Папки-передвижки

Программа «Трудовое воспитание дошкольников»

Людмила Шапор
Программа «Трудовое воспитание дошкольников»

В программе "Трудовое воспитание" ставится задача: постепенно подвести детей к осознанию причинных, временных связей между явлениями природы, например между условиями жизни и ростом, развитием и меняющимися потребностями живых организмов, трудом человека и получением на его основе определенных результатов. Постепенно углубляются и воспитательные задачи при ознакомлении детей с природой. Основы бережного отношения к ней закладываются уже в младшем возрасте.

Публикация «Программа „Трудовое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Освоение знаний о жизни растений и животных и соответствующих трудовых умений и навыков по удовлетворению их потребностей будет способствовать не только умственному развитию детей, он и воспитанию правильного отношения к природе.

У детей старшего дошкольного возраста воспитывают деятельную любовь к природе, выражающуюся в наличии активного интереса (т. е. стремления больше узнать о природе, наличии знаний, а также желания и умения применять их при уходе за растениями и животными и в элементарном труде по охране природы.

Формирование у детей любви к природе возможно при взаимосвязи трех компонентов: использования эмоционального фактора, сообщения и закрепления знаний о природе и организации полезной деятельности.

При ознакомлении детей с природой стержнем должны служить не отдельные явления, а осмысление того, как протекает жизнь природы в целом, используя для этого сезонные изменения.

Своеобразие познавательной деятельности детей в дошкольном возрасте обуславливает необходимость строить работу как по широким темам("Времена года",так и более узким, конкретным, например"Уголок природы", "Огород и цветник", "Парк" и т. д.

Это дает возможность сформировать у детей представления в известной системе, поможет им наблюдать явления природы в развитии и тем самым обеспечит более глубокое их понимание.

Прохождение материала по темам помогает детям устанавливать связи, лежащие в основе законов природы, а потому повышает интерес к получаемым знаниям, вызывает стремление к расширению их, усвоению новых умений и навыков и желание применять знания в разнообразной деятельности.

При выборе тем необходимо учитывать: 1) воспитательную ценность получаемых детьми знаний; 2) возможность заинтересовать, увлечь детей; 3) возможность и формы связи познания природы с активной деятельностью детей по ее охране.

Примерное планирование работы над темой "Уголок природы"

Труд детей на участке и в уголке природы (в форме трудовых занятий, повседневной работы дежурных, выполнения индивидуальных и групповых поручений) проводятся в течение круглого года.

При прохождении тем "Уголок природы" полученные детьми знания могут быть тут же применены на практике, т. е. между знаниями, умениями и деятельностью детей быстро устанавливается прямая связь. В силу этого легко осознается детьми необходимость получения соответствующих знаний.

Уход за растениями требует знания особенностей строения каждого из них. Ребенок должен знать существенные признаки растений, по которым их различают и определяют.

В зависимости от величины, сочности, плотности листьев, стеблей, строения подземной части растения надо поливать чаще или реже, больше или меньше.

Необходимо так же обучать детей приемам содержания растений в чистоте. Чтобы повысить веру в свои силы у малоактивных детей, можно предложить им рассказать и показать, как надо мыть знакомое и несложное для ухода растение. Например фикус. Особого труда обмывание листьев и обрызгивание растений не представляет. Он не все дети достаточно аккуратно выполняют эту работу. Она им кажется простой и легкой, и основную задачу видят в том, чтобы скорее все выполнить. Следует напомнить, что от тщательности и аккуратности выполнения работы зависит польза ее для растений.

Постепенно дети должны усвоить, ухаживать за растениями надо по-разному:

1) В зависимости от происхождения растений

2) В зависимости от стадии роста и развития, времени года.

На занятиях, в процессе труда вместе с детьми воспитатель устанавливает правила выполнения работы и бережного отношения к растениям. Эти правила, являясь связующим звеном между практикой и знаниями, заключают в себе познавательную и воспитательную стороны; формулировка их – вывод о том, что надо делать. Зачем и как, в какой последовательности. Предупреждая детей от ошибок, правила не должны носить характер запретов. Их цель – подвести детей к логическому выводу: почему следует делать так, а не иначе.

Дети должны уметь спланировать работу, обосновать последовательность каждого ее приема (после рыхления перейти к обмыванию листьев; когда растения будут мыть часть воды попадет землю. После мытья полить, чтобы вся земля была влажная, закончить обмыванием горшков и поддонов).

В ходе длительных наблюдений дети устанавливают связь между трудом и полученными результатами (в уголке природы красивые растения). Воспитатель поощряет усилия детей и учит их видеть вокруг себя жизнь живых существ и находить тех, кто нуждается в помощи.

Сформировать положительное отношение к природе невозможно без опоры на доброту и отзывчивость детей, стремление оказать свое покровительство более слабым, нуждающимся в опеке и заботе живым существам.

Публикации по теме:

Проект: Волонтерское движение «Юные Тимуровцы» (старший дошкольный возраст) Проект реализовался на протяжении 2 лет. Цель проекта: Создание условий для социально-личностного развития воспитанников Задачи проекта:.

Роль ознакомления с природой в воспитании и образовании дошкольниковРоль ознакомления с природой в воспитании и образовании дошкольников В процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи. Основная задача в умственном воспитании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Трудовое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 14 ноября 2014 в 16:34
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД