Папки-передвижки

Программа социального партнерства с семьей по организации детского экспериментирования

Елена Чикина
Программа социального партнерства с семьей по организации детского экспериментирования

"Формирование познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность"

Пояснительная записка.

«Вопрос о работе с родителями –

это большой и важный вопрос.

Тут надо заботиться об уровне

знаний самих родителей,

о помощи им в деле

самообразования…»

Н. К. Крупская

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников, как важнейшее условие реализации образовательной программы, в том числе непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, а также психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. При этом предполагается, что взаимодействие детского сада и семьи осуществляется в рамках социального партнерства.

Публикация «Программа социального партнерства с семьей по организации детского экспериментирования» размещена в разделах

Термин «социальное партнерство в образовании» : «особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития» (И. А. Хоменко)

Таким образом, «социальное партнерство», предполагает активное участие всех участников образовательного процесса: администрации, педагогов, детей, родителей, специалистов учреждений образования, культуры, здравоохранения. Однако организующая и координирующая роль в проектировании и осуществлении взаимодействия партнеров принадлежит педагогам дошкольного учреждения.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью ог-ромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность.

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности (О. В. Дыбина, А. И. Савенков, О. В. Афанасьева).

Мы, педагоги и родители воспитанников дошкольных образовательных учреждений хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас, работать в этом направлении надо начинать уже с дошкольного возраста. Ребёнок – дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию.

Цель программы :

Создание условий для повышения педагогической компетентности родителей по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста и поддержание интереса к экспериментальной деятельности.

Задачи:

Повышение педагогической компетентности родителей в организации работы по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности.

Использование эффективных методов и технологий включения родителей в работу по развитию познавательной активности дошкольников.

Ожидаемые результаты:

Повышение роли родителей в формировании познавательной активности де-тей.

Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных совместных опытов и экспериментов, проектов.

Осознание родителями важности развития познавательной активности ребенка, поддерживание инициативы и самостоятельности детей, развитие творческих способностей.

Принципы взаимодействия с родителями.

Доверительные отношения между педагогами и родителями.

Индивидуальный подход.

Сотрудничество.

Принцип открытости детского сада.

Динамичность работы.

Формы взаимодействия с родителями.

В работе с родителями по развитию познавательной активности детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Информационно-аналитическая Наглядно-информационная Познавательная Досуговая

Анкетирование Информационные стенды Родительские соб-рания Совместные до-суги

Тестирование Выпуск буклетов Нетрадиционные родительские соб-рания Праздники

Опрос Консультации Совместные экс-курсии Участие в кон-курсах, выстав-ках

«Почтовый ящик» Газеты Групповые кон-сультации

Проекты «Круглый стол»

Домашнее задание Викторины

Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.

Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к позна-нию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.

Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).

Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, про-ектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способст-вующей возникновению познавательной активности. Проводить совме-стные с семьей конкурсы, игры-викторины.

Деятельность педагогов по приобщению семей к развитию познавательной ак-тивности детей, позволит совершенствовать у дошкольников познавательную ак-тивность, умение самостоятельно осуществлять поиск знаний, анализ реальных факторов, соотносить их с выдвинутыми предположениями, делать выводы.

Примерный перспективный план сотрудничества

с семьями воспитанников по развитию познавательной активности детей.

Формы

сотрудничества Тематика Задачи Сроки

Анкетирование

«Детское эксперименти-рование в семье»

Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного ин-тереса.

Сентябрь

Сен

тябрь

Родительское

собрание

«Как прекрасен этот мир, посмотри!» Заинтересовать родите-лей проблемой ознаком-ления детей с окружаю-щим миром через экспе-риментальную деятель-ность с различными предметами.

Консультация «Значение эксперимен-тальной деятельности для детей» Дать представления о том, что опытно-экспериментальная дея-тельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников, ее влия-ние на развитие ребенка.

Домашнее задание «Экспериментирование и наблюдение во время прогулок»

Предложить практиче-ские рекомендации по организации наблюде-ний и экспериментиро-вания во время прогулок. Октябрь

Стенд

«Экспериментальная деятельность в семье» Повышение педагогиче-ской культуры родите-лей.

Круглый стол «Игры и развлечения с детьми в кругу семьи»»

Обсудить вопрос об ор-ганизации игровой сре-ды в условиях семьи.

Домашнее задание Привлечь родителей к пополнению необходимого оборудования в Центре экспериментирования Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ

Ноябрь

Проект «Эта чудная водичка»

Организация совместной деятельности родителей, воспитателя и воспитан-ников.

Творческая мастер-ская «Исследовательское обо-рудование своими рука-ми»

Развитие творческих способностей, создание условий для совместной работы.

Практикум «Организация домашней лаборатории» Привлечение к созданию домашней лаборатории, формирование заинтере-сованности к совместной экспериментальной дея-тельности с детьми.

Декабрь

Природоохранная

акция

«Сохраним

ёлку – красавицу

наших лесов»

Привлечь внимание

родителей к участию в

природоохранной

деятельности.

Проект «Птичья столовая» Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ

Экскурсия «Экскурсия в зимний лес» Показывать пользу про-гулок и экскурсий для получения разнообраз-ных впечатлений, вызы-вающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).

Январь

Консультация «Цветные льдинки и ле-дяные игрушки своими руками» Развивать активный ин-терес у родителей в из-готовлении игрушек

Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познава-тельному эксперименти-рованию»

Предложить практиче-ские рекомендации, как поддержать интерес де-тей к опытно-экспериментальной дея-тельности.

Совместное развле-чение «В гостях у Зимы» Привлекать родителей к участию в мероприятиях

Фев-раль

Семейный альбом «Отдыхаем, не вредя»

Формирование чувст-ва любви к природе, к его богатству.

Творческая

мастерская Выставка поделок «Отхо-ды – в доходы» Демонстрация творче-ских способностей роди-телей и детей.

Мастер-класс Экспериментирование с разными материалами Продемонстрировать не-которые виды экспери-ментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом. Март

Викторина «Открой дверь в мир опытов» Привлекать родителей к участию в мероприятиях

Домашнее задание

Предложить родителям провести эксперименты дома по карточкам для экспериментирования. Вовлекать родителей в совместную с детьми деятельность.

Трудовой десант

«Посади дерево» Воспитывать у родите-лей желание к совмест-ному труду. Апрель

Папка-передвижка «Правила поведения в природе» Формирование ответст-венности родителей за поведение детей в при-роде. Помочь родителям разнообразить познава-тельную деятельность детей в природе, его ок-ружающем мире.

Оформление папки «Мои открытия» Привлечение внимания родителей к детскому экспериментированию.

Фотостенд «Я - экспериментарик» Вовлекать родителей в совместную с детьми деятельность. Май

Субботник «Экологический

десант» Воспитание любви к природе; привлечение внимания детей и их ро-дителей к проблеме ох-раны окружающей сре-ды.

Родительское

собрание

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Проанализировать

совместную деятель-ность детского сада и

семьи по организации экспериментальной дея-тельности. Заинтересо-вать родителей в организации экспериментирования в домашних условиях

Заключение.

Наша работа ориентирована на повышение уровня познавательной активно-сти дошкольников с помощью сотрудничества. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственно-сти является установление доверительного делового контакта между семьей и дет-ским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и партнерстве при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами : общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т. д.)

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установле-ние доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Опыт работы с родителями по развитию познавательной активности показал, что позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя компетентными в воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы патриотического, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к экологическим ценностям.

Я пришла к выводу, что необходимо широко внедрять метод организованного индивидуального и коллективного детского экспериментирования – дома и в детском саду.

Литература.

1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья, М. : Изд. Дом «Карапуз, 2001г.

2. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи : Волгоград ИТД «Корифей

3. Зверева О. Л. Родительские собрания в детском саду/О. Л. Зверева Т. В Кро-това – М. :Айрис-пресс, 2010г.

4. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей дошколь-ного возраста, учебное пособие/А. Н. Ганичева, Т,В. Кротова – М. ТЦ Сфера, 2009г.

5. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П. «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/Под редакцией О. В. Дыбиной – М. : ТЦ Сфера 2005г

6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/Под ред. О. В. Дыбиной – М. : ТЦ Сфера, 2004г

7. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для до-школьников – СПб. ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006г

8. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей»/ Дошко-льное воспитание, 2005г

9. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Методическое пособие – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2007г

10. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром, М. : Педагогическое общество России 2007г

11. Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников/Ребенок в детском саду, 2003г.

Публикации по теме:

Акции технической направленности для организации взаимодействия ДОУ с семьейАкции технической направленности для организации взаимодействия ДОУ с семьей Папа + мама + я =техническая семьяцель Поиск, новых интересных технических решений при конструировании из бросового материала и образовательных.

Аналитическая справка «Эффективность работы педагогов в рамках внедрения модели социального партнерства ДОО с родителями» Согласно годового плана работы МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка» в дошкольном учреждении был проведен тематический контроль по теме: «Эффективность.

Центр экспериментирования и природы в старшей группе детского садаЦентр экспериментирования и природы в старшей группе детского сада «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Детство – страна удивительная. Каждый ребёнок представляет собой.

Центр экспериментирования в старшей группе детского садаЦентр экспериментирования в старшей группе детского сада Одним из основных принципов ДО в соответствии с ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка.

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечениеИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Консультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Атрибуты к сюжетно-ролевым играмКонсультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Атрибуты к сюжетно-ролевым играм Для дошкольника сюжетно-ролевая игра – это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. В игре проявляются интеллект, азарт,.

Консультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Оформление зимнего участкаКонсультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Оформление зимнего участка Взаимодействие детского сада и семьи является одним из приоритетных направлений в работе в свете внедрения федерального государственного.

Подготовка молодых специалистов в рамках социального партнерства ДОО и педагогического колледжа. Часть IПодготовка молодых специалистов в рамках социального партнерства ДОО и педагогического колледжа. Часть I Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, которая обеспечивает устойчивый.

Программа внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы в рамках организации дня здоровья «Игра-кругосветка»Программа внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы в рамках организации дня здоровья «Игра-кругосветка» Программа Дня здоровья. Конспект предназначен для учителей начальной школы. Материал направлен на формирование у детей здорового образа жизни,.

Взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа социального партнерства с семьей по организации детского экспериментирования
Опубликовано: 12 января 2022 в 22:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД