Получи документы

Программа по здоровьесбережению в старшей группе

марина грушина
Программа по здоровьесбережению в старшей группе

1. Пояснительная записка

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений.

В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни,

Публикация «Программа по здоровьесбережению в старшей группе» размещена в разделах

развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.

В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом

Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

2. Цели и задачи программы

Цель программы : Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.

Задачи:

• Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в ДОУ в целом;

• Внедрение современных здоровьесберегающихтехнологий в структуру профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ.

• Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей;

• Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий : формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;

• Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.

Ожидаемый результат:

1. Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы.

2. Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

3. Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.

4. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей :

оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий.

5. Снижение уровня заболеваемости детей.

6. Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)

7. Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей; использование в работе диагностических данных о ребенке; создание условий для полноценного физического, психического и социально-

личностного развития ребенка; систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.

3. Основные принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников :

Принцип активности и сознательности — определяется через участиевсего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.

Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию

валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение

содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической

технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и

методов работы;

«Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.

Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П. К. Анохина).

Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой предметности.

4. Организация двигательного режима детей.

Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня.

Модель режима двигательной активности детей

Виды занятий Варианты содержания Особенности

организации

Утренняя • Традиционная

гимнастика гимнастика Ежедневно утром, на

• Аэробика открытом воздухе или в

• Ритмическая гимнастика зале.

• Корригирующая Длительность 10-12

гимнастика мин.

Физкультурные • Традиционные занятия

занятия • Игровые и сюжетные

• занятия Два занятия в неделю в

Тематические занятия

• Занятия на свежем физкультурном зале.

воздухе Длительность 20-35

мин.

Физкультминутки • Упражнение для снятия

общего и локального

• утомления Ежедневно проводятся

Упражнения для кистей

Музыкальные рук во время занятий по

минутки • Гимнастика для глаз развитию речи, ИЗО,

• Гимнастика для формированию

улучшения слуха математических

• представлений.

Дыхательная гимнастика

• Упражнения для Длительность 3-5 мин.

профилактики

плоскостопия

Корригирующая • Разминка в постели – Ежедневно, при

гимнастика после корригирующие открытых фрамугах в

сна упражнения и спальне или группе.

• самомассаж Длительность 7-10 мин.

Оздоровительная ходьба

по массажным и

• ребристым дорожкам

Развитие мелкой

моторики

Подвижные игры • Подвижные игры средней Ежедневно, на

и физические и низкой интенсивности утренней прогулке.

упражнения на • Народные игры Длительность 20-25

прогулке • Эстафеты мин.

• Спортивные упражнения

(катание на санках)

• Игры с элементами

спорта (футбол,

бадминтон, хоккей)

• Музыкальные игры На прогулке во второй

• Школа мяча половине дня

Длительность 15-

20мин.

«Недели • Занятия по валеологии

здоровья» • Самостоятельная

двигательная

• деятельность

Спортивные игры и 4 раза в год (в октябре,

упражнения

• Совместная трудовая январе, марте, июле)

деятельность детей,

педагогов и родителей

• Развлечения.

Спортивные • Игровые Праздники проводятся

• Соревновательные

праздники и • Сюжетные 2 раза в год.

физкультурные • Творческие Длительность не более

досуги • Комбинированные часа.

• Формирующие здоровый Досуги - один раз в

квартал.

образ жизни

Длительность не более

30 мин.

Самостоятельная • Самостоятельный выбор Ежедневно, во время

двигательная движений с пособиями, с прогулки, под

деятельность использованием руководством

самодельного или воспитателя.

приспособленного Продолжительность

инвентаря. зависит от

индивидуальных

особенностей.

Участие Подготовка и

родителей в проведение

физкультурно- физкультурных

оздоровительных, досугов, праздников,

массовых дней здоровья.

мероприятиях,

занятиях

Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ее следует проводить при открытой форточке. Свежий воздух воздействует на кожные рецепторы холодом, что способствует быстрому повышению возбудимости ЦНС и восстановлению нормальной работоспособности. На утренней гимнастике целесообразна частая смена упражнений при многократной повторяемости (до 8—12 раз) одного упражнения (в соответствии с рекомендациями Ю. Ф. Змановского).

Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме. Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных

упражнений (различные виды ходьбы и бег, комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы). Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса упражнений дети строятся в колонны.

Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими дошкольниками.

Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т. д.

Оздоровительные занятия проводятся регулярно.

Музыкальные занятия

В ходепроведенияиспользуютсяритмические,музыкально-

дидактические, речевые, хороводные, музыкальные коммуникативные,

пальчиковые игры, игры с пением. Большое внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания.

Динамическая пауза - заполненная разнообразными видами двигательной деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной

нагрузки или однообразием движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи, ИЗО-деятельности.

Снять напряжение также помогают физминутки, логоритмическая гимнастика, пальчиковые игры.

Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.

Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц.

Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.

Профилактическая гимнастика проводится с целью повышения

функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Профилактическую гимнастику можно проводить во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом игровой деятельности, в любую свободную минутку. Продолжительность - 2-3 минуты.

Самомассаж

Массаж - система приемов дозированного механического воздействия на

кожу и подлежащие ткани тела человека.

Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.

Гимнастика для глаз

Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках,

движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день.

Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.

Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.

Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке

Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку, после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.

Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.

Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания.

Оздоровительно - развивающие игры при наиболее распространенных заболеваниях и отклонениях в состоянии здоровья дошкольников

Публикации по теме:

Акция по здоровьесбережению в средней группе «Чистые ручки»Акция по здоровьесбережению в средней группе «Чистые ручки» Тип акции: познавательно-оздоровительный. Принципы акции: – принцип индивидуального и дифференцированного подхода (учет личностных, возрастных.

Занятие по здоровьесбережению в старшей группе «Чтобы всем здоровым стать, надо носом нам дышать» Цель: способствовать гармоничному развитию ребенка, помочь ему использовать резервы своего организма для сохранения и укрепления здоровья.

План работы по здоровьесбережению в младшей группе Образовательная деятельность Совместная деятельность взрослого и ребенка Работа с родителями Сентябрь «Кто заботится о детях в детском.

Презентация «Проект по здоровьесбережению в средней группе» Актуальность проекта: На современном этапе развития дошкольного образования одним из основных принципов, закрепленных в Федеральном государственном.

Программа по здоровьесбережению Пояснительная записка Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп.

Программа по здоровьесбережению «Здоровые детки» ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ: Программа «Здоровые детки» на 2017-2018 гг. Основание для разработки Программы Высокая заболеваемость детей дошкольной.

Программа по здоровьесбережению в средней группе «Здоровые ребята» Пояснительная записка Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные.

Программа по здоровьесбережению «Здоровый малыш» для разновозрастной группы №1 от 2 до 4 План: Пояснительная записка___3 Цели и задачи___3.

Рабочая программа по здоровьесбережению (2017–2018 г.). Вторая младшая группа Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми второй младшей группы № Содержание работы Время проведения Ответственный Формы организации.

Рабочая программа по здоровьесбережению (2016–2017 г.). Подготовительная группа Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми второй младшей группы № Содержание работы Время проведения Ответственный Формы организации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по здоровьесбережению в старшей группе
Опубликовано: 12 декабря 2018 в 11:05
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД