Лучший педагог года

Программа семейного клуба «Заботливые родители» во второй младшей группе

Левина Татьяна
Программа семейного клуба «Заботливые родители» во второй младшей группе

на 2018–2019 учебный год

1. Паспорт программы

Пояснительная записка.

Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы.

А. Н. Острогорский

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Публикация «Программа семейного клуба „Заботливые родители“ во второй младшей группе» размещена в разделах

Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определеннее модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по всеобщему признанию учёных-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте. А ведь в детстве закладывается основа личности человека, его духовно-нравственного воспитания.

В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребёнка. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих детей, так как, по мнению учёных, в настоящее время всё чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т. д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?

В детском саду ребёнок — равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодействии детский сад и семья могут создавать условия для полноценного развития личности ребёнка, нужно признавать его ценность, уважать его права быть таким, какой он есть. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «ДОУ — семья», требует усилий от педагогического коллектива.

Актуальность

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого мы становимся с первого дня своего существования. Мы испытываем влияние семьи на протяжении многих лет, если не всю свою жизнь. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за всё, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого человека, члена семьи.

Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т. д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируются у нас восприятие мира, людей и самого себя. Совместное ведение хозяйства, проведение досуга, различные увлечения семьи – всё это накладывает неизгладимый отпечаток на ребёнка. В семье мы приобретаем знания, умения и навыки в различных областях, и прежде всего в области общения, человеческих отношений. Только в семье мы получаем опыт совместной жизни. Здесь у нас складываются нравственные чувства, здесь мы приобретаем то или иное представление о добре и зле, чести, долге. Какими мы вырастим, во многом определяется нашим положением в системе семейных отношений. А это положение бывает самым различным: нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, когда его воспитание строится с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей, когда его уважают и он уважает других. Или не нормальным, когда он баловень, а затем и не редко деспот семьи, когда он изгой и растёт как сорняк, когда он «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

У каждого человека должны быть дом, семья, родня. Именно здесь вы найдете сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Самым близким вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними.

А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был сам понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим? Семейный клуб «Заботливые родители» призван решить эту проблему.

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КЛУБА

«Заботливые родители» В ДОУ

Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…

И. Кант

Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организации активного взаимодействия с семьей. Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, педагогов ДОУ можно эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.

Работа родительского клуба «Заботливые родители» — это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это университет педагогической информации.

Цель –

• Способствовать возрождению семьи, основанной на любви, нравственности, взаимном уважении всех ее членов;

• Формирование представления о семейных ролях;

• Формирование социально - культурных, семейных ценностей.

Основные задачи клуба :

• повышение педагогической культуры родителей и совершенствование условий воспитания ребенка в семье и в образовательной организации;

• обмен позитивным опытом семейного воспитания;

• инициирование и реализация новых форм организации воспитательной работы.

• воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;

• организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;

• формирование педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение родителей;

• создать систему психолого-педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении дошкольного детства;

• способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

• помогать родителям рассматривать процесс образования как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом интересов и потребностей детей;

• популяризировать деятельность дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности.

Данные цели и задачи сформированы исходя из разработанного положения о работе клуба.

ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ

«Заботливые родители».

1 Общие положения:

1. Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста и создания системы психолого-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.

2. Основными принципами работы клуба являются : добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

3. Участниками Клуба являются : родители детей, педагоги, медсестра ДОУ.

4. Непосредственным руководителями Клуба являются воспитатели группы.

5. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим положением.

1.6 Положение о Клубе утверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением.

2 Основные направления деятельности клуба «Заботливые родители» :

1. Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания дошкольников.

2. Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.

3. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

3 Права и обязанности участников клуба «Заботливые родители» :

3.1 Родители — члены Клуба имеют право :

• на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;

• получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;

• высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;

• давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;

• участвовать в планировании работы Клуба.

3. 2 ДОУ имеет право:

• на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

• внесение корректировки в план работы клуба в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.

3. 3 ДОУ обязано:

• планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;

• предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;

• предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;

• соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.

3.4 Родители — члены Клуба обязаны :

• уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;

• соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;

• принимать активное участие в заседаниях Клуба.

4 Организация деятельности клуба :

4.1 Работа Клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения.

1. Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям педагогов ДОУ.

2. Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы.

3. На итоговом заседании клуба обсуждаются результаты работы, ее эффективность.

4. Формы организации работы клуба :

• круглый стол;

• психологические тренинги;

• практикумы;

• решение педагогических ситуаций;

• обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.

5 Административная поддержка деятельности клуба «Заботливые родители» :

5.1 Создание материально-технических условий для деятельности Клуба : выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.

1. Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ по работе с родителями.

2. Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами ДОУ и смежными специалистами.

3. Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.

Работа Клуба — это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций:

• коммуникативную — функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;

• личностно ориентированную — направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;

• содержательную — направленную на решение проблем;

• инструментальную — позволяющую выработать навыки

анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллектив

ной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;

• умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.

Условия работы Клуба

Для более успешной работы Клуба необходимы следующие условия:

• при формировании группы необходимо учитывать интересы участников; теоретический материал и практические задания необходимо подбирать с учетом специфики интересов слушателей, что повысит учебную мотивацию каждого участника;

• занятия должны проводиться в группах численностью от 10 до 20 человек;

• желательно, чтобы занятия проводили одновременно два тренера;

• желательно обеспечить всех участников раздаточным материалом, необходимо наличие доски и стендов для размещения плакатов;

• занятия проводятся в кругу, стулья должны быть удобными и соответствовать количеству участников (не допускается наличие в круге свободных стульев и больших промежутков между ними); стулья не должны быть жестко скреплены друг с другом;

• для проведения подвижных игр необходимо свободное пространство;

• также предполагается наличие мягкого, лучше поролонового мяча (его можно заменить мягкой игрушкой); желательно наличие колокольчика для обозначения начала и окончания определенного вида работ;

• для проведения некоторых упражнений (например, рисования) необходим стол.

Построение плана-программы клуба «Заботливые родители»

Данная программа состоит из восьми встреч, цель которых — дать участникам представление об особенностях развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста. Каждая встреча рассчитана на 1-1,5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена в зависимости от поставленной цели. На занятиях группа опирается на ряд общих правил в организации работы Клуба :

• предмет дискуссии — дети и способы взаимодействия с ними родителей;

• все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;

• ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.

Педагогическая целесообразность :

1. Программа клуба «Заботливые родители» предполагает тесное взаимодействие педагогов, воспитанников и их родителей и имеет трехуровневую структуру.

«Забота о ребенке».

Сопровождение этого уровня ориентировано на те семьи, которые озабочены развитием, воспитанием, обучением детей.

«Просветительский».

Сопровождение этого уровня ориентировано на две основные категории семей : семьи, в которых родители ощущают дефицит психолого-педагогических знаний, и семьи с детьми дошкольного возраста, где доминантой родительского поведения является отстраненность.

«Реориентационный».

Сопровождение этого уровня ориентировано на индивидуальное и семейное консультирование, также психологический тренинг для родителей. Цель третьего уровня - реориентация родительского поведения.

• Духовно - нравственное развитие и воспитание дошкольников в процессе взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения.

Направления воспитательной деятельности

Основные виды деятельности и формы занятий

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Тематические родительские групповые и общесадовские собрания.

Открытые занятия и тематические мероприятия для родителей.

Тематические круглые столы.

Разучивание стихотворений о своей стране, крае, городе.

Выполнение тематических презентаций и творческих проектов совместно с родителями.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания Участие в беседах о семье, о родителях и прародителях.

Тематические вечера вопросов и ответов.

Проведение совместно с родителями творческих проектов.

Проведение открытых семейных праздников.

Проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Встречи с родителями и прародителями «О профессии»,

участие в организации и проведении презентаций «Профессии наших родителей».

Выполнение трудовых поручений. Празднование дней рождения в семье. Просмотр и обсуждение видео- и мультфильмов.

Участие в подготовке и проведении семейных праздников.

Проведение профессиональных праздников в семье.

Проектная деятельность и проведение совместных исследований.

Изготовление подарков своими руками.

Создание «Огорода на окне».

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Расширение опыта работы с природой.

Забота о животных и растениях.

Участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

(эстетическое воспитание) Участие в создании выставок семейного художественного творчества.

Музыкальные вечера.

Экскурсионно-краеведческая деятельность.

Посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.

Участие в художественном оформлении помещений, создание мини-музея «Народные промыслы».

Организация и проведение национально-культурных праздников в семье.

Занятие народными промыслами.

Предполагаемый результат работы Клуба

В итоге работы Клуба у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей; устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии детей.

Тематический план заседаний клуба

п/п Темы встреч Форма проведения Сроки Ответственные

1 «Родитель — это звучит гордо» Беседа, анкетирование Октябрь Воспитатели

2 «Кризис 3 – летнего возраста»;

«День матери» Семинар

Досуговое мероприятие

Ноябрь

Воспитатели и родители

3 «Театральная деятельность детей. Театр своими руками»;

«Новый год»

Семинар-практикум

Досуговое мероприятие

Декабрь

Воспитатели, родители

4 «Волшебный пластилин (пластилинография) Семинар-практикум

Январь Воспитатели, родители

5 «Что наша жизнь?. Игра!»;

«23 февраля - день защитников Отечества».

Деловая игра

Досуговое мероприятие

Февраль

Воспитатели,

родители

6 «Роль матери и отца в развитии ребенка»

«Мамин день» Семинар (с привлечением священнослужителя)

Досуговое мероприятие

Март

Воспитатели, родители

7 Итоговое заседание (эффективность деятельности, анализ работы клуба, планирование на следующий год)

Круглый стол

Апрель Методист, воспитатели, другие специалисты, родители

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арнаутова, Е. П. В гостях у директора [Текст] / Е. П. Арнаутова. -М., 2004.

2. Дошкольное учреждение и семья [Текст] : метод, руководство / под ред. Т. Доронова, Е. Соловьева. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

3. Как провести родительское собрание в школе [Текст] / авт. -сост. О. С. Олендарь. — Донецк, 2005.

4. Калейдоскоп родительских собраний : метод, разработки. Вып. 1-2 / под ред. Е. Степанова. — М., 2001.

5. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И. М. Марковская. — СПб., 2005.

6. Медведева, М. Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи [Текст] : типичные проблемы / М. Ю. Медведева // Управление ДОУ. — 2002. — № 4.

7. Монахова, А. Ю. Психолог и семья [Текст] : активные методы взаимодействия / А. Ю. Монахова. — Ярославль, 2004.

8. Монина, Т. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Т. Б. Монина, Е. Н. Лютаева. — СПб., 2005.

9. Об опыте взаимодействия семьи и ДОУ Санкт-Петербурга [Текст] / сост. Н. П. Митрошина, Т. Е. Овечкина. — СПб., 2001.

10. Общение педагога с родителями [Текст] // Библиотека руководителя ДОУ. — М., 2005.

11. Павлова, Л. Н. Новая модель семейно-общественного воспитания детей раннего возраста [Текст] / Л. Н. Павлова // Управление ДОУ. -2003.-№4.

12. Работа ДОУ с семьей [Текст] // Библиотека руководителя ДОУ. -М., 2005.

13. Ребенок в детском саду [Текст] : журн. — 2005. — № 5.

14. Сатир, В. Как строить себя и свою семью [Текст] / В. Сатир, -М., 1998.

15. Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст] / Е. О. Смирнова, -М., 1997.

16. Смирнова, Е. О. Искусство общения с ребенком [Текст] / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова. — М., 2004.

17. Сонин, В. А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения [Текст] / В. А. Сонин. — М., 2001.

18. Управление ДОУ [Текст] : журн. — 2003. — № 3; 2005. — № 8; 2006.-№4.

19. Филиппова, Г: Г. Психология материнства [Текст] / Г. Г, Филиппова. ~ М., 2002.

20. Хозяева, М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию [Текст] / М. В. Хозяева. — М., 2002.

Публикации по теме:

Отчет о работе семейного клуба «Здоровая семья»Отчет о работе семейного клуба «Здоровая семья» Семейный клуб "Здоровая семья" функционирует на группе второй год. Клуб создан с целью установления сотрудничества МКДОУ и активизации.

Практика «Создание семейного адаптационного клуба» Для создания условий более эффективной работы с детьми раннего возраста и привлечения внимания родителей к проблемам развития детей, с целью.

Проект семейного клуба «Вместе весело шагать» в группе компенсирующей направленности на 2018–2019 уч. г ПРОЕКТ «Семейный клуб «Вместе весело шагать»» Автор: Уч. -дефектолог: Селезнёва Елена Ивановна 2018-2019 уч. г.

Программа родительского клуба «За руку с Семьей» во второй младшей группе Цель программы способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного.

Работа семейного фольклорного клуба Учитель начальных классов ГБОУ школы №594 Ирина Анатольевна Ефимова Семейный фольклорный клуб «Лада» В начальных классах родители учеников.

Работа семейного клуба «Дом волшебников» Первой жизненной школой для ребенка является семья. Именно она становится целым миром, в котором растущий человек начинает учиться любить,.

Родительское собрание «Заседание семейного клуба» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "ДС №6 "Буратино" Воспитатель Середа Татьяна Петровна Форма проведения : заседание.

Фотоотчет «Вторая встреча семейного клуба «Здоровячок»Фотоотчет «Вторая встреча семейного клуба «Здоровячок» Цель: развитие способности продуктивного взаимодействия ребёнка со взрослым; формирование у детей безопасного поведения на групповых двигательных.

Фотоотчет «Выездное заседание семейного православного клуба «Вера»Фотоотчет «Выездное заседание семейного православного клуба «Вера» 2 марта 2019 года совместно с родителями и детьми подготовительной группы состоялась поездка в сказочный музей Пощуповской игрушки. Пощуповская.

Заседание семейного клуба «Очаг» Заседания клуба «Очаг» Тема: «Здоровьесберегающие технологии в 1 младшей группе детского сада» Заседание проводится в формате телепередачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа семейного клуба «Заботливые родители» во второй младшей группе
Опубликовано: 5 сентября 2019 в 16:45
+57Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД