Мария Хапова
Программа профессионального самообразования Интеллектуальное развитие детей посредством ФЭМП)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа профессионального самообразования
на период с 2014 по 2017 г.
«Интеллектуальное развитие детей
через формирование элементарных математических представлений»
«Математика приводит в порядок ум».
М. В. Ломоносов
Пояснительная записка
Публикация «Программа профессионального самообразования Интеллектуальное развитие детей посредством ФЭМП)» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Умственное воспитание ребенка - важнейшая педагогическая задача на всех возрастных этапах развития дошкольника. Одна из основных задач умственного воспитания - ознакомление детей с факторами и явлениями окружающего мира. При знакомстве с ними обогащаются представления детей, стимулируется любознательность и познавательные интересы.
Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.
Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП.
Актуальность
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить их не только читать и считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать. Отправляясь в увлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок не зубрил математические понятия, а приобщился к материалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Мы же, педагоги, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей.
Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счёта, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребёнок поймёт и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.
Известно, что математика – огромный фактор интеллектуального развития ребёнка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приёмы мыслительной деятельности.
Многие современные родители считают, что если ребёнок умеет читать и считать, то он готов к школе, но это заблуждение. Для того чтобы дошкольник соответствовал социальной роли ученика, он должен обладать такими качествами, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, у него должно быть желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свою программу, которая позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.
3. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
4. Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности учебные и воспитательные программы с применением ИКТ.
5. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы.
6. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Направления самообразования :
Основные направления Действия и мероприятия
Профессиональное Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.
Повышать квалификацию на курсах для педагогов.
Методическое Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов НОД, выступления с докладами на педсоветах, медико-педсоветах, конференциях, семинарах.
Информационно-технологические технологии Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru).
Охрана здоровья. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии.
Планируемые результаты:
1. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями.
2. Наличие у детей знаний об окружающем мире.
3. Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе математических представлений.
Этапы самообразования
Этапы работы Содержание деятельности Предполагаемый результат Сроки и формы отчета
Подготовительный Выбор и определение темы самообразования. Планирование работы по теме самообразования
Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты).
Изучение ФГОС дошкольного образования.
Изучение методической литературы:
Регулярный обзор периодических изданий, методической литературы:
1. Пономарева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа. Изд. Мозаика-Синтез. М. : 2014.
2. Пономарева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. Изд. Мозаика-Синтез. М. : 2016.
3. Пономарева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. Изд. Мозаика-Синтез. М. : 2016.
4. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз – ступенька, Два – ступенька… Математика для детей 5-6 лет. Часть 1. Изд. «Ювента», 2006.
5. Колесникова Е. В. Математика для детей 3-4 лет. Изд. «ТЦ Сфера».
6. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Формирование математических представлений. Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. М. : ВАКО, 2005.
7. Смоленцева А. А Сюжетно-Дидактические игры с математическим содержанием.
8. Гасанова Д. Игра в развитии познавательной сферы. 2014.
9. Белошинская А. Математика и дети.
10. Ерофеева т. Изучение возможностей интеллектуального развития ребенка в семье // современная семья: проблемы и перспективы. – Ростов-на-Дону, 1994.
11. Новикова В. П. математика в детском саду. Старшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
12. Новикова В. П. математика в детском саду. Средняя группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
13. Новикова В. П. математика в детском саду. Младшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
14. Журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель».
15. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования) : сб. Научных трудов / под ред. Л. А. Венгера. – М., 1980.
16. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / под ред. Л. А. Парамоновой. – М., 2009.
17. Развивающие занятия с детьми 4-5 ле. / под ред. Л. А. Парамоновой. – М., 2009.
18. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / под ред. Л. А. Парамоновой. – м. : Олма Медиа групп, 2008.
19. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / под ред. Л. А. Парамоновой. – м. : Олма Медиа групп, 2008.
20. Чего на свете не бывает? : Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет / под ред. О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1991.
Приобретение и использование в работе методических новинок.
Регулярный просмотр Интернет-ресурсов.
https://festival.1september.ru/
https://nsportal.ru/
https://www.maam.ru/
https://www.det-sad.com/sovremenni_det_sad
Курсы повышения квалификации, мастер-классы, круглые столы:
Посещение ГМО
«Интеллектуальное развитие детей ДОУ».
Посещение курсов повышения квалификации
- «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО», 2015г. Формирование теоретической базы
Накопление научно-технических материалов по теме самообразования.
Формирование папки, электронной базы методических материалов. Посещение библиотеки
Ознакомиться с работами других педагогов,
ноябрь, 2014г
Оставление картотеки публикаций по теме, 2014-2017.
Изготовление буклетов для родителей и воспитателей
«Это интересно»,
декабрь, 2014г
Практический Разработка перспективного плана по формированию элементарных математических представлений
Разработка комплекта занятий:
для младшей группы:
«Сказочная математика»
«Путешествие в город Геометрических фигур»
«Доброе дело для медвежонка»
для средней группы:
«Путешествие по сказкам»
«К нам в гости пришел снеговик»
«Волшебный клубок»
«Необыкновенный зоопарк»
старшей группы:
«В стране блоков и палочек»
«Математический городок»
«Путешествие на остров Знаний»
«Математический турнир»
«Путешествие на планету Математики»
Анкеты для родителей:
младшей группы:
«Любит ли ваш ребенок считать»
«Есть у детей ли интерес к математической
деятельности»
средней группы:
«Развитие математических знаний детей»
Совместная игра с членами семьи в домашних
условиях
старшей группы:
«Развитие творческого потенциала ребенка»
для воспитателей:
«Интеллектуальное развитие детей, через
формирование элементарных математических
представлений»
Распространение опыта:
o Обобщение и распространение опыта по теме самообразования на педсовете ДОУ
o Мастер-класс для воспитателей «Волшебный мир математики»
o Мастер-класс для родителей «Удивительная математика»
Разработка комплекта родительских собраний и мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления) :
для младшей группы:
Родительское собрание «Чудесные превращения»
Игра «Подбери по форме»
Игра «Найди фигуру»
для средней группы:
Родительское собрание «Эти удивительные фигуры»
Игра «Преврати геометрические фигуры в предметы»
Игра «Раздели на группы»
Игра «Найди и назови»
Игра «Раздели поровну»
для старшей группы:
Родительское собрание «Занимательный КВН»
Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Игра «Сколько?»
Игра «Математическое лото»
Игры – головоломки («Колумбово яйцо», «головоломка Пифагора», «Волшебный круг»,
«Сфинкс», «Танграм», «Листик»)
Разработка информации для родителей
младшей группы:
«Математическое развитие в дошкольном возрасте
для родителей»
«Формирование математических представлений»
«Игра в развитии познавательной сферы»
средней группы:
«Математика и дети»
Сюжетно-дидактические игры с математическим
содержанием
старшей группы:
«Ступеньки творчества или развивающие игры»
«Дидактические игры для детей по
интеллектуальному развитию»
для воспитателей:
Консультации для молодых специалистов
«Дидактические игры в обучении детей
математике»
«Нетрадиционные системы по развитию
интеллектуальных способностей»
«Логические игры для детей и взрослых» Работа с детьми по перспективному плану
Проведение занятий с детьми.
Накопление аналитических материалов
Комплект тематических родительских собраний в электронном и бумажном варианте.
Комплект информации в электронном и бумажном варианте. Доклад из опыта работы, март, 2015 г
Публикация статьи во Всероссийском журнале «Педагогический опыт»
Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками, 2015 г
Анкетирование родителей в течение учебного года.
Справка по итогам анкетирования.
Мастер-класс для воспитателей, тема: «Волшебный мир математики», февраль, 2016г.
Мастер-класс для родителей «Эта удивительная математика», февраль, 2016г.
Конспект тематического занятия по познавательной деятельности в старшей группе «математический ринг», октябрь, 2016г.
Проведение тематических родительских собраний (в течение всего срока реализации программы)
Выступление на педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.
Индивидуальное информирование педагогов и родителей по желанию в течение учебного года.
Информация для родителей на сайте ДОУ
(в течение всего срока реализации программы)
Аналитический Периодическое проведение самоанализа профессиональной деятельности
Повышение знаний в области ИКТ и внедрении их в образовательный процесс
Публикации на сайте для воспитателей ДОУ: МААM.Ru
Публикация аналитической статьи по теме самообразования на сайте ДОУ
Отчет по теме самообразования
Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества Публикация материалов в 2017г.
Статьи по теме самообразования, 2014-2017 г.
Мастер-класс для родителей и воспитателей ДОУ, февраль, 2017г.
Выставки детских работ для родителей
Выступление на педсовете по теме самообразования
май, 2017г