Оксана Шипова
Программа по сенсомоторному развитию детей с тяжелыми множественными нарушениями развития «Развивай-ка!»
▼ Скачать + Заказать документы
“Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”
Я. А. Коменский.
Пояснительная записка.
Известно, что детям с выраженными нарушениями интеллекта присущи грубые отклонения всех сторон психической деятельности в целом, а особенно затруднено чувственное познание, которое является первой ступенью сенсомоторного развития. В свою очередь сенсомоторное развитие является фундаментом, точкой отправления для дальнейшего развития, поэтому для этих детей оно становится объективно необходимым.
Публикация «Программа по сенсомоторному развитию детей с тяжелыми множественными нарушениями развития „Развивай-ка!“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Сенсомоторное развитие является азбукой познания окружающего мира и направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Слабая активность, моторная недостаточность, обедненность чувственного опыта приводят к бедности восприятия поступающей информации.
Структура занятий предполагает побуждение ребенка к ощупыванию, рассматриванию, прислушиванию посредством игры и закреплению полученного результата в различных видах деятельности.
Комплексная форма занятий предполагает обучение в игровой форме, частую смену различных видов деятельности, а также индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его особенности развития – все эти факторы легли в основу системы комплексных занятий.
Под комплексным подходом подразумевается включение в занятие разных блоков, объединенных одним сюжетом. Такой подход считается более результативным, так как:
- занятия на основе комплексного подхода способствуют формированию у детей целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
- у детей формируется стойкий познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;
- переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;
- занятия на основе комплексного подхода способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.
- комплексные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений и доброжелательности.
Целью занятий является обогащение чувственного опыта детей, развитие сенсомоторных способностей, сенсорного восприятия и формирование обобщенных способов обследования предметов.
На занятиях решаются следующие задачи:
• исправление недостатков моторики, развитие ручной умелости, зрительно-двигательной координации, способов и приемов двигательных действий, включенных в восприятие предметов и явлений действительности;
• формирование мерок — сенсорных эталонов, позволяющих осуществлять сравнительно-оценочную деятельность;
• обучение действиям примеривания, которые являются промежуточными между пробами оценивания и включают соотнесение предмета с формой, цветом и т. д. ;
• развитие поисковых способов ориентировки при выполнении заданий, чтобы ребенок научился осуществлять пробы с целью овладения оцениванием величины (размера, цвета, формы предмета, его вкусовых качеств;
• развитие у ребенка способности видеть и выделять у предметов форму, величину, цвет и другие существенные свойства, необходимые для действия с ними;
• формирование правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире благодаря тому, что он приобретает умение учитывать свойства предметов в практических ситуациях.
Требования к коррекционно-развивающему занятию :
1. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом особенностей детей и степени выраженности дефекта.
2. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии, элементов обучения грамоты, формированию элементарных математических представлений, применение Монтессори-терапии).
3. В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.
4. Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы.
5. Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия, так и инновационных.
К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
• включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т. д.);
• рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т. д. (изотерапия);
• игры с песком (пескотерапия);
• игры с водой (водотерапия);
• игры с куклами (куклотерапия) и т. д.
К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
• занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие;
• включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий;
• изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий.
Также используется чередование на занятии различных видов деятельности: организация практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических и дыхательных упражнений, графических заданий и др.
Примерная схема занятия по сенсомоторному обучению
1. Развитие чувствительности тела:
прикосновением, массированием, поглаживанием, с помощью сенсорных кон-тактов.
2. Развитие зрительного восприятия:
а) восприятие величины;
б) восприятие цвета;
в) восприятие формы.
3. Развитие слухового восприятия:
а) на неречевом материале (музыка, звучащие предметы);
б) на речевом материале (речевые звуки, звукоподражательные слова, названия предметов, действий, предложения).
4. Сенсомоторная зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность, показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы).
5. Развитие вкусового и обонятельного восприятия.
Пища соленая, сладкая, кислая, горькая, вкусная, невкусная. Запахи приятные и неприятные.
6. Развитие тактильно-осязательного восприятия (игра «Волшебный мешочек», узнавание предметов на ощупь).
7. Развитие сенсомоторных интеллектуальных реакций (оценка и выражение собственных сенсомоторных реакций; корректировка поведения с учетом сенсомоторного опыта; апробация на объектах новых видов действий; запоминание, запечатление и изменение формы, цвета, расположения предметов; расчленение сложного действия на мелкие сенсомоторные действия).
8. Развитие осложненного восприятия:
а) в условиях визуальной зашумленности;
б) в условиях передвижения.
9. Релаксационные упражнения:
а) для рук;
б) для ног;
в) для плечевого пояса;
г) для туловища.
10. Продуктивные виды деятельности
Эти занятия носят развивающий характер, так как мы ставим акцент не на результат (конечный продукт деятельности ребёнка, а на сам процесс его создания.
а) рисование,
б) конструирование,
в) аппликацию,
г) лепку.
Знакомя с окружающей действительностью мы учим ребенка быть внимательным к тому, что его окружает, правильно воспринимать и реагировать на него.
Материальное обеспечение.
Оборудование игровой комнаты (сухой бассейн; ширма для кукольного театра; домик детский игровой и т. д.)
Оборудование для развития общих движений (маленькие маты или складной мат; сенсорные мячи разных размеров; мягкий модульный конструктор и т. Д.)
Оборудование для развития мелкой моторики (матрешки; неваляшки; пирамиды разные; напольные пирамиды; шнуровки простые; игрушки с молотком; вкладыши и т. д.)
Игровые средства для развития сенсорики (геометрические формы и тела; лото теней; настольно-печатные игры; цветные таблички; тактильный набор и т. д.)
Игровые средства для развития речи (иллюстрированные книжки со сказками, стихами; тематические наборы картинок и лото; набор кубиков с картинками; сюжетные картинки; компьютерные программы и т. д.)
Игровые средства для социально-эмоционального развития (набор перчаточных кукол-персонажей (би-ба-бо); наборы для изучения собственного тела и себя; азбука настроений; настольный театр игрушек и т. д.)
Игровые средства для творческого развития (музыкальные инструменты; набор строительных кубиков; мозаика с крупными сотами; пластилин; цветная бумага и картон; музыкальные произведения для слушания и т. д.)
Игровые средства для сюжетно-ролевых игр (набор доктора; машина грузовая, коляска для кукол, комплект пластиковой посуды и т. д.)
Предполагаемые результаты работы.
Дети должны научиться:
— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
— Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
— Различать и называть основные цвета и оттенки.
— Классифицировать геометрические фигуры.
— Составлять предмет из 2—3 частей.
— Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
— Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
— Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
— Различать речевые и неречевые звуки.
— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
— Выделять части суток и определять порядок дней недели.
—Различать вкусовые качества.
— Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.
— Различать характер мелодии.
— Правильно выполнять действия с материалами и инструментами (кистью, клеем, ножницами, красками, бумагой, тканью и др.)
— Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.
Работа кружка «Развивай-ка!» построена на проведении комплексных коррекционно-развивающих занятий, так как такие занятия - наиболее эффективное и продуктивное направление в развитии «особого» ребенка.
Список литературы.
1. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей : форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 237 с. (1296616 – ЧЗ)
2. Белоусова Л. Е. Использование Монтессори-терапии в сенсомоторном развитии дошкольников со сложной структурой нарушения // Дошкольная педагогика. – 2002. – №2. – С. 38-43.
3. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. В помощь маленькому мыслителю (Развитие элементарных математических представлений).- СПб. : «Паритет», 2005.-2005.-128с. -(Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).
4. Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. Ползаем. Бегаем. Прыгаем (Развитие общей моторики).- СПб. : «Паритет»,2005.-160с. - (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).
5. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Смотрим. Видим. Запоминаем. (Развитие зрительного восприятия и памяти). -СПб: «Паритет», 2004.-128с. - (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).
6. Боровская И. К. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / И. К. Боровская и др. ; под ред. Т. В. Лисовской. — Мн. : НИО, 2007. — 216 с.
7. Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. и др. Сенсомоторное развитие дошкольников. – М. : Владос. - 2001. - 264 с.
8. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М. : Просвещение -1998. – 396 с.
9. Войлокова Е. Ф, Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб. : КАРО, 2005 – 304 с.
10. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста – от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. - М. : Педагогическое общество России,2007.-80с.
11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова; ред. Л. А. Венгер. - 2-е. изд., перераб. - Москва: Просвещение, 1978. - 96 с.
12. Есафьева Г. П. Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы / Художник Афоничева Е. А. – Ярославль: Академия развития, 2007.– 80 с.
13. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» Авторов С. Д. Забрамной, О. В. Боровика. : Пособие для психолого - педагогических комиссий. –М. : Владос, 2003-32с.
14. Занятия с малышами в детском саду, воспитание детей раннего возраста / составитель К. Белая. - М. : Линка-Пресс, 2002.
15. Запорожец А. В., Усова А. П. Сенсорное воспитание дошкольников. М. : Академия педагогических наук. –2003. – 301 с.
16. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии : Книга для педагогов /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - М. : Полиграф сервис, 2002. - 128 с.
17. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями : [методическое пособие] / Ин-т коррекц. педагогики РАО ; [М. А. Браткова и др. ]. - Москва : Экзамен, 2006. - 158 с. (1377911 - ЧЗ 1377912 – АБ)
18. Исаева Т. Н. Формирование игры у детей дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью. : Дис…канд. пед. наук:13. 0003: Москва,. 61:01-13 / 2094-5.
19. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие для педагогов / Е. А Стребелева, Ю. Ю. Белякова, М. В. Браткова и др. ; под. ред. Е. А. Стребелевой ; Ин-т коррекц. педагогики РАО
20. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. -сост. О. П. Власенко [и др. ]. - Волгоград: Учитель,2011.-262с.
21. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт. -сост. Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2011.-234с.
22. Катаева, А. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : Владос, 2004. – 219 с. (1373576 – ЧЗ)
23. Кривых, Ю. С. Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Ю. С. Кривых // Логопедия. - 2008. - N 1 (январь-март). - С. 53-55. (Издание имеется в ПГУ)
24. Казакова Р. Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
25. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя – М. : Просвещение, 1990. – 191 с.
26. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.
27. Кириллова Ю. А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей средней логопедической группы (ОНР) : Пособие для практических работников детских садов – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.– 144 с.
28. Коррекционно – развивающие обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя – дефектолога / Е. А. Стребелева. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 256. : ил. – (Коррекционная педагогика).
29. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей. М., 2005. – 244с.
30. Медведева Т. П., Панфиловпа И. А., Поле Е. В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна : групповые и индивидуальные занятия. Метод. Пособие. -М. : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004.-368с., ил. -(Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития)
31. Шевченко, С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР : пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений / С. Г. Шевченко. - Москва : Школьная Пресса, 2005. - 78 с. (1388285 - ЧЗ 1388286 - ОХДФ 1388287 – АБ)
32. Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 128 с., илл.