Приложение МААМ

Программа по сопровождению ребенка в адаптационный период в рассмотрении основных подходов ФГОС дошкольного образования

Шашкина Галина
Программа по сопровождению ребенка в адаптационный период в рассмотрении основных подходов ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 6

Программа работы по сопровождению ребенка в адаптационный период в рассмотрении основных подходов ФГОС дошкольного образования

Воспитатель группы № 3 «Лучик»

Шашкина Галина Васильевна

Публикация «Программа по сопровождению ребенка в адаптационный период в рассмотрении основных подходов ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

г. Раменское, 2017г

Пояснительная записка

Реализация программы происходит поэтапно в четыре этапа и захватывает 3 месяца (август, сентябрь, октябрь).

Содержание программы проходит через всю воспитательно- образовательную деятельность, через специально организованные игры и тренинговые упражнения.

Наш детский сад является общеобразовательным дошкольным учреждением, которое посещают дети в возрасте от 3 лет до 7 лет ранее посещавшие и не посещавшие детский сад.

С приходом ребенка в детский сад (ориентировочно с начала августа) в течение 10 – 15 дней реализуется I этап программы – направлен на изучение особенностей каждого ребенка. Заполняются адаптационные листы. Проводится первое знакомство родителей и ребенка с детским садом : консультация специалистов, экскурсия по детскому саду, «День открытых дверей».

Первый этап плавно переходит во II этап, развивающий. На основе диагностических данных через систему игр, развлечений, тренингов. Создается эмоционально – благоприятная атмосфера в группе, развитие поведенческого репертуара. На III этапе проводится заключительная диагностика по выявлению уровня адаптации воспитанников. Данные заносятся в адаптационные листы. На данном этапе выявляются дети, которые плохо адаптируются к условиям детского сада (часто болеют, с трудом общаются как со сверстниками, так и взрослыми, имеют высокий уровень тревожности). Для таких детей существует IV этап – коррекционно – развивающий, разрабатывается программа индивидуальной работы с ребенком. Все этапы сопровождаются информацией об адаптации воспитанников с родителями с коллективом МДОУ.

2

Цель адаптационной программы : Создание максимально комфортных педагогических, социально – психологических условий, позволяющих успешно функционировать и развиваться ребенку в новой среде.

Задачи:

1. Способствовать формированию адекватного поведения ребенка в период адаптации.

2. Поддерживать положительное эмоциональное состояние.

3. Сохранение аппетита, хорошего сна; прибавка ребенка в весе.

4. Достичь единого подхода к воспитанию, уходу и соблюдению режима дня, как в детском саду, так и в семье.

5. Создание оптимальных условий для развития ребенка.

6. Определение индивидуального плана коррекционной работы с ребенком. Данная программа написана на возраст детей от 3лет до 7лет.

3

Содержание программы

Работа проводиться поэтапно, для диагностики использовалась методика Л. В. Макшанцевой:

1. Первичная диагностика (в период поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение).

2. Профилактическая и коррекционная работа с детьми, родителями.

3. Контрольная диагностика (повторная) - через три месяца посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения.

Исследование проводится одновременно в двух направлениях: первое - характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада («Карты наблюдений»).

Родителям предлагается анкета, в которой они оценивают эмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка и степень общения со сверстниками.

В процессе исследования, воспитатели заполняют «Карту наблюдений», позволяющую оценить эмоциональное состояние детей в начале периода адаптации и через три месяца после начала посещения ими детского сада.

Затем проводится психопрофилактическая работа и коррекционно-развивающие занятия, направленные на решение проблем, возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

В данной работе выделяются следующие направления:

• подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;

• организация жизнедеятельности детей в период адаптации;

• контроль состояния здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.

4

Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Адаптация детей в основном начинается в летний период (этот этап самый рациональный, когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами.

Первые несколько дней (приблизительно неделя, иногда до трех недель) желательно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т. к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно.

Мама может помочь мне одеть других детей, принять участие в игре, участвовать в процессе кормления своего дитя, других ранимых малышей.

Воспитатель знакомится с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнает следующую информацию:

-какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т. п.

-как называют ребенка дома.

-чем больше всего любит заниматься ребенок

-какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.

Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике.

5

Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах.

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо cоздать эмоционально благоприятную атмосферу в группе.

Для этого необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.

Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пойдет адаптация.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п.

Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период

адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша

на руках дает ему чувство защищенности, помогает адаптироваться.

6

Маленькие дети очень привязаны к маме.

Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.

Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д. Например: "Пришел Петрушка", "Выдувание мыльных пузырьков", "Хоровод", "Догонялки", "Солнечные зайчики", и т. д.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми.

Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: “Чей голос?", "Игра с кистями рук" и т. д.

Такие игры, как “Эти чудные животные", "Играем вместе ", "Чертим

разные фигуры", «Игры с куклой» не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

7

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и

игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие

навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность. Благоприятно влияют в этот период на эмоциональное состояние ребенка занятия изодеятельностью.

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства.

Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги.

Ожидаемые результаты:

Ребенок ест с аппетитом.

• Быстро засыпает, вовремя просыпается. Эмоционально общается с окружающими. Играет.

Адаптационный период считается законченным.

8

Заключение

Я считаю, основной причиной по которой человек выбирает профессию -педагог, должна быть любовь к детям!

По моему мнению, педагог-это человек, который учит детей и оказывает непосредственное влияние на их развитие и воспитание. К тому же, я считаю, что педагог должен сам обладать хорошим воспитанием, что бы подавать детям пример! Так же педагог- это человек, который способен не только учить детей чему-либо новому, но и помогать им в трудных жизненных ситуациях! (Адаптация и является трудной ситуацией для ребёнка.)

Я считаю, что педагог должен располагать единым комплексов качеств, ведь именно ему предстоит не только базово дать знания, но и помочь в становлении их личности, формировании гуманного отношения. Педагог, он же наставник, и его поведение- пример для многих. Поскольку зачастую его образ бережно хранится в памяти каждого взрослого человека.

В нынешнее время педагогу важно быть не только образованным, но и сдержанным вне зависимости от обстоятельств. Ведь педагог, которым будут управлять эмоции, скорее всего не сможет показать достойный пример подрастающему поколению немаловажным качеством, которым должен обладать педагог является добродушность - именно этому стоит научить своих воспитанников, особенно в то время, когда дети всё чаще проявляют агрессивность по отношению ко всему окружающему. Так же требовательным педагог должен быть не только по отношению к воспитанникам, но и по отношению к самому себе. Лояльность- ещё одно качество, которым должен обладать педагог. Не менее важно, умение находить подход к любому ребёнку индивидуально. Будь то озорной шалун или наоборот тихий спокойный замкнутый ребёнок.

Таким образом я предполагаю, что человек, который призван быть педагогом должен быть толерантным, лояльным, требовательным, добродушным, гуманным, уметь грамотно и чётко формулировать свою речь и мысли.

9

Ведь именно на плечи педагога ложиться величайшая задача по воспитанию, образованию и становлению детей, именно от него зависит, как проявит себя подрастающее поколение в социуме.

Будучи воспитателем детского сада, я с полной уверенностью могу сказать, что для успешной адаптации ребё нка педагог обязан:

1. Любить воспитанника, доверенного ему родителями, всей душой, сердцем и разумом, стараться видеть в каждом своём воспитаннике полноправную, уникальную личность, достойную признания и уважения.

2. Осознавать в полной мере ответственность за каждого вверенного ему ребенка : за его физическое состояние и эмоциональное благополучие, отдавать ежедневно детям всё, что знает и умеет сам.

3. Помнить, что знания без чувств, добрых дел и чистых помыслов, не окрыляют, а отягощают и разрушают любого человека, в том числе, ребёнка.

4. Твёрдо знать, что любое осуществляемое им насилие над личностью (физическое или моральное, не зависимо от его цели, ставит под вопрос его звание «Педагог».

5. Оценивать поступок, а не личность, и никогда не предпринимать воспитательных воздействий в дурном настроении.

6. Воспринимать родителей своих воспитанников, как первых союзников в деле развития детской личности.

7. Славить профессию свою праведным педагогическим трудом во благо будущих поколений.

8. Дорожить мини-садом, как своим родным домом, даже если в нём иногда протекает крыша.

10

И если педагог, будет обладать всеми качествами которые я перечислила, если он будет использовать грамотный индивидуальный подход, и помощью в этом, ему будет его доброе сердце и безграничная любовь к детям, адаптация любого, даже самого сложного ребёнка, пройдёт успешно, и ребёнок с удовольствием будет посещать образовательное учреждение.

11

Список используемой литературы

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практическое пособие / Авт. -сост. Белкина Л. В. – Воронеж «Учитель», 2004.

2. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : Книголюб, 2004.

3. Севостьянова Е. О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.

5. Л. В. Макшанцева «Метод психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации детей к дошкольному учреждению». Смоленск 2017.

12

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Как помочь ребёнку в период адаптации. Игры в адаптационный период» При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную.

Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий перехода на ФГОС начального образования «Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий перехода на ФГОС НОО» В. А. Сухомлинский: «Школа не должна вносить.

Игры в адаптационный период Классификация игр в адаптационный период 1. Сюжетно-ролевая игра В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли,.

Консультация для педагогов ДОУ «Построение индивидуальной траектории развития ребенка в свете ФГОС дошкольного образования» Одним из достоинств Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является обращение к личности.

Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования»Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.

Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования. Здравствуйте, уважаемые.

Программа развития эмоциональной сферы ребенка в системе дополнительного образования Результаты констатирующего эксперимента, представленные в предыдущей главе, показали, что эмоциональная сфера дошкольников недостаточно.

Рабочая программа с учетом ФГОС дошкольного образования (подготовительная группа 6 лет) Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ.

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду. Адаптационный период Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные.

Занятие педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период с элементами песочной терапииЗанятие педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период с элементами песочной терапии Занятие педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период с элементами песочной терапии. Цель: преодоление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по сопровождению ребенка в адаптационный период в рассмотрении основных подходов ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 13 февраля 2019 в 07:19
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по сопровождению ребенка в адаптационный период в рассмотрении основных подходов ФГОС дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Шашкина Галина (УИ 1673670) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД