Папки-передвижки

Программа по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Надежда Костина
Программа по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Старшая разновозрастная группа

Актуальность.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Публикация «Программа по самообразованию „Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Работая над этой темой, я поставила перед собой

Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

- изучить методическую литературу по данной теме;

- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

- обобщение знаний по данной теме.

Задачи:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Раздел плана

Форма работы

Сроки

2012-2014

Практические выходы (доклады, видио-занятие, выставка работ и т. д.)

Организационно-

Ознакомительный. 1. Изучение методической литературы Февраль,март,

апрель(2012) Составление картотеки статей, составление картотеки экспериментов.

2. Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. Октябрь (2013) Перспективный план

3. Участие в семинаре на РМО

4. Создание уголка природы.

5. Участие в семинаре то теме:

«ФГОС – как новая ступень стандартизации дошкольного образования»

6. Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности.

7. Участие в семинаре на тему:

«Разностороннее развитие ребенка в познавательно-исследовательской деятельности»

8. Участие в семинаре на тему:

«Разностороннее развитие ребенка в познавательно-исследовательской деятельности. Преемственность в работе

ДОО и начальной школы: коротко о главном»

9. Круглый стол тему:

«Проектная деятельность в дошкольной организации – методика и технология по решению задач ФГОС»- участие

10. Создание и обновление уголка природы и экспериментирования (фото и видеоотчет)

Создание картотек опытов и экспериментов, соответствующих возрасту.

Январь - март

(2013)

Январь-март

(2013)

Сентябрь- октябрь(2014)

февраль

(2014)

Ноябрь

Декабрь

Февраль

апрель

фотоотчет

Подготовка занятия с элементами экспериментирования.

презентация

11. Работа с родителями.

Подготовка консультация для родителей по следующим темам:

«Организация детского экспериментирования дома»

«Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»

12. Итоговое мероприятие: «Показ открытого занятия на РМО воспитателей по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста»

В течение всего периода

Конец года

Видио - занятие

Ожидаемые результаты:

• Повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

• Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания);

• Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);

• Расширение знаний детей о неживой природе.

Литература:

• Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2004.

• Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.

• Рыжова Н. А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997г. -№ 2

• 4. Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной // Обруч, 1998г. - № 2

• Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. - Детское экспериментирование : Старший дошкольный возраст : Учебное пособие для вузов

Наталья Зубкова: «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.», «Научные ответы на детские "почему". Опыты и экспер. для детей на свежем воздухе. Набор развив. Карт» Издательство: Речь, 2010 г

• Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л. Н. Прохоровой. - м. : аркти, 2004.

• Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий Авторы-составители: Мартынова Е. А. / Сучкова И. М.

Издательство: Учитель, 2011

• "Секреты знакомых предметов. Опыты и эксперименты для детей. Набор развивающих карточек" Шапиро Анатолий Израилевич Издательство: Речь, 2010 г.

Дыбина О. В «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты в детском саду»

11. Стивен У. Мойе «Занимательные опыты с бумагой», Издательства: АСТ Астрель

Публикации по теме:

Познавательное развитие детей среднего возраста при использовании инновационных методов и приемов экспериментирования В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления, усиливается его культурологический, развивающий, личностный.

Ура! Вышел сборник с моей статьёйУра! Вышел сборник с моей статьёй Почти шесть месяцев ждала хорошей новости. Ещё в апреле сдала в сборник статью "Развивающая среда экологиической комнаты как стимул познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Опубликовано: 14 марта 2015 в 16:05
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД