Надежда Костина
Программа по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Старшая разновозрастная группа
Актуальность.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Публикация «Программа по самообразованию „Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Работая над этой темой, я поставила перед собой
Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
- изучить методическую литературу по данной теме;
- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
- обобщение знаний по данной теме.
Задачи:
- создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Раздел плана
Форма работы
Сроки
2012-2014
Практические выходы (доклады, видио-занятие, выставка работ и т. д.)
Организационно-
Ознакомительный. 1. Изучение методической литературы Февраль,март,
апрель(2012) Составление картотеки статей, составление картотеки экспериментов.
2. Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. Октябрь (2013) Перспективный план
3. Участие в семинаре на РМО
4. Создание уголка природы.
5. Участие в семинаре то теме:
«ФГОС – как новая ступень стандартизации дошкольного образования»
6. Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности.
7. Участие в семинаре на тему:
«Разностороннее развитие ребенка в познавательно-исследовательской деятельности»
8. Участие в семинаре на тему:
«Разностороннее развитие ребенка в познавательно-исследовательской деятельности. Преемственность в работе
ДОО и начальной школы: коротко о главном»
9. Круглый стол тему:
«Проектная деятельность в дошкольной организации – методика и технология по решению задач ФГОС»- участие
10. Создание и обновление уголка природы и экспериментирования (фото и видеоотчет)
Создание картотек опытов и экспериментов, соответствующих возрасту.
Январь - март
(2013)
Январь-март
(2013)
Сентябрь- октябрь(2014)
февраль
(2014)
Ноябрь
Декабрь
Февраль
апрель
фотоотчет
Подготовка занятия с элементами экспериментирования.
презентация
11. Работа с родителями.
Подготовка консультация для родителей по следующим темам:
«Организация детского экспериментирования дома»
«Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»
12. Итоговое мероприятие: «Показ открытого занятия на РМО воспитателей по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста»
В течение всего периода
Конец года
Видио - занятие
Ожидаемые результаты:
• Повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
• Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания);
• Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);
• Расширение знаний детей о неживой природе.
Литература:
• Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2004.
• Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.
• Рыжова Н. А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997г. -№ 2
• 4. Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной // Обруч, 1998г. - № 2
• Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. - Детское экспериментирование : Старший дошкольный возраст : Учебное пособие для вузов
• Наталья Зубкова: «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.», «Научные ответы на детские "почему". Опыты и экспер. для детей на свежем воздухе. Набор развив. Карт» Издательство: Речь, 2010 г
• Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л. Н. Прохоровой. - м. : аркти, 2004.
• Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий Авторы-составители: Мартынова Е. А. / Сучкова И. М.
Издательство: Учитель, 2011
• "Секреты знакомых предметов. Опыты и эксперименты для детей. Набор развивающих карточек" Шапиро Анатолий Израилевич Издательство: Речь, 2010 г.
Дыбина О. В «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты в детском саду»
11. Стивен У. Мойе «Занимательные опыты с бумагой», Издательства: АСТ Астрель