МААМ-картинки

Программа профессионального саморазвития воспитателя

Галина Ивановна Струкова
Программа профессионального саморазвития воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Публикация «Программа профессионального саморазвития воспитателя» размещена в разделах

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок, будет выполнять упражнения, сопровождая его короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыков письма.

Цели и задачи

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити – ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Другими словами,

чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваю умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связную речь. Ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накоплении информации – прикосновения. Ребёнку необходимо все хватать, трогать и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания : застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезные игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже – с различными видами конструкторами, например «Лего», когда ребёнку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались т хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продуктивна временем.

Задачи:

- изучить психолого - педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет;

- улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

- улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- улучшить общую двигательную активность;

- содействовать нормализации речевой функции;

- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

- создать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;

- совершенствовать предметно-пространственную среду группы для развития мелкой моторики.

Основные направления работы с детьми:

- пальчиковая гимнастика;

-игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок);

- завязывание бантиков, шнурка, застёгивание пуговиц, замков;

- работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание);

- работа с карандашом (обводка, раскрашивание);

- игры в «сухом бассейне», наполненном фасолью или цветными крышками.

Форма работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Реализация программы :

Программа реализуется через планы повышения компетентности по выявленным проблемам.

Срок реализации программы : реализации программы в течение 3 лет, план повышения компетентности составляется на учебный год.

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через дидактические игры»

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста посредством пальчиковых игр»

Ожидаемые результаты:

1. Повышение педагогической компетентности.

2. Повышение эффективности педагогической деятельности.

3. Пополнение личной «методической копилки» и электронного методического кабинета МБДОУ теоретическим, практическим материалом, собственными методическими наработками.

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год

воспитателя МБДОУ детский сад №27 «Колосок»

Струковой Галины Ивановны

Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

Цель: повышение профессиональной компетентности в вопросах использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Задачи:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- создать условия для развития мелкой моторики через использование пальчиковых игр;

- составить картотеку пальчиковых игр по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста;

- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

- систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

- создать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;

- организовать взаимодействие с родителями по развитию мелкой моторики вопросах через использование пальчиковых игр.

Раздел плана Сроки Формы работы Практические выходы

Информацион-

но-

подготовительный этап сентябрь-

октябрь

сентябрь

в течение года 1. Изучение методической литературы

-Ермакова О. С. «Пальчиковые игры для детей»-2016г.

-Бодраченко И. В. «Озорные пальчики»-журнал Муз. руководитель№8, 2016г.

-Ткаченко Т. А. «Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику»-М; 2012

2. Материалы интернета. Изучение интернет –ресурсов по теме.

3. Разработка учебно -методического комплекта:

- перспективный план работы с детьми;

- оформление картотеки пальчиковых игр;

- конспекта НОД с включением пальчиковых игр

3. Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

План работы

Картотека игр

Конспекты ОД

«Теремок», «Три медведя», «Колобок»

Практический этап

октябрь-

май Работа с детьми

1. Образовательная деятельность с детьми согласно перспективному плану.

2. Заучивание пальчиковых игр

- «Замок»

- «Спрячь в ладошки»

- «Засолка капусты»

- «Пирожки»

- «Апельсин»

- «Пальчики в лесу»

- «Семья»

- «Сорока-сорока»

- Этот пальчик хочет спать»

- «Тук –тук -я стучу»

- «Как живешь»

- «Спокойного сна»

Картотека

октябрь-май

февраль

октябрь

ноябрь

май Взаимодействие с семьями воспитанников

1. Анкетирование по пальчиковой гимнастике

«Важно ли играть в пальчиковые игры»

2. Консультации

3. Родительское собрание с участием детей

4. Создание картотеки для родителей для работы с детьми

5. Изготовление папки-передвижки

6. Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий)

1. Результаты анкетирования

2. «Почему нужна моторика в раннем возрасте»

«Роль пальчиковой гимнастики в развитие речи детей»

3. Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры «Что мы умеем мы не скажем- а покажем»

4. «Весёлые пальчики»

5. «Пальчиковая гимнастики»

6. Фотоотчёт «Как мы играли и чему мы научились»

Итоговый этап Самореализация

апрель-май

1. Открытый показ

2. Картотека игр по пальчиковой гимнастики

1. Конспект НОД

«В гости к лисичке»

2. Картотека

План работы по самообразованию на 2020 - 2021 учебный год

воспитателя МБДОУ детский сад №27 «Колосок»

Струковой Галины Ивановны

Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста посредством пальчиковых игр.

Цель: повышение профессиональной компетентности в вопросах использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Задачи:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- создать условия для развития мелкой моторики рук через использование пальчиковых игр;

- создать картотеку пальчиковых игр для детей младшего возраста;

- улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук, ритмичность;

- улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук через пальчиковые игры;

- создать эмоционально –комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;

- повысить заинтересованность родителей в вопросах развитию мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе;

Раздел плана Сроки Формы работы Практические выходы

Информационно – подготовительный этап сентябрь

октябрь

сентябрь

в течение года 1. Изучение методической литературы:

1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. М. ; «ЭКСМО»,2006.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М. ; ТЦ «Сфера»,2006

3. ТимофееваЕ. Ю.

Чернова Е. И.

Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. -СПб:2007

2. Интернет-ресурсы

3. Разработка учебно -методического комплекта:

- перспективный план работы с детьми;

- оформление картотеки пальчиковых игр;

- создание картотеки потешек;

- Подбор игр и дидактических пособий;

- разработка конспектов НОД;

- пополнение предметно-развивающей среды группы;

План работы

Картотека игр для детей младшего возраста

Картотека

Конспекты ОД

Практический этап октябрь

май Работа с детьми:

1. Образовательная деятельность с детьми согласно перспективному плану.

2. Заучивание пальчиковых игр:

«Пирожки», «Человечек», «Солнышко светит», «Карандаш», «Орехи», «Лапки-царапки», «Апельсин», «Спокойного сна» и т. д.

3. Игры с мелкими игрушками (камешки, пуговицы, крышки от пластиковых бутылок)

4. Работа с карандашом (обводка, выполнение графических заданий, раскрашивание)

5. Игры в «сухом бассейне» (фасоль, цветные крышки)

Картотека

октябрь

май Взаимодействие с семьями воспитанников :

1. Анкетирование по пальчиковой гимнастике

«Важно ли играть в пальчиковые игры»

2. Консультации для родителей

3. Фотовыставка для родителей

4. Родительское собрание

1. Результаты анкетирования

2. «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»,

«Развитие мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»,

«Играем в пальчиковые игры дома»

«Почему с детьми надо проводить пальчиковые игры?», «Как проводить пальчиковые игры»

3. «Наши волшебные пальчики»

4. «Пальчиковые игры, как средство развитие речи и мелкой моторики рук детей»

Итоговый этап апрель

май Самореализация

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Подбор материала по теме

3. Открытый показ НОД для педагогов

4. Оформить картотеку пальчиковых игр и потешек для работы с детьми

Конспект НОД

Играем с пальчиками

«В гости к солнышку»

Публикации по теме:

Дежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальностиДежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальности Дежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальности. Реализуя программу Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости».

Фотоотчет «Конкурс профессионального букета» к 8 мартаФотоотчет «Конкурс профессионального букета» к 8 марта В нашем саду перед праздником 8 марта впервые прошел конкурс "Профессиональный букет для мамы". Дети вместе с родителями создавали для мам.

Фотоотчет «Конкурс профессионального мастерства»Фотоотчет «Конкурс профессионального мастерства» Фотоотчет «Конкурс профессионального мастерства». В нашем детском саду прошел конкурс профессионального мастерства. Конкурс - это всегда.

Конкурс профессионального мастерства «Моя любимая няня»Конкурс профессионального мастерства «Моя любимая няня» С приближением весны у нас поднимается настроение! Сияет солнце, прилетают птицы, «просыпаются» деревья, а самое главное - приходит замечательный.

Проект «Кураторская методика» как средство саморазвития учителя в школеПроект «Кураторская методика» как средство саморазвития учителя в школе Проект «Кураторская методика» стала для нас новой неизведанной страницей работы в школе. Благодаря этому проекту мы получили возможность.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Предотвращение профессионального выгорания Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в.

Программа саморазвития «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста» Принципы моей работы: - Любить ребенка таким, какой он есть! - Принцип индивидуализации. Использовать личностно – ориентированный подход.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа профессионального саморазвития воспитателя
Опубликовано: 24 октября 2022 в 19:44
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа профессионального саморазвития воспитателя» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ивановна Струкова (УИ 1053124) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД