Анна Семенова
Психологическая готовность дошкольника к обучению. Развитие мотивационной сферы
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая готовность дошкольника к обучению. Развитие мотивационной сферы.
В жизни каждого дошкольника наступает момент, когда нa смену игровой деятельности приходит учебная. Безусловно, поступление в школу предъявляет к психике ребенка новые высокие требования. Прежде всего, необходимо помнить, что под готовностью к школе понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы.
Публикация «Психологическая готовность дошкольника к обучению, Развитие мотивационной сферы» размещена в разделах
Итак, рассмотрим основные составляющие, входящие в набор психологической готовности к школе. Это, прежде всего мотивационная, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации [1].
Развитие мотивационной сферы — один из важных аспектов воспитания ребенка. Мотивационное развитие познавательной деятельности во многом определяет готовность ребенка к включению в учебный процесс. При беседе с детьми среди качеств, необходимых для обучения в школе, они все чаще называют умение внимательно слушать, хорошую память, аккуратность и т. д. Почти все выражают готовность приобрести необходимые знания и охотно выполняют соответствующие игровые упражнения. Среди мотивов любой деятельности можно с определенной долей условности выделить внешние и внутренние.
Внешняя мотивация напрямую не связана с самим процессом деятельности, в центре внимания оказываются лишь атрибуты-стимулы: работа ради награды, поощрения. Для взрослого это может быть престиж, хорошее материальное положение. У ребенка при доминировании данного вида мотивации существует представление, что он идет в класс, чтобы получить хорошую оценку, и это нередко подкрепляется словами и действиями педагогов, родителей.
Внутренняя мотивация непосредственно связанна с осуществляемой деятельностью. В нашем примере это процесс получения знаний и происходящие при этом изменения в человеке. Здесь необходимо выделить ситуативный интерес (стремление решить некоторую проблему, разгадать загадку, познакомиться с чем-то интригующим, поучаствовать в интересной работе) и долговременную мотивацию, основу которой могут составлять интерес к процессу учения, уверенность в его развивающем потенциале, понимание детьми прикладного характера и самоценности получаемых знаний.
Старшим дошкольникам и младшим школьникам свойственно стремление к продуктивному общению со сверстниками и взрослыми, желание самоутверж-даться и самореализовываться посредством игры или учения, получать удовлетворение от общения и быть успешным. И естественные мотивы без поддержки со стороны взрослых не становятся основой учебной деятельности. В итоге многие дети не могут ответить на вопрос: "Зачем нужно учиться?". Педагогам и родителям приходится заставлять их делать то, в чем они не видят смысла.
Возникающий у дошкольников интерес к обучению, заставляет их чутко прислушиваться к тому, что говорят об этом взрослые. Именно поэтому работа над формированием положительной мотивации предполагает тесный контакт педагогов и родителей. Таким образом, на развитие интереса к учению значительное влияние оказывает формирование представлений о нем. Детям необходимо донести представление о том, что учение — одна из постоянных, естественных и необходимых сторон жизни человека. Нас учат природа, общение с людьми, собственные и чужие ошибки. Во время взаимоотношений друг с другом мы познаем такие чувства, как дружба, любовь, осваиваем профессию и многочисленные хобби.
С большим интересом дети в данном возрасте слушают, пересказывают и иллюстрируют рассказы, как учатся и обучают своих малышей животные: истории о замечательных качествах и "чертах характера" зверей, птиц, насекомых. Где герои внушают дошкольникам уважение к мудрости природы, пробуждают доброе отношение ко всему живому на планете, заставляют задуматься о собственных особенностях и возможностях. Значительно обогащаются и сюжеты ролевых игр, что также имеет большое значение. Выступая в роли различных животных, дошкольники могут приобрести куда более широкий спектр навыков. Размышляя о том, чему и как учатся животные и люди, многие дети охотно берутся за поиски ответов на вопросы: "Как мышонок Пик научился плавать?", "А как научился плавать ты? Твой папа? Твоя мама?", "Кто из ребят умеет готовить яичницу, и как он этому научился? ", "Как люди в древности объясняли, откуда у верблюда взялся горб и зачем он ему нужен? " и др.
Так понятие "учение" материализуется, расширяется в сознании дошколь-ников, определяется великое множество его источников, выявляется его жизнен-ная необходимость.
Наша задача помочь детям понимать ценности не только практических результатов учения, но и самого процесса. Чтобы дошкольники смогли это увидеть, научились прислушиваться к себе, ощутили свой рост и понимали, что его источником является получение знаний. Предлагая детям самостоятельно принять решение о важности работы над собой, необходимо предоставить им возможность отслеживать свои успехи. Для этого взрослые должен научить дошкольников оценивать ход и результаты деятельности. Иными словами, различные задания, как развивающие, учебные, практические и другие виды деятельности (игра, творчество, учение) должны сопровождаться рефлексивным блоком — вопросами для предварительного планирования и последующего осмысления работы. Каждый ребенок может сам сравнивать качество выполнение отдельных заданий, давать им оценку. Оценка и мотивация деятельности тесно взаимосвязаны. И если дети этому научаться, то не будут нуждаться в оценке взрослого как стимуле учения. Если ребенок учится не для педагога или родителя, не ради поощрения, а по собственной воле, то и оценивать результат он может и должен сам.
Все мы знаем, что школьная оценка определяется путем сравнения работы ученика с эталоном. Чем удалённее результат от эталона, тем ниже балл, этот атрибут школьной жизни малопригодный для детского сада.
Уже в средней группе дети хорошо усваивают качества, которые должны быть присущи разным продуктам их практической, учебной и творческой деятельности. При систематическом проговаривании их перед работой, использовании целевой установки они легко становятся параметрами оценки. Для дошкольников эти качества могут быть следующими: точность в работе по образцу, скорость — в эстафете, аккуратность при выполнении аппликации и т. д. Ребенку достаточно сравнить сегодняшний рисунок со вчерашним или аналогичными работами трехнедельной давности.
Практика показывает, что при систематическом обращении к оценке детьми своей деятельности и ее результатов многие могут дать развернутую сравнитель-ную характеристику работе: не зашла за линию рисунка при раскрашивании, научился правильно держать карандаш — рисунок получился аккуратнее и др. Такая оценка непосредственно связана с целями, которые сам ребенок ставит перед собой. Она отражает его рост в процессе учения благодаря проявленным старани-ям и приложенным усилиям. В этом случае оценка становится фактором для формирования внутренней мотивации учения, а результаты деятельности в данном направлении всегда приносят свои плоды.
Однозначно можно сказать о том, что своевременное выявление детей с низким уровнем мотивативационной сферы дошкольника, позволяет оказать особую психолого-педагогическую поддержку в период старшего дошкольного возраста. Современная психодиагностика предлагает достаточно широкий спектр методик для обследования детей дошкольного возраста. В рамках психологической службы в ДОУ, мотивацию к обучению, возможно исследовать с помощью следующих методик: методика «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова, тест Готов ли ваш ребенок к школе» (М. М. Безруких, методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (Н. И. Гуткиной, методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников М. Р. Гинзбург, тест «Мотивационная готовность» (А. Л. Венгер, тестовая беседа (С. А. Банков, тест угадай настроение школьника (Н. А. Степанов, методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (Н. И. Гуткина, тест школьной зрелости П. Я. Кеэса (адаптация А. Г. Лидерс, В. Г. Колесников.