Ирина Богатырева
Программа здоровьесбережения в рамках реализации ФГОС «Здоровый дошкольник»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа здоровьесбережения в рамках реализации ФГОС ДО
«Здоровый дошкольник»
Воспитатель:
Богатырева И. А.
п. Шумячи
2019
Разрабатывая программу «Здоровый дошкольник», я стремилась к тому, чтобы разработанная мною система оздоровления и физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада. Решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности. Самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.
Публикация «Программа здоровьесбережения в рамках реализации ФГОС „Здоровый дошкольник“» размещена в разделах
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Программа предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями ДОО содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.
Примерное календарно – тематическое планирование по формированию у детей старшей группы навыков здорового образа жизни
Дата Тема Задачи Деятельность ребенка и педагога Литература
Октябрь
Как устроено тело человека (Кто Я) Познакомить детей с тем, как устроен человек. Обратить внимание на индивидуальные особенности (рот, возраст, пол, походку) Помочь детям понять собственную индивидуальность в окружающем мире. Рассматривание иллюстраций в энциклопедии. Рассказ воспитателя о том, как устроен человек. Дети рисуют человека, сохраняя пропорции, рассказывая при этом для чего нужен нос, глаза, уши, руки, ноги. Вспомнить с детьми какие они были маленькими, какое у них было тело. Занятие проводится в спортивном зале. Авдеева Н. Н. «Безопасность» стр. 84
Я и мое тело:
Основные звенья в человеке Учить чувствовать собственное тело по его основным звеньям Детям предлагается представить себя отлаженным механизмом: горючее – воздух, двигатель – сердце, колеса – конечности. Во время выполнения упражнений, движений обращать внимание на слаженную работу всего тела Радионов В. А. Готовимся к школе методами физической активности.
Ноябрь Кожное чувство и кожноеосязание Формировать у детей представление о кожном чувстве и органах осязания Предложить детям приложить к коже теплый, холодный предмет. Вспомнить, как делали укол. Чувствовать можно и губами, пальцами, языком (провести эксперименты) Определение на ощупь – игра «Чудесный мешочек» «Ящик ощущений» Конспект
Мое сердечко Познакомить с работой сердца: сердце как моторчик «гоняет кровь» по всему телу и кормит все остальные органы. Показать роль сердца в организме человека. Тело пронизано сетью кровеносных сосудов. Пульс Дети рассматривают иллюстрации, находят где располагается сердце, чем оно защищено, каковы его размеры. Послушать работу сердца через фонендоскоп, прощупать пульс в разных ситуациях (после бега, спокойном состоянии). Авдеева Н. Н. Безопасность Стр. 86
Декабрь Откуда берутся болезни Закрепить представления о том, что микробы бывают разные: полезные и вредные могут жить вне и внутри человека. Пути проникновения. Дети рассказывают по картинкам, как микробы попадают внутрь человеческого организма. Поговорить о профилактике заболеваний: личная гигиена, закаливание прививки. Тренинг «Что делать, если ты заболел и никого не дома». Уроки Айболита
Белая К. Ю.
«Как обеспечить безопасность дошкольников».
Вредные привычки Учить детей осознавать некоторые из своих привычек вредными для организма и постепенно отказываться от них. Проговорить, чем вредны они. Рассматривание картинок –ситуаций из жизни детей, оценка увиденного Игра «Да – Нет». Чтение коротких произведений и обсуждение привычек и чем они вредны для организма.
Январь Кости и мышцы Дать детям представление о строении костно – мышечной системы у человека; ее отличия от аналогичной системы у животного, о ее роли и значении; о значении физкультуры, правильной осанки. Рассказ воспитателя о функциях костно-мышечной системы у животных и человека. Самооценка своей осанки и рассказывают, как они заботятся о своем позвоночнике. Выполнение детьми упражнений по профилактике сколиоза плоскостопия. Уроки здоровья Уроки Мойдодыра Авдеева Н. Н. Безопасность
Развлечение тема: Создать у детей радостное настроение. Стать участниками всего происходящего в зале. Закреплять представление о костно – мышечной системе. В зале детей встречают Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Страшило. Дети ведут диалог с персонажами, оказывают им первую помощь. Сценарий
Февраль
Полезная еда Учить детей осознанно подходить к своему питанию, отличать полезные продукты от неполезных. Рассказ о пользе и значении витаминов. Кукольный персонаж Хрюша рассказывает о своих проблемах. Дети беседуют о рекламе на продукты. О вреде «Марсов» и «Сникерсов» и т. д. в большом количестве. Дети выбирают из общего числа продуктов полезные. Игра «Огородник» Конспект
Зачем нам нужны зубы Первые зубы у детей –молочные. Они выпадают и вырастают постоянные, звери тоже меняют зубы, дать понятие о строение зубов, их в пищеварении. Закреплять правила ухода за зубами Беседа с врачом-стоматологом. Дети упражняются в правильной чистке зубов. Предложить детям нарисовать Зубик больной и Зубик здоровый. Поупражняться в выборе полезных продуктах для зубов Уроки здоровья
Март Цветок здоровья Иметь представление о себе, как о члене семьи. Построить свое генеалогическое дерево. Учиться строить свои отношения гармонично с окружающими. Занятие начинается с песни о здоровье. Дается понятие «колено», «поколение» Дети составляют свое генеалогическое дерево из фотографий своей семьи. Знакомятся с цветком здоровья и кто помогает сохранять нам наше здоровье. Конспект
Одежда и здоровье Дать представление о том, что одежда защищает человека от жары и от холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться. Рассмотреть с детьми фотографии, иллюстрации людей в профессиональной одежде (пожарные, спорт и т. д) Рассказать об основном назначении одежды человека. Игра «Одень кукол" Раскрашивание. Авдеева Н. Н. Безопасность
Апрель Умей чувствовать себя Развивать базовые двигательные стереотипы для ощущения «схемы тела». Дать понять детям, как важно быть физически хорошо развитым и ловким Занятие проводится в физкультурном зале. Выполнение основных видов движений, подвижные игры. Обсуждение с детьми, какие упражнения наиболее трудные и почему. Будет ли полезно научиться их выполнять
Почему? Родионов В. А.
Май Как можно изменить настроение Дать понять, что наши эмоции –это часть нашего здоровья. Важно для организма быть в хорошем настроении и каким способом его можно поднять Беседа с детьми о настроении о возможности создать положительное настроение. Игра «Азбука волшебных слов» Игра «Угадай по мимике мое настроение» Игра «Закончи рассказ» Родионов В. А.
Уроки здоровья Уроки Мойдодыра
Май Скорая помощь и правила на всю жизнь Познакомить детей с номером «03», Научить называть «скорую помощь» (назвать свою фамилию, имя, возраст, домашний адрес) Учить детей не теряться в различных ситуациях, учить находить выход из них. Поговорить о том, в каких случаях вызывается врач на дом. Чем отличается машина «скорой помощи» от любой другой. Проиграть и проговорить различные ситуации с детьми. Кто еще может помогать детям в различных ситуациях. Как необходимо вести себя дома, на улице, в детском саду. Авдеева Н. Н. Безопасность. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника Уроки Айболита.
Учебно – тематическое планирование ООД по валеологии в подготовительной группе.
№ п\п Тема Всего ООД
1 Наш организм 1
2 Откуда берутся болезни? 2
3 Для чего человеку ногти? 2
4 Вспомним о зубах 2
Условия для жизни человека
5 Волосы. А что это такое? 2
6 Для чего человеку ногти? 2
7 Микробы и вирусы 2
8 Сон – лучшее лекарство 1
9 Знакомство с кожным покровом: 2
10 «Зачем нам кожа?» 1
11 Правила на всю жизнь 2
Примерное календарно – тематическое планирование по формированию у детей подготовительной группы навыков здорового образа жизни
Дата Тема Задачи Деятельность ребенка и педагога Литература
Октябрь Наш организм Продолжать учить детей различать индивидуальные особенности своей внешности (лица, роста, возраста, пола, походки); осознавать свои собственные мышечные и эмоциональные ощущения. Этюды: «Мой автопортрет», «Отражение в озере». Дети рисуют фигурки Неболейки и Нехворайки, наклеивают их на кусочки картона. Слушают стихотворение «Неболейка и Нехворайка» Основы коммуникации
Л. М. Шипицына
В мире я такой оди Помочь детям понять собственную индивидуальность в окружающем мире и дать понятие, что каждый человек изначально хорош и имеет свое предназначение. Дать детям общее представление о здоровом образе жизни. Игра - путешествие «Дорога к здоровью» Уроки Айболита Безопасность
Авдеева Н. Н.
Откуда берутся болезни? Лекарства – наши спасители и помощники в болезнях, но обращаться с ними надо умело. Дать детям элементарные понятия о правилах и необходимости их проведения Дети рассказывают друг другу что они знают о болезнях, как себя чувствовали, когда болело горло, живот, голова. Рассматривание ситуаций, которые могут привести к заболеванию. Наклеить вместе с детьми различные картинки, где ребенок ведет себя правильно. Уроки здоровья Обухова Л. А. Уроки Айболита
Ноябрь Зачем человеку нужна кожа Закреплять элементарные представления о коже, ее строении, функциях. Закреплять правила ухода за кожей. Тренировка кожи. Проведение опытов: 1. Кожные ощущения теплого и холодного предмета. 2. Легкий укол пальца острым предметом. Рассматривание иллюстрации о строении кожи. Рассказ воспитателя о том, зачем человеку нужна кожа. Оздоровительная минутка «Солнышко». Закрепление правил ухода за кожей. Рассматривание иллюстраций – ситуаций в которых изображено в каких ситуациях может повреждаться кажа, дети добавляют рассказы из собственного опыта и родных Уроки здоровья Обухова Л. А. Уроки Мойдодыра
Если кожа поврежден а Закреплять элементарные представления о коже, ее строении, функциях. Если кожа пострадала: травмы, заболевания кожи (сыпь, ожог, обморожения) Уроки здоровья Игра «Как помочь больной коже» Дети имитируя повреждение кожи оказывают первую помощь (работают в парах). Совместно с детьми сделать вывод. Обухова Л. А. Уроки Мойдодыра
Декабрь Глаза –главные помощники Знакомить детей со значением зрения в жизни человека. Закреплять правила поведения не приводящие к ухудшению зрения. Беседа о значении зрения в жизни животных, птиц и человека. Проводится опыт (яркий свет- зрачок сужается, слабый – расширяется) Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно» Уроки здоровья Обухова Л. А. Уроки Мойдодыра
Чтобы уши слышали Продолжать знакомить детей со значением слуха в жизни человека. Закреплять правила поведения, чтобы сберечь органы слуха. Сценка: диалог 2 детей, которые говорят каждый о своем. Дети обсуждают ситуацию. Предложить детям вставить в уши ватные тампоны и попробовать послушать. Определить чувствительный порог уха. Самомассаж ушей. Дети рассказывают, что необходимо делать, чтобы уши слышали. Уроки здоровья Обухова Л. А.
Уроки Мойдодыра
Январь Волосы. А что это такое? Познакомить с волосяным покровом человека. Сравнить с покровом животных и птиц. Дать элементарные знания о строении и особенностях волос. Рассматривание иллюстраций. Беседа с детьми где растут волосы на теле человека (нет только на ладонях, губах, подошвах) Сравнение меха животных и перьев птиц. Для чего нужны. Сравнить длину волос на голове, бровях, коже. Рассматривание схематичного изображения строения волоса сравнить с растение (ствол, корень) Волосы живые – потянуть будет больно. Игра «Узнай свой организм» (чего у нас по1, по 2, чего много) Конспект
Для чего нужны волосы. Познакомить с разнообразием волос у людей, их формой, цветом. Рассказать о значении волос Дети рисуют автопортреты и портреты родителей. Послушать песенку о рыжих (из мультфильма) Конспект
День здоровья Прививать детям санитарные и гигиенические навыки, потребность быть здоровыми, закаленными, учение в случае заболевания не бояться лечиться, принимать лекарства, делать уколы, воспитывать уважительное отношение к врачам. Устраивается вернисаж. К детям приходит доктор Айболит. Дети по очереди подходят к нему с жалобами. Доктор Айболит всех лечит. Дети рассказывают и показывают доктору Айболиту как необходимо оказывать первую помощь. Проводятся игры соревновательного характера. «Как обеспечить безопасность дошкольника»
Белая К. Ю.
Февраль Ногти Познакомить детей с ногтями человека. Сравнить с когтями животных и птиц. Дать элементарные сведения о строении ногтя. Учить правильному уходу за ногтями. Рассматривание иллюстраций, сравнить когти и ногти животных, птиц и человека. Рассмотреть схематичное изображение ногтя. Значение ногтя для человека. Как беречь ногти и как за ними ухаживать Дети обводят свои руки и рисуют на них ногти. Рассматривают работы. Конспект
Зубки, мои зубки. Закреплять ранее полученные сведения о зубах, их роль в пищеварении, что приводит к заболеванию, правила ухода за зубами Беседа с детьми о значении зубов для человека. Уроки здоровья Чтение стихотворения Михалкова «Как у нашей Любы…» Рассматривание схематичное строение зуба. Дети рассказывают, что вредно для зубов, зачем человеку нужна зубная щетка Практикум «Чистка зубов» Уроки Мойдодыра
Март
Питание необходимое условие для жизни человека Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания. Еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Закреплять знания о пользе витаминов для здоровья человека. Учить противостоять телевизионной рекламе. Беседа с детьми о вкусной и здоровой пище. Что помогает человеку переваривать пищу. Рассмотреть схему желудочно- кишечного тр,акта. Продолжи сказку (воспитатель дает начало, дети придумывают сюжет) Игра «Что разрушает здоровье и что укрепляет» Предложить нарисовать, вылепить полезные для здоровья продукты. Дети дают описание, каким они видят, про которого говорят «это красивый человек» Уроки здоровья Уроки Мойдодыра Безопасность
Н. Н. Авдеева
Уроки здоровья
Вредные привычки
Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни. Человека с вредными привычками нельзя назвать красивым человеком. Только смелый и волевой человек может им противостоять. Игра «Да – Нет» картинки – ситуации (положительные и негативные действия детей) Дети раскладывают на 2 колонки и поясняют. Вос-ль читает рассказ и просит помочь разобраться в ситуации Разыгрывание детьми ситуаций. Итог.
Апрель
Микробы и вирусы (совместно с врачом педиатром) Дать детям элементарные представления о микробах, вирусах и их разновидностях. Расширить представления детей о том, что микробы или вирусы попадая в организм вызывают различные инфекционные заболевания. Познакомить с мерами профилактики. Рассмотреть схематично изображенную каплю воды с микробами в ней. Рассмотреть каплю воды через микроскоп. Рассказать где микробы и вирусы живут в природе (земля, вода, воздух) о полезных и вредных микробах. От вредных микробов и вирусов делают прививки. Закаливание и занятием помогает бороться организму с микробами и вирусами. Подвижная игра соревновательного характера. Безопасность
Н. Н. Авдеева
Уроки Айболита Конспект
Сон – лучшее лекарство Дать представление детям о значении сна в жизни человека Во время сна организм растет и отдыхает, набирается сил. Беседа с детьми без чего человек не может жить. Рассмотреть картинки кто из животных, птиц как спит. Рассказать о значении сна в жизни человека. Игра «Плохо – хорошо» по гигиене сна. Вывод: сон – лучшее лекарство для человека. Уроки здоровья
с 29
Май Если случилась беда Рассказать детям об опасных ситуациях для жизни человека. Учить оказывать первую посильную помощь пострадавшим. Знать телефоны служб помощи -01, 03, 04. Рассмотреть различные ситуации в книжной энциклопедии и причины приводящие к этому. Проиграть, оказывая первую посильную помощь. Уроки Айболита с. 31 Безопасность Авдеева Н. Н.
с. 77, 79 83. 108.
Диагностика сформированности валеологических знаний у детей.
Критериями сформированных представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни и валеологической культуре являются:
- наличие знаний о влиянии гигиены на здоровье человека, которые соответствуют истинным медицинским знаниям;
- отношение к своему здоровью, выражающееся в желании вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой, спортом; помогать товарищам, близким и другим людям в виде выражения внимания, сочувствия, нравственного поступка;
- применение полученных знаний о здоровье, культуре спорта, нравственных поступках в жизни.
- соблюдение правил поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья. С учетом этого, сформированность валеологической культуры старших дошкольников может характеризоваться следующими уровнями и их показателями:
уровни и их показатели:
Высокий - ребенок быстро, четко, по существу отвечает на заданные вопросы, называет важные процедуры, мероприятия, способствующие здоровью человека;
Средний - ответ не полон, имеется ограниченность представлений о необходимости гигиены в жизни каждого человека, о нравственных поступках;
Низкий - ребенок практически не понимает для чего необходимо вести здоровый образ жизни, фантазирует, придумывает;
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями (законными представителями). Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность. Для себя я определила следующие задачи работы с родителями:
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей).
Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Установка на совместную работу с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребёнка.
Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
Формы работы с родителями:
№ п\п Формы работы
1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
3. Дни открытых дверей.
4. Совместные занятия для детей и родителей.
5. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада
6. Консультации, размещенные на сайте детского сада, папки – передвижки.
7. Организация совместных дел. Анкетирование.
Методы, используемые педагогами в работе:
№ п\п Тема Форма работы
1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний. Анкетирование
Консультация
2 Профилактика ОРЗ в домашних условиях Педагогические беседы с родителями.
3.. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка. Педагогические беседы
4. О питании дошкольников День открытых дверей.
Круглый стол.
5. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома. Спортивный праздник «Мама папа я – спортивная семья»
6. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников. Педагогические беседы с родителями.
7. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей. Консультация
8. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка Консультация
9.. Профилактика ОРЗ в домашних условиях. семинар – практикум со специалистом (врач- педиатор