Татьяна Шуклина
Программа по психологическому сопровождению детей в ДОУ при подготовке к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
по психологическому сопровождению детей в детском дошкольном учреждении при подготовке к школе
(старшей и подготовительной группы).
(программа рассчитана на 2 года)
Автор-составитель:
Шуклина Татьяна Михайловна, старший воспитатель,
педагог – психолог
МКДОУ Д\с комбинированного вида № 3 «Сказка» п. Восточный
Восточный
2012г.
Пояснительная записка
Публикация «Программа по психологическому сопровождению детей в ДОУ при подготовке к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Российское образование сегодня переживает ответственный этап
своего развития. В новом тысячелетии предпринята очередная попытка
реформирования общего образования через обновление структуры и содержания. Залогом успеха в этом деле служит глубокая, концептуальная, нормативная и методическая проработка вопросов модернизации общего образования, вовлечение в работу широких кругов ученых, методистов, специалистов системы управления образования, учителей, а также обучающихся и их родителей.
Потеря общечеловеческих ценностей, духовности, культуры привели к необходимости воспитания высокоразвитой личности через развитие познавательных интересов. И сегодня Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться.
Актуальность темы обусловлена качественными изменениями в обществе, где ведущую роль выполняют инновационные технологии, поэтому необходимо подготовить грамотных людей. Дошкольный возраст 6-7 лет это возраст, когда у ребенка кардинально меняется самооценка, общение со сверстниками, взрослыми, приходит осмысление своей значимости. В то же время федеральные государственные требования четко прописывают требования к выпускнику детского сада. Будущий первоклассник должен обладать рядом личностных качеств, которые в дальнейшем трансформируются в универсальные учебные действия.
Изменение уклада начальной ступени образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию.
А процесс обучения рассматривается как развитие личности ребенка, а именно согласование ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к его внутреннему миру, с предоставлением простора его индивидуальности, ориентации не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ребенка.
По результатам диагностики можно утверждать, что около 60% детей имеют низкий уровень эмоционально-волевой сферы, низкий уровень готовности к обучению, низкий мотивационный уровень, а это говорит о том, что больше половины детей испытывают тревожность и дискомфорт. Поэтому наряду с развитием познавательных процессов необходимо проводить занятия по снижению тревожности и повышению самооценки дошкольников, формированию позитивного отношения к обучению.
Поэтому целью программы является :
Формирование ключевых интегративных качеств дошкольников в рамках ФГТ
- формирование эмоционально-волевой сферы, снижение тревожности и повышение самооценки, формирование предпосылок универсальных учебных действий, создание творческого потенциала ребенка, через сочетание применение различных методов психологической помощи на занятии.
Задачи:
1) Формирование ценностно-смысловых компетенций: позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения, воспитание целеустремлённости и настойчивости – личностные качества;
2) Формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве:
Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров. Способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать. Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстоять свою точку зрения – коммуникативные качества;
3) Формирование умения работать с информацией (информационные компетенции)
Сбор, систематизация, хранение, использование информации – познавательные качества;
4) Формирование учебно-познавательных компетенций, способности к организации деятельности и управлению ею:
Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени; - регулятивные качества.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому воспитаннику реально открыть свои потребности в самовоспитании, в самоконтроле, в саморегуляции, в самооценке своих действий, в умении добывать знания самостоятельно, через интерес к занятиям НОД, через высокую мотивацию, через желание узнать больше, через освоение способов эмоционального контроля и, как следствие развивать свои многогранные способности на основе знаний, умений и навыков.
Развивать память, внимание, глазомер, крупную и мелкую моторику, образное и логическое мышление, художественный вкус дошкольников.
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, через применение метода Мандалы.
Существует много программ по сопровождению, развитию и коррекции познавательных процессов, есть эффективные программы развития эмоционально-волевой сферы, но нет единой программы в которой предусматривалось развитие и того и другого.
Мною создана программа, в которой чередуются занятия направленные на развитие эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов, на овладение способами саморегуляции и оценки своих действий. На занятиях создаются такие условия, при которых ребенок желает получать знания и добывает их сам. Создается ситуация «Помоги мне сделать это самому».
Программа рассчитана на детей старших и подготовительных к школе групп. Наиболее рациональное количество детей в группе до 8 человек. Это позволяет проводить индивидуальные, парные, групповые и фронтальные занятия. Рассчитана 37 занятий на 2 года.
Оценка результатов
Для отслеживания результатов эффективности работы используется метод наблюдения, методика «10 слов» для диагностики памяти (зрительной и слуховой, диагностика мышления «Преслени» - 4 субтеста, диагностика внимания «Корректурная проба» и «ММД». Диагностика уровня тревожности - это методика «Тревожность» Теммл, Дорки, Амен, метод Мандалы для диагностики и коррекции психо-эмоционального и регулятивного состояния. Самооценку дошкольников определяем по методике «Лесенка».
Выбор данного диагностического инструментария обусловлен несколькими причинами:
1. Данные методики проводятся устно, индивидуально
2. Просты в выполнении и обработки,
3. Экономичны,
4. Общепризнаны психологами.
Развивающая программа будет реализована на базе МКДОУ д\с № 3 «Сказка» п. Восточный Занятия по программе будут проводится в старших и подготовительных к школе группах в течении 4-х лет: 2012-2013,2013-2014,2014-2015, 2015-2016гг.
Прогнозируемые результаты :
В результате занятий у детей сформируются :
1 уровень – знания о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения; координировать свои действия с действиями партнёров.
2 уровень - Умение вести диалог, способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать, умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстоять свою точку зрения.
3 уровень - умения работать с информацией (информационные
компетенции (сбор, систематизация, хранение, использование
информации, учебно-познавательных компетенций, способности к
организации деятельности и управлению ею (умения самостоятельно и
совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать
решения); навыки организации рабочего пространства и рационального
использования времени.