Папки-передвижки

Программа саморазвития «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Юлия Ермакова
Программа саморазвития «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Программа профессионального

саморазвития

воспитателя группы общеразвивающей направленности

Ермаковой Юлии Николаевны

2019 – 2022 учебный год

Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой

деятельности»

г. Богородск

Содержание

1. Пояснительная записка…. 3

2. Цели и задачи…. 4

3. Этапы изучения темы….4

4. Источники самообразования….5

Публикация «Программа саморазвития „Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности“» размещена в разделах

5. План мероприятий по реализации поставленных целей и задач…. 6

6. Приложение….9

Пояснительная записка

Актуальность темы

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице, конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда : «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».

Как говорил А. С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Выявленная проблема

Основная проблема, которая встала передо мной – это то, что дети не приучены к труду. Они нуждаются в систематическом и планомерном трудовом воспитании.

Анкетирование родителей детей, выявило следующую проблему, что родители имеют

недостаточные знания о том, как ребёнку привить трудолюбие. Они зачастую оберегают своих детей от любого труда, если ребёнок что-то хочет сделать сам ( например: одеть колготки, протереть пыль на шкафчике или полить цветы, то родители отказываются от детского труда со словами : «У тебя не получится», или «Я, быстрее сделаю», таким образом оберегая детей от посильного для них труда они наносят вред своим детям.

С малых лет следует воспитывать положительное отношение к труду и трудящемуся человеку.

Ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности все еще остается недостаточно разработанной.

Прогнозируемый результат

Я считаю, для того, чтобы добиться положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при создании условий для труда детей, правильной организации трудовой деятельности дошкольников и объединение воспитательных воздействий детского сада и семьи.

Для того, чтобы ребенок захотел трудиться, должны быть созданы необходимые условия:

- создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда;

- подбор оборудования для труда;

- создание мотивации трудовой деятельности;

- систематическое включение каждого ребёнка в труд на правах партнёра;

- создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам;

- учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребёнка;

- поощрения в процессе и по результатам труда;

- демонстрация заинтересованности педагога.

Цель:

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с детьми, применение полученных знаний в практике.

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме трудового воспитания.

2. Изучить показатели и уровень трудовой деятельности детей.

3. Разработать и подобрать комплекс дидактических игр для развития трудового воспитания детей.

4. Наполнить предметно – развивающую среду дидактическими играми, направленными на трудовое воспитание детей.

5. Формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

6. Повысить уровень знаний родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне :

- воспитать у детей дошкольного возраста навыки самообслуживания;

- сформировать выполнение поручений с желанием, радостью;

- сформировать выполнение поставленной трудовой цели;

- укрепить взаимоотношения между детьми в процессе трудовых действий;

- развить сформированность самооценки детей.

Этапы изучения темы

Информационный - Изучение психолого – педагогической и методической литературы.

– Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

- Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

- Анкетирование родителей.

Технологический - Разработка планирования.

- Создание предметно – развивающей среды.

Практический - Применение знаний на практике.

Итоговый или результативный - Консультации для родителей.

- Открытые просмотры для педагогов в виде оформления материалов из опыта работы.

- Презентации

Источники самообразования

1. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду/Под ред. Р. С. Буре. -М. : Просвещение,1987.

2. Воспитатель и дети. Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. - М. : Ювента,2001.

3. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. М. А. Васильевой. (Из опыта работы). М. : Просвещение 1984.

4. Учите детей трудиться. Р. С. Буре, Г. Н. Година. М. : 1982.

5. Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В. Г. Нечаевой. М. ,1980.

6. Аксенов Д. Е. О трудовом воспитании : Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М. : Просвещение, 2002.

7. Буре Р. С. Дошкольник и труд. М. : Мозаика - Синтез, 2011.

8. Воспитание дошкольника в труде/ Под ред. В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Загик и др---3-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1983.

9. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М. : Просвещение, 1991.

10. Русскова Л. В. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1984.

11. Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М. : Просвещение, 1987.

12. Чебышева В. В. Психология трудового обучения. – М. : Просвещение, 1969.

Интернет ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/

https://www.maam.ru/detskijsad/

https://infourok.ru/

https://prodetskiysad.blogspot.com

https://doshvozrast.ru

https://stranatalantov.com

https://portalpedagoga.ru/

План мероприятий по реализации поставленных целей и задач

Год Содержание работы Время

проведения Форма

отчета

2019 –

2020 Подготовка к учебному году, обновление предметно-пространственной среды в подготовительной группе, изучение программно-методических требований к развитию детей подготовительной группы

Подбор методической литературы, изучение методов и приемов работы с детьми, апробирование в практической деятельности.

Проведение диагностического обследования детей по трудовому воспитанию. Август - Сентябрь

Разработка картотеки инструментария для обновления предметно – развивающей среды

Изучение методической литературы:

1. Нравственно - трудовое воспитание в детском саду/Под ред. Р. С. Буре. -М. : Просвещение,1987.

2. Воспитатель и дети. Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. - М. : Ювента,2001.

3. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. М. А. Васильевой. (Из опыта работы). М. : Просвещение 1984.

4. Учите детей трудиться. Р. С. Буре, Г. Н. Година. М. : 1982.

5. Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В. Г. Нечаевой. М. ,1980.

6. Аксенов Д. Е. О трудовом воспитании : Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М. : Просвещение, 2002.

7. Буре Р. С. Дошкольник и труд. М. : Мозаика - Синтез, 2011.

8. Воспитание дошкольника в труде/ Под ред. В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Загик и др---3-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1983.

9. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М. : Просвещение, 1991.

10. Русскова Л. В. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1984.

11. Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М. : Просвещение, 1987.

12. Чебышева В. В. Психология трудового обучения. – М. : Просвещение, 1969.

Сентябрь –

Май Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию)

Создание предметно-развивающей среды по трудовому воспитанию ребенка.

В течении года Наличие игр по трудовому воспитанию

Подготовка анкет к анкетированию Октябрь Анкета

Консультация «Как ребенка приобщить к труду» Ноябрь Консультация

Проведение родительского собрания «Создание условий в ДОУ для самореализации ребенка в трудовой деятельности»

Декабрь

Протокол собрания

Разработка перспективного плана работы по трудовому воспитанию с дошкольниками Сентябрь Перспективный план

Выпуск памяток для родителей

«Труд – средство всестороннего развития»

«Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему»

«Воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива».

Январь

Февраль

Март

Памятки

Привлечение родителей к изготовлению снежных построек на участке.

Трудовой десант «Зимние фантазии». Январь Фотоотчет

Посадка семян на рассаду «Огород на окне». Трудовой десант «Мы – огородники». Март Фотоотчет

Огород на окне

Привлечение детей и родителей к уборке территории детского сада.

Субботник «В апрельский день трудиться нам не лень». Апрель Фотоотчет

Анкетирование «Воспитание трудолюбия в семье» Февраль Анкета

Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий. Май Фотовыставка «Вот так мы трудились»

Презентация

Компьютерная презентация

Презентация «Помогаем каждый день, ведь трудиться нам не лень

Обобщение опыта работы по теме «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности» и представление его творческого проекта для родителей и педагогической общественности.

2020 –

2021 Диагностика детей по трудовому развитию Сентябрь

Май Диагностика

Дополнение уголка по трудовой деятельности новыми дидактическими играми, необходимым оборудованием. Октябрь Наличие игра, оборудования

Введение в работу с детьми:

- конспектов по трудовому воспитанию;

- игр на привлечение детей к трудовой деятельности;

- трудовую деятельность на прогулке. В течении года Конспекты

Картотека

Календарный план

Проведение с родителями:

- родительское собрание «Трудовое воспитание в семье»

«Создание условий в ДОУ и дома для самореализации ребенка в трудовой деятельности»

Ноябрь

Февраль

Протоколы

- консультация для родителей по данной теме «Как ребенка приобщить к труду»

«Роль семьи в трудовом воспитании детей»

«Как руководить трудовой деятельностью ребенка»

«Трудовое воспитание дошкольников в современных условиях»

- анкетирование «Трудовое воспитание ребенка»

«О воспитании трудолюбия в семье»

«Труд и трудовое воспитание» Октябрь

Декабрь

Январь

Март

Сентябрь

Ноябрь

Февраль Протоколы

Консультации

Анкеты

Фотовыставка «Мы трудимся в огороде» Май Фотоотчет

Обобщение опыта работы по теме «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности» и представление

его творческого проекта для родителей и педагогической общественности.

Май

Конспект

2021 –

2022 Диагностика детей по трудовому развитию

Сентябрь –

Май Обработка результатов

Проведение консультаций для родителей

«Нравственное воспитание дошкольников в труде»

«Формы организации труда в детском учреждении»

«Роль семьи в рудовом воспитании детей»

Октябрь

Январь

Март

Консультации

Изготовление памяток для родителей

«Алгоритмы ознакомления детей с хозяйственно – бытовым трудом»

«Дидактическая игра – как метод трудового воспитания»

«Зеленый мир на окне»

Декабрь

Март

Апрель

Памятки

Презентация дидактических игр по трудовому воспитанию Декабрь Дидактические игры

Презентация картотеки трудовой деятельности на прогулке Апрель Картотека

Оформление опыта работы по теме: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности» и представление ее в форме компьютерной презентации для педагогов ДОУ.

Май

Компьютерная презентация

Приложение

Приложение № 1

Анкета для родителей "Воспитание трудолюбия у детей в семье"

1. Знакомите ли вы своего ребенка со своей профессией? ___

2. Что делает ваш ребенок самостоятельно? ___

3. Какие трудовые поручения вы даете своему ребенку? ___

4. Привлекаете ли вы ребенка к трудовым будням семьи? ___

5. В чем выражается его участие (пример)___

6. Какие, по вашему мнению, трудовые обязанности по дому доступны детям (указывается определенный возраст) ___

7. Кому из старших в семье ваш ребенок любит помогать? ___

8. Что делает для других? ___

9. Охотно ли выполняет ваши поручения? ___

10. В чем вы видите воспитательное значение труда детей для других? _

11. С помощью каких приемов, вам удается добиться от своего ребенка заканчивать начатое дело? ___

Приложение № 2

Анкета «Трудовое воспитание ребенка»

1. Следует ли вырабатывать в современных детях потребность трудиться?

___

2. Что включает в себя трудовая деятельность Вашего ребёнка?

а) самообслуживание,

б) убирает игрушки,

в) помогает мыть посуду,

г) ничего не делает,

д) другое (напишите, что именно)

3. Ваш ребенок дома убирает стол после игры, игрушки?

А) да, но только после напоминания,

Б) убирает, но только с моей помощью,

В) убирает сам, без напоминания,

Г) не убирает вообще.

4. Какие методы в воспитании трудолюбия используются вами дома?

а) собственный пример,

б) поощрение,

в) обучение,

г) не занимаюсь таким воспитанием,

д) другое (напишите, что именно)

5. В чём Вы видите наибольшие затруднения?

а) ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения;

б) задания взрослого забывает;

в) не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы;

г) готов бросить дело при затруднении; сомневается,

д) затруднений нет

6. Какими навыками самообслуживания владеет Ваш ребёнок? ___

7. Привлекаете ли Вы ребёнка к хозяйственно-бытовому труду в семье? __

8. Занимается ли Ваш ребёнок трудом на свежем воздухе (уборка территории у дома или на даче, принимает ли посильное участие в родительских субботниках, помощь в огороде, саду и другое? ___

9. Часто ли Вы занимаетесь совместным ручным трудом (конструирование, шитьё, вязание, аппликация?

а) Раз в неделю,

б) раз в месяц,

в) раз в полгода,

д) никогда или очень редко

10. Считаете ли Вы возможным для своего ребёнка выполнять посильные поручения воспитателя в детском саду? Какие, по Вашему мнению, могут быть поручения? ___

11. Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в воспитании детей, в том числе и в трудовом :

а) семье;

б) детскому саду;

в) семье и детскому саду?

12Как Вы оцениваете степень своего участия в сотрудничестве с детским садом, который посещает ребенок?

а) высоко;

б) низко;

в) удовлетворительно;

г) не задумывались;

д) затрудняюсь ответить?

13. Какие формы сотрудничества в вопросах трудового воспитания Вам больше интересны?

а) родительские собрания,

б) круглые столы,

в) субботники.

г) труд вместе с детьми на огороде и цветнике,

д) мастер-классы по ручному труду,

е) досуги,

ж) другое (напишите, что именно)

14. Какие формы сотрудничества в трудовом воспитании Вас не устраивают?

а) родительские собрания,

б) консультации.

в) трудовые субботники.

г) поручения.

д) все устраивает,

е) другое (напишите, что именно)

15Какие формы взаимодействия вы хотели бы ввести в практику?

Приложение № 3

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«О ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ В СЕМЬЕ»

1. Распределены ли в вашем доме трудовые обязанности по обслуживанию семьи?

а) Да.

б) Нет.

2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?

а) Да, конечно.

б) Эпизодически.

в) Постоянно.

г) Не имеет.

3. Как относится ребенок к их выполнению?

а) Выполняет охотно.

б) Пассивен.

в) Только за вознаграждение.

4. Поощряете ли Вы ребенка за выполнение трудового поручения?

а) Да.

б) Нет.

5. Наказываете ли Вы ребенка за невыполнение трудового поручения?

а) Да.

б) Нет.

в) Никогда.

6. Привлекаете ли Вы ребенка к совместной работе?

а) Да.

б) Нет.

7. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребенка?

а) Да.

б) Нет.

8. Знаете ли Вы об этих разногласиях?

а) Да.

б) Нет.

9. Какой труд, по-вашему, предпочтителен для ребенка в будущем?

а) Физический.

б) Интеллектуальный.

Анкета для родителей «Трудовые поручения в семье».

1. Помогает ли ребенок по дому?___

2. Есть ли у вашего ребенка постоянные поручения по дому? Какие?

___

3. Охотно ли он их выполняет?___

4. Приходиться ли вам повторять просьбу?___

5 Поощряете ли вы ребенка за выполнение домашних обязанностей?___

6. Наказываете ли вы ребенка за невыполнение поручений? Каким образом?___

7. Есть ли у вас в семье общие трудовые дела?___

8. Делите ли вы домашнюю работу на женскую и мужскую?

Приложение № 4

1. В какой работе вместе со взрослыми участвует Ваш ребёнок

Систематически

От случая к случаю ___

2. Что знает ребенок о Вашей профессии. Рассказали ли Вы ему о том, где и кем Вы работаете?

А) да. Б) нет. В) я читаю, что пока рано. Г) ребенок часто бывает у меня на работе и видит в чем заключается моя работа.

3. Какие трудовые навыки имеет Ваш ребенок по самообслуживанию?

4. Какие методы в воспитании трудолюбия используются вами дома?

А) собственный пример. Б) поощрение. В) обучение. Г) не занимаюсь таким воспитанием.

5. Как Вы относитесь к мнению, что в семье должно быть разделение труда и Мужчина не обязан выполнять женские дела, а женщина мужские?

А) полностью согласна с этим мнением. Б) согласна (согласен) частично. В) против такого мнения. Г) ребенок должен уметь все, вне зависимости от того мужское это дело или женское, в жизни все пригодится. Д) затрудняюсь ответить.

6. Ваш ребенок дома убирает стол после игры, игрушки?

А) да, но только после напоминания. Б) убирает, но только с моей помощью. В) убирает сам, без напоминания. Г) не убирает вообще.

7. В чём Вы видите наибольшие затруднения : ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения; задания взрослого забывает; не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы; готов бросить дело при затруднении; сомневается (подчеркните, допишите недостающее)

___

8. Как Вы думаете, является ли для ребёнка трудом следующее (нужное подчеркните)

Мыть посуду

Мастерить поделку из бумаги

Поливать растения

Стирать носки

Убирать игрушки

Вышивание

Сервировка стола.

9. Ваши вопросы и предложения к воспитателям и администрации детского сада по вопросам трудового воспитания.

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант»Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант» Задачи:обучать навыкам трудовой деятельности (уметь поливать, рыхлить землю);воспитывать ценностное отношение к труду:формировать бережное.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Программа саморазвития «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста» Принципы моей работы: - Любить ребенка таким, какой он есть! - Принцип индивидуализации. Использовать личностно – ориентированный подход.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие". Тема: "Воспитание патриотических.

Воспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельностиВоспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельности Дошкольное детство – начальный этап интенсивного развития личности, становление различных видов деятельности, проявление способностей и.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа саморазвития «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Опубликовано: 25 августа 2020 в 18:04
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД