Вавилова Екатерина
Психологические особенности среднего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу является важным периодом в развитии школьника, а так же «переломным» в его жизни является переход в пятый класс. Пятый класс считается одним из самых трудных для обучения и воспитания. Пятиклассник чувствует себя, с одной стороны, гораздо самостоятельнее и увереннее, а с другой стороны — ещё во многом беспомощным и предоставленным самому себе, своим ещё не окрепшим силам. Это внутреннее противоречие в развитии подростка сказывается на всей его жизни и деятельности, создавая большое число довольно противоречивых стремлений и поступков. Так же школьник начинает занимать новое общественное положение, он уже не может и не хочет безоговорочно подчиняться авторитету старших, он стремится сам понять все то, что ему предлагают или требуют от него взрослые. В связи с изменением его положения в школе, меняется и его внутренняя позиция. Перед обучающимся встаёт задача всё более широких и глубоких обобщений, охватывающих всё большее количество предметов и явлений. Не сразу удаётся понять значение таких обобщений, и не сразу приобретают они значимость для него. Наряду с этим пятиклассник узнаёт сразу несколько предметов, что создаёт новые затруднения для школьника. Ему важно осмыслить те связи, которые существуют между преподаваемыми дисциплинами: он должен сам искать эти связи, точки соприкосновения одной науки с другой. Но пятикласснику приходится разбираться не только в ценности знаний по тому или иному предмету, но и в том, какое положение ему надо занять в классе, а также в школе, семье и обществе. Стремление к самоутверждению основная задача его жизни. Ещё Руссо в своё время писал, что для подростка необходим особый подход воспитателя, что прямое воздействие на подростка сплошь и рядом может вызвать не послушание, а противодействие с его стороны. Если учитель хочет понять ребенка, то он должен действовать так, как будто нет его прямого влияния. Он стоит за подростком, стоит как бы его тенью, всегда облегчая его трудное «становление»; не только не мешает этому «становлению», а всячески содействует ему, добиваясь того, чтобы решения принимались подростком как бы самостоятельно. Хотя обучающийся хочет всё решать самостоятельно, но для этого не хватает ему не только опыта, но и разумения. Поэтому пятикласснику приходится обращаться за советом. Подросток будет советоваться не только с товарищами, но и со взрослыми, не посягающими на его самостоятельность, не навязывающих ему того, с чем он не согласен.
Публикация «Психологические особенности среднего школьного возраста» размещена в разделах
В этом возрасте значение коллектива неизмеримо возрастает, но руководить им становится всё труднее, чем в предыдущих классах. Очень важно для достижения успеха в работе с подростками добиться создания дружного и сплочённого педагогического коллектива. Единство предъявляемых к подростку требований должно быть обеспечено и в семье, где на него возлагаются обязанности, которые он выполняет самостоятельно, без напоминания и постоянных указок со стороны взрослых.
В семьях, где начало этому не было положено с самого раннего детства, такие поручения не всегда легко принимаются подростком. Но и в этих случаях можно добиваться их выполнения, если только подросток почувствует, что ему полностью доверяют, что он является полноправным членом семьи.
Подростку не просто разобраться во всём окружающем, потребность в этом для него достаточно велика. Причём обучающемуся иногда хочется разобраться во всём самому, без помощи со стороны, или при содействии товарищей. На подростка в этом переходном возрасте «набрасываются» множество самых разных впечатлений, среди которых немаловажную роль играют те впечатления, которые связаны с его половым созреванием. Ему разобраться в этом весьма трудно. Он начинает всматриваться в самого себя, начинает становиться отдельной личностью, могущей как бы посмотреть на себя со стороны, заняться собственными переживаниями. Он много нового находит в самом себе, он открывает свое «я» для самого себя. Это «я» и заинтересовывает его и нередко беспокоит. Такое самоуглубление позволяет подростку легко отвлекаться от бросающихся сразу в глаза внешних признаков вещей и замечать то общее, что в них заключено. Известное самоуглубленное может помочь подростку развить абстрактное мышление. Этому способствует и то обстоятельство, что учителя раскрывают перед обучающимся более глубокие связи и отношения, существующие между предметами и явлениями.
Так же необходимо подумать и о своём будущем, о своей будующий профессии. Заглядывая вглубь себя, в свои переживания у подростка развивается самосознание. Это открывает весьма важный для развития личности период самовоспитания. Обучающийся часто хочет очень много, слишком много, а сил у него, настойчивости и опыта для достижения намеренного ещё недостаточно. Это может повлечь за собой ряд разочарований. Постепенно он привыкает к необходимости добиваться известной последовательности и актуальности в выполнении намечаемых им себе целей. У детей подросткового возраста возникает очень много стремлений; эти стремления часто мешают, а иногда и противоречат друг другу. Хочется, чтобы было и то и другое; хочется, чтобы все желания и все порывы были исполнены.
Подросток, пытается делать только то, что хочется. Но это никак не получается, ибо и семья, и школа предъявляют к нему свои требования. И многие из этих требований, возможно и все, приходится выполнять. Да и сам пятиклассник предъявляет требования к себе, иногда даже непомерные. Не всегда удаётся противопоставить свои желания этим требованиям. Приходится выбирать между желаниями и потребностями. Это может вызвать у подростка чувство неудовлетворенности, раздражения, а иногда и неполноценности. Порой эти требования вызывают у обучающегося так называемый негативизм (он производит действия, противоположные тем, которые от него требуют). Негативизм подростка — довольно частое явление. Он доставляет много неприятностей и учителям, и родителям, и самому подростку. Негативизм возникает как якобы «защитная реакция» против посягательства на его самостоятельность. Подросток не любит не только не обоснованных приказов, но и всякого покровительственного тона. К навязыванию взглядов подросток переходного возраста относится резко отрицательно, в этом возрасте постоянно от него слышишь: «я сам знаю», «я не маленький…». Взрослые не всегда с этим считаются. По этому поводу Н. К. Крупская писала: «Часто бывает так: уравновешенный ребё нок и вдруг как с цепи сорвался: нагрубит, напортит и т. д».
Не надо думать, что подростку нравится такая его черта, как негативизм, вспыльчивость. Сдержаться он часто бывает не в состоянии, хотя потом может и пожалеть о сделанном. Как бы ему хотелось, чтобы его не ставили в такое положение, не навязывали бы ему и не приказывали бы того, что унижало бы его и лишало самостоятельности!
Огромную роль в жизни подростков играет коллектив. Он не позволяет им замкнуться в самих себя, требует так или иначе, но необходимо требует постоянной работы над собой. С переходом пятиклассников в шестой класс не кончаются трудности подросткового возраста. В шестом классе вводятся новые предметы. К учащимся предъявляются более строгие требования. Преподаватели считают, что прошел самый трудный период жизни школьника и теперь можно относиться к нему менее терпимо. Прежде всего, продолжается период полового созревания. У девочек пришло или приходят первые страхи перед менструациями. У мальчиков ещё только просыпается понимание того, что с ним происходит и что это происходящее означает. К этому прибавляется ещё отрицательное влияние старших школьников. Во избежание непониманий в период полового созревания необходимо проводить специальные беседы отдельно с девочками и отдельно с мальчиками о научном понимании этих вопросов и всех изменений, которые с ними происходят. Изменяется для шестиклассника и значимость как усваиваемых им знаний, так и своих собственных познавательных интересов. Подросток всё больше и больше начинает понимать роль теории и теоритического обучения. Способность к абстрактному мышлению получает своё дальнейшее развитие в седьмом классе. Этот класс уже не считается таким трудным, как пятый и шестой классы. Подросток в седьмом классе легче переносит трудности переходного возраста. Развитие личности семиклассника проходит более спокойно. Условия, в которых он живет уже достаточно привычны, в школе и в семье он определил своё место. Он уже умеет сдерживать себя, и обучение в этом возрасте не является таким трудным делом.
Учащимся восьмого класса свойствен интерес к самовоспитанию. Восьмиклассники начинают задумываться над своим будущим, перед ними встают вопросы, связанные с выбором жизненного пути. Трудности перехода от конкретного к абстрактному для него во многом уже позади. Подросток в восьмом классе может сравнительно легко сделать общие выводы, опираясь на конкретные факты, познавать законы природы и общества.
Таким образом, можно сделать вывод, что средний школьный возраст является одним из самых сложных моментов в становлении личности ребенка. Все это ставит особые воспитательные задачи и выдвигает иные формы отношений с подростками.