Папки-передвижки

Психологический практикум «На пороге к школе»

Фадеева
Психологический практикум «На пороге к школе»

Цель практикума: повышение психолого – педагогической компетентности родителей по вопросам речевого и психологического развития детей при подготовке к школе.

Задачи:

• Познакомить родителей с основными аспектами понятия «психологическая и речевая готовность к школе».

• Показать практические упражнения и приёмы по развитию компонентов психологической и речевой готовности к школе.

• Предоставить практический опыт игрового партнерства с детьми.

Публикация «Психологический практикум „На пороге к школе“» размещена в разделах

• Акцентировать внимание на соучастие, сопереживание и поддержки ребенка, а не роли эксперта, оценивающего уровень его интеллектуального развития.

Оборудование: презентация «На пороге школы», мяч, игра «Найди пару», схема для выполнения звукового анализа, д/игра «Баскетбол», клубок ниток.

Ход:

1. Вводная часть

Приветственное слово ведущих, сообщение темы практикума.

Игровое упражнение с мячом «Закончите упражнение»

Инструкция: Педагог – психолог по очереди бросает мяч родителям, произнося начало предложения: «Для меня выражение «Ребенок готов к школе означает…». Участник, поймавший мяч, формулирует свой вариант ответа на поставленный вопрос.

2. Теоретическая часть

Мини – лекция педагога – психолога и учителя – логопеда

(с использование презентации)

Педагог – психолог. «Я хочу начать наш практикум словами выдающегося детского психолога Леонида Абрамовича Венгера. «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». В чем же суть готовности?

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, но для успешной учебы этого недостаточно. Надо не обучать ребенка тому, чему его будут учитьв школе, а развивать предпосылки к обучению. Детские психологи выделяют несколько критериев готовности ребенка к школе:

1) Интеллектуальная готовность – ориентировка ребенка в окружающем мире, запас его знаний, усвоенных в системе, способность к к концентрации внимания, развитие памяти, воображения, мелкой моторики, речи и мышления, умения строить логические связи, развитие образных представлений. Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития – наиболее распостраненная ошибка. Усилия родителей направляются на «впихивание» в ребенка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний. Сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.

2) Волевая готовность. Управление своими эмоциями, поведением, умением организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем, положительное отношение к целям деятельности, принятие их, стремление преодолевать трудности, стремление к достижению результата своей деятельности. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации к школе. Речь идет не столько об умении слушаться, хотя это тоже важно, но это больше относиться к вопросам избалованности, вседозволенности, а сейчас мы говорим об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.

3) Мотивационная готовность. Это принятие позиции школьника, положительное отношение к учебе. К учебной деятельности. Мотивационная готовность, это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу, мотивационная готовность у них есть. Однако это совсем не так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в школу очень важно, наконец, потому что, к школе он получит новый красивый пенал, ранец и другие подарки. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребенок не сможет хорошо учиться, даже если он умеет хорошо читать, считать и писать.

4) Социально – психологическая готовность. Потребность в общении, умении общаться со взрослыми, со сверстниками. Войти в детское общество.

Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Учитель – логопед: Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка, как средства общения. Перечислим их:

1) Сформированность звуковой стороны речи – владение правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.

2) Полная сформированность всех фонематических процессов – умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3) Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи – умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ звуков из трех гласных звуков типа «ауи»; анализ обратного слога (гласный – согласный)типа «ап»; умение слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины»звук2, «буква», «слог», «слово», «предложение», знать и верно произносить гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки.

4) Сформированость грамматической категории и связной речи – правильное употребление слов с уменьшительно – ласкательным значением; умения образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных, умение пользоваться развернутой фразовой речью, работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам, владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание первоначального текста; самостоятельно составлять рассказ описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведут к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в отношения с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания задать вопросы, договориться со сверстниками и совместной игре. И наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на характер ребенка.

Важно, что бы родители вовремя обратили внимание на различные нарушения устной речи ребенка, что бы начать с ним логопедическую работу до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше результат.

Практическая часть

Взрослые приветствуют детей

1. Упражнение «Давайте поздороваемся»

Инструкция педагога – психолога: «Вместе с мамами и папами встаньте в круг. Будем здороваться необычным способом. Когда я хлопну в ладоши 1 раз, вам нужно пожать друг другу руки. Когда 2- потереться носами, когда три – обняться. Будьте внимательны! Замечательно.

Чтение:

По дороге знаний предлагаю пройти.

Разные задания ждут вас на пути.

С ними справиться сумейте.

Будьте смелее, не робейте!

А мамы и папы вам помогут в пути.

Дорогу знаний достойно пройти!

2. Демонстрация фрагмента фронтального логопедического занятия

1) Игра «Найди пару»

Логопед раздаёт детям картинки с изображением одного предмета со звуками Ш – Ж, на столах находятся пары картинок с изображением нескольких предметов. По инструкции дети подбирают пару «один – много» и проговаривают: «один шар – много шаров», «один медвежонок – много медвежат».

2) Звуковой анализ Ш-Ж, сравнительная характеристика звуков

После игры логопед спрашивает: Какой звук чаще других встречался в словах ШАРЫ, ШАЛАШИ, МЕШКИ? (звук Ш). Логопед предлагает выполнить анализ звука Ш по артикуляционным и акустическим признакам. Далее педагог просит детей вспомнить картинки, в названии которых встречался звук Ж (дети вспоминают и называют) и выполнить анализ этого звука по артикуляционным и акустическим признакам.

3) Игра «Баскетбол»

Логопед раздаёт детям карточки с изображением трёх баскетбольных сеток

и картинку с изображением баскетбольного мяча

Правила игры: Логопед называет слова со звуком Ш, а дети «забрасывают» мяч в нужную сетку : если Ш находится в начале слова - в первую, если в середине – во вторую, если в конце – в последнюю.

Логопед благодарит детей за участие в играх и правильные ответы и просит

4) Итог: Логопед обращает внимание родителей на :

- в детском саду все образовательные задачи решаются в игровой форме,

- звукопроизношение воспитанников и на то, что в процессе общения педагоги детского сада добиваются правильного произношения поставленных звуков;

- степень овладения детьми дошкольного возраста звуко – буквенным анализом.

Заключительная часть

1. Упражнение «Связующая нить» (проводиться в круге)

Дети «когда я стану первоклассником, хочу, что бы мама и папа….»

Родители «когда (имя ребенка) станет первоклассником – я буду…»

2. Рефлексия с родителями

Вопросы для обсуждения:

• Ваше настроение, чувства после участия в практикуме?

• Что нового, интересного узнали для себя?

• Когда у вашего ребенка что то не получалось, как вы реагировали, какие чувства испытывали?

• Какие упражнения запомнились? Будете ли вы их использовать дома?

Публикации по теме:

«Мама, это ты?» Психологический рассказ В детстве эти края Ему всегда напоминали кадры из фильма «Женя, Женечка и Катюша». Или наоборот, Он всегда в этом фильме вспоминал родные.

Конспект родительского собрания «Семья на пороге школьной жизни ребёнка» (подготовительная к школе группа)Конспект родительского собрания «Семья на пороге школьной жизни ребёнка» (подготовительная к школе группа) Уважаемые коллеги,предлагаю Вам конспект проведённого родительского собрания с практическими заданиями и вопросами о предшкольной подготовке.

Психологический уголок в группеПсихологический уголок в группе Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают.

Психологический квест для воспитанников СРЦН «Юные знатоки» .

Психологический тест для сладкоежкиПсихологический тест для сладкоежки Задумывались ли вы когда-нибудь, как складываете фантик от конфеты, когда съедаете её? Обратите внимание на это в следующий раз. А.

Психологический тренинг «Мы все разные, мы все удивительные» для детей старшего дошкольного возрастаПсихологический тренинг «Мы все разные, мы все удивительные» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми. Задачи: -позитивно настроить детей на.

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Психологический уголокПсихологический уголок Составила воспитатель: Якимова М. Е. Оренбургская обл. Детский сад «Родничок» Уголок для психологической разгрузки детей. Для того чтобы.

Стихотворение «На пороге Новый год»Стихотворение «На пороге Новый год» Здравствуйте, мои дорогие коллеги! Ну, что, готовы к наступлению Нового года? Он, уже, близко. А у меня родился новый стих. На пороге Новый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологический практикум «На пороге к школе»
Опубликовано: 4 августа 2020 в 17:26
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД