МААМ-картинки

Психологические особенности народного творчества

русакова ирина
Психологические особенности народного творчества

Подготовила: старший воспитатель.

МБДОУ ЦРР - детский сад № 10

Русакова И. В

Используя народные традиции (а это наряду с песней потешки, скороговорки, дразнилки, считалки, мы не просто знакомим с фольклором, приобщая к культуре, но и тем самым спасаем детей от болезней, критических и кризисных состояний, с которыми они сами справиться не могут, деградации, которые нависли над человечеством.

Публикация «Психологические особенности народного творчества» размещена в разделах

Рассмотрим народное творчество с психологической точки зрения, как направление арт-терапии (т. е. занятия фольклором) «Фольклоротерапия», в котором средствами занятий фольклором осуществляется психокоррекционное и гармонизующее воздействие на личность. Фольклор рассматривается как подсистема этнокультуры, как комплекс видов народного художественного творчества.

Фольклоротерапия – метод превентивной и актуальной психотерапии, представляет собой систему способов отношений, способов жизни, способов деятельности, способов переживаний, закрепленных в произведениях фольклора. Фольклор является моделью жизни, которая и сохраняет опыт человечества и обновляется вместе с обновлением этого опыта, при этом он не теряет своей первоначальной «формульной» основы. Профилактические (превентивные) меры, как известно, являются эффективными во всех сферах деятельности, связанных с сохранением, нормальным развитием и поддержкой жизнедеятельности человека.

Рассматривая психологические особенности народного творчества, можно отметить, что оно направлено на профилактику и коррекцию эмоционально-волевой сферы в период возрастных кризисов ребенка дошкольного возраста: это кризис трех лет, кризис семи лет, а Занятия искусством народным творчеством (фольклором) – оказывают положительное психофизиологическое воздействие на человека, и что самое важное, на его духовное здоровье.

Рассмотрим Функции фольклоротерапии с психологической точки зрения :

1. Психологическая функция

Фольклор способствует раскрепощению, самоидентификации, социализации, ценностному самоопределению детей, принятию ими нравственных норм и норм этического поведения. Через состояние единения, характерное для русского музыкального фольклора, (осуществляется коррекция нежелательных черт личности, эффективные эмоциональные сбросы, которые оказывают качественное воздействие на тело и душу, создают ощущение равновесия, дают точку опоры, чтобы обрести силу, спокойствие, эмоциональную устойчивость.

2. Физиологическая функция.

Народный фольклор, вызывает у детей сильнейшие эмоциональные переживания. Их воздействие на растущий организм активизирует в большей или меньшей степени, работу буквально всех органов, всей сложной системы желёз внутренней секреции и оказывает этим глубочайшее и продолжительное воздействие на всё поведение и развитие детей, зачастую определяя собой важнейшие повороты и сдвиги в этом процессе).

3. Развивающая функция.

Под воздействием фольклора развиваются все психические процессы и функции и прежде всего

- способность к разносторонней мыслительной деятельности, основанной на общих познаниях о действительности, понимании нравственных аспектов, что стимулируюет активную личностную позицию, способствуют выработке у ребят умений смотреть и видеть, слушать и слышать мир.

- музыкально-образное мышление, т. е. особенность воспринимать музыкальное звучание как связную, выразительную последовательность звуков, их комплексов, а также способность слышать и узнавать разную фактуру.

- эмоциональное мышление, которому присущи захваченность объектом, неутомимость, расположение к творческому подъёму. Оно служит той базой, которая позволяет в дальнейшем подвести их к пониманию выразительного значения лада, ритма, метра, мелодии, гармонии в музыке и во всём мире. При этом эстетические переживания детей, связанные с освоением русской фольклорной музыки, реализуются через осознание собственных выразительных движений и эмоций

- воображение. Оно обогащается различными образами фольклорных произведений. Само по себе восприятие народной музыки и её исполнение располагают ребёнка к свободному полёту фантазии, к мечтанию: переживание музыки подсказывает ему «свои» образы, связанные с содержанием того или иного произведения, и это делает фольклорную музыку особенно близкой, дорогой, запоминающейся. Импровизация народных напевов и драматизация фольклорных образов развивают способность к перевоплощению.

Средства, которые можно использовать на занятиях фольклором психологом :

1. Народные игры – универсальный способ общения, формирующий у детей навыки взаимоотношения с коллективом и умение координировать своё поведение с его жизнью, источник радости, удовольствия, развития инициативы и находчивости.

2. Песенный фольклор, который позволяет гармонизировать отношения человеческой личности с окружающим миром, опираясь при этом не на разум, а на сердечное восприятие. А работа со звуком, ритмом, дыханием формирует и корректирует личность человека.

3. Народные танцы. Народные танцы, пляски, различные по характеру рисунка построенные на смене ритмов, движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе терапевтический и освобождающий заряд огромной силы, т. к. создают у детей чувство единения, снимают комплексы, зажимы, расширяют возможности коммуникации.

На занятиях фольклором могут участвовать дети, имеющие,например, психофизические проблемы : двигательная расторможенность, мышечные блоки и зажимы, характеризующиеся эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, неумением строить позитивное взаимодействие с окружающими, низкой самооценкой

Цель занятий с использованием народного творчества как психологического направления - Развитие нравственных качеств личности, формирование русского менталитета через знакомство и исполнение русского фольклора. На занятиях используется весь спектр русского фольклора: песни, танцы, хороводы, игры, малый фольклор (заклички, попевки, песушки и т. п., народные праздники, что дает детям возможность прикоснуться к великому русскому искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

В структуру психологического занятия на основе народного творчества входит ритуал приветствия, проводимый в виде объединяющего хоровода;

эмоциональный разогрев, включающий в себя психоэтюды, контактные игры на выход агрессивных чувств, негативных эмоций («Петушки», «Подушечные бои» и т. п., ласковые игры с поглаживаниями («Подушечка моя пуховая», «Мой бедный ослик болен»).

В раздел «Контакты» включаются двигательные игры (горелки, догонялки); игры инициации, связанные с принятием на себя роли и расширение способов взаимодействия : хороводы («ручейки», «змейки», «Стенка на стенку»).

Завершаются занятия ритуалом прощания с обязательным прощальным хороводом. Результатом таких занятий является нормализация психофизического состояния и эмоционально – личностного статуса ребенка.

В современной педагогике большое внимание уделяется фольклоротерапии как средству сохранения и формирования социального здоровья. Все средства фольклоротерапии направлены на формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности.

Необычайно важно создать условия для психологического комфорта ребенка и для его быстрой адаптации к условиям детского сада. Здесь на помощь тоже приходит народное творчество (фольклор). Детям очень нравятся потешки, прибаутки, маленькие песенки.

В работе психолога с детьми можно использовать следующие виды фольклора:

• Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

• Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

• Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге,

деревьям).

• Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

• Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

• Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

• Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

• Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Речевой материал должен быть понятным, доступным, соответствующим данному возрасту.

Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре мы используем попевочку:

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Молчок!

Детский фольклор может использоваться в играх на развитие мелкой моторики.

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).

Все каши просят,

Все криком кричат:

(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

Акулька - в люльке,

Аленка - в пеленке,

Аринка - на перинке,

Степан - на печке,

Иван - на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, можно учить на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку - бух!

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отводится также шутке, веселью. Для этого применяются дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

- Где ты, брат Иван?

- В горнице.

- А что делаешь?

- Помогаю Петру.

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит.

Планируя игры, детский фольклор можно подбирать разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

Сидит кот у ворот,

К себе кошечку ждет,

На балалаечке поигрывает,

Мышкам глупеньким подмигивает.

Инсценировка русских народных песен всегда вызывает большой интерес у детей, повышает мотивацию к занятиям музыкальным фольклором, вызывает стремление проявить свои творческие способности

Рассмотрим более подробно использование психологом на практике народного творчества. Занятие, на которое приходит педагог, следует начинать по народной традиции – приветствием. Это может быть и «здравствуйте», но тут же и не следует забывать, что «Здравствуйте» - от слова «здоровье», а «ра» - это солнышко. И если вы поздороваетесь не только друг с другом (можно по русскому обычаю и кланяться, но и вспомнив сказки, поприветствуете солнце, землю, То занятие принесет вам не только радость и успех, но и здоровье. Перед занятием целесообразно провести упражнение: «Ах, колпак мой треугольный, треугольный мой колпак». На слове «ах» хлопаете в ладоши, тем самым активизируя рецепторы, находящиеся на внутренней стороне ладони, и балансируя энергетику обеих рук; на слове «колпак» вы жестко дотрагиваетесь до темечка или родничка, массажируя эту точку, через которую проходит энергия из Космоса; на слове «мой»слегка бьете себя по грудной клетке, массажируя дыхательный аппарат; на слове «треугольный» указательными пальцами прочерчиваете «треугольник» жизни», тем самым сохраняя или блокируя защитную энергетическую силу своей ауры. Теперь ребенок готов к безболезненному обучению.

В течении занятия или урока может тихо звучат песня, выбор которой зависит от контигента обучающихся и выполняемой работы. Если задания сложные и дети переутомляются, то возможно звучание веселой «бодрящей» песни. Если в группе большинство – «холерики», включите более спокойную расслабляющую песню, типо «издалека долга течет река Волга….» В конце занятия детям самим можно предложить ту песню, которую они хотят услышать или спеть. (на гармонизацию психофизического состояния ребенка).

Просьба педагога побыть елочкой, одуванчиком, березкой и вспомнить слова об этих обьектах дает возможность снять стресс, тревожность, страх и восполнить свои творческие силы.

Фольклор, как и другие виды традиционной народной культуры, всесторонне воздействует на человеческий организм, способствуя его развитию, а также располагает положительным опытом воспитания детей, накопленным многими поколениями.

Традиционные правила народной педагогики прошли многовековую проверку и удивительно точно соответствуют законам физического, психологического и психофизиологического развития детей.

Психологическая эффективность использования фольклоротерапии определяется рядом факторов:

1. (способствует)снижение скрытой или явной психологической проблемы, проявляющееся в мышечных зажимах или в двигательной расторможенности). Разумеется, снятие мышечного зажима не ликвидирует психологическую проблему, но в ряде случаев способствует этому.

2. Коррекция и терапия средствами народного творчества предоставляют возможность невербального выражения внутренней проблемы. В процессе фольклоротерапии, при занятии психогимнастикой, в играх можно выразить и «сформулировать» проблему через рисунок, движение, изображение кого-либо (чего-либо). Это дает возможность работы с символически выраженной проблемой без захода в травмирующую ситуацию.

3. Коррекция и терапия средствами народного творчества, а именно занятия психогимнастикой, игры позволяют проявить негативные эмоции в социально приемлемой форме. В значительном ряде случаев подавляемые негативные чувства, эмоции и переживания являются одним из значимых факторов в возникновении невротических состояний.

4. В процессе данного рассматриваемого направления происходит расширение сферы потребностей и возможностей личности, что свидетельствует об актуализации резервов личности. Участник группы не только решает психологические проблемы, но одновременно становится субъектом творческого процесса (процесса создания культурного продукта).

Таким образом, все эти методы народного творчества способны в значительной степени решить проблему выявления и актуализации скрытых ресурсов личности и создать предпосылки, как для успешного разрешения психологической проблемы, так и для самореализации личности в целом.

Использование народных традиций дает возможность ребенку расти здоровой, полноценной личностью. Существует система, которая позволяет гармонизировать отношения человеческой личности с окружающим миром, причем опирается она не на разум, а на сердечное восприятие именно такой системой может быть назван традиционный песенный фольклор

Публикации по теме:

Фоторепортаж «Выставка народного творчества на Дону»Фоторепортаж «Выставка народного творчества на Дону» 5 апреля 2019 года в нашем районном доме культуры проходила выставка «2019г. - год народного творчества на Дону». Про выставку узнала от.

Фотоотчёт «Неделя народного творчества»Фотоотчёт «Неделя народного творчества» Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой древности. Искусство это неразрывно связано с трудовой деятельностью.

Фотозарисовки с фестиваля народного творчества «Балтийский вернисаж»Фотозарисовки с фестиваля народного творчества «Балтийский вернисаж» 15 и 16 июня в Калининграде состоялся открытый международный фестиваль народного творчества «Балтийский вернисаж», который собрал на своей.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Проект на каникулярной неделе «Чудесный мир народного творчества» Воспитатели Жеребцова В. Г; Мазакина Н. В. Слайд 1 Проект на каникулярной неделе: «Чудесный мир народного творчества». Слайд 2 Процесс познания.

Русская глиняная игрушка — особый вид народного творчества.Русская глиняная игрушка — особый вид народного творчества. Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Его древние основы народ сохранил и пронес сквозь века, казалось бы, в почти неизменных.

Детские работы по мотивам русского народного творчестваДетские работы по мотивам русского народного творчества Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим опытом работы по народно-прикладному искусству. Я очень много внимания уделяю народному творчеству,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические особенности народного творчества
Опубликовано: 6 ноября 2020 в 07:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД