Приложение МААМ

Программа «Развивающие игры для дошкольников» (дополнительное образование детей 5–6 лет)

Юрченко Татьяна
Программа «Развивающие игры для дошкольников» (дополнительное образование детей 5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направленность программы социально – гуманитарная.

Актуальность программы.

Дошкольное образование - обучение и воспитание, которое получают дети

дошкольного возраста в образовательных учреждениях и в семье, направленное на первичную социализацию личности ребенка, обеспечение его физического,

нравственного и психического здоровья, всестороннее развитие,

приобретение жизненного опыта, выработку необходимых умений и навыков с

учетом возрастных и индивидуальных особенностей, подготовку к

Публикация «Программа „Развивающие игры для дошкольников“ (дополнительное образование детей 5–6 лет)» размещена в разделах

получению школьного образования. Данная программа выполняет часть перечисленных потребностей детей и их родителей.

Адресат программы – дети дошкольного возраста 5-6 лет. Игровая деятельность, как

ведущая в дошкольном возрасте и опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную деятельность. Это возможно с помощью специального комплекса развивающих игр. Программой предусмотрены игры и упражнения на развитие общей осведомленности, воображения, творческой фантазии, речи. Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредотачиваться на высказываниях собеседника. Одним из компонентов такого умения является способность к произвольному расслаблению.

Эти важные моменты развития в дошкольном детстве учтены в данной программе и

получают развитие в форме игровых заданий и специальных игр. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей функциональной и интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, лучше умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание. В дошкольном возрасте важна подготовка к письму, а не обучение ему. Если родители и педагоги уделяют должное внимание развитию мелкой моторики и координации движения рук, то решаются одновременно две задачи: оказывается положительное влияние на общее

интеллектуальное развитие ребенка, и он готовится к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Принцип формирования учебных групп произвольный, с учетом возраста. Число детей, одновременно занимающихся в группе от10 до 17 человек.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 35 минут.

Объем общеразвивающей программы Общее количество учебных часов – 35,

Срок освоения - 1 год.

Перечень форм обучения: фронтальная, групповая.

Перечень видов занятий:

1. Этюды.

2. Упражнения (творческого и подражательно – исполнительского характера).

3. Игры с правилами : сюжетно – ролевые, словесные, подвижные,

музыкальные.

4. Творческие игры : сюжетно – ролевые, игры – драматизации.

5. Дидактические, развивающие игры.

6. Беседы.

7. Мини – конкурсы.

8. Моделирование и анализ заданных ситуаций.

9. Импровизации.

10. Рассказ взрослого и рассказы детей.

11. Сочинение историй.

Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей

программы : открытое занятие, проективные тесты.

Цель программы :

Раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Овладение элементарными приемами произвольной саморегуляции своего психофизического состояния.

Задачи:

1. Развивать чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других.

2. Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными

движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестами, пантомимикой, создавать возможность для самовыражения.

3. Корректировать нежелательные личностные особенности, поведения, настроения.

4. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях и формировать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

5. Способствовать выработке у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.

6. Учить повышать уровень самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать толерантность к мнению собеседника.

7. Способствовать совершенствованию памяти, внимания, мышления, творческих

способностей, воображения, речи.

8. Развивать произвольную саморегуляцию двигательной активности и поведения детей.

Содержание курса.

Тема 1. Обучение элементам техники выразительных движений. Развитие внимания.

Развитие произвольной саморегуляции двигательной активности и поведения у детей.

1.1. Этюды на выразительность жеста. Развитие умения быстро сосредотачиваться.

Пальчиковая гимнастика. Игры «Что слышно», «Слушаем тишину». Игры «Меня зовут…», «Кричим имена», «Это про меня».

1.2. Развитие понимания себя и других. Снятие барьеров в общении. Этюды на

выразительность жеста: «До свидания», «Я не знаю», «Это я! Это мое!». «Заколдованный ребенок». Упражнения на внимание: «Слушай хлопок», «Зеваки», «Повтори ритм», «Запретный цвет» и др. Саморегуляция двигательной активности: игры «Карусель», «Небо, земля, вода».

Тема 2. Развитие и коррекция эмоциональной сферы психики; знакомство и выражение эмоций. Развитие памяти. Развитие произвольной саморегуляции двигательной активности и поведения у детей.

2.1. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоции другого человека и умение адекватно выразить себя. Этюды «Удивление», «Круглые глаза», «Золотые капельки», «Ласка», «Встреча с другом».

Развитие памяти : развивающие игры «Повтори за мной», «Запомни движение», «Запомни свое место», «Слушай и исполняй», «Запомни свою позу», «Художник».

Произвольная саморегуляция: игры «Запретный цвет», «Возьми любую игрушку, кроме…», «Пол – потолок», «Поймай мяч».

2.2. Эмоции страдания и печали, выражение отвращения и презрения, гнева. Развитие памяти. Развитие произвольной саморегуляции двигательной активности и поведения у детей. Этюды: «Островок плакс», «Я так устал», «Живот болит», «Соленый чай», «Гадкий утенок», «Грязь». Игры и задания на развитие памяти «Опиши по памяти», «Найти картинку», «Тень», «В магазине зеркал» и др.

Произвольная саморегуляция: игра «Найди ошибку», игра «Домик».

2.3. Эмоции страха, вины и стыда. Развитие памяти. Развитие произвольной саморегуляции двигательной активности и поведения у детей.

Этюды на выражение страха «Лисенок боится», «Потерялся», «Собака лает и хватает за пятку», «Провинившийся», «Стыдно». Игры и задания на развитие памяти «Запомни фигуры», «Запомни буквы», «Что изменилось?».

Саморегуляция двигательной активности: игра «Пожалуйста», «Назови друга».

Тема 3. Коррекция и развитие познавательной сферы психики. Формирование моральных представлений, регулирование поведения и характера. Развитие мышления. Развитие произвольной саморегуляции мышечного напряжения и поведения у детей.

3.1. Игры в воображаемых ситуациях. Тренинг узнавания эмоций по внешним сигналам. Развитие мышления : игры «Разное – одинаковое», «Создай группу и назови одним словом». Саморегуляция мышечного напряжения: игры «Кто как дышит», «Деревья в лесу», и др.

3.2. Этюды на отображение положительных черт характера: «Посещение больного»,

«Любящий сын», «Честный шофер», и д. р. Развитие мышления : «На что похоже», «Угадай, что я загадал». Саморегуляция мышечного напряжения: игры «Кто как дышит», «Деревья в лесу», и др.

3.3. Этюды на выражении отрицательных черт характера: «Кривляка», «Упрямый мальчик», «Злюка», «Ябеда» и др. Развитие творческих способностей: игры «Дополни фигуру», «Нарисуй с помощью фигур». Саморегуляция мышечного напряжения: игры «Мы силачи», этюды «Штанга», «Сосулька».

Тема 4. Коррекция взаимоотношений детей. Развитие познавательных способностей. Развитие произвольной саморегуляции психофизического состояния, закрепление полученных знаний и навыков.

4.1. Коммуникативные игры : «Оцени поступок», «Пословицы», «Ток», «Молекула» .Игры на сопоставление различных черт характера, их моральную оценку: «Молчок», «Страшный зверь», «Повар – лгун», «Просто старушка», Развитие познавательных способностей: игра «Чего на свете не бывает», «Чудесный лес». Развитие произвольной саморегуляции психофизического состояния, закрепление полученных знаний и навыков: игра «Дождь», игра «Сердитые человечки».

4.2. Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги: этюды «Страх», «Гроза», «Ночные звуки», беседа «Кто чего боится на самом деле», игра «Чертик, чертик, кто я?». Развитие логического мышления: «Ответь на вопросы», «Ответь, что я сделал раньше». Развитие произвольной саморегуляции психофизического состояния, закрепление полученных знаний и навыков: игры «Поймай мяч», «Воздушный шар».

Тема 5. Обучение детей правилам этикета. Развитие мелкой моторики. Закрепление приемов саморасслабления, саморегуляции.

5.1. Беседы о вежливости. Дидактические игры «Что хорошо и что плохо». Развитие мелкой моторики : упражнения «Комочек», «Игра с 2-мя карандашами». Развитие произвольной саморегуляции психофизического состояния, закрепление полученных знаний и навыков: игры «Запретное движение», «Колокольчик звенит».

5.2. Обучение детей правилам этикета, вежливости. Обобщение правил вежливого поведения: дидактическая игра «Что хорошо и что плохо», сказки (читаются или слушаются) В. Осевой «Волшебное слово», «Три сына», мексиканская сказка «Вежливый кролик» и др. Обучение технике обращения в различных жизненных ситуациях. Игры – упражнения.

6. Итоговое занятие. Итоговые игры – тесты «Узнай эмоции», «Что хорошо, что плохо». Бланковые задания из рабочей тетради «Развиваем внимание. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет». Проективные методики на изучение эмоционально – личностной сферы ребенка «Рисунок семьи», «Автопортрет», «Полярный профиль».

Требования к уровню подготовки детей.

По окончанию обучения по программе, дошкольники должны знать и уметь:

- произвольно запоминать информацию;

- рассуждать логически;

- делать умозаключения;

- сопоставлять и обобщать;

- выделять противоречивые свойства предметов;

- абстрагироваться от второстепенных деталей, выделять основные;

- владеть элементарными навыками самоконтроля и самооценки;

- работать в парах, всей группой, по конвейеру;

- обмениваться мнениями;

- самостоятельно разрешать простейшие конфликтные ситуации.

- имеют положительные черты характера (доброта, уверенность в себе, и др.)

- имеют выразительную моторику, способность адекватно выражать свое эмоциональное состояние;

- способны понимать эмоциональное состояние окружающих людей;

- снятие барьеров в общении;

- владеют приемами самовыражения;

- сформированы определенные моральные представления;

- владение техникой общения в различных жизненных ситуациях.

Перечень учебно-методического обеспечения:

1. навесная или переносная доска.

2. демонстрационный материал: куклы, мягкие игрушки, мячи, геометрические фигуры.

3. счетные палочки

4. цветные карандаши

5 детские сказки, аудио запись

6. детская и релакционная музыка.

Список методической литературы:

1. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику, С-П, «Валери

СПД»., 2001.

2. Агаева Е. Л. и др. Чего на свете не бывает? М., 1991.

3. Богуславская З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М., 1991 .

4. Давайте поиграем. М., 1995.

5. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия : искусство отношений., М., 1994.

6. Михайлова З. Н. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.,

1990.

8. Чистякова М. И. Психогимнастика, М., 1990.

9. Шипицына Л. М. и др. Основы коммуникации. СПб, 1995.

10. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение дети 5-7 лет, Ярославль, 2001.

11. Уханова А. В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. С-П, 2011.

12 .Степанова О. А. Игровая школа мышления. М., 2003.

13 .Нечаев М. П., Романова Г. А. Игровые педагогические технологии в

организации внеурочной деятельности обучающихся. М., 2014.

14. Симановский А. Э., Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996.

15. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб, 1997.

16. Кужаева Н. Ю., Вараева Н. В. Психологические занятия с дошкольниками.

С-П, 2004

Публикации по теме:

Современные развивающие игры для современных дошкольников Доклад к педагогическому совету «Современные развивающие игры для современных дошкольников.» Развивающие игры cовременного поколения - интеграция.

Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколенияДополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения Внедрение дополнительного образования в ДОУ позволяет создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей детей,.

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника»Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника» "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества" В. А. Сухомлинский. Все, чему человек учится в.

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольников» для старшей группы "Дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. " В. А. Сухомлинский. ВСЁ, ЧЕМУ ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ В ДЕТСТВЕ,.

Консультация для родителей «Развивающие игры и задания для дошкольников дома»Консультация для родителей «Развивающие игры и задания для дошкольников дома» Каждый родитель желает, чтобы его ребёнок был всесторонне развитым. Для этого покупают всевозможные развивающие игрушки, которые могут увлечь.

Дополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возрастаДополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возраста Детский фитнес – это не дань моде, это жизненная необходимость! На протяжении 2-х лет в детском саду работает кружок фитнес - аэробики.

«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников О том, что мне нравиться использовать в работе что-то необычное, я писала в предыдущих публикациях. Сегодня хочу остановиться на применении.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Развивающие игры с крупой для детей 3 лет Развивающие игры с крупой в 3 года. На заметку для родителей. Находясь в отпуске или же просто на выходных родители не знают, чем занять.

Развивающие игры с машинками для детей 1,5–3 летРазвивающие игры с машинками для детей 1,5–3 лет СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ С МАШИНКАМИ Развозим игрушки по домам Возьмите несколько игрушек и развезите вместе с малышом их на машине по домам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Развивающие игры для дошкольников» (дополнительное образование детей 5–6 лет)
Опубликовано: 26 октября 2021 в 10:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Развивающие игры для дошкольников» (дополнительное образование детей 5–6 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Юрченко Татьяна (УИ 2781543) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД