салфетки.
ноябрь
Лесной житель – ёж (рисования – тычок жёсткой полусухой кистью) Совершенствовать умение правильно держать кисть во время работы. Воспитывать чувство любви к животным. Половина альбомного листа, гуашь коричневого, цвета, кисточка,стаканы с водой.
Осеннее дерево (Рисование ватными палочками) Развивать интерес к процессу и результату рисования. Познакомить с особенностями осенней природы. Развивать мелкую моторику, развивать воображение, воспитывать интерес к созданию композиций, воспитывать любовь к природе. Альбомный лист, гуашь, ватные палочки, стаканчик с водой.
Салют (Методом тычка) Познакомить детей с рисованием тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, осваивать палитру (желтый, красный, зеленый, синий цвета).Часть листа с нарисованными простым карандашом кругами, гуашь четырех цветов, принадлежности для рисования, иллюстрация и обрасти салютов.
Подарок маме (Методом тычка)
Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представление о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Лист, гуашь, две кисточки, принадлежности для рисования.
Золотые рыбки (Рисование мыльными пузырями) продолжать учить детей работать с гуашью, воспитывать интерес к творчеству, способствовать развитию мелкой моторики.
5
декабрь
Щенок (Рисование оттиском поролона)
Котенок (Рисование методом тычка)
Дождик (рисование расчёской.) Познакомить с новой техникой рисования – оттиск поролоном. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Листы бумаги, гуашь, кисточки, поролон.
Совершенствовать умение правильно держать кисть во время работы. Осваивать цветовую палитру (оранжевый, коричневый цвет).Воспитывать чувство любви к животным. Половина альбомного листа с нарисованным контуром щенка (на каждого ребёнка, гуашь коричневого, красного, оранжевого, черного цвета, по 2 кисточки (жесткая, мягкая, небольшой лист бумаги (палитра) на каждого ребёнка для проверки тычка и правильности выбранного цвета, стаканы с водой.
Познакомить с новой техникой рисования – расческой. Учить аккуратно набирать краску. Листы бумаги с изображением тучки, гуашь, тарелочка, расческа.
Следы котёнка (рисование щепоткой пальцев) Тренировать пальцы для правильного держания кисточки, способствовать развитию мелкой моторики. Половина альбомного листа, гуашь, салфетки.
5
6.
7 Новогодняя ёлочка (рисование ватными палочками) Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.. Развивать мелкую моторику, развивать воображение, воспитывать интерес к созданию композиций, воспитывать любовь к природе. Альбомный лист, гуашь, ватные палочки, стаканчик с водой.
«Веселый снеговик» (салфетки)
Познакомить с методом скатывания салфеток и создания аппликации
Кто здесь прошел? (Рисование пальчиками) Продолжать учить детей создавать ритмические композиции, рисовать пальчиками сложенными щепоткой; развивать мелкую моторику.
Солнышко (Рисование вилкой) Познакомить с техникой рисования вилкой. Развитие мелкой моторики рук. Половина листа с нарисованным солнышком, вилки.
Букет (тюльпанов коллективная работа) Рисование- ладошка Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом. Гуашь, салфетки.
Тюльпан (рисование ступнями) Закрепить представления детей о цветовом многooбразии, Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Альбом лист, гуашь, тарелочка, салфетка.
Цветы (Рисование ладошкой) Совершенствовать работу руки, что способствует глаз и руки. Знакомство с цветом. Гуашь. кисти, салфетки.
Воздушные шарики (Оттиск смятой бумагой) Учить комкать бумагу; познакомить с приемом рисования смятой бумагой; развивать мелкую моторику рук. Альбомные листы; разноцветная гуашь в мисочках; кисточки; надутые воздушные шарики на каждого ребенка.
Черемуха (Рисование ватными палочками, пальчиками) Продолжать совершенствовать технику рисования пальчиками, ватными палочками. Цветная бумага голубого цвета; ватные палочки; белая и зеленая краска, влажные и бумажные салфетки.
План работы с родителями по теме самообразования «Нетрадиционная техника рисования»
1-й квартал
1. Ознакомление с планом работы по самообразованию «Нетрадиционная техника рисования» на родительском собрании.
2. Папка передвижка «Как научить ребёнка рисовать»
3. Консультации «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей раннего возраста».
4. Выставка детских работ:
2-й квартал.
1. Консультация «Как развивать интерес ребёнка к рисованию».
2. Памятка «Как организовать рабочее место для детского творчества».
3. Папка – передвижка «Чем и как можно рисовать».
4. Выставка детских работ:
3-й квартал.
1. Обмен опытом на родительском собрании «Как мы рисуем дома».
2. Выставка детских работ:
3. Папка – передвижка «Эти удивительные ладошки».
4. Мастер класс «Рисование нетрадиционными способами»
5. Итоговая выставка детских работ «Наш вернисаж».
Вывод:
Нетрадиционные техники рисования играют важную роль в развитии детей раннего возраста. Успех обучения нетрадиционным техникам рисования во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами - это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
-Учит детей работать с разнообразными материалами.
-Учит детей свободно выражать свой замысел.
-Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
-Способствует снятию детских страхов.
-Способствует развитию цветовосприятия.
-Развивает уверенность в своих силах.
-Развивает пространственное мышление.
-Развивает мелкую моторику рук.
-Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
«Детский рисунок, процесс рисования – это частица
духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
В. А. Сухомлинский.