Папки-передвижки

Пространственное и социальное моделирование «Бабашки»

Матвиенко Екатерина
Пространственное и социальное моделирование «Бабашки»

Пространственное и социальное моделирование

1 слд

Огромное значение для мотивации свободной игровой деятельности имеет развивающая предметно-пространственная среда, которая должна создавать условия для самостоятельной, осмысленной и полезной деятельности детей. Построение развивающей предметно-пространственной среды - это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

Публикация «Пространственное и социальное моделирование „Бабашки“» размещена в разделах

Актуальной на сегодняшний день остается проблема моделирования игрового пространства, ведь моделирование – метод познания, Моделирование - это изготовление вместе с детьми и последующее использование моделей, отражающих наиболее главные, существенные, характерные свойства и связи объектов.

2 слд

Модель предметно-пространственной развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени.

Пространственное моделирование так устроено, что позволяет ребенку удваивать этот мир. Пространственное моделирование – это обеспечение возможности стать творцами этого мира, они создают новый мир. Все что создает ребенок обладает формой и содержанием.

3 слд

Если предоставить детям возможность свободно ориентироваться в пространстве насыщенным различными материалами, то очень скоро дети начнут создавать пространственные формы с оригинальным содержанием. Это содержание будет задано их личным опытом, это будет содержание их образования. Если дети систематически и самостоятельно играют в таком пространстве, то у них складывается способность действовать сообща, взаимодействуя, они решают сложные интеллектуальные задачи, научаются соизмерять возможные риски со своими актуальными возможностями. В таком пространстве роль взрослого сложнее, чем на обычных занятиях. Он должен быть внимательным наблюдателем, способным прийти на помощь в ситуации неоправданного риска. Ребёнок самостоятельно способен упростить себе задачу.

4 слд

А среда, насыщенная бабашками, как раз направлена на решение этой задачи.

Что такое бабашки? Интересное название, немного смешное -это конструктор.

5 слд

В начале прошлого века в США Керолин Пред занималась столярным делом и решила заложить игровую школу, соединив две среды: столярную и игровую. Так появились бабашки.

Один из немногих, который может решать важные образовательные задачи: игра, общение, движение, моделирование, пространственная ориентация.

Бабашки - это детский ростовой конструктор для пространственного моделирования и свободной игры.

6 слд

Именно в такой среде у ребенка развивается совокупность навыков, таких как:

самостоятельность и инициатива:

• такие функции как планирование, создание собственных схем, воплощение собственных идей

• формируются социальные навыки у ребёнка, умение работать согласованно в команде, договариваться между собой

• развиваются математические навыки, когда дети пересчитывают детали, сколько нужно деталей для постройки, начинают сравнивать

• И здесь же - воля, произвольность.

7 слд

Есть два вида Бабашек : Ростовой конструктор (деревянный набор) и

Уличный конструктор.

8 слд

Уникальность уличного конструктора состоит в том, что ребёнок может влиять на пространство : он может его передвигать на другие места, он может его трансформировать.

Особенность организации конструктора «Бабашки» на улице состоит в том, что во время прогулки ребёнок не просто бегал и подвергался опасности, а это время можно использовать для того, чтобы у ребёнка складывалась самоорганизация, чтобы дети могли играть в игры по правилам. Чтобы они могли работать в пространстве. Они также могут играть в той же песочнице, но тут будут реализованы их задачи, их смыслы и идеи.

В такой предметно-пространственной среде моделирование рассматривается, как удвоение мира. Ребёнок создаёт свой мир, основываясь на тех впечатлениях, которые он получил во вне.

И вот эта радость удвоения и то, что ему не мешают должны быть поддержаны взрослыми. А именно мы должны создать пространство. То есть взрослые должны научиться создавать насыщенные избыточные пространства. Именно в такой ситуации у ребёнка начинают возникать идеи. То есть избыточность – это значит, когда я построил, а материал ещё есть, а однородность- это когда мы понимаем, что они похожи друг на друга и могут возникнуть у них некоторые ритмы в той постройке, которую они создают.

9 слд

Что же касается ростового конструктора, то здесь я хочу вас ещё познакомить с пространственным моделированием «Бабашки», как ещё и с уникальной методикой обучения.

Мы смотрим на моделирование и строительную игру, как на занятие целостное, в котором ребё нок:

1) Мог бы свободно экспериментировать с тем материалом, который ему предлагается, или он бы самостоятельно его выбрал;

2) Мог бы свободно проверить (уточняя) подлинность своих представлений о том или ином объекте в процессе создания новой формы;

3) Мог бы сформулировать свой замысел, исходя из личных побуждений, представлений и общих для всех детей условий осуществления деятельности;

4) Мог бы реально оценивать реализуемость своего замысла и уточнять его (прислушиваясь к чужим уточнениям, исходя из своих личных возможностей, понимания и свойств строительного материала;

5) Мог бы согласовывать свои игровые и конструкторские цели с целями ровесников, договориться с ними об общем замысле;

6) Мог бы сохранять дружеские отношения в процессе пространственного моделирования, справедливо распределяя материал и выполненные роли

10 слд

Как у любой практики, у бабашек есть своя структура :

1- 11 слд -В водной части дети придумывают правила. Чем больше деталей, тем больше правил. Здесь действует правило Шахерезады, т. е. история никогда не заканчивается и переходит на следующее занятие.

2- 12 слд -Затем происходит знакомство с постройками. Например, дети отправляются на экскурсию, рассматривают постройку. Они должны вживую увидеть её, понять её конструкцию. Также можно посмотреть картинки или видео.

3- 13 слд- На основе своих наблюдений дети выполняют зарисовки

4- 14 слд - Далее дели начинают строить.

Постройки могут осуществляться на протяжении нескольких дней. Происходит распределение ролей: инженеры, архитекторы, корреспонденты.

5- Важно для детей, чтобы их оценивали не взрослые, а их сверстники. Чтобы у детей происходило взаимопризнание в игре.

15 слд - На любом занятии с бабашками должны прослеживаться 3 линии :

Проницаемость- коммуникация. Если постройка закрыта и доступа нет, то и разговора нет. Или же наоборот – постройка открыта: заходите кто ходите, я готов для коммуникации.

Детализация – это наличие деталей. Здесь дети рассказывают для чего эти детали (окошки, вышки, арки)

Насыщенность – когда ребёнок приносит из дома игрушка, которая его сестры, сестра не хотела отдавать, но все же теперь эта кукла живёт в нашей постройке, и она является носителем этой конструкции.

Все это даёт возможность развивать содержание детских построек.

16 слд

Бывает несколько форм пространственного моделирования у дошкольников :

Моделирование через приписывание - дети приписывают готовой форме актуальное для них содержание, к примеру, «нет, теперь это не зоопарк, а замок», а «еще это может быть…» или «это и это, и то одновременно». В данной форме моделирования никто не настаивает на реализации первоначальной идеи, идея развивается или меняется в зависимости от развития формы постройки. Это идейный поток. Подобная форма может быть реализована как в занятии, так и в работе по центрам, когда дети выбирают самостоятельно активности.

Моделирование через наблюдение - дети создают пространственные формы по результатам наблюдения за окружающими их архитектурными объектами, либо по результатам рассматривания фотографий или других изображений. Дети выделяют значимые элементы и отражают их в модели.

Моделирование по условиям

Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение («постройте мостик, чтобы на нем могли разъехаться две машины, а под ним проплыть кораблик, обратите внимание на машины и кораблик»).

Моделирование по представлениям - дети создают пространственные модели, опираясь на свои фантазии, как правило для игры, либо инсталляции, полагая в создаваемую модель собственное личностно значимое содержание.

Моделирование как сценография - дети строят по тексту художественного произведения, буквально, строят текст.

Бабашки позволяют в полной мере реализовать все эти формы важно только, чтобы их количество было избыточным. Тогда этот однородный материал позволяет создавать самые разнообразные формы, при этом, как минимум в двух масштабах. С одной стороны, это постройки в которых действуют фигуры размером до 10 см, а с другой, сам ребенок становится единицей постройки, он может действовать внутри созданного из бабашек пространства, чаще всего рамочной конструкции.

Предлагаю посмотреть видеосюжет того, как ребята живут и играют в такой среде

Ну а теперь приступить, уважаемые коллеги к практической части:

Уважаемые коллеги, давайте подумаем, какую можно придумать проблемную ситуацию, чтобы создать среду, используя технологию пространственного моделирования?

Здесь можно использовать метод ТРИЗ-технологии.

Ну, например, я расскажу, как это происходило у нас: летом мы с ребятами пошли на прогулку в наш местный лес, двигаясь к нашей полянке, на которой мы хотели устроить пикник, мы наткнулись на огромную лужу, через которую было невозможно пройти, чтобы идти дальше.

Перед нами возникла проблема (проблемная ситуация, которую нам предстояло решить.

Вернувшись назад в сад, дети предлагали разные варианты решения, довольно-таки сложной задачи. Коллективно обдумав мы остановились на том, что можно было бы построить мост и перейти через ту огромную лужу. И тут закипела наша работа! Для начала дели выполнили свои зарисовки, сделали модель данного моста на обычных листах. Затем мы приступили к строительству: всё менялось, переделывалось в течение нескольких дней. И вот, закончив нашу постройку у нас получился такой проект.

Таким образом мы видим, что среда, организованная с помощью бабашек даёт возможность организовать свободную игру для дошкольников, в которой решаются множество задач, которые позволяют ребёнку быть успешным не только в детском саду, но и в дальнейшей жизни.

Публикации по теме:

Социальное партнёрство как неотъемлемая часть образовательной системыСоциальное партнёрство как неотъемлемая часть образовательной системы На сегодняшний день социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы. Четко спланированное и грамотно организованное.

Афлатун: финансовое и социальное образование детей в ДОУАфлатун: финансовое и социальное образование детей в ДОУ В детском саду № 17 «Росинка» г. о. Королёв в течении 5-х лет начиная с 2016г. проводится работа по реализация Международного проекта «Афлатун:.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Консультация «Признаки толерантности и их социальное проявление»Консультация «Признаки толерантности и их социальное проявление» Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире,.

Проект в ДОУ «Открытка для Деда Мороза» социальное партнёрство с семьями воспитанников и учреждениями городаПроект в ДОУ «Открытка для Деда Мороза» социальное партнёрство с семьями воспитанников и учреждениями города Проект в ДОУ «Открытка для Деда Мороза» (в рамках социального партнёрства с семьями воспитанников и учреждениями города) Разработал Воспитатель.

Социальное движение буккроссинг в детском образовательном учрежденииСоциальное движение буккроссинг в детском образовательном учреждении Буккроссинг в "Дюймовочке" «Буккроссинг шагает по планете, Участвуют и взрослые и дети!" Однажды утром, придя в детский сад «Дюймовочка»,.

Социальное партнерство с Центром детского и юношеского технического творчества «Патриот»Социальное партнерство с Центром детского и юношеского технического творчества «Патриот» В настоящее время (по ФГОС ДО) социальное партнёрство в образовании рассматривается как ресурс повышения качества образования, которые обеспечивают.

Социальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книгеСоциальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книге "Достижение у человека в виде тяги к чтению – это лучший подарок, сделанный человеку, ведь он может увидеть всё, что угодно в книге". Элизабет.

Фотоотчет «Социальное взаимодействие МДОУ с сотрудниками МЧС»Фотоотчет «Социальное взаимодействие МДОУ с сотрудниками МЧС» .

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Пространственное и социальное моделирование «Бабашки»
Опубликовано: 24 января 2022 в 14:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД