Лучший педагог года

Программа самообразования педагога «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»

Татьяна Красникова
Программа самообразования педагога «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»

Программа по самообразованию на тему

«Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»

Тема: Поисково-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Актуальность темы:

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Публикация «Программа самообразования педагога „Поисково-исследовательская деятельность дошкольников“» размещена в разделах

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

• Создание условий для исследовательской активности детей;

• Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

• Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.

Список литературы

1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.

2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

4. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.

5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004

7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

8. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

9. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

По данной теме с 2010 года мной пройдены следующие этапы самообразования :

Срок Тема Содержание работы Практический выход

Сентябрь

2010 г. Подбор и изучение литературы по теме; Памятки для родителей «Я познаю мир»

Октябрь

2010 г. Использование методики «Выбор деятельности» Л. Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей; Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка».

Ноябрь-декабрь

2010 г. Создание предметно-развивающей среды Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности

Январь

2011 г. 7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования. Анкетирование родителей и воспитателей.

Февраль

2011 г. «Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп) Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

Март

2011 г. Инновационные технологии-ТРИЗ Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)

Апрель

2011 г. Мнемотехника, мнемотаблица, коллаж Описание приемов и методов,их использование на занятиях Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности

Май

2011 г. «Что? Зачем? Почему?» Изучение метода итогового проблемного обучения Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения.

Сентябрь 2011 г. Изучение методики Л. А, Венгера Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования

Октябрь-ноябрь 2011 г. «Круглый стол» Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе Консультация для педагогов на тему «Использование изученных инновационных технологий в образовательных областях»

Декабрь 2011 г. «Шаг за шагом» Создание «копилки опытов и экспериментов» Проведение опытов на занятиях и в свободное время

Январь

2012 г. «Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы

Папка-передвижка для родителей и детей

Февраль

2012 г. Интернет-обмен передового опыта Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

Консультация для воспитателей по обмену опытом

Март

2012 г. Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Апрель 2012 г. Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ

Май

2012 г. Посещение курсов повышения квалификации.

Сентябрь

2012 г. Деловая игра «Аукцион идей» Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности Беседа, рассуждение, умозаключение

Октябрь-декабрь

2012 г. Педсовет «Развитие поисково-познавательной деятельности ребенка» Подборка материалов Доклад на педагогическом совете «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;

Январь -февраль

2013 г. «Проект как метод обучения» Изучение структуры создания проекта Проведение семинара «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

Март-май

2013 г. Самоанализ по изучаемым темам Оценка знаний по изучаемым темам Прогноз на будущее

Публикации по теме:

План профессионального самообразования педагога План профессионального самообразования педагога 2015-2016 учебный год МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 130. Воспитатель: Меркушова.

План профессионального самообразования «Развитие навыков поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» План профессионального самообразования педагога 2015-2016г. Воспитатель: Гудкова С. А. Тема: «Развитие навыков поисково-исследовательской.

План профессионального самообразования педагога План профессионального самообразования педагога 2015-2016 учебный год МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №130» Воспитатели: Хлыстова.

План профессионального самообразования педагога по теме «Этикет для малышей» 2015-2016 учебный год МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №130» Воспитатель : Бердникова Юлия Владимировна Тема: Образовательная область.

План самообразования «Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физическом развитии и оздоровлении» План самообразования педагога ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ОЗДОРОВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Повышение профессионального мастерства педагога посредством самообразования Мне хотелось бы начать со слов президента Российской Федерации В. В. Путина «Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные.

Программа самообразования I этап. Самосознание Работа педагога начинается с анализа своей деятельности, с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства.

Программа самообразования Методическая тема самообразования : «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений.

Программа самообразования воспитателя Чтобы выполнить большой и важный труд, необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время». Элберт Хаббард План самообразования воспитателя.

Роль накопительного портфолио педагога дошкольного образования в повышении качества самообразования В настоящее время в условиях реализации ФГОС дошкольного образования высокие требования предъявляются к качеству самообразования и фиксации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа самообразования педагога «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»
Опубликовано: 7 февраля 2016 в 12:30
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД