Папки-передвижки

Программа взаимодействия с семьями воспитанников «Только вместе»

Людмила Парамонова
Программа взаимодействия с семьями воспитанников «Только вместе»

1. Пояснительная записка

Актуальность:

Приказ №1155 «Об утверждении ФГОС ДО» поставил перед ДО новые принципиальные вопросы, связанные с повышением качества образования. Одним из условий успешной реализации ООП является построение взаимодействия с семьями воспитанников как с участниками образовательных отношений.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи,

Публикация «Программа взаимодействия с семьями воспитанников „Только вместе“» размещена в разделах

информировать родителей (законных представителей,всех заинтересованных лиц и общественность относительно целей дошкольного образования, а также о ООП ДО образовательного учреждения.

2. Цель и задачи взаимодействия с семьями воспитанников как

участниками образовательных отношений

Цель: установление партнёрских отношений между образовательным учреждением и родителями (законными представителями, создание атмосферы взаимопонимания и общности интересов.

Задачи:

- создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

- поддержать родителей (законных представителей) в воспитании детей, в охране и укреплении их здоровья;

- вовлечь семьи непосредственно в образовательную деятельность

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укреплении здоровья детей.

-оказать помощь родителям (законным представителям) в развитии индивидуальных способностей детей и, при необходимости, в коррекции нарушений развития ребенка.

- использовать опыт семейного воспитания при реализации образовательной программы дошкольной организации.

3. Принципы взаимодействия ОУ с семьями:

- Принцип гуманизации: предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ОУ – семья»;

- Принцип индивидуализации: требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия;

-Принцип открытости: обеспечивает каждому родителю возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок

-Принцип партнёрства: позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка.

-Принцип непрерывности: преемственность между дошкольным учреждением и семьёй воспитанника, обеспечивающий единые подходы к развитию ребенка в семье и в ОУ;

-Психологической комфортности: заключается в снятии всех стрессовых факторов образовательного процесса, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы

-Принцип активности: создания активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых.

4. Направления взаимодействия ОУ и семьи:

- Изучение семье, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей.

-Информирование родителей (законных представителей).

-Консультирование родителей (законных представителей).

-Просвещение и обучение родителей (законных представителей).

-Совместная деятельность детского сада и семьи.

5. Формы взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей)

1. Информационно-аналитические: опросы, анкетирование, «Почтовый ящик», беседы.

2. Познавательные: семинары-практикумы, лекции, дискуссии, круглые столы, педагогический совет с участием родителей (законных представителей, общие родительские собрания, групповые родительские собрания, педагогическая беседа, дни открытых дверей, эпизодические посещения, исследовательско-проектные и деловые игры, педагогическая библиотека для родителей (законных представителей).

3. Досуговые: Совместные праздники, развлечения, досуги, выставки детско-родительских творческих работ.

4. Письменные: «ОКНО», журнал благодарности родителям (законных представителей) «Хотим сказать спасибо…».

5. Наглядно-информационные: информационные проспекты, журналы и газеты, издаваемые для родителей (законных представителей)и родителями (законными представителями, фото-отчеты, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, а также аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и др. Данная информация может размещаться на стендах ОУ, а так же на сайте ОУ.

К формам взаимодействия с родителями (законными представителями) предъявляются такие требования как востребованность, оригинальность, интерактивность.

6. Этические нормы взаимодействия ОУ с семьями воспитанников:

-Неприкосновенность частной жизни, защита чести, достоинства и семейной тайны;

- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (законными представителями);

- Позитивный настрой на общение;

- Проявлять корректность, выдержку, внимательность и такт к родителям (законным представителям);

- Проявлять индивидуальный подход к каждому родителю (законному представителю);

- Не допускать высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, раса, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

- Не допускать грубости, обвинений, угроз, оскорбительных выражений.

-Быть открытыми для общения.

7. Документация и отчетность.

В группе должна быть следующая документация, отражающая основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников:

- Годовой план сотрудничества с семьей;

- Календарный план сотрудничества с семьей;

- Социальный паспорт семей группы;

- Сведения о родителях (законных представителях);

- Протоколы родительских собраний;

О результатах взаимодействия с семьями воспитанников воспитатели отчитываются ежегодно на итоговом заседании педагогического совета.

Критерии оценки эффективности взаимодействия ОУ с семьей.

Мотивационно - ценностный компонент:

Родители:

- сформирована потребность во взаимодействии с педагогами с целью реализации ООП ДО

- Осознание родителями (законными представителями) значимости их помощи ОУ в педагогической деятельности.

- Положительный эмоциональный настрой родителей (законных представителей) на совместную работу по воспитанию детей.

Педагоги: осознают необходимость взаимодействия с семьей по реализации ООП, потребность в изменении характера взаимодействия (от субъект-объектного к субъект-субъектному); обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников.

Когнитивный компонент:

Родители:

-знают психофизиологические особенности детей дошкольного возраста;

-знают приемы и методы взаимодействия с педагогами;

- рост педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

Педагог:

-владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

умеет ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.

Деятельностно - поведенческий компонент:

Родители:

- реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста;

- активно взаимодействуют с педагогами ДОпореализации единой программы воспитания и развития ребенка в ОУ и семье.

- участвуют в образовательном процессе ОУ.

- увеличивается посещаемость родителями (законными представителями) мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей (законных представителей) анализировать собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей).

Педагог:

- учитывает социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;

- умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей; признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника»;

- стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.

Рефлексивный:

Родители:

-осознанно принимают решение по различным педагогическим ситуациям

- целенаправленно обращаются за консультацией к педагогам и специалистам ОУ

-высказывают удовлетворенность родителями (законных представителей) качеством организации образовательных услуг в ОУ.

Педагоги:

- владеют самодиагностикой процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и недостатков;

- осознают собственные ошибки и трудности в организации общения с родителями воспитанников, формируют установки на доверительное безоценочное взаимодействие с ними.

Методы исследования достижения планируемых результатов:

1. Анализ документов (в течение года по плану контрольно-аналитической деятельности):

Критерии анализа годового плана:

1) планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;

2) учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;

3) планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;

4) разнообразие планируемых форм работы;

5) планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т. д.);

6) выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, на муниципальном и региональном уровнях;

7) выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе.

Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:

1) планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;

2) разнообразие планируемых форм работы с семьей;

3) наличие анализа результативности проведенных мероприятий. Критерии анализа протоколов родительских собраний:

1) разнообразие тематики и форм проведенных собраний;

2) отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);

3) учет мнения и пожеланий родителей при организации

2. Анализ практического материала по сотрудничеству с семьями воспитанников (ежегодно в апреле-мае)

Подтверждением того, что планируемые мероприятия действительно реализуются, являться фактический материал: сценарии и конспекты, фото- и видеоматериалы.

3. Оценка применения индивидуального подхода к семьям воспитанников (ежегодно в апреле-мае)

1) проведение в ОУ социологических срезов для получения данных о семьях;

2) изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;

3) использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы

4) изучение запросов, нужд, интересов родителей;

5) выявление, обобщение, внедрение и распространения передового опыта семейного воспитания;

6) изучение мнения родителей о работе

4. Выявление запросов воспитателей по организации сотрудничества с семьей:(ежегодно в мае-июне)

1)Анкетирование воспитателей с целью выявление трудностей, возникающих у воспитателей при взаимодействии с родителями.

5. Анкетирование родителей с целью оценки качества работы ДО (ежегодно в мае-июне)

6. Тестирование с целью изучения родительского мнения по различным вопросам образования и воспитания детей (в течении года по мере необходимости).

7. Сравнительный анализ уровня родительской активности (ежегодно в мае-июне): посещение родительских собраний, совместных мероприятий, участие в анкетировании)

После анализа оценивания достижения планируемых результатов, состояния взаимодействия общеобразовательного учреждения с семьями подразделяется на три уровня:

Высокий уровень организации взаимодействия ОУ с семьей:

1) отсутствие формализма в организации работы с семьей;

2) учет социального запроса (интересов, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;

3) социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т. д.) и учет его особенностей в планировании работы;

4) использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных, поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей;

5) систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОв области взаимодействия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами);

6) стремление к диалогу при организации работы с родителями;

7) выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;

8) «открытость» ОУ для родителей;

9) осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.

Средний уровень организации взаимодействия ОУ с семьей:

1) стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу;

2) минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей;

3) изучение социального профиля семей воспитанников (без активного использования полученных данных в работе);

4) сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы, при большем акценте на традиционные формы;

5) нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогов в области взаимодействия с семьей;

6) организация открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни;

7) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;

8) использование наглядно-информационных форм работы с семьей, поиск путей наиболее рационального их применения.

Низкий уровень организации взаимодействия ОУ с семьей предполагает:

1) формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;

2) отсутствие учета в работе интересов и потребностей и запросов родителей;

3) изучение социального профиля семей воспитанников (без использования полученных данных в работе);

4) бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей;

5) организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников;

6) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;

7) отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьей;

8) неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов.

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

План взаимодействия с семьями воспитанников второй младшей группы План взаимодействия с семьями воспитанников 2 младшей группы Цель: вовлечение максимального числа родителей в образовательный процесс, осуществляемый.

План взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в разновозрастной группе Предлагаю вашему вниманию план взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в нашей разновозрастной группе "Лучик".Январь( 2-я.

План взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группыПлан взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группы СЕНТЯБРЬ1. Групповое родительское собрание «Готовимся вместе к школе». Цель:знакомство родителей с задачами воспитания и обучения детей.

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Трудовые взаимодействия с семьями воспитанников группы раннего развитияТрудовые взаимодействия с семьями воспитанников группы раннего развития Трудовые или хозяйственные взаимодействия с семьями воспитанников детского сада в условиях реализации ФГОС ДОО. В соответствии с законом.

Творческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьямиТворческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьями Одной из результативных форм работы с родителями, являются «Выставки совместного творчества». Их цель: вовлечь родителей в процесс развития.

Выставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанниковВыставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанников Выставка семейного творчества – традиционное мероприятие в детских садах. Во-первых, выставки – это не самоцель. В группе используются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа взаимодействия с семьями воспитанников «Только вместе»
Опубликовано: 2 февраля 2022 в 18:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД