Людмила Ивановна Ленько
Программа «Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга
ПРОГРАММА
Эмоциональное развитие детей 6-7 лет
Составитель:
Ленько Людмила Ивановна
Старший воспитатель, педагог - психолог
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Программа „Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка, при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Bыготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, обучая ребенка взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой. Специальная проведенная работа показала, что родители практически не говорят детям о своих чувствах, детям мало достается теплых слов. Поэтому появилась насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая способы как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.
В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако, опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются, поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Основная ее цель – повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений.
В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:
1. помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение ;
2. обучить способам регуляции эмоциональных состояний, элементам расслабления.
3. вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; проектировать его нежелательные черты характера и поведения ;
Структура занятия
I. Подготовительный этап (10 минут)
Задача: Настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подготовить артикуляционный аппарат к работе, улучшить ритмирование организма, активизировать работу мышц глаз
Содержание: дыхательные, глазодвигательные упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие мышц руки, на развитие межполушарного взаимодействия, на гармонизацию взаимоотношений.
И. Основной этап (25 минут)
Задачи: повышение чувствительности к себе, к другому человеку, развитие умений понять и передать свое эмоциональное состояние и почувствовать эмоциональное состояние другого. Преодоление негативных личностных проявлений: агрессивности, неуверенности, обидчивости, неорганизованности и др.
Содержание: этюды, игры на воспроизведение отдельных черт характера, сказкотерапия, рисование своих проблем, обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях.
Условия реализации программы.
1. Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, тем самым обеспечение прочности, единства межличностных взаимодействий в группе. Главная установка — на успех у каждого ребенка.
2. Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностям детей. Поддержка и развитие того, что самобытно, оригинально, что является ценным вкладом каждого ребенка в группу.
3. Учет добровольности детей при выполнении упражнений.
4. Поощрение и поддержка попытки детей овладеть своим поведением, объяснить свою позицию; внимание к тому, что делаешь, думаешь, чувствуешь сам и другие люди.
5. Стимуляция мотива «быть не хуже других».
6. Занятия рассчитаны на возраст детей 6 –7 лет. Всего 26 занятий. Продолжительность каждого занятия 35 минут и 5 минут на подготовку материала. Проводятся один раз в неделю.
Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.
7. Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.
Тематический план занятий на год
№ Тема занятия теор. практ. Количество часов
1. «Я МОГУ» 8 мин 27 мин 35 мин
2. «Радость!» 8 мин 27 мин 35 мин
3. «Доброта». 10 мин 25 мин 35 мин
4. «Я смогу» 9 мин 26 мин 35 мин
5. «Хорошо ли быть одному» 8 мин 27 мин 35 мин
6. «Мое настроение» 7 мин 28 мин 35 мин
7. «Я сержусь» 10 мин 25 мин 35 мин
8. «Когда опасен гнев» 8 мин 27 мин 35 мин
9. «Можно ли справиться со злом» 8 мин 27 мин 35 мин
10. «Всегда ли мы поступаем правильно?»
8 мин 27 мин 35 мин
11. «Я обиделся» 10 мин 25 мин 35 мин
12. «Учимся справляться с чувством обиды» 8 мин 27 мин 35 мин
13. «Учимся честно говорить о проступке» 9 мин 26 мин 35 мин
14. «Зачем человеку чувство стыда?» 8 мин 27 мин 35 мин
15. «Всегда ли мы правы?» 7 мин 28 мин 35 мин
16. «Вредина» 10 мин 25 мин 35 мин
17. «Ссора» 9 мин 26 мин 35 мин
18. «Мои проблемы» 8 мин 27 мин 35 мин
19. «Я боюсь!» 8 мин 27 мин 35 мин
20. «Лабиринт страхов» 6 мин 29 мин 35 мин
21. «Я больше не боюсь» 10 мин 25 мин 35 мин
22. «Я удивляюсь!» 9 мин 26 мин 35 мин
23. «Счастье» 10 мин 25 мин 35 мин
24. «Я люблю!» 8 мин 27 мин 35 мин
25. «Волшебники» 10 мин 25 мин 35 мин
26. «Заветное желание» 10 мин 25 мин 35 мин
ИТОГО: 26 занятий (часов)
Содержания занятий
Тема занятия Содержание
Занятие 1
«Я могу» 1. Кинезилогический комплекс №1 звук «с»
2. Упражнение «Доброе животное»
3. Упражнение «Гусеница»
4. Беседа «что я умею делать.»
5. Игра «Какой я»
6. Игра «Хочу сделать что-нибудь хорошее»
7. Сказка «Случай в лесу»
8. «Лучше всего я умею…» - рисование
Занятие 2
«Радость» 1. Кинезилогический комплекс №1 звук «з»
2. Упражнение «Поздоровайся радостно»
3. Упражнение «Через стекло»
4. Беседа «От чего ты радуешься.»
5. Игра «Брось мяч, назови то, чему ты радуешься»
6. Игра «Покажи, как доставить радость другому человеку»
7. Рассказ «Относительная радость»
8. «Ромашка радости» - рисование
Занятие 3
«Доброта» 1. Кинезилогический комплекс №1 звук «ц»
2. Упражнение «Пожелание»
3. Упражнение «Скульптура и глина»
4. Беседа «Добрые поступки»
5. Игра «Волшебные воздушные шары»
6. Игра «Три главных вопроса»
7. Сказка «Львенок в школе»
8. Нарисуй добрые дела.
Занятие 4
«Я смогу» 1. Кинезилогический комплекс №1 звук «ж»
2. Упражнение «Подарок группе»
3. Упражнение «Винт»
4. Беседа «Когда вы чувствуете себя неуверенно…»
5. Игра «Отдай приказ»
6. Игра «Мне нравится в тебе…»
7. Сказка «Голубая искорка»
8. «У меня получиться» - рисование
Занятие 5
«Хорошо быть одному» 1. Кинезилогический комплекс №2 звук «ч»
2. Упражнение «Улыбнитесь друг другу»
3. Упражнение «Марионетки»
4. Беседа «Хорошо ли быть одному»
5. Игра «Король»
6. Игра «Кошки, собаки, медведи, зайцы»
7. Сказка «все играют я один»
8. «Я один» - рисование
Занятие 6
«Мое настроение» 1. Кинезилогический комплекс №2 звук «щ»
2. Упражнение «Поздороваться разными способами»
3. Упражнение «Качели»
4. Беседа «Когда мне бывает хорошо»
5. Игра «У меня плохое настроение»
6. Игра «Отыщи свою обувь»
7. Сказка «Шел король Боровик»
8. «Мое настроение» - рисование
Занятие 7
«Я сержусь» 1. Кинезилогический комплекс №2 звук «л»
2. Упражнение «Импульс»
3. Упражнение «Петрушка прыгает»
4. Беседа «Я сержусь когда.»
5. Игра «Брось мяч»
6. Игра «Тарзан»
7. Сказка «могучий дуб»
8. «Я сержусь» - рисование
Занятие 8
«Когда опасен гнев» 1. Кинезилогический комплекс №2 звук «г»
2. Упражнение «Рукопожатие по кругу»
3. Упражнение «Фея сна»
4. Беседа «Почему человек злится»
5. «Проблемные ситуации»
6. Игра «Подбери картинку»
7. Сказка «Ветер и солнце»
8. «Гнев» - рисование
Занятие 9
«Можно ли справиться со злом» 1. Кинезилогический комплекс №3 звук «р»
2. Упражнение «Имя и цветок»
3. Упражнение «Потянулись-сломались»
4. Беседа «Как побороть зло»
5. «Проблемная ситуация»
6. Игра «Я могу защитить…»
7. Сказка «Не смей»
8. «Преврати злого в доброго» - рисование
Занятие 10
«Всегда ли мы поступаем правильно»
1. Кинезилогический комплекс №3 звук «х»
2. Упражнение «Рукопожатие по кругу»
3. Упражнение «Кулачок»
4. Беседа Когда мы обижаем тех кто слабее.»
5. «Проблемная ситуация»
6. Игра «Брыкание»
7. Сказка «Штушти-кутушти»
8. «Злость - лепка
Занятие 11
«Я обиделся» 1. Кинезилогический комплекс №3 звук «д»
2. Упражнение «Свеча»
3. Упражнение «Холодно-жарко»
4. Беседа «Я обиделся»
5. Игра «Попроси прощение»
6. «Пантонима»
7. Сказка «Котенок»
8.«Обида» - рисование
Занятие 12
«Учимся справляться с чувством обиды» 1Кинезилогический комплекс №3звук «в»
2Упражнение «Возьми и передай»
3Упражнение «Бяки-буки»
4Беседа «Что такое обида»
5Игра «Воздушный шарик»
6Игра «Небо»
7Сказка «Мудрец»
8 «Обида» - рисование
Занятие 13
«Учимся честно говорить о проступке» 1Кинезилогический комплекс №3звук «б»
2Упражнение «Глаза в глаза»
3Упражнение «Ветер дует.»
4Беседа «Как можно помочь себе признаться.»»
5Игра «Я не плачу»
6Игра «Принц и принцесса»
7Сказка «Кто разбил графин»
8 «Радость» - рисование
Занятие 14
«Зачем человеку чувство стыда» 1. Кинезилогический комплекс №4 звук «с»
2. Упражнение «Я дарю тебе»
3. Упражнение «Тень»
4. Беседа «Когда нам бывает стыдно.»»
5Игра «Поссорились-помирились»
6Игра «Брось мячь»
7Сказка «Про лошадку Дору»
8 «Мой стыд» - рисование
Занятие 15
«Всегда ли вы правы» 1. Кинезилогический комплекс №4 звук «к»
2. Упражнение «Это я, это я»
3. Упражнение «Зеваки»
4. Беседа «Всегда ли мы правы.»»
5. Игра «Любопытный»
6. Игра «Ласковый дождик»
7. Сказка «Слоненок с шариком»
8 .«Нарисуй, что услышал в сказке» - рисование
Занятие 16
«Вредина» 1. Кинезилогический комплекс №4 звук «р»
2. Упражнение «Имя и цветок»
3. Упражнение «Потянулись-сломались»
4. Беседа «Вредина-это кто?
5. Игра «Что ты будешь делать»
6. Игра «Злые и добрые кошки»
7. Сказка «Мальчик который не умел играть»
8. «Что запомнилось в сказке» - рисование
Занятие 17
«Ссора» 1. Кинезилогический комплекс №5 звук «в»
2. Упражнение «Возьми и передай»
3. Упражнение «Пылесос и пылинки»
4. Беседа «Когда мы ссоримся»?
5. Игра «Мамин голос»
6. Проблемные ситуации
7. Сказка «Ссора»
8. «Кто я» - рисование
Занятие 18
«Мои проблемы» 1. Кинезилогический комплекс №5 звук «б»
2. Упражнение «Цветок настроения»
3. Упражнение «Ритм по кругу»
4. Беседа «Мои проблемы»?
5. Игра «Золушка»
6. Игра «Камушек в ботинке»
7. Сказка «Роза и ромашка»
8. «Моя проблема» - рисование
Занятие 19
«Я боюсь» 1Кинезилогический комплекс №5 звук «г»
2Упражнение «Возьми и передай»
3Упражнение «Зеркало»
4. Беседа «Я боюсь»
5. Игра «Скажи страшное»
6. Групповая история
7. Сказка «Мой друг дракон»
8. «Страх» - рисование
Занятие 20
«Лабиринт страхов» 1. Кинезилогический комплекс №5 звук «в»
2. Упражнение «Возьми и передай»
3. Упражнение «Кораблик»
4. Беседа «Страх»
5. Игра «Кощей»
6. Игра «Мумия»
7. Сказка «Полезная боюська»
8. «Страхи в лабиринте» - рисование
Занятие 21
«Я больше не боюсь» 1. Кинезилогический комплекс №5 звук «х»
2. Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
3. Упражнение «Я тебя не боюсь»
4. Беседа «разговор со страхом»
5. Игра «Конкурс Боюсек»
6. Игра «Неваляшка»
7. Сказка «Как лошадка Лу стала храброй»
8. «Страхи на веревочке»
Занятие 22
«Я удивляюсь» 1. Кинезилогический комплекс №6 звук «с»
2. Упражнение «Мое любимое животное»
3. Упражнение «Все мы здесь»
4. Беседа «Я удивляюсь»
5. Игра «Закончи предложение»
6. Игра «Я удивляюсь»
7. Сказка «Лягушка Ква-симка»
8. «Удивительное рядом» - рисование
Занятие 23
«Счастье» 1. Кинезилогический комплекс №5 звук «х»
2. Игра «Рукопожатие по кругу»
3. Игра «Четыре стихии»
4. Беседа «Что такое счастье»
5. Упражнение «За что меня любят…»
6. «Магазин игрушек»
7. Сказка «тигр Рэй»
8. Рисование «Счастье»
Занятие 24
«Я люблю» 1. Кинезилогический комплекс №6 звук «б»
2. Упражнение «Это я, это я»
3. Упражнение «Ветер дует»
4. Беседа «Я люблю»
5. Игра «Я люблю, когда»
6. Игра «Что я люблю»
7. Сказка «Крапивная горка»
8. «Что ты любишь» - рисование
Занятие 25
«Волшебники» 1. Кинезилогический комплекс №6 звук «б»
2. Упражнение «Клубок»
3. Упражнение «Парусник»
4. Беседа «Волшебники»
5. Игра «Волшебники»
6. Сказка «Крысы против пиратов»
7. Сочиняем вместе сказку
8. «Нарисуй сказку» - рисование
Занятие 26
«Заветное желание» 1. Кинезилогический комплекс №6 звук «ш»
2. Упражнение «глаза в глаза»
3. Упражнение «Волны»
4. Беседа «Заветное желание»
5. Игра «Три главных вопроса»
6. Сказка «Жучек и травинка»
7. «Мое желание» - рисование
Методическое обеспечение изучения эмоциональной сферы ребенка
Для того чтобы обнаружить скрытые избирательные отношения, симпатии детей, и выяснить, повлияют ли личностные симпатии на характер взаимовлияния детей в совместной деятельности, рационально использовать игру “Секрет”, разработанную группой сотрудников НИИ дошкольного воспитания под руководством Т. А. Репиной. Для оценки уровня личностной тревожности ребенка проводится методика «Выбери нужное лицо» (авторы Тэммл, Дорки, Амен, для оценки уровня агрессивности – «Агрессивность: ребенок глазами взрослого» (А. А. Романов, 2001, для исследования эмоционального состояния – рисуночная методика Дж. Бака «дом-Дерево-Человек», методика «Рисунок несуществующего животного», тест «Страхи в домиках»
Наблюдение за ребенком и результатами его деятельности во время занятий помогает выявить проблемы развития ребенка (или убедиться в их отсутствии) и дает необходимый материал для проведения консультаций родителей и педагогов.
Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.
Оценка эффективности использования программы
Ребенок легче адаптируется в группе детей, у него повышается уверенность в своих силах, он знакомится с навыками релаксации и саморегуляции.
Ребенок, становится по своему психологическому состоянию качественно другим - успокоенным, духовно обновленным, отмечаются положительные изменения в эмоциональной, познавательной сферах. У ребенка корректируются нежелательные черты характера и поведения.
Список литературы
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - СПБ. ; Речь, 2007
2Денисов П., Денисов Г. Программа «Гимнастика мозг». Ч. 1 и 2/ Пер. С. М. Масгутовой. М., 1997
3. Маралов В. Г. Фралова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников,- М. :- ТЦ Сфера, 2008.-
3. Савина Л. И. Пальчиковая гимнастика. – М., 1999 г
4. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии:- СПБ. : Речь, 2004.
5. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. -М. ,2000.
6. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. :ТЦ Сфера, 2002 г.
7. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М. :ТЦ Сфера, 2003
8. Стишенок И. В. Сказка в тренинге- СПБ. : Речь, 2005.
9. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль. : Академия развития, 1997.
10. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). - СПб. : Речь, ТУ Сфера, 2001
11. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПБ. : М. : Сфера, 2008.
12. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронина А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей 3-6 лет). – СПб. : Детство-Пресс, 2000
13. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков : Учебное пособие. – М., 1999 г.
14. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М., Просвещение: Владос, 1995
Список литературы для родителей
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - СПБ. ; Речь, 2007
2. Корнеева Е. Н. Детские капризы-Ярославль: Академия развития, 2002г.
3. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. :ТЦ Сфера, 2002 г.
4. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПБ. : М. : Сфера, 2008.
Методическое обеспечение изучения эмоциональной сферы ребенка
Работа по программе начинается и заканчивается диагностикой изучения особенностей эмоциональной сферы ребенка. Проводятся:
1. методика «Выбери нужное лицо» (авторы Тэммл, Дорки, Амен,Агафонова И. Н. - для оценки уровня личностной тревожности ребенка ;
2. методика «Агрессивность: ребенок глазами взрослого» (А. А. Романов, 2001) - для оценки уровня агрессивности;
3. рисуночная методика Дж. Бака «Дом-Дерево-Человек», методика «Рисунок несуществующего животного», тест «Страхи в домиках» - анализируются признаки по следующим параметрам: тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, трудности общения, незащищенность.
4. игра “Секрет”- для того чтобы обнаружить скрытые избирательные отношения,
симпатии детей, и выяснить, повлияют ли личностные симпатии на характер взаимовлияния детей в совместной деятельности.
Наблюдение за ребенком и результатами его деятельности во время занятий помогает выявить проблемы развития ребенка (или убедиться в их отсутствии) и дает необходимый материал для проведения консультаций родителей и педагогов.
Контрольный этап позволяет увидеть эффективность проведенной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.
Оценка эффективности использования программы
Ребенок легче адаптируется в группе детей, у него повышается уверенность в своих силах, он знакомится с навыками релаксации и саморегуляции.
Ребенок, становится по своему психологическому состоянию качественно другим - успокоенным, духовно обновленным, отмечаются положительные изменения в эмоциональной, познавательной сферах. У ребенка корректируются нежелательные черты характера и поведения.
Занятие 1 «Я могу»
Цель: Подготовка детей к групповым занятиям; выработка стиля группового взаимодействия; Развитие способностей видеть положительное в себе и других.
Приветствие: «Доброе животное»
Психолог тихим, таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Кинезиологический комплекс 1
Произношение звуков [с] и [с'] кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка умеренно выгнута.
Са-са-са, са-са-са, ой-ой-ой! Летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы — не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су — видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы — мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са — отгадайте, где оса.
«Гусеница».
«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».
Основная часть:
1. Беседа «Что я умею делать.»
Детям предлагается рассказать о том, что они уже умеют делать и могут этим гордиться. Далее дети по очереди слушают о себе мнение других детей. Если они затрудняются, психолог помогает: «Умеет хорошо застегивать пуговицы, играть, лепить, рисовать, бегать. Но все же есть некоторые вещи, которые получаются не совсем так, как хочется. Чему бы ты хотел еще научиться и что тебе для этого нужно?»
2. Игра «Какой я?»
Психолог задает тему, которую дети должны раскрыть пантомимически. Темы: Какой я бываю в детском саду? Дома? В гостях? Каким бы я хотел быть?
3. Игра «Хочу сделать что-нибудь хорошее»
Дети проигрывают ситуации: подойти к другу, пригласить поиграть, утешить расстроенного
4. Сказка «СЛУЧАЙ В ЛЕСУ»
В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым и сделать что-нибудь доброе, полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя. Поэтому в лесу его прозвали «Зайчишка-трусишка». От этого ему становилось грустно, обидно, и он часто плакал, когда оставался один. Был у него один-единственный друг — Барсучонок.
И вот, как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска вдруг сломалась, и он упал в реку. Барсучонок не умел плавать и стал барахтаться в воде, прося о помощи. А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга и сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка!» Не думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом вытащил своего друга на берег. Барсучонок был спасен!
Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего друга. Когда же звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчонка, говорить, какой он смелый и добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Он испытывал гордость, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. Зайчонок на всю жизнь запомнил очень важное и полезное правило: «Верь в себя и во всем полагайся только на свои силы!» И с тех пор больше никто и никогда не дразнил его трусишкой!
5. Дети делают рисунки: «Лучше всего я умею.»
Занятие 2 «Радость!»
Цель: Расширение представления детей об эмоции «радость»; учить понимать относительность в оценке чувств; формировать положительные эмоции, чувства через улыбку; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими).
Приветствие: «Поздоровайся радостно».
Кинезиологическая гимнастика №1
При произношении звука [з] кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка умеренно выгнута.
За-за-за, за-за-за — здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы — мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу — отвязали мы козу.
За-за-за, за-за-за — залезает в сад коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу — привязали мы козу.
За-за-за, за-за-за — здесь привязана коза.
«Через стекло» С помощью мимики и жестов передать ситуации:
-У меня болит горло
-Ты забыл надеть шарф, а на улице холодно
-Я хочу пить, принеси мне стакан воды
- Ты хочешь со мной порисовать
Основная часть:
1. Беседа «От чего ты радуешься.»
- Скажи: от чего ты радуешься? Что тебя радует в детском саду? А дома что радует тебя больше всего?
- Когда человеку радостно, что он делает? (Он улыбается или смеется.)
- Покажи, как выглядит твое лицо, когда ты улыбаешься.
- Определи и расскажи, какого цвета твоя радость.
2. Игра «Брось мяч, назови то, чему ты радуешься». Тот, у кого в руках мяч, говорит: «Я радуюсь, когда.»
3. Игра «Покажи, как доставить радость другому человеку». Представим, что кто-то из нас загрустил, ему совсем не весело и не радостно. Один из участников занятия выбирается на роль грустного героя. Перед остальными ставится задача — придумать разнообразные способы, как доставить радость этому грустному герою (подарить улыбку, предложить поиграть в интересную игру, подарить подарок, почитать книгу и т. п.). Придуманные способы демонстрируются перед всеми
4. Рассказ «Относительность радости».
Один и тот же ребенок может совершать и плохие поступки, и замечательные, например. (приводятся примеры знакомых детям ситуаций). То же самое характерно и для чувства радости.
Послушайте внимательно мой рассказ.
В одном городе жила семья: папа, мама и двое детей — Леша и Аня. Дети любили, когда родители им что-нибудь покупали и очень этому радовались. И родители старались порадовать детей, часто покупая им игрушки и сладости. И вот настал день, когда комната заполнилась игрушками настолько, что в ней стало трудно передвигаться. А дети посмотрели на игрушки, и им стало скучно. «С кем бы поиграть», — подумали они, взяли игрушки и побежали на улицу. Там кто-то играл в прятки, кто-то — в футбол'. Никому из детей не интересны были дорогие игрушки Ани и Алеши. Дети загрустили. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы неожиданно не приехала бабушка и не увезла их в деревню.
В деревне было весело и без игрушек. Днем они помогали бабушке в огороде, гоняли кур, ловили в пруду головастиков, а вечером смотрели на звезды.
Через месяц приехали их навестить родители и не смогли узнать своих детей : такие веселые они стали. На это Аня и Алеша сказали: «Когда ты можешь сделать что-то своими руками, это для тебя большая радость».
Как понимали радость родители этих детей? А что стало для ребят настоящей радостью?
( вывод: не бывает хороших или плохих чувств. Но любое чувство может быть полезно как самому человеку, так и окружающим его людям, а может и навредить.)
5. Рисунок: «Ромашка радости». В своих альбомах нарисуйте ромашку с крупным! лепестками. В сердцевине ее изобразите улыбающуюся рожицу. А в лепестках нарисуйте варианты окончания предложения «Я радуюсь, когда.».
Наше занятие заканчивается. В заключение представьте что вы стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле. Например:
пусть избавятся от болезней;
• пусть никогда не умирают;
• пусть у всех будет дом;
• пусть все дружно живут;
• пусть все будут счастливы.
И тогда все люди станут радостными!
Всем спасибо
Занятие 3 «Доброта».
Цель: Развивать представления о доброте. Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям.
Приветствие: «Пожелания».
Кинезиологическая гимнастика №1
Це-це-це, це-це-це — вот вам сказка о яйце.
Цо-цо-цо, цо-цо-цо — курица снесла яйцо.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу — киска тянется к яйцу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца — брысь, котенок, от яйца!
«Скульптура и глина».
Дети разбиваются на пары. Один из них — скульптор, другой — глина. Скульптор должен придать «глине» форму (позу, какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, которую ей придают. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем они меняются местами. Детям не разрешается переговариваться.
Основная часть:
1. Беседа «Добрые поступки»
-Покажи, как выглядит добрый человек.
- Определи и расскажи, какого цвета доброта.
- Назови добрые дела и поступки, которые ты видел в детском саду, дома, на улице.
2. Игра «Волшебные воздушные шары». Сейчас мы с вами оказались в волшебном мире и превратились в волшебные воздушные шары. Шары волшебные и быстро сдуваются, если не слышат о себе добрых и ласковых слов. Мы будем обращаться друг к другу при помощи ласковых слов. Чем больше добрых, ласковых слов назвать, тем больше будут по размеру волшебные воздушные шары.
3. Игра «Три главных вопроса»
если бы у вас была возможность задать три вопроса самому мудрому и умному человеку на Земле, то какие бы это были вопросы?
4. Сказка Львенок в школе (Р. М. Ткач)
В одном лесу жила семья львов: папа, мама и два львенка, один постарше, другой помладше. Львиная семья была дружная и в лесу уважаемая. Все звери в лесу ценили льва-отца за мудрость и смелость. Маму-львицу любили за ее доброту и мягкость. Старшего львенка уважали за спокойный нрав и выдержку. А младшего львенка
еще полюбить не успели, потому что он по лесу один не гулял и с другими лесными жителями общался редко. Пришло время младшему львенку идти в школу.
— Наконец-то другие зверята узнают и полюбят меня как папу, маму и брата, — мечтал маленький львенок, — пойду в школу и заставлю всех себя уважать.
С первого дня в школе львенок добивался уважения одноклассников. Бросит в белочку шишку и спрашивает: «Кто самый меткий? Кто самый сильный?» Повалит на землю медвежонка и радуется: «Я — самый ловкий, я — самый сильный». Ударит слоненка книжкой по голове и кричит от восторга: «И тебя победил. Я в классе самый сильный».
Прошло две недели, только никто из одноклассников не хотел с львенком дружить. Грустно стало львенку, пришел он домой и спрашивает старшего брата :
— Почему никто со мной не дружит? Почему звери меня не уважают, как тебя?
Молчит старший брат. Спокойно наблюдает из-за куста за молодым козленком, который на полянке пасется. А маленький львенок все вокруг брата бегает, то за ухо укусит, то за хвост потянет:
— Скажи, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!
— Царская сила не в том, чтобы кулаками размахивать да одноклассников обижать. Царская сила в выдержке и в спокойствии. Вот ты бегаешь вокруг меня, мелькаешь перед глазами, как суетливая муха, а я глаз не отвожу от козленка. Сила моя в выдержке и в спокойствии. За то меня другие звери уважают, что ни на кого напрасно не кидаюсь.
Послушал маленький львенок старшего брата и пошел к маме-львице:
— Скажи, мама, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!
Обняла львица своего сыночка, лизнула его нежно и шепнула на ушко: — Любимый мой котенок, ты же нежный и ласковый. Сила твоя царская в доброте. Если будешь к другим зверятам внимательным и добрым, они все с тобой дружить захотят.
Маленький львенок для себя уже решил: «Буду спокойным и сдержанным, буду добрым и внимательным». Но вдруг задумался: «А для чего мне тогда царская сила?» С этим вопросом маленький львенок побежал к отцу.
— Сказал мне старший брат, что сила царская в выдержке и спокойствии. Мама сказала, что моя сила в доброте. А для чего мне тогда царская сила, для чего мне мускулы, когти и острые зубы? — спрашивает львенок отца.
Посмотрел царь зверей на своего сына, положил тяжелую львиную лапу ему на плечо и мягким голосом произнес:
— Правы и мама, и брат. Сила царская нужна не для того, чтобы других зверят обижать. Будешь спокойным и добрым, одноклассники тебя полюбят и будут с тобой дружить. А мускулы нужны, чтобы выигрывать спортивные соревнования. А когти и острые зубы необходимы, чтобы защищать младших и слабых.
Обрадовался львенок, что раскрылась ему царская тайна. Он знал, теперь у него обязательно будут друзья, а одноклассники будут его уважать и любить, как все звери в лесу уважают и любят папу, маму и брата
5. Нарисуй добрые дела или поступки которые ты совершал дома или в детском саду.
Занятие 4 “ Я смогу”
Цель: Преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального напряжения.
Приветствие: «Подарок группе». Упражнение выполняется по кругу. Каждому участнику предлагается по очереди сделать подарок группе. Подарок изображается при помощи рук, тела, лица. При этом разговаривать нельзя.
Кинезиологический комплекс №1
Жи-жи-жи, жи-жи-жи — в нашем доме этажи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа — подо мной два этажа.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа — надо мной два этажа.
Же-же-же, же-же-же — на каком я этаже?
«Винт» И. п. : пятки и носки вместе. Корпус поворачивают влево, вправо. Одновременно с этим руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.
Основная часть:
1. Беседа «Когда вы чувствуете себя неуверенно.»
Вы чувствовали себя когда-нибудь неуверенно? Расскажите, когда это было?
2. «Отдай приказ». Психолог. Знаете ли вы таких детей, которые любят раздавать всем приказы и ведут себя, как большие начальники? Не называя имен, расскажите, как ведут себя такие дети, когда пытаются навязать другим свою волю? А знаете ли вы таких детей, которые позволяют делать с собой все, что угодно — толкать, дразнить, издеваться — и не находят в себе мужества прекратить все это и сказать: «Нет! Я этого не хочу!»? Опять же, не называя имен, расскажите, как выглядят такие дети, с каким выражением лица они ходят, как говорят, как ведут себя?
А теперь разбейтесь на пары. Решите, кто из вас будет «А», а кто — «Б».
«А» должен стать чрезвычайно деспотичным отцом или матерью, который диктует ребенку, что тот должен делать. Например: «А ну, иди чисти свои ботинки!», «Не смей со мной пререкаться!», и т. д. «Б» должен сыграть роль ребенка, с которым можно делать все, что угодно. Он должен говорить своему партнеру, что во всем с ним согласен. Например: «Ты всегда-всегда прав!», «Я так глуп, что никогда бы сам не додумался сделать так, как ты говоришь!», «Я поступаю правильно только тогда, когда делаю все, что ты мне говоришь!» и т. д.
После игры ведущий беседует с детьми.
Как ты чувствовал себя в роли родителя? Как ты чувствовал себя в роли ребенка? Какая роль тебе понравилась больше. Видел ли ты когда-нибудь других детей или взрослых, играющих такие роли? Когда эти роли вредны и причиняют лишь зло? Когда эти роли могут оказаться полезными?
3. “Мне нравится в тебе”. Дети садятся в круг. В центр круга садится кто-нибудь по желанию. Каждый по очереди называет, что ему нравится в этом ребенке (глаза, прическа, лицо, руки и т. д.)
4. Сказка «Голубая искорка» (Р. М. Ткач)
Эту историю мне рассказала старая-престарая бабушка, которая всю свою жизнь прожила возле Черного моря. Эта история о Голубой Искорке. Так звали удивительную маленькую рыбку, которая так быстро двигала хвостиком и плавниками, что никто не мог ее догнать. Это хорошее свойство, если надо кого-то догнать или, наоборот, от кого-то удрать. Но беда в том, что Голубая Искорка не могла ни минуты оставаться на одном месте, и поэтому у нее не было возможности полюбоваться красотой подводного мира. От этого ей становилось грустно, тем более что другие рыбы рассказывали о необыкновенных вещах, что встречаются на морском дне. Попробовала она плавать помедленнее, да куда там, словно неведомая сила мчит ее вперед!
В один прекрасный день Голубая Искорка углубилась в воспоминания, и припомнилось ей время, когда и течение было помедленнее и вода поспокойнее. Она так и ощущала это медленное, ласкающее течение и совсем разомлела от своих мыслей. И вдруг заметила, что плавнички и хвостик стали двигаться медленнее! Рыбка пришла в восторг от своего открытия. Она решила проверить, неслучайно ли это произошло. Снова подумала о тихом ласковом течении, и снова сбавила скорость. Получилось! Тут она не спеша подплыла к стайке рыбок и вместе с ними стала любоваться лежавшим на дне сундуком с сокровищами. Другим рыбкам тоже было приятно, что Голубая Искорка может теперь играть вместе с ними и узнавать много интересного.
Теперь каждый день Голубая Искорка подплывала к другим рыбкам и вместе с ними плавала в морских глубинах. Но всякий раз, когда рыбки собирались в стайку и начинали делиться своими впечатлениями, Голубая Искорка грустно отплывала в сторону. Вначале рыбки не обращали на это внимания, потом стали приставать к ней с вопросами. А Голубая Искорка в ответ только шевелила губами, захватывала ртом воздух и не могла произнести ни единого слова.
Конечно, Голубая Искорка умела разговаривать. Но она так волновалась, что, когда приходила ее очередь рассказывать, все буквы в словах начинали путаться, меняться местами и вместо понятных слов изо рта вылетали только воздушные пузыри. И от этого не только Голубой Искорке, но и другим рыбкам становилось грустно. И решили они помочь Голубой Искорке.
Дружной стайкой направились рыбки в глубокое морское ущелье, где жил мудрый рак-отшельник. Подплыли рыбки к раку-мудрецу и спрашивают: «Что сделать Голубой Искорке, чтобы буквы в словах не путались, чтобы могла Искорка рассказывать свои истории?»
Посмотрел рак-отшельник внимательно на Голубую Искорку и говорит: «Помнишь ли ты время, когда не могла ни минуты оставаться на одном месте, и потому у тебя не было возможности полюбоваться красотой подводного мира?»
— Помню, — отвечает Искорка.
— А почему такое с тобой было, помнишь?
— Да, — говорит рыбка, — я слишком быстро двигала хвостиком и плавниками.
— А сейчас ты любуешься красотой подводного мира? — спрашивает рак-мудрец.
— Да, — отвечает Голубая Искорка, — и мне это очень нравится.
— Что ты для этого сделала?
— Я начала двигать хвостиком и плавниками медленнее, перестала спешить.
Вот и хорошо. Для того чтобы буквы не путались, и слова звучали правильно, тебе нужно говорить медленно
— Я не смогу, — испугалась Голубая Искорка.
— Сумеешь, — успокоил ее мудрый рак, — если ты научилась не спешить, когда плаваешь, значит, сумеешь и говорить не спеша.
— Как же так? — спрашивает рыбка. — Мне что, всю жизнь говорить медленно-медленно?
— Нет, конечно, — отвечает рак-мудрец, — сначала начнешь говорить медленно, четко проговаривая слова. Потом, когда буквы перестанут путаться, начнешь говорить быстрее. А позже и вовсе начнешь разговаривать скороговоркой.
Сказал это рак-отшельник и уполз под морской камень. Все рыбки засуетились вокруг Искорки, наконец-то они услышат ее истории. И Голубая Искорка взволнованно зашевелила губами и изо рта у нее вышли. только воздушные пузыри. Но тут на помощь пришли другие рыбки и попросили: «Искорка, говори медленнее, мы никуда не спешим и с удовольствием выслушаем твой рассказ».
Голубая Искорка успокоилась, вспомнила тихое ласковое течение и начала свой рассказ, четко произнося каждое слово. Рыбки внимательно слушали Голубую Искорку, а когда история закончилась, дружно захлопали плавниками.
Теперь Голубая Искорка могла не только плавать и играть вместе с другими рыбками, но и обсуждать с ними свои впечатления.
5. Рисование «У меня получится» Попробуйте нарисовать то, что у тебя еще плохо получается, но ты сможешь это сделать.
Занятие 5. «Хорошо ли быть одному»
Цель: Учить избавляться от чувства одиночества, удовлетворять потребность детей в тепле и близости. Укреплять уверенность в себе.
Приветствие: «Улыбнитесь друг другу».
Кинезиологический комплекс №2
Чо-чо-чо, чо-чо-чо — у меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — раз болит — пойди к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча — буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи — помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — ну, тогда пойду к врачу.
«Марионетки». Представьте себе, что вас подвесили за руку, палец, шею, ухо, плечо и т. д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное расслаблено, болтается.
1. Беседа на тему «Хорошо ли быть одному?»
• Хотелось ли вам когда-нибудь уйти от всех и остаться одному? Почему?
• Что чувствует человек, оставшись один?
• Хорошо ли быть одному, когда тебе никто не мешает, не делает замечаний, не спорит?
Психолог обобщает детские суждения и говорит, что человек не может прожить в полном одиночестве, он может просто погибнуть. Но у каждого человека бывают случаи, когда ему хочется побыть одному, и он имеет на это право. В этом случае помогут следующие советы:
Совет 1. Когда на душе плохо и ты чем-то раздражен, лучше уединиться в комнате и постараться поднять себе настроение вспомнив о чем-то приятном.
Совет 2. Выразить все свои чувства, о которых ты не можешь сказать ни папе, ни маме, можно своему надежному другу — животному: собаке или коту. Прижми его к себе, погладь, поговори с ним — и станет легче.
Совет 3. Если ты поссорился с родителями и не можешь сразу помириться, послушай музыку или посмотри любимый мультик. А когда немного успокоишься, то не откладывая поговори с родителями о том, что тебя мучает. Помни, что они тебя любят и всегда поймут, и помогут в трудную минуту.
Совет 4. Если же тебе обидно, что твое желание не было выполнено, ты можешь о нем помечтать, пофантазировать и даже (что еще лучше) нарисовать свое желание — и, поверь, станет легче.
2. Игра «Король».
Психолог - кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?
Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него «на посылках» и т. д. Кто хочет первый стать королем?
Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Сразу же скажите детям, что наступит очередь каждого. За одно занятие в этой роли могут побыть два-три ребенка. Когда время правления короля закончится, соберите всю группу в круг и обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добрым королем. Анализ упражнения:
• Как ты чувствовал себя, когда был королем?
• Что больше всего понравилось в этой роли?
• Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?
• Что ты чувствовал, когда был слугой?
• Легко ли тебе было выполнять желания короля?
3. «Кошки, собаки, медведи, зайцы…»
Психолог: Я принесла вам четыре мягкие игрушки и оставляю их здесь, в группе. Чтобы они чувствовали себя счастливыми, им необходимо десять крепких объятий в день. В магазине, в котором я их купила, продавцы не могли обнимать их так часто, и от этого игрушкам было плохо. Теперь они довольны, что оказались здесь, потому что от вас они могут получить то, что им так нужно. Вы готовы позаботиться о них? Вы можете объяснить мне, почему нужно брать игрушки на руки и обнимать их?
Сейчас я положу игрушки на пол. Разделитесь на примерно равные группы. Подойдите к той игрушке, которую вы хотели бы немного поласкать. Теперь пусть в каждой группе один из вас возьмет игрушку, приласкает ее и скажет ей что-нибудь нежное и приятное. Затем он должен будет передать игрушку своему соседу. Тот тоже должен обнять игрушку и сказать ей ласковые слова. Игрушка проходит по кругу и получает все ваше тепло и нежность.
4. Сказка «Все играют, а я один»
Жил-был Слоненок. Он был очень добрый и ласковый. И очень хотел иметь друзей. Но познакомиться с кем-нибудь Слоненок стеснялся. Ему казалось, что он некрасивый и … (добавляет ребенок). Слоненок играет один дома, а мама Слониха уговаривает его сходить на речку, где звери собираются на водопой. Она уверена, что он непременно найдет друга. Наконец Слоненок соглашается.
Пришел он на речку, а там как раз собрались (ребенок сам выберет животных, чем они занимаются).
Слоненку тоже очень хотелось с ними поиграть, но он не мог придумать, как затеять разговор.
Постоял Слоненок – постоял и, сокрушенно вздохнув, поплелся домой.
- Ты почему так скоро вернулся? – спросила мама.
- Да так… Надоело, - буркнул Слоненок.
Слониха, конечно, догадалась, почему Слоненок не остался у водопоя.
- И много на реке зверят было? – как бы невзначай спросила она.
- Много, - мрачно ответил Слоненок.
- Ты с ними поиграл?
- Нет.
- Почему?
- Да так… Не хотелось, - сказал Слоненок и сделал вид, будто его очень заинтересовал старый журнал с картинками.
На следующее утро Слоненок понуро слонялся по дому, не зная чем себя занять. Все игры ему наскучили, новые не выдумывались, а главное, Слоненок никак не мог забыть веселья, царившее на речке. «Наверное, зверюшки опять собрались у водопоя, - думал он. – Интересно, во что они играют сегодня?»
Мама Слониха словно прочла его мысли.
- Сходил бы ты, сынок, прогулялся, - предложила она.
- Не хочу, - помахал хоботом Слоненок.
Мама Слониха не стала настаивать. Ее сын, вообще-то очень послушный и покладистый, порой проявлял истинно ослиное упрямство. И она понимала, что переубеждать его бесполезно. Поэтому она попробовала подобраться к нему с другого конца.
- Сынок, - чуть погодя сказала Слониха, - мне надо готовить обед, а вода кончилась. Вот тебе ведро, сходи, пожалуйста, на речку.
- Но… - хотел было возразить Слоненок.
- Папа придет голодный, а у меня ничего нет, - решительно продолжала Слониха. – По-твоему, слон должен работать с утра до ночи на голодный желудок? Нет, дорогой. Так дело не пойдет. Ты уже подрос и должен помогать по дому. Для тебя принести ведро воды – пара пустяков. Ты же у нас силач! А если не принесешь, обеда и ужина не будет не только для папы, но и для всех нас.
Слоненок еще немного походил по комнате… Потом вдруг у него заурчало в животе, и он подумал…
«Ладно, - решил Слоненок, - я схожу за водой и быстро вернусь. Одна нога здесь – другая там!»
Пришел он к водопою, зачерпнул воды и … замер.
Слоненок позабыл о том, что хотел побыстрее вернуться домой. Ему вообще расхотелось уходить. Зверята смеялись так заразительно, что он тоже начал потихоньку посмеиваться и слегка притопывать, как будто собираясь пуститься в пляс.
Наверное, еще немного – и он бы подошел к зверятам и сказал…
Но тут Мартышка, раскачивавшаяся на лиане, как на качелях, крикнула:
- Эй, Носатик! Давай поиграем.
Но увы, Слоненок этого не знал. Он вдруг почувствовал себя таким некрасивым, смешным и неуклюжим! «Носатик…» Чего она обзывается? Засопев от обиды, Слоненок подхватил хоботом ведро и помчался домой.
- Все! Никогда я больше не пойду! – с порога заявил он – Лучше я умру с голоду.
5. Рисование «Я один» Нарисуйте себя, когда вы испытывали чувство одиночества. Как вы победили это чувство?
Занятие 6. «Мое настроение»
Цель: Способствовать осознанию ребенком сути проблемы. Формировать стремление к самостоятельному решению затруднительных ситуаций, в которых ребенок испытывает дискомфорт.
Приветствие: «Поздороваться разными способами». Ведущий предлагает участникам по сигналу (хлопок) начать здороваться. Способ приветствия предлагает ведущий (за руку, локтем, носом и т. д.)
Кинезиологический комплекс №2
Ща-ща-ща, ща-ща-ща — дождь идет, я без плаща.
Ще-ще-ще, ще-ще-ще — нет дождя, а я в плаще.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу — я тебя не отыщу.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи — ты иди, меня ищи!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу — вот теперь-то отыщу.
«Качели» Дети имитируют качание на качелях. Выразительные движения:
1. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Тяжесть тела переносится с одной ноги на другую.
2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.
Основная часть:
1. Беседа «Когда мне бывает плохо…»
- Когда человеку на душе бывает плохо, что он чувствует? (волнение, гнев, досаду, обиду)
- Вспомните случаи, когда у вас на душе было плохо. Что вам хотелось сделать?
- Когда вам бывает плохо, что вы делаете, чтобы почувствовать себя лучше?
Психолог обобщает детские ответы и подводит к выводу о том, что чем взрослее человек, тем он более становится самостоятельным, и ему нет необходимости обращать на себя внимание, капризничать. Он сам может решать возникшие проблемы или обратиться за помощью. Частые жалобы могут вызвать у окружающих недоверие.
2. «У меня плохое настроение»
Взрослый предлагает всем детям представить, что у них плохое настроение, а к ним пришли гости:
К вам уже пришли гости — как вы себя будете вести?
Вы попытаетесь поднять свое настроение? Почему? (Чтобы не испортить настроение другим.)
3. Игра «Отыщи свою обувь»
Играющие становятся в круг и снимают с ноги (левой или правой) ботинок, тапочек или туфлю. Затем надевают на глаза повязки, несколько раз поворачиваются вокруг своей оси. В это время обувь перемешивают в общей куче. По команде ведущего игроки делают шаг к куче с обувью, ищут свою, становятся на место, надевают, зашнуровывают, застегивают свою обувь и только тогда снимают повязку с глаз. Побеждает тот, кто все сделал быстро и правильно.
4. Сказка «Шел король Боровик»
через лес напрямик,
Он грозил кулаком, и стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе: короля покусали мухи.
(Какое настроение было у короля Боровика? Почему? Как вы узнали, что он был зол и рассержен)
Пришел король Боровик домой сердитый и злой. Захотелось ему хоть на какое-то время тишины и покоя, чтобы никто его не тревожил. Думал, думал как это сделать, и придумал! Нарисовал он своё плохое настроение в виде плохой погоды. Вот так (ведущий показывает рисунок) : темные, грозовые тучи и яркие молнии. Повесил рисунок на дверь и сказал: «Посмотрим, догадается ли кто-нибудь, что рисунок – это прогноз моего настроения?».
Потом он включил тихую, спокойную музыку, лёг на диван и стал вспоминать, что хорошего было в его жизни. (В этот момент включается релаксационная музыка, далее рассказ идёт на её фоне). И тогда ему захотелось мысленно изменить свой «плохой» рисунок: исчезли молнии; темные, грозовые облака стали становиться всё светлее и светлее; из-за туч стало проглядывать солнышко всё больше и больше. И вот, наконец, осталось только яркое солнце, которое радуя всех своим сиянием, словно говорит: «Нарисуй солнышко в своём сердце и тебе станет хорошо!».
Проходил мимо зайчик по кличке «Добряк», услышал необычную красивую музыку и решил зайти к королю в гости. Но когда он увидел на двери рисунок с изображением плохой погоды, он сразу понял, что на какое-то время короля надо оставить в покое. Через час он увидел на двери у короля рисунок с ярким солнцем и понял, что теперь он будет у него желанным гостем.
(Музыка звучит ещё в течение 3 минут; детям предлагается думать о приятном.)
1) Каким способом король Боровик показал, что у него плохое настроение?
2) Почему зайчик решил не идти к королю?
3) Как зайчик узнал, что у короля хорошее настроение?
4) Как можно показать другим людям какое у вас настроение?
5) Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?
6) Что делать, чтобы плохое настроение стало хорошим?
7) Перечислите мысли, создающие хорошее настроение.
Учим приёмы, помогающее исправить плохое настроение.
Вывод: Всё будет хорошо, если:
• слушать спокойную музыку;
• думать о хорошем и приятном;
• мысленно заменить рисунок «плохой» погоды на «яркую и солнечную»;
• «зажечь» солнышко в своём сердце;
• танцевать. ….
Вывесить плакат, где перечислены мысли, создающие хорошее настроение. Вместе с детьми придумать условные обозначения приемов. Например: танцевать – танцующие человечки; «зажечь» солнышко в своём сердце – сердце с солнцем внутри и т. п.
- «Если вам хочется, чтобы к вам никто не подходил, потому что у вас плохое настроение, вы можете дать нам это понять. Сделать это можно так: показать рисунок с «плохой погодой». Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое, а когда захотите «дать отбой», скажите об этом или покажите рисунок с «хорошей погодой».
5. Рисунок «Мое настроение» А сейчас пусть каждый нарисует своё настроение, чтобы мы смогли составить прогноз – у кого солнышко в душе, а у кого тучи.
Занятие 7 «Я сержусь»
Цель: Закреплять умения снимать агрессивность.
Приветствие: “Импульс”. Взявшись за руки, надо передать друг другу дружеское рукопожатие. При этом смотреть в глаза и улыбаться тому, кто передает импульс
Кинезиологический комплекс №2
При произношении звука [л] кончик языка и спинка упираются в альвеолы верхних зубов.
Лы-лы-лы, лы-лы-лы — забивали мы голы.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу — возле окон на полу.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла — не заметили стекла.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу — мы не били по стеклу.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла — только нет в окне стекла.
«Петрушка прыгает» Играющие изображают Петрушку, который мягко и легко пры-гает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.
Основная часть:
1. Беседа «Я сержусь, когда…»
-Когда человек сердится, что он делает?
- Покажи, как выглядит твое лицо, когда ты сердишься.
- Определи и расскажи, какого цвета твой гнев
- На кого ты сердишься больше всего, на что ты злишься? Как ты справляешься со своим гневом?
2. Игра «Брось мяч и скажи, на что ты сердишься, гневаешься больше всего», Тот, у кого в руках мяч, говорит: «Я сержусь, когда.»
3. Трюк «Тарзана”. Дети сжимают пальчики в кулачки, бьют ими себя в грудь и громко кричат.
4. Сказка «Могучий дуб и маленький кабанчик» (Р. М. Ткач)
На одной солнечной полянке в середине густого леса жила семья кабанчиков: папа, мама, пять дочек и маленький кабанчик-сыночек. Взрослые кабанчики очень любили своих деток, а детки любили своих родителей.
На той же полянке, где жили кабанчики, рос могучий дуб. Дуб был огромным: его корни уходили глубоко в землю, а ветви поднимались высоко в небо. В тени его большой кроны можно было спрятаться от жаркого солнца, а за могучим стволом от проливных дождей и колючих ветров. Но самое главное, каждый год на дубе созревало так много вкусных желудей, что кабанчики могли питаться ими все лето и всю осень.
Осенью, когда желудей становилось мало, кабанчики разрывали почву в поисках сладких корешков или питались веточками. Но маленький кабанчик не хотел есть корешки и веточки, он любил только желуди. И вот однажды, когда на земле вокруг дуба не оказалось ни одного плода, кабанчик разбежался и со всех сил ударил по дереву копытцами. На землю упало несколько созревших плодов. Тогда он снова разбежался и снова ударил по дубу, и на землю опять упало несколько плодов. Теперь каждый раз, когда кабанчик хотел желудей, он разбегался и ударял по дереву.
Родители говорили ему, что нельзя бить по дубу копытцами, нужно быть терпеливым и воспитанным. Мама учила сына: «Ты можешь вежливо попросить у могучего дуба сбросить несколько спелых желудей на землю, или дождаться, когда желуди созреют и сами упадут на землю, или когда подует ветер и сорвет плоды с веточек. Но бить по дереву копытцами нельзя!» Только сыночек не слушал своих родителей. С того места ствола, куда кабанчик бил копытцами, упала кора, и образовалась большая-пребольшая рана.
Прошло лето. Осень сменилась холодной зимой, и семья кабанчиков ушла на зимовье в чащу леса. А дуб, израненный и побитый, остался мерзнуть на своей поляне.
Наступила весна, кабанчик-сыночек, окрепший и повзрослевший, вместе с семьей вернулся на поляну и. не узнал свой любимый дуб. На всех деревьях уже распустились молодые листочки. И только могучий дуб стоял грустный. Его веточки больше не тянулись к небу, его корни не искали воду глубоко в земле, его могучий ствол стал тоньше и слабее.
«Что с тобой произошло? Почему на твоих веточках нет листочков? А где маленькие цветочки, которые превратятся в сладкие желуди? Кто посмел тебя обидеть? — спрашивал кабанчик у дуба, обходя его вокруг. — Может, это зимние холода тебя обессилили? А может, снежные метели тебя застудили? А может.» И вдруг кабанчик увидел на стволе дуба большую рану.
— Кто посмел тебя так поранить? — спросил он у дуба.
— Это следы твоих копытец, — грустно вздохнул дуб. - Из-за этой раны меня покидают силы. Хотя мои корни по-прежнему ищут в земле живительную влагу и бережно несут ее к стволу, вода не может дойти до верхних веточек и напоить их.
— Почему? — огорчился кабанчик.
— Посмотри внимательно на мою рану, и ты сам поймешь почему, — ответило дерево.
Кабанчик подошел к дубу ближе и увидел, как из раны часто-часто падают капельки. Капельки похожие на слезы. Дуб плакал, ему было очень больно. Стыдно стало кабанчику, сел он рядом с деревом и тоже заплакал: «Почему он не слушал маму? Как он мог так жестоко поступить с любимым дубом? Что теперь делать?»
Вдруг на ветку дуба села сорока, увидела она печального кабанчика и спрашивает:
— Кабанчик, что стряслось? Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?
— Нет, сорока, не меня обидели, а я обидел. Искалечил я свой любимый дуб. Не прятаться нам больше в его тени, не есть сладких желудей, — ответил кабанчик и зарыдал еще сильнее.
— Не плачь, кабанчик. Я знаю, как горю твоему помочь. На дальнем болоте растет чудо-трава, сила у той травы лечебная. Сорви ее ночью и принеси вместе с болотной водой к дубу. Вначале промой рану болотной водой, а потом наложи на нее чудо-траву. Только помни: траву накладываешь, а сам приговариваешь. Вот рана и зарастет, — прострекотала сорока и полетела прочь.
— Что приговариваешь? — вдогонку закричал кабанчик. — Какие слова?
— Волшебные. — раздался вдалеке голос улетающей птицы.
В тот же вечер кабанчик отправился на дальнее болото. Лягушки помогли ему найти чудо-траву и принесли несколько кувшинок, наполненных болотной водой.
Ранним утром кабанчик вернулся на полянку к могучему дубу. Он подошел к дереву, осторожно промыл рану болотной водой,
бережно наложил на нее чудо-траву и сам не заметил, как начал приговаривать: «Я больше никогда не буду по тебе бить копытцами. Извини меня. Все будет хорошо. Прости меня, пожалуйста.»
И произошло чудо. Рана на дубе быстро затянулась, веточки весело потянулись к утреннему солнышку. Кабанчику послышалось, будто где-то, совсем рядом, начался праздничный салют, это на веточках начали дружно лопаться почки и распускаться молодые листочки.
В то лето благодарный дуб уродил так много желудей, что их хватило кабанчикам до следующего года. А кабанчик больше никогда не бил копытцами по дереву и следил, чтобы и другие зверюшки не обижали его любимый дуб.
5 Рисунок «Я сержусь» Нарисуй, на что ты сердишься, на что ты злишься. Эта страница поможет тебе остудить свой гнев, свою злость. Это шипящая страница, она остужает горячие эмоции, она поможет тебе, когда ты очень злишься на кого-нибудь или на что-нибудь. Она поможет тебе и в том случае, когда ты злишься на самого себя. Это самая большая злость. Нарисуй и её.
Занятие 8 «Когда опасен гнев»
Цель: помочь детям в осознании функций гнева и способов его выражения. Учить детей конструктивным замещающим реакциям.
Приветствие: «Рукопожатие по кругу»
Кинезиологический комплекс №2
Задняя часть спинки языка прижимается к мягкому нёбу, закрывая глотку.
Ги-ги-ги, ги-ги-ги — Гена, маме помоги.
Га-га-га, га-га-га — у меня болит нога.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу — мыть посуду не могу.
Ги-ги-ги, ги-ги-ги — не гуляй из-за ноги.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу — вот гулять-то я могу.
Га-га-га, га-га-га — не болит уже нога.
«Фея сна» Звучит «Колыбельная» К. Дуйсекеева. Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке — это фея сна. Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Затем фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой. Фея смотрит на детей — все спят, улыбается и тихонько уходит.
Основная часть:
1 Беседа «Почему человек злится?»
• В каких ситуациях может злиться человек?
• На что похоже зло в человеке? (На вулкан, молнию, дикое животное.)
• А вам приходилось когда-нибудь злиться?
• Что вы чувствовали в этот момент?
• Что хотелось сделать?
Человек испытывает чувство злости, когда он бессилен удовлетворить свое желание.
Гнев — естественная эмоциональная реакция человека, сигнализирующая о том, что возникло препятствие. Это чувство побуждает человека к преодолению препятствия, изменению ситуации, помогает заглушить или разрядить душевную боль или неприятные ощущения. Гнев выражается в стремлении применить насильственные действия, в угрозах, оскорблениях. Не всегда мы умеем правильно выразить свои чувства, не причинив вреда окружающим людям.
2. Проблемная ситуация
Незнайка поссорился с Винтиком. Они никак не могли решить, кто же первый начнет игру. Они так рассердились друг на друга, что затеяли драку. У Незнайки насуплены брови, сморщен нос, он крепко сжал кулаки. Винтик машет руками, лоб нахмурен, брови сдвинуты. Мальчики набрасываются друг на друга.
Взрослый предлагает представить детям себя на месте мальчиков и выбрать, с помощью чего они решили бы этот спор:
• кулаков;
• спокойного тона;
• крика;
• насмешки;
• топанья ног.
Людей, привыкших решать спор с помощью силы, часто сравнивают с драчливыми петухами, которых так высмеивает поэт В. Берестов:
Петушки распетушились, Но подраться не решились. Если очень петушиться — Можно п