Лучший педагог года

Проведение развлечений и влияние их на воспитание детей

Галина Грачёва
Проведение развлечений и влияние их на воспитание детей

Нравственное воспитание неотделимо от воспитания эстетического. Ведь в силу психологической особенности детского возраста всякое художественное воздействие на ребёнка оказывается самым сильным и впечатляющим. Умение воспринимать произведения искусства так, чтобы обогащаться ими, через их посредство понимать жизнь и определять своё отношение к её явлениям приобретается уже в детском саду: на занятиях, в повседневной жизни, во время праздников и развлечений.

Публикация «Проведение развлечений и влияние их на воспитание детей» размещена в разделах

Развлечения объединяют различные виды искусства: музыкальное, литературно-художественное, изобразительное. Краткость формы развлечений, комплексное воздействие разных видов искусства, доступность и занимательность производят на детей наиболее сильное впечатление и позволяют решать эффективно воспитательные задачи.

Спектакль кукольного театра, литературно-музыкальная композиция, драматизация сказки, небольшая сценка, разыгранная взрослыми или детьми, побуждают детей к размышлению, расширяют их кругозор. Трепет «сопереживания» охватывает малышей. Художественный образ, если он метко, правдиво и глубоко отражает жизненный характер, становится настолько близким и реальным для детей, что по нему они проверяют свои поступки. Ребята воспроизводят в играх, рисунках, самоделках полюбившихся героев. Это делает развлечения эффективным средством нравственного воспитания.

Развлечения проводятся еженедельно и это позволяет систематически и целенаправленно осуществлять процесс воспитания.

Кукольный театр в детском саду - любимейший вид развлечений. Он захватывает дошкольников своей простотой, яркостью, динамикой. Условность, к которой дети привыкли в своих играх, помогает им не замечать далеко не совершенные жесты кукол и пр. Дети подражают тем героям кукольного театра, которые им больше всех нравятся. Поэтому мы стараемся показать спектакли, в которых раскрываются яркие примеры дружбы, взаимопомощи / «Репка», «Теремок» /, правдивости / «Петрушка-помощник»/, доброты / «Добрый медвежонок»/, отзывчивости / «Заинька простудился»/, трудолюбия / «Колосок»/.

Во время кукольного спектакля дети не просто зрители, они активные участники: с радостью выполняют поручения кукол, предупреждают их об опасности, помогают своим героям справиться с поставленными задачами: найти дорогу домой, решить, как поступить. Ребёнок как бы полностью перевоплощается в полюбившегося героя, оттого и желает всей душой победы добра над злом.

Однако можно заметить, что не только положительные герои оказывают сильное воспитательное воздействие на детей. Ирину и Соню помогла отучить от капризов пьеса кукольного театра «Капризка». Созданный воспитателем-кукловодом яркий сценический образ, выразительная музыка В. Герчик, активное участие самих детей в спектакле /они выгоняли Капризку, пели вместе с героями пьесы/ оказали сильное воспитательное воздействие на детей. Теперь только при одном напоминании: «Кажется, к нам в дверь залетел Капризка», - дети в корне меняли поведение. Оказалось, что ссылка на отрицательный пример воспринимается детьми иногда даже более остро, нежели на положительный.

Велико воспитательное воздействие сказок на детей. Их герои - нравственные эталоны, созданные народной мудростью народов мира. В сказке добро всегда прекрасно, а зло - отвратительно, эмоциональные акценты расставлены именно так, как требует того нравственность. К. И. Чуковский высоко ценил сказку как срeдcтвo нравственного воспитания : «Сказочники хлопочут о том, чтобы ребёнок с малых лет научился мысленно участвовать в жизни воображаемых людей и зверей… А так, как при слушании сказки ребенку свойственно становиться на сторону добрых, мужественных, несправедливо обиженных. вся наша задача заключается в том, чтобы пробудить в восприимчивой детской душе эту способность сопереживать, сострадать, сорадоваться, без которой человек - не человек».

Мы в своей работе стараемся активно применять сказки в нравственном воспитании детей. Дети младших групп участвуют в играх-драматизациях по мотивам русских народных сказок «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка». Чтобы игра-драматизация получилась как небольшой спектакль, делали несложные декорации, привлекая к их изготовлению и самих детей, шили костюмы, подбирали музыку.

При разучивании текста к играм-драматизациям очень важна реакция взрослого: улыбка, одобрительный взгляд, кивок головы - всё это показывает детям, что они действуют правильно, помогает поверить в свои силы, преодолеть робость. В конце каждой репетиции надо подбодрить каждого, показать его достижения, подчеркнуть конкретные нравственные проявления: смело выгонял лису, тщательно тянул репку, радовался вместе со всеми.

Расскажу о работе над сказкой «Три поросёнка». Детей надо было заинтересовать, выяснить взаимосвязь между действующими лицами, раскрыть характерные черты каждого героя, помочь ребё нку понять своего героя: почувствовать себя, когда нужно смелым, храбрым, беззаботным, трусливым, добрым, злым. Мы убедились, что слова нужно заучивать в процессе самой игры, только тогда дети, изображающие Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа, должны были выражать неподдельный страх перед волком. Можно ли добиться выразительности, если текст будет разучен отдельно, вне игры, вне связи одного героя с другим? Конечно, нет!

Были поставлены и кукольные спектакли. Причём не только силами взрослых, но и силами детей. Для усиления воспитательного воздействия в кукловоды выбирали детей с ярко выраженными недостатками в поведении: неорганизованных, робких, излишне подвижных. Дети были горды оказанным доверием. С доброй помощью взрослых смогли преодолеть неуверенность и справились с поставленной перед ними задачей. Наблюдая за детьми, мы видели, что опыт дружбы, сотрудничества, следование поставленной цели, постепенно формирует у детей сознание, что только благодаря такому сотрудничеству можно добиться хорошего результата в общей деятельности.

Вовлекая малышей в подготовку представления, необходимо иметь в виду, чтобы они испытывали удовольствие от результатов своей деятельности. Старшим дошкольникам приносит большую paдocть выступление перед малышами. Это создаёт возможность для воспитания у них доброжелательного и заботливого отношения к младшим. Дети старших групп готовят для малышей концерты, показывают драматизации сказок, спектакли кукольного театра. Например, детьми старших групп были показаны малышам драматизации сказки «Три поросёнка», сказка-опера «Огниво», спектакли кукольного театра «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», теневого - «Репка», «Колобок». В результате Настя Белкова, Соня Панкова стали значительно активнее, поверили в свои силы; Егор Кудасов - более организованным, выдержанным, к тому же у него проявились явные творческие способности; Оля Богданова и Егор Пронин научились подчинять свои интересы интересам сверстников. А так как все дети принимали посильное участие в развлечениях для малышей, то общая интересная работа сплотила их, намного улучшила коллективные взаимоотношения между детьми.

В процессе подготовки и проведения развлечений мы прививаем детям элементарные правила поведения: умение внимательно слушать товарища, не перебивать, не смеяться над его неудачами, радоваться всем вместе успехам, терпеливо дожидаться своей очереди выступления. Учим действовать согласованно, добиваться совместной реализации замысла, ответственно относиться к поставленной задаче, уметь друг другу оказывать посильную помощь.

Велико воздействие на нравственные чувства детей и музыкально-литературных концертов, посвящённых творчеству писателей, композиторов. Очень интересным получилось развлечение, основанное на произведениях А. С. Пушкина. Дети сами оформили зал, сделали замечательные иллюстрации к сказкам, стихотворениям. Силами детей поставили сказку «О рыбаке и рыбке». Комплексное воздействие разных видов искусства придало празднику особую творческую атмосферу, углубило эмоциональное впечатление от выступлений детей и взрослых.

Совместно просмотренный спектакль - хороший повод для бесед. Дети с удовольствием делятся впечатлениями, любят, когда у них есть собеседник, который не только внимательно выслушает, но и поможет разобраться в непонятном. Поддерживая разговоры, организуя специальные этические беседы, мы выявляем отношение детей к увиденному. Такие беседы очень полезны, так как помогают детям разобраться в поступках героев.

Значительна роль взрослого в нравственном воспитании детей. Взрослый поясняет ход событий, создаёт определенное настроение, учит правильно реагировать на ошибки детей. И тут важен не только строгий взгляд, сколько личный пример: «Леночка очень старалась. Сегодня у неё не получилось, но в следующий раз она обязательно справится». Доброжелательный тон ведущего, обращение к отдельным детям от лица коллектива - всё это помогает детям переживать успехи и неудачи товарищей как свои собственные.

В заключение хочется ещё раз подчеркнуть, что развлечения являются эффективным средством нравственного воспитания детей при соблюдении следующих условий: взаимосвязь развлечений со всем учебно-воспитательным процессом в детском саду; тщательный отбор репертуара /он должен быть высокохудожественным по форме, доступным и занимательным/; высокий художественный уровень исполнения; доброжелательность и чуткость педагога, показывающего личный пример взаимоотношения со взрослыми и детьми.

Публикации по теме:

Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание детей Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №141 «Теремок» Консультация «Влияние устного народного творчества.

Консультация для родителей «Влияние сказки на развитие и воспитание детей дошкольного возраста» Сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего.

План по самообразованию «Влияние театрализованной деятельности на нравственно-эстетическое воспитание детей» Сентябрь Консультация для родителей "Театрализованные игры. Что это?" Анкетирование родителей "Нужен ли детям театр? Инсценировка с детьми.

Проведение физкультурных досугов и развлечений — эффективные формы физического развития дошкольников 2 слайд Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждого дошкольного учреждения. Действительно, невозможно представить.

Спортивный досуг «Вечер развлечений» для детей младшей группы В зал под музыку (песенка Красной шапочки) входят дети, проходят по залу и садятся на гимнастическую скамейку. Ведущий: Здравствуйте ребята.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в парк развлечений» для детей 4–5 лет Путешествие в парк развлечений Задачи: закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать с.

Творческий отчет по самообразованию «Влияние театрализованной деятельности на нравственно-эстетическое воспитание детей» Нравственно- эстетическое воспитание детей занимает одно из ведущих мест в образовательном и воспитательном процессе дошкольного образования.

Влияние художественной литературы на нравственное воспитание старших дошкольников Недавно мне пришлось писать курсовую работу по проблеме влияния художественной литературы на нравственное воспитание старших дошкольников.

Влияние образовательной среды на воспитание толерантности школьников младших классов В современной педагогической науке на первый план выходят проблемы формирование толерантной среды, представляющей собой комплекс условий,.

Влияние театральной деятельности на нравственное воспитание детейВлияние театральной деятельности на нравственное воспитание детей Игра дело серьёзное, но и весёлое тоже. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры. Одна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проведение развлечений и влияние их на воспитание детей
Опубликовано: 10 мая 2017 в 19:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД