Получи документы

Программа профессионального самообразования Интеллектуальное развитие детей посредством ФЭМП)

Мария Хапова
Программа профессионального самообразования Интеллектуальное развитие детей посредством ФЭМП)
▼ Скачать + Заказать документы

Программа профессионального самообразования

на период с 2014 по 2017 г.

«Интеллектуальное развитие детей

через формирование элементарных математических представлений»

«Математика приводит в порядок ум».

М. В. Ломоносов

Пояснительная записка

Публикация «Программа профессионального самообразования Интеллектуальное развитие детей посредством ФЭМП)» размещена в разделах

Умственное воспитание ребенка - важнейшая педагогическая задача на всех возрастных этапах развития дошкольника. Одна из основных задач умственного воспитания - ознакомление детей с факторами и явлениями окружающего мира. При знакомстве с ними обогащаются представления детей, стимулируется любознательность и познавательные интересы.

Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.

Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП.

Актуальность

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить их не только читать и считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать. Отправляясь в увлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок не зубрил математические понятия, а приобщился к материалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Мы же, педагоги, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей.

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счёта, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребёнок поймёт и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Известно, что математика – огромный фактор интеллектуального развития ребёнка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приёмы мыслительной деятельности.

Многие современные родители считают, что если ребёнок умеет читать и считать, то он готов к школе, но это заблуждение. Для того чтобы дошкольник соответствовал социальной роли ученика, он должен обладать такими качествами, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, у него должно быть желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.

Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.

Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.

Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свою программу, которая позволит раскрыть новые возможности дошкольников.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.

3. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

4. Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности учебные и воспитательные программы с применением ИКТ.

5. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы.

6. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Направления самообразования :

Основные направления Действия и мероприятия

Профессиональное Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.

Повышать квалификацию на курсах для педагогов.

Методическое Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов НОД, выступления с докладами на педсоветах, медико-педсоветах, конференциях, семинарах.

Информационно-технологические технологии Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru).

Охрана здоровья. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии.

Планируемые результаты:

1. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями.

2. Наличие у детей знаний об окружающем мире.

3. Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе математических представлений.

Этапы самообразования

Этапы работы Содержание деятельности Предполагаемый результат Сроки и формы отчета

Подготовительный Выбор и определение темы самообразования. Планирование работы по теме самообразования

Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты).

Изучение ФГОС дошкольного образования.

Изучение методической литературы:

Регулярный обзор периодических изданий, методической литературы:

1. Пономарева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа. Изд. Мозаика-Синтез. М. : 2014.

2. Пономарева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. Изд. Мозаика-Синтез. М. : 2016.

3. Пономарева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. Изд. Мозаика-Синтез. М. : 2016.

4. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз – ступенька, Два – ступенька… Математика для детей 5-6 лет. Часть 1. Изд. «Ювента», 2006.

5. Колесникова Е. В. Математика для детей 3-4 лет. Изд. «ТЦ Сфера».

6. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Формирование математических представлений. Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. М. : ВАКО, 2005.

7. Смоленцева А. А Сюжетно-Дидактические игры с математическим содержанием.

8. Гасанова Д. Игра в развитии познавательной сферы. 2014.

9. Белошинская А. Математика и дети.

10. Ерофеева т. Изучение возможностей интеллектуального развития ребенка в семье // современная семья: проблемы и перспективы. – Ростов-на-Дону, 1994.

11. Новикова В. П. математика в детском саду. Старшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

12. Новикова В. П. математика в детском саду. Средняя группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

13. Новикова В. П. математика в детском саду. Младшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

14. Журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель».

15. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования) : сб. Научных трудов / под ред. Л. А. Венгера. – М., 1980.

16. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / под ред. Л. А. Парамоновой. – М., 2009.

17. Развивающие занятия с детьми 4-5 ле. / под ред. Л. А. Парамоновой. – М., 2009.

18. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / под ред. Л. А. Парамоновой. – м. : Олма Медиа групп, 2008.

19. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / под ред. Л. А. Парамоновой. – м. : Олма Медиа групп, 2008.

20. Чего на свете не бывает? : Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет / под ред. О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1991.

Приобретение и использование в работе методических новинок.

Регулярный просмотр Интернет-ресурсов.

https://festival.1september.ru/

https://nsportal.ru/

https://www.maam.ru/

https://www.det-sad.com/sovremenni_det_sad

Курсы повышения квалификации, мастер-классы, круглые столы:

Посещение ГМО

«Интеллектуальное развитие детей ДОУ».

Посещение курсов повышения квалификации

- «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО», 2015г. Формирование теоретической базы

Накопление научно-технических материалов по теме самообразования.

Формирование папки, электронной базы методических материалов. Посещение библиотеки

Ознакомиться с работами других педагогов,

ноябрь, 2014г

Оставление картотеки публикаций по теме, 2014-2017.

Изготовление буклетов для родителей и воспитателей

«Это интересно»,

декабрь, 2014г

Практический Разработка перспективного плана по формированию элементарных математических представлений

Разработка комплекта занятий:

для младшей группы:

«Сказочная математика»

«Путешествие в город Геометрических фигур»

«Доброе дело для медвежонка»

для средней группы:

«Путешествие по сказкам»

«К нам в гости пришел снеговик»

«Волшебный клубок»

«Необыкновенный зоопарк»

старшей группы:

«В стране блоков и палочек»

«Математический городок»

«Путешествие на остров Знаний»

«Математический турнир»

«Путешествие на планету Математики»

Анкеты для родителей:

младшей группы:

«Любит ли ваш ребенок считать»

«Есть у детей ли интерес к математической

деятельности»

средней группы:

«Развитие математических знаний детей»

Совместная игра с членами семьи в домашних

условиях

старшей группы:

«Развитие творческого потенциала ребенка»

для воспитателей:

«Интеллектуальное развитие детей, через

формирование элементарных математических

представлений»

Распространение опыта:

o Обобщение и распространение опыта по теме самообразования на педсовете ДОУ

o Мастер-класс для воспитателей «Волшебный мир математики»

o Мастер-класс для родителей «Удивительная математика»

Разработка комплекта родительских собраний и мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления) :

для младшей группы:

Родительское собрание «Чудесные превращения»

Игра «Подбери по форме»

Игра «Найди фигуру»

для средней группы:

Родительское собрание «Эти удивительные фигуры»

Игра «Преврати геометрические фигуры в предметы»

Игра «Раздели на группы»

Игра «Найди и назови»

Игра «Раздели поровну»

для старшей группы:

Родительское собрание «Занимательный КВН»

Игра «Вчера, сегодня, завтра»

Игра «Сколько?»

Игра «Математическое лото»

Игры – головоломки («Колумбово яйцо», «головоломка Пифагора», «Волшебный круг»,

«Сфинкс», «Танграм», «Листик»)

Разработка информации для родителей

младшей группы:

«Математическое развитие в дошкольном возрасте

для родителей»

«Формирование математических представлений»

«Игра в развитии познавательной сферы»

средней группы:

«Математика и дети»

Сюжетно-дидактические игры с математическим

содержанием

старшей группы:

«Ступеньки творчества или развивающие игры»

«Дидактические игры для детей по

интеллектуальному развитию»

для воспитателей:

Консультации для молодых специалистов

«Дидактические игры в обучении детей

математике»

«Нетрадиционные системы по развитию

интеллектуальных способностей»

«Логические игры для детей и взрослых» Работа с детьми по перспективному плану

Проведение занятий с детьми.

Накопление аналитических материалов

Комплект тематических родительских собраний в электронном и бумажном варианте.

Комплект информации в электронном и бумажном варианте. Доклад из опыта работы, март, 2015 г

Публикация статьи во Всероссийском журнале «Педагогический опыт»

Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками, 2015 г

Анкетирование родителей в течение учебного года.

Справка по итогам анкетирования.

Мастер-класс для воспитателей, тема: «Волшебный мир математики», февраль, 2016г.

Мастер-класс для родителей «Эта удивительная математика», февраль, 2016г.

Конспект тематического занятия по познавательной деятельности в старшей группе «математический ринг», октябрь, 2016г.

Проведение тематических родительских собраний (в течение всего срока реализации программы)

Выступление на педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

Индивидуальное информирование педагогов и родителей по желанию в течение учебного года.

Информация для родителей на сайте ДОУ

(в течение всего срока реализации программы)

Аналитический Периодическое проведение самоанализа профессиональной деятельности

Повышение знаний в области ИКТ и внедрении их в образовательный процесс

Публикации на сайте для воспитателей ДОУ: МААM.Ru

Публикация аналитической статьи по теме самообразования на сайте ДОУ

Отчет по теме самообразования

Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества Публикация материалов в 2017г.

Статьи по теме самообразования, 2014-2017 г.

Мастер-класс для родителей и воспитателей ДОУ, февраль, 2017г.

Выставки детских работ для родителей

Выступление на педсовете по теме самообразования

май, 2017г

Публикации по теме:

Интеллектуальное развитие детей посредством LEGO — конструирования и моделирования робототехники. Интеллектуальное развитие детей посредством LEGO – конструирования и моделирования робототехники. Бакиева Ольга Владимировна Воспитатель.

План профессионального самообразования воспитателя Цели: 1. Повысить свой научно-методический, теоретический уровень, а также профессиональное мастерство путем внедрения инновации в воспитании.

План самообразования «Развитие речевых и двигательных навыков у детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности» Ф. И. О. специалиста Дыхановой Светланы Васильевны Должность воспитатель Опыт работы в должности 29 лет Единая методическая тема учреждения.

План профессионального самообразования педагога 2016-2017 учебный год МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №130» Воспитатель : Бердникова Ю. В. Тема : «Развитие познавательной деятельности.

План профессионального самообразования «Сенсорное воспитание посредством дидактических игр» Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: работа над программой профессионального.

План профессионального самообразования «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» Общие сведения по теме самообразования Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи.

План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» План работы по самообразованию воспитателя средней детского сада «Буратино» п. Пруды Нижегородской области Вихаревой Татьяны Владимировны.

Программа по самообразованию «Развитие диалогической речи детей 2–3 лет посредством театрализованной игры»Программа по самообразованию «Развитие диалогической речи детей 2–3 лет посредством театрализованной игры» Подготовила воспитатель 1 категории: Лыкова Е. М. 2016г. г. о. г. Шахунья Пояснительная записка Ранний возраст – уникальный период развития.

Программа самообразования «Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» Тема: «Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством включения в опытно – экспериментальную деятельность». 1. Самодиагностика.

Родительское собрание в средней группе «Интеллектуальное развитие посредством ознакомления с математическими представлениями» Родительское собрание в средней группе. Золотарёва Е. В. «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа профессионального самообразования Интеллектуальное развитие детей посредством ФЭМП)
Опубликовано: 14 марта 2017 в 15:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа профессионального самообразования Интеллектуальное развитие детей посредством ФЭМП)» (включая файлы) размещена пользователем Мария Хапова (УИ 1080614) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД