Программа «Развивай-ка»

Эльмира Юмаева
Программа «Развивай-ка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 Г. КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Программа «Развивай-ка»

(познавательное развитие)

(6-7лет)

Выполнила: старший методист Э. Ф. Юмаева

г. Каменка

Пояснительная записка

Нередко родители дошкольника недоумевают, почему их ребёнок не справляется с простыми, на первый взгляд, логическими задачами.

При решении логических задач необходимо выявлять и учитывать существенные, скрытые от восприятия признаки предметов и явлений, связи и отношения между ними.

В 6 -7 лет любой ребёнок свободно понимает и использует в собственной речи слова, выражающие понятия разной степени обобщённости (растение – дерево – берёза). Но употребление этих слов ещё не свидетельствует о понимании отношений, существующих между более общими (родовыми) или более частными (видовыми) понятиями. Чтобы детям было более понятно, используются иллюстрации и наглядные модели в форме классификационного древа. Этот тип модели имеет ряд структурных особенностей: родовое понятие изображается верхней точкой, видовые понятия – точками, расположенными ниже. Связи между понятиями отображаются линиями, соединяющими точки, обозначающие родовое и видовое понятия. Например, древо для понятий «Животные» (родовое); «Дикие», «Домашние» (видовые) будет выглядеть так:

Животные

Дикие Домашние

В процессе обучения дети переходят от моделей с двумя уровнями обобщения к моделям с тремя – четырьмя уровнями, например:

Животный мир

Птицы Животные Рыбы

Курица Грач Щука Карась

Заяц Коза

Моделирование служит средством упорядочения имеющегося у детей опыта и подводит их к усвоению логических форм мышления, которые станут необходимыми в дальнейшем, в ходе школьного обучения.

Превосходство этой тематики в том, что детям даётся мотивация и сюжет для предстоящего обдумывания и дальнейших действий. Моделирование логических отношений выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные ими на занятиях или в обыденной жизни: рассматривание предметов, иллюстраций, беседы и т. д… Например, дети доказывают, почему автобус не птица, а стрекоза не самолёт, пингвин не животное. Также на занятиях из серии «Что мы знаем о родном крае?» дети «пишут письма», используя модели в форме классификационного древа о животном, растительном мире региона, задачи – шутки, игры на развитие логического мышления, н – р: «Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Подбери четвёртую фигуру»

Игровые приёмы обучения используются в качестве ведущих. Занятия, в которых дети «помогают» различным героям, «спасают», и «выручают», их из беды, воспитывают у детей отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения к другим в поведении и поступках.

В процессе развивающей работы не надо стремиться детям всё объяснять, а надо лишь направлять их на путь поиска, давать им возможность самим искать и находить варианты ответов.

Цель:

-развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника.

Задачи:

-усвоение символов, являющихся предпосылкой последующего развития познавательных и творческих, интеллектуальных способностей ребенка;

- развитие способностей к наглядному моделированию;

- развитие элементов логического мышления.

Принципы и подходы к формированию образовательного процесса:

• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• принцип научной обоснованности и практической применимости;

• принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса (решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (НОД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• принцип построения образовательного процесса на адекватных возрастах формах работы с детьми, среди которых основное место.

Формы работы:

• рассматривание предметов;

• рассматривание иллюстраций;

• беседы;

• наглядное моделирование;

• дидактические игры;

• проблемные ситуации;

• творческие задания по художественной деятельности;

• чтение произведений;

• наблюдения;

• настольно-печатные игры

• игры с сюжетными игрушками;

• просмотр видеороликов

Ожидаемые результаты:

В результате участия в данной программе дошкольники:

- научатся анализировать предметы и явления, выделять в них существенное;

- последовательно рассуждать и делать выводы;

- сформируется способность свободно ориентироваться в логических взаимосвязях, отношениях;

- проявляется чувство уверенности в себе и своих успехах.

Перспективный план

к программе «Развивай-ка»

Месяц №

занятий Тема занятий Задачи

С е н т я б р ь 1 «Чудо-дерево» Выявление умения устанавливать родо-видовые отношения между понятиями. Ознакомление с графическим обозначением классификационных отношений с помощью классификационного древа.

2 «Поход в лес» Освоение действия построения модели понятийных отношений с помощью классификационного древа; воспитание любви к родному краю, закрепление знаний о нём (цветы и ягоды региона).

О к т я б р ь 3

«Что мы знаем о нашем крае?» Освоение действия построения модели понятийных отношений с помощью классификационного древа; воспитание любви к родному краю, закрепление знаний о нём. (Деревья и цветы родного региона).

4 «Поможем куклам» Освоение принципов построения модели понятийных отношений с помощью классификационного древа; закрепление представлений о содержании понятий.

Н о я б р ь 5 «Кто назовёт больше?» Освоение действий по использованию модели классификационных отношений между понятиями; развитие внимания, умения слушать ответы сверстников.

6 «Назови правильно» Выявление умения подбирать родовое понятие к видовому и достраивать ряд видовых понятий. Воспитание познавательного интереса к природе; закрепление знаний о птицах региона.

Д е к а б р ь 7 «Напишем Незнайке, что мы знаем о нашем крае» Освоение принципов построения модели понятийных отношений с помощью классификационного древа. Закрепление представлений о содержании понятий. Воспитание любви к родному краю. (Животный мир региона)

8 «Отгадай-ка» Освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий к категории с помощью наглядной модели.

Я н в а р ь 9 «Поможем маме» Освоение действий по построению и использованию графической модели классификационных отношений. Закрепление представления о содержании понятия «молочник».

10 «Экскурсия в зоопарк» Освоение действий по построению и использованию графической модели классификационных отношений. Развитие представлений о содержании понятий. (Животный мир региона).

Ф е в р а л ь 11 «Угадай-ка» Освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий к категории, построения графической модели в форме древа.

12 «Назови правильно» Освоение действий по построению и использованию графической модели классификационных отношений. Развитие представлений о содержании понятий. Находить отличия и сходство людей.

М а р т 13 «Карта лесника» Освоение действий по использованию графической и наглядной модели классификационных отношений. (Деревья региона)

14 «Отгадай, что мы задумали» Освоение действий по выделению признака – основания классификации.

А п р е л ь 15 «Построй модель и докажи, что ты прав Освоение действий по самостоятельному построению графической модели в форме классификационного древа. Формирование умения правильно выражать свои мысли.

16 «На чём удобнее путешествовать?» Освоение действий по самостоятельному построению графической модели в форме классификационного древа под диктант.

М а й 17 «Угадай-ка» Освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий в категории. Воспитание умения отстаивать и доказывать свою точку зрения; развитие речи.

18 «Чему мы научились за год?» Умение использовать знание существенных признаков понятий для выяснения, относиться ли объект к данному понятию.

Методическая литература:

1. Л. А. Венгер «Конспекты занятий по познавательному развитию»

2. Л. А. Поромонова «Конспекты занятий»

3. Е. Алябьева «Развитие логического мышления и речи у детей у детей 5 – 8 лет» М., 2007 г.

4. Н. Заводнова, «Развитие логики и речи у детей», Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.

5. О Жукова - «Сборник практических материалов для ДОУ», М.: АРКТИ, 2007 г.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развивай-ка» в ясельной группеФотоотчет «Развивай-ка» в ясельной группе В этом году я набрала ясельную группу малышей. Каждый день жду встречи с ними, ведь это будет новое познание окружающего мира. Первое посещение.

Презентация «Дидактическая игра «Развивай-ка» Дети в моей группе "Жемчужинка" очень любят играть в разные игры, развивающие мышление, мелкую моторику, цветовое восприятие, познавательные.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Дельфинёнок» Содержание 1. Пояснительная записка…. …3 1.1. Актуальность программы 1.2. Новизна программы.

Индивидуальная программа «Программа сопровождения ребенка-инвалида с ОВЗ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад комбинированного вида №83 «Звездочка».

Программа по ритмопластике ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку. И научиться.

Рабочая программа по аппликации Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по аппликации на 2015-16 учебный год (средняя группа).

Рабочая программа по конструированию Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по конструированию на 2015-16 учебный год (средняя группа).

Рабочая программа по лепке Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по лепке на 2015-16 учебный год (средняя группа).

Рабочая программа по рисованию Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по рисованию на 2017-18 учебный год (средняя группа).

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников с ОВЗ в родительском клубе «Развивай-ка» в детском саду Актуальность организации родительского клуба «Развивай-ка» заключается в том, что в современных социально-экономических условиях значительно.

Автор публикации:
Программа «Развивай-ка»
Опубликовано: 7 марта 2018 в 11:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 октября.День Золушки на МААМ

Сказку про бедную девушку, которая была вознаграждена за свое трудолюбие, доброту и терпение, любят взрослые и дети. История про Золушку не только поучительная, но и красивая. Какая девочка не мечтает...

24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию. Город Гагра»
Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию. Город Гагра» Гагра – город в Абхазии, в котором можно отдохнуть экономно, но при этом увидеть все краски природы и...
Организация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возраста
Ежедневно дети на прогулках соприкасаются с миром природы, и она не перестаёт их удивлять. Ведь Природа умеет преподносить сюрпризы не только детям, но и...
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники «Одуванчик» в...
Цель: Развивать у детей художественно-творческие способности с помощью нетрадиционной техники рисования – набрызг. Задачи: * обучать особенностям...