МААМ-картинки

Программа по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Надежда Костина
Программа по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Старшая разновозрастная группа

Актуальность.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Публикация «Программа по самообразованию „Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Работая над этой темой, я поставила перед собой

Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

- изучить методическую литературу по данной теме;

- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

- обобщение знаний по данной теме.

Задачи:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Раздел плана

Форма работы

Сроки

2012-2014

Практические выходы (доклады, видио-занятие, выставка работ и т. д.)

Организационно-

Ознакомительный. 1. Изучение методической литературы Февраль,март,

апрель(2012) Составление картотеки статей, составление картотеки экспериментов.

2. Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. Октябрь (2013) Перспективный план

3. Участие в семинаре на РМО

4. Создание уголка природы.

5. Участие в семинаре то теме:

«ФГОС – как новая ступень стандартизации дошкольного образования»

6. Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности.

7. Участие в семинаре на тему:

«Разностороннее развитие ребенка в познавательно-исследовательской деятельности»

8. Участие в семинаре на тему:

«Разностороннее развитие ребенка в познавательно-исследовательской деятельности. Преемственность в работе

ДОО и начальной школы: коротко о главном»

9. Круглый стол тему:

«Проектная деятельность в дошкольной организации – методика и технология по решению задач ФГОС»- участие

10. Создание и обновление уголка природы и экспериментирования (фото и видеоотчет)

Создание картотек опытов и экспериментов, соответствующих возрасту.

Январь - март

(2013)

Январь-март

(2013)

Сентябрь- октябрь(2014)

февраль

(2014)

Ноябрь

Декабрь

Февраль

апрель

фотоотчет

Подготовка занятия с элементами экспериментирования.

презентация

11. Работа с родителями.

Подготовка консультация для родителей по следующим темам:

«Организация детского экспериментирования дома»

«Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»

12. Итоговое мероприятие: «Показ открытого занятия на РМО воспитателей по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста»

В течение всего периода

Конец года

Видио - занятие

Ожидаемые результаты:

• Повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

• Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания);

• Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);

• Расширение знаний детей о неживой природе.

Литература:

• Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2004.

• Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.

• Рыжова Н. А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997г. -№ 2

• 4. Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной // Обруч, 1998г. - № 2

• Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. - Детское экспериментирование : Старший дошкольный возраст : Учебное пособие для вузов

Наталья Зубкова: «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.», «Научные ответы на детские "почему". Опыты и экспер. для детей на свежем воздухе. Набор развив. Карт» Издательство: Речь, 2010 г

• Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л. Н. Прохоровой. - м. : аркти, 2004.

• Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий Авторы-составители: Мартынова Е. А. / Сучкова И. М.

Издательство: Учитель, 2011

• "Секреты знакомых предметов. Опыты и эксперименты для детей. Набор развивающих карточек" Шапиро Анатолий Израилевич Издательство: Речь, 2010 г.

Дыбина О. В «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты в детском саду»

11. Стивен У. Мойе «Занимательные опыты с бумагой», Издательства: АСТ Астрель

Публикации по теме:

Познавательное развитие детей среднего возраста при использовании инновационных методов и приемов экспериментирования В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления, усиливается его культурологический, развивающий, личностный.

Ура! Вышел сборник с моей статьёйУра! Вышел сборник с моей статьёй Почти шесть месяцев ждала хорошей новости. Ещё в апреле сдала в сборник статью "Развивающая среда экологиической комнаты как стимул познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Опубликовано: 14 марта 2015 в 16:05
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Костина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД