Ольга Киреенкова
Психологическое исследование детей с ЗПР в детском саду (мини-отчет)
▼ Скачать + Заказать документы
Я хочу поделиться с вами своим небольшим отчё том на тему: «Психологическое исследование детей с ЗПР в детском саду».
Наше знакомство с детьми детского сада началось с краткой характеристики 1 группы детей., которая имела такой диагноз, как ЗПР, имбицильность и т. п. Воспитатель данной группы провела несколько упражнений-игр, которые показали выраженные симптомы данных диагнозов:
Публикация «Психологическое исследование детей с ЗПР в детском саду (мини-отчет)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Исследовательская деятельность
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
1) Воспитатель призвала детей взяться за руки и водить хоровод, затем дети хлопали в ладони;
2) Воспитатель предложил детям игру «Колпачок», где дети показали свою активность, т. к. эта игра им была очень знакома.
Затем представили другую группу детей, воспитатель которой дала краткую характеристику всех детей :
1) Андрей: 7 лет, семья полная, ОНР, заикание (наследственное, грубое ЗПР, в саду 3 года;
2) Миша: 7 лет, грубое ЗПР, ОНР (общее недоразвитие речи, семья полная, но неблагополучная;
3) Саша: 6 лет, грубое ЗПР, моторная аломия (внешнее нарушение лица, выражен гипоталамус, семья неполная;
4) Катя: 5 лет, грубое ЗПР пограничная умственная отсталость, отстаёт мозговая деятельность, 2-я в семье, внешне выглядит бледной, повышенная потливость;
5) Дима: 6 лет, умственная отсталость- критинизм (на основе щитовидной железы, повышенная подвижность;
6) Сергей: 5 лет, ОНР, ЗПР (истерика, эмоционально-волевые нарушения, нарушена речь;
7) Даша: 6 лет, умственная отсталость, гидроцефалия (большая голова, путание речи, повышена утомляемость;
8) Артё м: 5 лет, Грубая ЗПР, нарушение эмоционально-волевой сферы, семья полная.
Все эти дети не любят слушать начитанные тексты. С этими детьми воспитатель стала играть, тем самым показывая их вовлечённость в деятельность. Даша отказалась играть и подошла к нам. Затем она присела рядом с нами и стала наблюдать за всеми.
После ряда упражнений-игр воспитатель попросила остаться тех детей, которые скоро пойдут в школу, а остальных детей она отвела в игровую комнату. В школу идут Серёжа, Саша и Андрей. Воспитатель вместе с ними села за стол и предложила им поиграть. Они согласились. Упражнения были связаны с темой «Осень». Ребята хорошо справились с заданиями.
Общее для всех этих детей характерно ЗПР, которое имеет такие выраженные черты, как: незрелость эмоций и воли, низкая работоспособность в результате повышенной истощенности, ограниченный запас общих сведений и представлений, обеднённый словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, неполная сформированность игровой деятельности. Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. Значительно повышается эффективность и качество умственной деятельности при решении наглядно- действенных задач. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. К началу школьного обучения у этих детей не сформированы основные мыслительные операции- анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность.
Всё это говорит о том, что ЗПР проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребёнка не соответствуют его возрасту.
Далее,как психолог, я решила провести диагностику одного из ребят. Вот что из этого получилось:
Испытуемый: Сергей, 5 лет
Диагноз: ЗПР, ОНР (общее недоразвитие речи)
Действие эксперементатора Действие испытуемого
1. Диагностика умственной отсталости
1) Разложение фигур от большего к меньшему Серёжа сразу сориентировался, разложил правильно
2) Разложение формы Правильно назвал все предложенные ему фигуры
3) Наложение Серёжа сначала примерял фигуры, а затем правильно наложил их на контур
4) Различение цветов Правильно назвал все цвета, кроме оранжевого
5) Различение ширины и длинны Правильно показывал все полоски, ответами которыми они являлись. Быстро ориентировался.
6) «Убери лишнее» Показал всё правильно
2. Треморные задания
1)Проведение линии, не касаясь краёв Серёжа на 1 листе линию провёл неправильно, даже делал 2 попытки, а на других листах вовсе не стал проводить линии. Это говорит о нарушении моторики.
2)»Недоведённые фигуры» Испытуемый фигуры дорисовал почти правильно, но линии фигур кривые и недоведены до конца
3)Составление по образцу Испытуемый елочку собрал правильно, сразу убрал лишнюю фигуру, но треугольники положены другой стороной.
4)Разрезанные части Серёжа фигуру цветка собрать не смог
5)Рисование симметричной фигуры Создавалось впечатление,что Серёжа плохо понял инструкцию к этому заданию, т. к. дорисовывание симметрии фигуры (бабочки) было неправельным, рисовал что хотел, отвлекался.
3. Мышление. Речь
1)Различение времени года Серёжа правильно различил времена года и назвал существенные признаки этих времён, т. е. почему он так решил
2) Найди различия Испытуемый с этим заданием справился слабо: из 5 отличий нашёл только 2
3)Составление фигуры Серёжа не смог составить фигуру
4)Различение эмоций Испытуемый слабо различает эмоции, неправильно их называет
5)Составление рассказа на последовательность Испытуемый рассказ на последовательность не составил, он лишь отвечал на наводящие вопросы.
6)Волевые усилия Испытуемый во время выполнения этого упражнения много отвлекался, задавал вопросы о том, как закрашивать кружки, в результате он ничего не сделал
7)Зачёркивание одинаковое Из предложенных фигур испытуемый решил зачёркивать звёздочки. Он зачеркнул все, кроме одной.
8)Нарисовать ёлку с общим количеством иголок Серёжа задание не сделал
9)«Убери лишнее» Испытуемому был предложен лист, на котором нарисованы 3 шара одного размера, а 1 меньшего размера. Серёжа ответил правильно.
Замечание:
В целом реакция на обследование положительная. Ребёнок с интересом слушал задания, которые, ему были знакомы. Часто отвлекался, начинал задавать разные вопросы. Предлагал свои игрушки. После непродолжительного отдыха начинал активно выполнять задания.
Заключение:
На основе результатов проведённого обследования можно сделать следующие выводы об особенностях психических процессов у испытуемого. Имеют место небольшие нарушения эмоционально-волевой сферы. Нарушена речь. Зрительное восприятие (височные и теменные доли мозга) не нарушено, на что указывает безошибочное узнавание изображений предметов, а также смысловое восприятие сюжета картинки. Нарушено внимание (он будет заинтересован в каком-нибудь деле только после продолжительного отдыха). Моторика развита нормально. Значительно повышается эффективность и качество умственной деятельности при решении наглядно-действенных задач. Отмечается низкий уровень самоконтроля.
После этого исследования Серёжа вместе с детьми отправились обедать, а мы стали обсуждать с остальными воспитателями полученные результаты исследования.