Получи документы

Программа по сенсомоторному развитию детей с тяжелыми множественными нарушениями развития «Развивай-ка!»

Оксана Шипова
Программа по сенсомоторному развитию детей с тяжелыми множественными нарушениями развития «Развивай-ка!»
▼ Скачать + Заказать документы

“Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”

Я. А. Коменский.

Пояснительная записка.

Известно, что детям с выраженными нарушениями интеллекта присущи грубые отклонения всех сторон психической деятельности в целом, а особенно затруднено чувственное познание, которое является первой ступенью сенсомоторного развития. В свою очередь сенсомоторное развитие является фундаментом, точкой отправления для дальнейшего развития, поэтому для этих детей оно становится объективно необходимым.

Публикация «Программа по сенсомоторному развитию детей с тяжелыми множественными нарушениями развития „Развивай-ка!“» размещена в разделах

Сенсомоторное развитие является азбукой познания окружающего мира и направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Слабая активность, моторная недостаточность, обедненность чувственного опыта приводят к бедности восприятия поступающей информации.

Структура занятий предполагает побуждение ребенка к ощупыванию, рассматриванию, прислушиванию посредством игры и закреплению полученного результата в различных видах деятельности.

Комплексная форма занятий предполагает обучение в игровой форме, частую смену различных видов деятельности, а также индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его особенности развития – все эти факторы легли в основу системы комплексных занятий.

Под комплексным подходом подразумевается включение в занятие разных блоков, объединенных одним сюжетом. Такой подход считается более результативным, так как:

- занятия на основе комплексного подхода способствуют формированию у детей целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

- у детей формируется стойкий познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;

- переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;

- занятия на основе комплексного подхода способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

- комплексные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений и доброжелательности.

Целью занятий является обогащение чувственного опыта детей, развитие сенсомоторных способностей, сенсорного восприятия и формирование обобщенных способов обследования предметов.

На занятиях решаются следующие задачи:

• исправление недостатков моторики, развитие ручной умелости, зрительно-двигательной координации, способов и приемов двигательных действий, включенных в восприятие предметов и явлений действительности;

• формирование мерок — сенсорных эталонов, позволяющих осуществлять сравнительно-оценочную деятельность;

• обучение действиям примеривания, которые являются промежуточными между пробами оценивания и включают соотнесение предмета с формой, цветом и т. д. ;

развитие поисковых способов ориентировки при выполнении заданий, чтобы ребенок научился осуществлять пробы с целью овладения оцениванием величины (размера, цвета, формы предмета, его вкусовых качеств;

развитие у ребенка способности видеть и выделять у предметов форму, величину, цвет и другие существенные свойства, необходимые для действия с ними;

• формирование правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире благодаря тому, что он приобретает умение учитывать свойства предметов в практических ситуациях.

Требования к коррекционно-развивающему занятию :

1. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом особенностей детей и степени выраженности дефекта.

2. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии, элементов обучения грамоты, формированию элементарных математических представлений, применение Монтессори-терапии).

3. В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.

4. Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы.

5. Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия, так и инновационных.

К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

• включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т. д.);

• рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т. д. (изотерапия);

• игры с песком (пескотерапия);

• игры с водой (водотерапия);

• игры с куклами (куклотерапия) и т. д.

К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

• занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие;

• включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий;

• изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий.

Также используется чередование на занятии различных видов деятельности: организация практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических и дыхательных упражнений, графических заданий и др.

Примерная схема занятия по сенсомоторному обучению

1. Развитие чувствительности тела:

прикосновением, массированием, поглаживанием, с помощью сенсорных кон-тактов.

2. Развитие зрительного восприятия:

а) восприятие величины;

б) восприятие цвета;

в) восприятие формы.

3. Развитие слухового восприятия:

а) на неречевом материале (музыка, звучащие предметы);

б) на речевом материале (речевые звуки, звукоподражательные слова, названия предметов, действий, предложения).

4. Сенсомоторная зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность, показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы).

5. Развитие вкусового и обонятельного восприятия.

Пища соленая, сладкая, кислая, горькая, вкусная, невкусная. Запахи приятные и неприятные.

6. Развитие тактильно-осязательного восприятия (игра «Волшебный мешочек», узнавание предметов на ощупь).

7. Развитие сенсомоторных интеллектуальных реакций (оценка и выражение собственных сенсомоторных реакций; корректировка поведения с учетом сенсомоторного опыта; апробация на объектах новых видов действий; запоминание, запечатление и изменение формы, цвета, расположения предметов; расчленение сложного действия на мелкие сенсомоторные действия).

8. Развитие осложненного восприятия:

а) в условиях визуальной зашумленности;

б) в условиях передвижения.

9. Релаксационные упражнения:

а) для рук;

б) для ног;

в) для плечевого пояса;

г) для туловища.

10. Продуктивные виды деятельности

Эти занятия носят развивающий характер, так как мы ставим акцент не на результат (конечный продукт деятельности ребёнка, а на сам процесс его создания.

а) рисование,

б) конструирование,

в) аппликацию,

г) лепку.

Знакомя с окружающей действительностью мы учим ребенка быть внимательным к тому, что его окружает, правильно воспринимать и реагировать на него.

Материальное обеспечение.

Оборудование игровой комнаты (сухой бассейн; ширма для кукольного театра; домик детский игровой и т. д.)

Оборудование для развития общих движений (маленькие маты или складной мат; сенсорные мячи разных размеров; мягкий модульный конструктор и т. Д.)

Оборудование для развития мелкой моторики (матрешки; неваляшки; пирамиды разные; напольные пирамиды; шнуровки простые; игрушки с молотком; вкладыши и т. д.)

Игровые средства для развития сенсорики (геометрические формы и тела; лото теней; настольно-печатные игры; цветные таблички; тактильный набор и т. д.)

Игровые средства для развития речи (иллюстрированные книжки со сказками, стихами; тематические наборы картинок и лото; набор кубиков с картинками; сюжетные картинки; компьютерные программы и т. д.)

Игровые средства для социально-эмоционального развития (набор перчаточных кукол-персонажей (би-ба-бо); наборы для изучения собственного тела и себя; азбука настроений; настольный театр игрушек и т. д.)

Игровые средства для творческого развития (музыкальные инструменты; набор строительных кубиков; мозаика с крупными сотами; пластилин; цветная бумага и картон; музыкальные произведения для слушания и т. д.)

Игровые средства для сюжетно-ролевых игр (набор доктора; машина грузовая, коляска для кукол, комплект пластиковой посуды и т. д.)

Предполагаемые результаты работы.

Дети должны научиться:

— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.

— Различать и называть основные цвета и оттенки.

— Классифицировать геометрические фигуры.

— Составлять предмет из 2—3 частей.

— Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.

— Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.

— Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.

— Различать речевые и неречевые звуки.

— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.

— Выделять части суток и определять порядок дней недели.

—Различать вкусовые качества.

— Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.

— Различать характер мелодии.

— Правильно выполнять действия с материалами и инструментами (кистью, клеем, ножницами, красками, бумагой, тканью и др.)

— Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.

Работа кружка «Развивай-ка построена на проведении комплексных коррекционно-развивающих занятий, так как такие занятия - наиболее эффективное и продуктивное направление в развитии «особого» ребенка.

Список литературы.

1. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей : форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 237 с. (1296616 – ЧЗ)

2. Белоусова Л. Е. Использование Монтессори-терапии в сенсомоторном развитии дошкольников со сложной структурой нарушения // Дошкольная педагогика. – 2002. – №2. – С. 38-43.

3. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. В помощь маленькому мыслителю (Развитие элементарных математических представлений).- СПб. : «Паритет», 2005.-2005.-128с. -(Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).

4. Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. Ползаем. Бегаем. Прыгаем (Развитие общей моторики).- СПб. : «Паритет»,2005.-160с. - (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).

5. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Смотрим. Видим. Запоминаем. (Развитие зрительного восприятия и памяти). -СПб: «Паритет», 2004.-128с. - (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).

6. Боровская И. К. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / И. К. Боровская и др. ; под ред. Т. В. Лисовской. — Мн. : НИО, 2007. — 216 с.

7. Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. и др. Сенсомоторное развитие дошкольников. – М. : Владос. - 2001. - 264 с.

8. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М. : Просвещение -1998. – 396 с.

9. Войлокова Е. Ф, Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб. : КАРО, 2005 – 304 с.

10. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста – от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. - М. : Педагогическое общество России,2007.-80с.

11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова; ред. Л. А. Венгер. - 2-е. изд., перераб. - Москва: Просвещение, 1978. - 96 с.

12. Есафьева Г. П. Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы / Художник Афоничева Е. А. – Ярославль: Академия развития, 2007.– 80 с.

13. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» Авторов С. Д. Забрамной, О. В. Боровика. : Пособие для психолого - педагогических комиссий. –М. : Владос, 2003-32с.

14. Занятия с малышами в детском саду, воспитание детей раннего возраста / составитель К. Белая. - М. : Линка-Пресс, 2002.

15. Запорожец А. В., Усова А. П. Сенсорное воспитание дошкольников. М. : Академия педагогических наук. –2003. – 301 с.

16. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии : Книга для педагогов /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - М. : Полиграф сервис, 2002. - 128 с.

17. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями : [методическое пособие] / Ин-т коррекц. педагогики РАО ; [М. А. Браткова и др. ]. - Москва : Экзамен, 2006. - 158 с. (1377911 - ЧЗ 1377912 – АБ)

18. Исаева Т. Н. Формирование игры у детей дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью. : Дис…канд. пед. наук:13. 0003: Москва,. 61:01-13 / 2094-5.

19. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие для педагогов / Е. А Стребелева, Ю. Ю. Белякова, М. В. Браткова и др. ; под. ред. Е. А. Стребелевой ; Ин-т коррекц. педагогики РАО

20. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. -сост. О. П. Власенко [и др. ]. - Волгоград: Учитель,2011.-262с.

21. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт. -сост. Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2011.-234с.

22. Катаева, А. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : Владос, 2004. – 219 с. (1373576 – ЧЗ)

23. Кривых, Ю. С. Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Ю. С. Кривых // Логопедия. - 2008. - N 1 (январь-март). - С. 53-55. (Издание имеется в ПГУ)

24. Казакова Р. Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.

25. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя – М. : Просвещение, 1990. – 191 с.

26. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.

27. Кириллова Ю. А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей средней логопедической группы (ОНР) : Пособие для практических работников детских садов – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.– 144 с.

28. Коррекционно – развивающие обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя – дефектолога / Е. А. Стребелева. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 256. : ил. – (Коррекционная педагогика).

29. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей. М., 2005. – 244с.

30. Медведева Т. П., Панфиловпа И. А., Поле Е. В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна : групповые и индивидуальные занятия. Метод. Пособие. -М. : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004.-368с., ил. -(Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития)

31. Шевченко, С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР : пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений / С. Г. Шевченко. - Москва : Школьная Пресса, 2005. - 78 с. (1388285 - ЧЗ 1388286 - ОХДФ 1388287 – АБ)

32. Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 128 с., илл.

Публикации по теме:

Воспитание и обучение лиц со сложными и множественными нарушениями «Воспитание и обучение лиц со сложными и множественными нарушениями» Как и все остальные люди, человек с ограниченными возможностями в своем.

Комплексно-тематическое планирование в младшей группе у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) по Н. В. Нищевой № Месяц Лексическая тема Задачи Форма проведения Методическое оснащение и дидактческий материал Литература (Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых.

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Родной край» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский.

Конспект занятия по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси.

Образец психолого-педагогического заключения на ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам психолого – педагогического обследования Психологическое обследование проводилось по запросу родителя с целью.

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности. Кравченко Ольга Валентиновна.

Основные подходы к проблеме социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями в условиях инклюзивного образования Основные подходы к проблеме социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями в условиях инклюзивного образования Учитель – дефектолог:.

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим …) ФГОС Закон вступил в силу с 1 января 2014 года Причины появления нового закона: -появление нового закона Российской Федерации регламентирующий.

Занятие по тифлографике для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями зрения на тему «Овощи» Занятие по тифлографике (рисование) для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями зрения Тема: «Овощи» Задачи: Конкретизировать представления.

Автор публикации:
Программа по сенсомоторному развитию детей с тяжелыми множественными нарушениями развития «Развивай-ка!»
Опубликовано: 2 марта 2017 в 14:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по сенсомоторному развитию детей с тяжелыми множественными нарушениями развития «Развивай-ка!»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Шипова (УИ 1086190) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД