Лучший педагог года

Психологический практикум «Агрессия детей: как избежать этого?»

Инна Ошиток
Психологический практикум «Агрессия детей: как избежать этого?»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«АГРЕССИЯ ДЕТЕЙ : КАК ИЗБЕЖАТЬ ЭТОГО

Цель практикума : Сформировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути ее преодоления.

Задачи:

1. Обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка;

Публикация «Психологический практикум „Агрессия детей: как избежать этого?“» размещена в разделах

2. Научить родителей определять причины агрессивности детей и уметь корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

Форма проведения: Психологический практикум с элементами лекции.

Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал, памятки.

Вступление

Сегодня мы поговорим о трудностях, которые часто встречаются у детей, и мы не знаем, почему дети себя так ведут и что с этим делать, как правильно общаться. Попробуем разобраться в одной из таких трудностей. Агрессия, сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её. На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.

Практикум.

Предлагаю вам проверить себя, а что вы знаете об агрессии. Ответьте на несколько вопросов.

1. В каком из возрастных периодов у детей бурно проявляется агрессия?

а) В возрасте 2 года;

б) в возрасте 6-7 лет;

в) в возрасте 18 лет.

2. Кто в большей степени склонен к агрессии?

а) Девочки;

б) девочки и мальчики в равной степени;

в) мальчики.

3. Как следует вести себя взрослым при проявлении детской и подростковой агрессии?

а) Не обращать на агрессивное поведение ребёнка;

б) срочно вмешаться;

в) сказать, что с него берут пример и другие дети.

4. Какие факторы в большей степени влияют на формирование детской агрессии?

а) Плохое настроение учителя;

б) телевидение, Интернет, семейное воспитание;

в) плохое настроение ребёнка.

Правильные ответы: 1 – б, 2 – в, 3 – б, 4 – б.

Детская агрессия – явление, к сожалению, часто возникающее. Поставьте перед собой вопрос: “Все ли в порядке с моим ребенком?”, и выполните простой тест. Отвечайте: “никогда или редко”, “иногда”, “часто” или “очень часто”.

Мой ребенок

1. Выходит из себя

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

2. Спорит со взрослыми

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

3. Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила, установленные взрослыми

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

4. Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

5. Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

6. Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

7. Злобен и нетерпим к критике

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

8. Недоброжелателен или мстителен

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

Если вы ответили “часто” или “очень часто” как минимум на 4 из этих вопросов, то вам необходимо всерьез задуматься. Поведение вашего ребенка может быть признаком серьезной проблемы.

Давайте попробуем разобраться в причинах детской агрессивности и рассмотрим пути коррекции поведения детей.

В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. За все школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 13 тыс. случаев насильственной смерти. Психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Способствуют этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью.

Проблема агрессии и насилия является одной из наиболее острых проблем современного общества. Неудивительно, что мы все больше жалуемся на повышенную агрессивность, раздражительность своих детей. Если такие проблемы возникли, в первую очередь нужно обращаться к психологу с запросами о выборе средств педагогического воздействия на такого ребенка. Но, к сожалению, большинство из нас этого не делает. Дать каждому родителю совет сейчас на практикуме психолог просто не состоянии. Ведь семьи все разные, и дети все разные.

Поэтому в ходе нашего психологического практикума попробуем научиться выявлять первые признаки агрессивного поведения, ошибки в воспитании, чтобы в подростковом возрасте не получить запущенных форм и выработать общие принципы своего поведения с агрессивными детьми.

Четкого определения детской агрессивности нет. Чаще всего под этим понятием подразумевается такое состояние ребенка, при котором он силой стремится получить то, что он хочет, или при помощи силы реагирует на угрозу благополучия. Можно предположить, что, прибегая к агрессивному поведению, дети борются за свое психологическое, а порой и физическое выживание и, вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру за то, что он их не принимал, не любил, не понимал.

Психологами разработаны критерии определения агрессивности :

1. ребёнок часто теряет контроль над собой.

2. ребёнок часто спорит, ругается с взрослыми.

3. ребёнок часто отказывается выполнять правила.

4. ребёнок часто специально раздражает людей.

5. ребёнок часто винит других в своих ошибках.

6. ребёнок часто сердится и отказывается сделать что- либо.

7. ребёнок часто завистлив, мстителен.

8. ребёнок очень чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

По мнению специалистов обычно агрессивные действия выступают у детей в качестве :

средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);

способа психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждения.

Наиболее распространенными проявлениями агрессии в детском возрасте считают - упрямство, драчливость, приступы гнева, ярости, негодования, желания обидеть, унизить, оскорбить, властность, недоумение понять интересы другого, завышенную самооценку.

Что может спровоцировать агрессивное поведение детей? Специалисты считают, наличие у ребенка следующих психологических особенностей может привести к агрессии :

недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

сниженный уровень саморегуляции;

неразвитость игровой деятельности;

сниженная самооценка;

нарушения в отношениях со сверстниками.

Можно ли что-либо изменить в поведении 10–12-летнего ребенка, даже при наличии всех вышеперечисленных причин, вызывающих агрессию? Можно и нужно. Правильно выбранный стиль взаимоотношений педагога, родителей поможет скорректировать поведение школьника.

Существуют разные методы коррекции. Так, например, русский врач и педагог В. П. Кащенко предложил по отношению к детям, которые чаще всего проявляют вербальную агрессию, метод игнорирования.

А в зарубежных исследованиях (Бэрон Р.) была выдвинута гипотеза несовместимых реакций, согласно которой у детей можно вызвать чувства, несовместимые с гневом и агрессией. Это прежде всего:

чувство эмпатии, сопереживание. Эмпатия, возникающая при виде боли и страданий жертвы, может быть эффективна для снижения уровня открытой агрессии у детей, находящихся в раздраженном состоянии, не очень уверенных в правильности своих действий;

юмор и смех («Ты выглядишь сейчас круче Шварцнегера»).

Кроме того, уменьшить уровень открытой агрессии можно также, создав условия для эмоциональной разрядки.

Можно также воспользоваться методом «поглаживания» спровоцированного агрессора, который вызовет у него позитивные состояния и реакции, несовместимые с гневом и агрессией. В качестве таких «поглаживаний», психологи предлагают использовать: извинения, признание вины, комплименты, скромные, но неожиданные подарки, доброжелательный юмор, ненавязчивую похвалу.

В момент особенно интенсивного агрессивного состояния ребенка можно использовать следующие приемы сглаживания агрессии :

попросить ребенка улыбнуться, подышать глубже, нормализовать дыхание, расправить плечи, расслабиться, отжаться от пола;

предложить ребенку переадресовать агрессию на неодушевленный предмет или действие (скомкать или разорвать в клочья бумагу, топать ногами, громко кричать, используя «трубу» из ватмана, бить боксерскую грушу и т. п.);

переключить внимание на какое-либо задание («Помоги мне, пожалуйста, снять с полки…»);

можно также попросить ребенка вспомнить что-то приятное, предложить ему мысленно оказаться в приятном месте, сказать себе добрые слова, найти в случившемся положительные стороны.

Попробуем проиграть некоторые ситуации. Но прежде определим, к какой цели в воспитании ребенка каждый из вас стремится. (Выберите для себя модель поведения вашего ребенка).

Модели поведения ребенка.

Идеальная модель.

Ребенок приходит в два часа домой. Две минуты на переодевание (одежда тщательно складывается в шкаф). Далее он убирает в своей комнате. После этого дочь или сын идет в магазин за хлебом, молоком и т. д. Ну а теперь время приготовления уроков: полтора-два часа ребенок занимается математикой, литературой. А затем идет на кухню чистить картошку, ставит чайник, накрывает стол. За ужином ребенок делится с вами своими впечатлениями, расспрашивает вас о вашей работе.

Средняя модель.

Ваш ребенок с приятелем. В руках палки. Палка тарахтит по решетчатой ограде. Когда им надоедает «стрельба», они надевают портфель или рюкзак на палку и раскручивают его – и сумка летит в кусты. Приятели сели на скамейку, поговорили о собаках, об автомобилях, о футболе. В три часа сын пришел домой и уселся перед экраном телевизора. Затем он поговорил по телефону с друзьями. Потом к нему пришел приятель. Музыка включена на полную мощность. Стучат соседи со всех сторон. Шесть часов вечера. Сын спохватывается: в комнате не убрано, он не ел. Быстро садится за уроки, предварительно включив телевизор. Приходят родители. Мать смотрит в холодильнике: каша не разогрета, кефир не выпит. «Голодный, наверное. Сейчас я быстренько тебя накормлю. Что же ты не переоделся?»

Негативная модель.

Вы постоянно задаете себе вопросы: «Где он сейчас? С кем? Опять, наверное, Лешка приходил? Вчера в школу вызывали: уроки перестал учить. Пришел поздно, одежда в грязи. Отец за ремень, взялся – «ударишь – уйду из дома».

Итак, перед вами три модели. По какой из них строятся ваши отношения с ребенком? Какая модель сложилась у вас в реальности? Что должны делать вы, чтобы отношения выстроились в каждой из предложенных моделей? (Ответы родителей.)

Выводы. Если вы стремитесь к «идеальный модели», подумайте над тем, как повысить нагрузку в интеллектуальном и физическом развитие ребенка.

Если ваши отношения развиваются в направлении средней модели, попробуйте хотя бы на первый случай организовать жизнь ребенка, чтобы меньше было у него праздного время препровождения. Подумайте о том, чтобы добрые чувства основывались на добрых делах ребенка. Только совпадение полезной деятельности с добрым отношением к людям может приблизить к идеальной модели воспитания.

Если же ваши отношения сложились в негативную модель, необходимо установить точный диагноз болезни вашего ребенка. Относитесь к нему именно как к тяжелому больному. Ведь больных не отчитывают и тем более не бьют. Их лечат терпеливо и долго. Пока не приходит здоровье.

Групповая дискуссия. Введение в ситуацию.

«С самого начало моей педагогической практики я обратила внимание на Колю. Он мог целый урок сидеть под партой, смеша своих товарищей, пытался выкрикивать что-то во время объяснения нового материала. Николай был слабым учеником, в четверти у него бывали двойки по математике. Жил Коля очень далеко от школы, никого поблизости из его товарищей по классу нет. Мать и отец работают, но отец часто выпивает. Матери приходится нелегко: и на работе и дома все делать, воспитывать двоих детей – Колю и младшего Сережу. Коля помогает матери во всем. Он любит ее и не любит отца за то, что тот пьет и часто обижает мать. В школе мальчик слышал только одно – плохой, неисправимый и все больше опускался: начал грубить, срывал уроки, он как бы мстил тем, кто враждебно относился к нему».

Вопросы для обсуждения:

Как видите, налицо агрессивное поведение ребенка.

– Почему в данном случае сложилась негативная модель поведения ребенка?

– Что надо предпринять родителям, учителю, чтобы исправить ошибки в воспитании Коли?

Обсуждение ситуации родителями, выработка приемов снятия агрессивного состояния ребенка.

Расскажите о своих проблемных ситуациях таких, в которых вы не знаете как поступить, и мы все вместе обсудим их и попытаемся найти верное решение. (Родители делятся своими проблемами)

Обобщая все то, что вы услышали сегодня, можно сказать, что жить с агрессивным ребенком можно и без доведения до критической ситуации. Необходимо только постоянно помнить и применять правила экстренного вмешательства, обеспечивающие конструктивное воздействие на агрессивные реакции детей. Еще раз повторим их:

1. Спокойное отношение, игнорирование незначительной агрессии (так называемый изящный уход). Озадачьте «агрессора», неожиданно соглашаясь с ним или меняя тему. Отвечайте так, как если бы слова ребенка были безобидными, незначительными или очевидными.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении, а не на личности ребенка. («Ты воспитанный человек, но сейчас ведешь себя агрессивно».)

3. Контроль своих собственных негативных эмоций.

4. Снижение напряжения ситуации. Нельзя реагировать словами и действиями устрашающего характера, гневной интонацией («Будет так, как я скажу, понятно?», «Опять ты» и т. п.)

5. Обсуждение проступка после успокоения сторон. Важно при этом сохранять спокойную, объективную позицию, акцентировать внимание на негативных последствиях для окружающих и самого ребенка.

6. Сохранение положительной репутации ребенка. Для ребенка самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка. Сохранить положительную репутацию можно, публично сведя к минимуму вину ребенка («Ты не хотел его обидеть», предложив компромисс и не требуя полного поучения.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Альтернативное агрессивному поведению взрослого можно построить, используя следующие приемы: выдержать паузу, молча заинтересованно выслушать ребенка, прояснить ситуацию наводящими вопросами, признать его интересы и сообщить ему свои.

Следуйте всем этим правилам и «погода» в вашем доме станет намного более спокойной. Успехов вам!

Раздача памяток.

Приложение №1

Памятка для родителей «Как вести себя с агрессивными детьми»

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

Слушайте своего ребенка.

Проводите вместе с ним как можно больше времени.

Делитесь с ним своим опытом.

Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах.

Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

2. Следите за собой особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия

Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно).

Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

Скажите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или: «Дела на работе вывели меняиз себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».

4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

Примите теплую ванну, душ.

Попейте чаю.

Сделайте «успокаивающую» маску для лица.

Просто расслабьтесь, лежа на диване.

Послушайте любимую музыку.

Позвоните друзьям.

Вспомните о своём хобби.

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать гнев.

Не давайте ребёнку играть теми предметами, которые вам особо дороги.

Не позволяйте выводить себя из равновесия, управляйте своими эмоциями.

6. К некоторым особым событиям следует готовиться заранее, подготовьте ребёнка к предстоящим событиям

Изучайте силы и возможности вашего ребёнка

Отрепетируйте заранее визит к врачу или в детский сад

Чтобы ребёнок не капризничал, продумайте его отдых и питание, например, в поездке.

Приложение №2

Памятка «Как предупредить детскую агрессию»

1. Будьте внимательны к своему ребенку, почувствуйте его эмоциональное напряжение.

2. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

3. Не запрещайте ребенку выражать свои отрицательные эмоции, а вникните в их суть.

4. Умейте принять и любить своего ребенка таким, каков он есть.

5. Предъявляйте разумные требования к ребенку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность.

6. Не критикуйте действия учителей, воспитателей в присутствии ребенка, а предъявите свое неудовлетворение при личной встрече с ним.

7. Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребенка.

8. Пользуйтесь поощрениями, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.

Приложение №3

Пословицы и поговорки о воспитании:

Умел дитя родить, умей и научить.

Детки – радость, детки и горе.

Детки хороши – отцу-матери венец, худы – отцу-матери конец.

Детишек воспитывать – не курочек перевоспитывать.

Каков отец, таковы и дети.

Выкорми змейку на свою шейку.

Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.

Добра ищи, а худо само придет.

Добро поощряй, а зло порицай.

Ласковое слово пуще дубины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бютнер, К. Жизнь с агрессивными детьми. М. : Педагогика, 1991. ISBN 5-7155-0410-4.

2. Вишневский, В. В. Такие простые сложные истины. М. : Педагогика, 1984. 160 с.

16. Волкова, Е. М. Трудные дети или трудные родители? – М. : Профиздат, 1992. – 96 с. – ISBN 5-255-00601-7.

3. Диалоги о воспитании: кн. для родителей. – М. : Педагогика, 1985.

4. Жутикова, Н. В. Психологические уроки обыденной жизни: беседы психолога. – М. : Просвещение, 1990. – 256 с. – ISBN 5-09-001745-Х.

5. Жутикова, Н. В. Психологические уроки обыденной жизни: беседы психолога : кн. для учителей и родителей. – М. : Просвещение, 1990. – 256 с. – ISBN 5-09-001745-х.

6. Натанзон, Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика. М. : Просвещение, 1991. 128 с. – ISBN 5-09-003676-4.

7. Ольшанская, Н. А. Техника педагогического общения. Практикум для учителей и

8. Портал «Детский психолог»/www.childpsy.php.

9. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие: в 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманитсост. Л. Е. Пахомова.

10. Эйдемилер, Э. Г., Юстицкий, В. В. Семейная психотерапия. – Л. : Медицина, 1989. – 192 с. – ISBN 5-225-01588-3.

Публикации по теме:

Как мы шили кукол и что из этого вышло. История с продолжениемКак мы шили кукол и что из этого вышло. История с продолжением В прошлом году, в октябре мы собрались у подруги, чтобы шить кукол. А началось все с того, что дочка одной из подруг купила несколько книг.

Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных.

Консультация для родителей «Как избежать возникновения стресса у детей» (первая младшая группа) Строгий распорядок дня, отдыха. В первую очередь дети любого возраста должны соблюдать режим, вовремя ложиться спать. Сон должен быть непрерывным.

Памятка для родителей «Как избежать школьных неудач?» Современные дети проводят в школе большую часть своего времени, в школе испытывают первые радости успеха и первые разочарования от неудач.

Памятка родителям «Как избежать инфекционных и простудных заболеваний» Чтобы избежать инфекционных и простудных заболеваний: 1. Ваша задача- помочь детскому организму заранее и в безопасной,т. е домашней, обстановке.

Постановка звука [р]. Как преодолеть трудности и избежать ошибокПостановка звука [р]. Как преодолеть трудности и избежать ошибок Постановка звука Р может осуществляться разными способами. Обычно у каждого логопеда есть несколько своих любимых и безотказно действующих.

Психологический практикум для родителей и детей 4–5 лет «Путешествие в космос» с использованием пособий Воскобовича. Задачи: 1. Ввести детей в тему, подготовить к разговору о своих чувствах. 2. Учить детей технике дыхания (короткий вдох - длинный выдох) и.

Психологический семинар практикум «Психологическое здоровье педагога-залог эффективности учебно-воспитательного процесса»Психологический семинар практикум «Психологическое здоровье педагога-залог эффективности учебно-воспитательного процесса» «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГОВ – ЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» Цель: формировать представления педагогов о здоровье,.

Психологический уголок в группе как условие эмоционального благополучия детей Мы живем в эпоху кризисов, где родители с нынешним ритмом жизни не всегда в должной мере могут позаботиться о своем ребенке. Ценностная.

Психолого-педагогический практикум для педагогов «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ: «БЛАГОПРИЯТНЫЙ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологический практикум «Агрессия детей: как избежать этого?»
Опубликовано: 16 декабря 2017 в 02:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД