Психологическое просвещение. Особенности психического развития детей раннего возраста. Консультация для родителей

Шмырёва Елена
Психологическое просвещение. Особенности психического развития детей раннего возраста. Консультация для родителей

В детском саду № 28 «Сказка» в г. Ногинске Московской области педагогом-психологом организован родительский клуб «Мамина школа». Основными целями родительского клуба «Мамина школа» являются психологическое просвещение родителей, улучшение взаимопонимания и взаимодействия между родителями и детьми, а также между родителями и персоналом ДОУ – воспитателями, педагогами, специалистами, администрацией.

Здесь приводится одна из лекций в рамках психологического просвещения родителей.

Особенности психического развития детей раннего возраста.

Лекция для родителей.

Цель:

- повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

- рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей;

- активизировать работу по развитию речи детей.

Необходимые материалы: листы бумаги формата А4, ручки.

1. Особенности развития детей 2–3 лет.

Ребенок, достигший, двух-трех лет, растет и развивается с космической скоростью. В это время на малыша оказывают огромное влияние родители, ведь каждое их слово находит отражение во внутреннем мире ребенка. В этом периоде малыш совершает большие достижения, становится самостоятельным, но в то же время может казаться непослушным. Какие главные изменения происходят с ребенком в этот период?

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.

У нормального здорового ребенка в первые три года жизни ярко выражены познавательные потребности. Эти потребности заставляют ребенка двигаться, познавать новое. И, в свою очередь, движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если же дети ограничены в движении и получении информации, то их психическое развитие значительно задерживается.

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на общение ребенка сначала с взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему.

Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним.

Центральным новообразованием возраста является возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я». Кроме эмоционального взросления усиливается и двигательная активность крохи. У него довольно часто возникают желания, которые не совпадают с родительскими, потихоньку ребенок начинает проявлять бунтарские замашки.

В этом возрасте уговорить малыша сделать что-либо непросто, а заставить – практически невозможно. Кроха считает себя уже достаточно взрослым, поэтому родителям ни в коем случае нельзя подавлять желания ребенка (если они не опасны, помогать ему самовыражаться, расти в личностном плане, формировать характер. Окружающим нужно помнить, что первое представление о себе у ребенка формируют родители. Частые замечания могут привести к появлению у ребенка неуверенности в себе. К трем годам у ребенка у ребенка обнаруживается осознание себя как личности, имеющей свои чувства и желания.

Все это проявляется в знаменитом «кризисе 3-х лет».

«Кризис 3-х лет» - определение условное, т. к. временные рамки его гораздо шире. У одних детей он начинается в 2 года 10 месяцев, а у других – в три с половиной года. Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок перестаёт беспрекословно выполнять просьбы взрослых. Он хочет показать всем, что у него есть своя точка зрения, и с ней нужно считаться. Также для ребенка важна его успешность. Он начинает бурно реагировать на замечания, становится обидчивым, начинает хитрить. Он часто хочет сделать лучше сверстников.

Посткризисное развитие ребенка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрослым.

Возможны два варианта:

1. Если взрослый позитивно оценивает личность ребенка, тактично указывает на недостатки и промахи, хвалит ребенка за успехи, то ребенок научится гордиться собой и своими успехами.

2. Если взрослый стремится добиться подчинения любой ценой, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, то у ребенка разовьётся желание добиться своего любой ценой. В этом случае раздражительность и упрямство укоренятся и станут чертами характера.

Мышление в этом возрасте - наглядно-действенное. А к 4-годам начинает формироваться наглядно-образное.

Внимание и память носят непроизвольный характер. Запоминается все яркое и интересное, что было интересно и эмоционально окрашено. Преобладает узнавание, а не запоминание.

Ведущей деятельностью является предметная деятельность. Эта деятельность подразумевают, что предмет используют в качестве орудия - например, ложкой едят, лопаткой копают, молотком заколачивают гвозди.

Игра – предметно-манипулятивная. Игра «рядом» со сверстником. Игрушки - матрешки, пирамидки, вкладыши…

Развивается высокая физиологическая чувствительность, чувствительность к физическому дискомфорту (одежда колется, колготки мокрые).

Общение со сверстниками - играют рядом. Более плодотворное общение немного позднее.

Волевые усилия в этом возрасте развиты еще слабо, только формируются, поэтому тяжело отказаться от того, что хочется.

Одним из условий спокойствия и уверенности ребенка - систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. соблюдение режима. В его понимании все должно быть как всегда: мама, папа, детский сад и т. д.

Речь. В раннем возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие активной речи, которое идет в совместной деятельности со взрослым.

Специалисты считают, что в 2 года в словарном запасе ребенка должно быть не менее 50 слов. К 3 годам это значение увеличивается до 1500 слов. От усилий взрослых многое зависит, а именно: раннее развитие речи у малыша и содержательная направленность его речевого развития, его способность активно воспринимать слова.

Среди причин запаздывания формирования «говорения» у современных детей психологи отмечают недостаток общения и деятельности взрослого и ребенка. Долгое общение с планшетом, телевизором тоже не способствует развитию разговорной речи. Совместные игры, чтение книг, просто беседы с ребенком - вот залог хорошего речевого развития. Для полноценного развития ребенка нужно постоянно разговаривать и объяснять все действия, происходящие с ним. Конечно, каждый ребенок индивидуален и начинает разговаривать в положенный ему срок, но помочь развить этот навык все-таки можно при помощи специальных упражнений и развивающих игр.

2. Как ускорить процесс появления речи у ребенка.

Познаем предметы вместе.

В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы, открывают и закрывают двери, трогают все ручками. Возьмите за правило описывать его действия. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка». Поощряйте любую активность ребенка и акцентируйте внимание на том, что он делает.

Знакомство с книгами.

Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром. Сказки, стихи, потешки. Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, из рубрики о животных под названием «Кто я?». Показывая в книжке или на карточке, рисунок с кошкой, можно говорить: «Как говорит кошка? – Мяу». Посредством этих занятий вы сможете познакомить ребенка с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому зверьку принадлежит тот или иной звук. Старайтесь изучать животных, которых вы можете видеть на улице. Малыш, увидев собачку или кошечку, начнет уже говорить «гав» или «мяу».

Моторика.

Развитие моторики в раннем возрасте является важной задачей для развития ребенка в целом. Любой малыш, ограниченный в движении, отстает в познавательной деятельности. Все дети хотят двигаться, исследовать окружающий мир, взаимодействовать с людьми и игрушками. Несформированность крупной моторики (движения руками, ногами, туловищем и т. д.) проявляется в виде плохой координации частей тела при выполнении сложных движений, их недостаточной точности и ловкости (неуклюжести, в выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений по показу или словесной инструкции. Чем раньше начата с ребенком работа по формированию у него двигательной сферы, тем меньше вероятность возникновения отклонений в его моторике и тем более благотворно скажется влияние двигательных функций на его психофизическое развитие.

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает и в карман кладет.

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ.

Навыки крупной моторики - это фундамент для формирования тонких движений рук.

Для развития речи полезно развивать мелкую моторику рук.

Развитие головного мозга у ребенка напрямую связано с развитием мелкой моторики руки. Ученые доказали, что есть основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук - мелкую моторику.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил - «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития. Эти игры:

1) Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. «Чем более гибкие пальцы, тем более гибкий ум».

2) Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.

3) Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!

4) Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

5) Помогают в игре формировать элементарные математические представления.

6) Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

7) Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.

8) Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Очень помогают в развитии мелкой и крупной моторики музыкальные обучалочки Сергея и Екатерины Железновых:

Пальчики.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — Ванечка.

Поочередно показывать пальчики, раскрывая кулачек.

Прятки.

В прятки пальчики играли и головки убирали.

Вот так, вот так, и головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы.

Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

Пальчик.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это может быть сверчок?

Ну-ка быстро вылезай?

Это пальчик - ай -ай- ай!

Апельсин.

Мы делили апельсин (крутим кулачком).

Много нас, а он — один (показываем все пальчики, а после — только один).

Эта долька - для ежа, эта долька - для чижа (поочередно на каждого зверька отгибаем пальчик).

Эта долька - для котят, эта долька - для зайчат» (если делает мама, она может помассировать пальчики).

Эта долька - для бобра, а для волка - кожура» (на слове «кожура» нужно потрясти всеми пальчиками опущенных вниз кистей).

Он сердит на нас - беда,

разбегайся кто куда.

Ежик.

Руки сцепляем замочком и качаемся из стороны в сторону:

Ежик - ежик колкий, где твои иголки (На последнем слове надо помочь малышу растопырить пальчики-иголки).

Массаж.

Можно делать массаж ладошек и пальцев руками, можно делать массажными маленькими мячиками - «ежиками», Или, что еще лучше, - грецкими орехами. Пройтись ими по всей ладошке и по каждому пальчику, предложить малышу самому подержать и поперекатывать орехи или массажные ежики в руках.

Игры для развития мелкой моторики.

Ищем клад.

Для мелкой моторики очень полезны игры с крупами. Возьмите большую миску и смешайте в ней все, что можно: фасоль, чечевицу, горох, пшено. Туда же отправьте шишки, желуди, каштаны и ракушки - естественно, вымытые и просушенные. А еще внутрь всей этой «каши» нужно закопать какой-то сюрприз - маленькую игрушку, машинку или баночку мыльных пузырей. Задача малыша - долго копаться ручками в разнородной смеси, чтобы найти подарок. Параллельно можно считать шишки, каштаны, сортировать фасоль по цвету.

Мама должна помнить, что малыша нельзя оставлять без присмотра.

Рисуем манкой.

Возьмите противень и щедро посыпьте его манкой или сахаром. Покажите ребенку, как можно рисовать пальчиками на таком «экране»

Сортируем.

В одну миску насыпаем фасоль (лучше красную) и пшено. Задача малыша - всю фасоль переложить в отдельную мисочку. Для детей постарше задачу можно усложнить, предложив осуществлять все действия, например, щипчиками для сахара.

Если смешать фасоль с манкой, то ребенку можно выдать сито, тогда будет развиваться и крупная моторика его ручек.

Творим.

Рисование карандашами, пальчиковыми красками, лепка из пластилина, аппликация - все это способствует развитию мелкой моторики.

Для правильного развития речевого аппарата очень полезны игры на дыхание.

Сделать это с ребенком можно при помощи разнообразных игр:

1) Самая простая из них это «Дудочка». Нужно просто дать ее ребенку и предложить подуть, предварительно показав, как это делается. Если выбрать красивую дудочку с негромким свистом для своего малыша, это поможет сделать занятия интересными и увлекательными.

2) Еще одна излюбленная игра малышей – «мыльные пузыри». Она доставит уйму радости и удовольствия ребенку. Пузыри можно не только выдувать, но и ловить их руками. Очень удобно проводить такую игру во время купания ребенка. Также в ванной можно дуть в обычную соломинку прямо в воду, при этом будут создаваться небольшие волны и брызги. Главное, подобрать правильный размер такой трубочки, чтобы она была не слишком длинной для ребенка.

3) Игра с ватой. Для этого нужно взять маленький кусочек ваты, положить его на стол и попросить ребенка сдувать его. Интереснее всего играть в такую игру вместе. Например, нужно подуть на кусочек с ватой так, чтобы он улетел как можно дальше. В целом, дуть можно на все легкие предметы, главное, чтобы это было забавно и безопасно.

3. Как воспитатель занимается развитием ребенка в течение всего дня.

Психические процессы (внимание, память) мы развиваем не только на занятиях с психологом, но и в течение всего дня, пока ребенок находится в детском саду:

1) Утренний прием. Собираются дети в ясельную группу. А воспитатели решают свои педагогические задачи. Они учат детей здороваться с взрослыми и со сверстниками - «Не тетя Марина, а Марина Викторовна». Родители тоже должны обращать на это внимание.

2) Умывание. В нашей группе есть отдельная комната. У каждого ребенка - отдельное полотенце, которое они находят по картинке (развитие внимания, памяти). Воспитатели учат детей закатывать рукава, потом мыть руки, правильно пользоваться мылом, насухо вытирать руки полотенцем, вешать полотенце на свое место.

3) Завтрак, обед, полдник. Формируем у них навыки еды: учим не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать еду с закрытым ртом. Учим правильно пользоваться ложкой, салфеткой, не выходить из-за стола, не дожевав пищу.

4) Занятия с воспитателем по программе «От рождения - до школы». Она разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. В программу входит:

• социально-коммуникативное развитие, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,

• познавательное развитие,

• речевое развитие,

• художественно-эстетическое развитие - музыка, рисование, аппликация. ,

• физическое развитие.

5) На прогулке: наблюдение за природой.

6) Перед тихим часом мы приучаем детей раздеваться в определенной последовательности, аккуратно вешать вещи на свой стул.

7) Игровая деятельность. Во время игры можно наблюдать как у ребенка развиты речь, коммуникативные способности, воображение, память, и помогать ребенку развивать их.

Обобщающие вопросы для родителей:

• Какие основные особенности развития детей 2-3 лет?

• Как ускорить процесс появления речи у ребенка7

• Какое значение имеет развитие мелкой и крупной моторики у детей?

• Какие упражнения можно применить для развития речевого аппарата ребенка?

• Как воспитатель занимается развитием ребенка в течение всего дня?

Памятка для родителей:

1. Родители ответственны за развитие своего малыша и его дальнейшую судьбу.

2. Период от 2-х до 3-х лет очень важен в развитии каждого ребенка, поэтому родителям необходимо приложить максимум усилий для правильного развития своего ребенка.

3. Именно в период между вторым и третьим годом жизни ребенка с ним необходимо вплотную заниматься интересными играми, проводить больше времени на свежем воздухе, при возможности больше путешествовать и дарить малышу яркие эмоции. В таком случае ему будет намного легче и интереснее заниматься изучением новой и очень полезной информации.

4. В этом возрасте можно начинать знакомить ребенка с музыкой, математикой и живописью. Это самый благодарный возраст для новых открытий, ведь ребенок каждый день хочет видеть и узнавать что-то новое.

5. Обязанностью родителей является дать ребенку положительные эмоции, обеспечить базу для его полноценного развития и самовыражения.

6. Ребенок, в которого вложили максимум усилий в дошкольный период, в будущем лучше учится в школе, легко находит общий язык с другими детьми, имеет разносторонние увлечения.

7. Главное - не упустить время, заниматься с ребенком регулярно, и первые результаты не заставят себя долго ждать.

Литература:

1. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 384 с.

2. Трясорукова Т. П. Гимнастика для пальчиков - для девочек и мальчиков / Т. П. Трясорукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 31 с. : ил.

3. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи / Е. М. Косинова; ил. Е. В. Гальдяевой, С. М. Горюновой, Г. В. Соколова. – М. : ОЛИСС, Эксмо, 2008. -192 с. : ил.

Публикации по теме:

Консультация «Особенности психических процессов детей раннего возраста» для родителей первой младшей группы Цель: познакомить родителей с теми особенностями и возможностями ребенка, которые у него сформированы в данном возрасте. Основные психические.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша незамедлительно попадает.

Консультация для родителей «Особенности познавательного развития детей раннего возраста» ическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста с учетом реализации ФГОС ДО» Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей раннего возраста с учетом реализации ФГОС ДО" Подготовила: воспитатель МОУ.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Математика
Автор публикации:
Психологическое просвещение. Особенности психического развития детей раннего возраста. Консультация для родителей
Опубликовано: 18 июня 2019 в 14:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июля. Выставка картин из карандашной стружки на МААМ

Памятник точилке карандашей установлен в немецком городе Штайн. Место для него выбрано неслучайно. Именно здесь был придуман карандаш в том виде, в котором он дошел до нас — графитовый стержень и...

20 июля. День пчёл на МААМ

Пчёлы живут на всех континентах нашей планеты, кроме Антарктиды. Это очень древние существа: возраст старейшей окаменелости пчелы, найденной в Азии, составляет 100 миллионов лет – ранний меловой период. С...

Мастер-класс «Театральная настольная ширма из бросового материала»
Лето - прекрасное время года! Сколько удивительных открытий и яркого творчества! Тема текущей недели - "В мире театра"! Тема очень интересная для моих...
Фотоотчет «Международный день торта в средней группе»
ФОТООТЧЕТ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТОРТА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ " 20 июля отмечается интересный и пока ещё молодой праздник - Международный день торта ,...
Мастер-класс для детей и родителей подготовительной группы «Народная кукла для наших...
«Народная кукла для наших детей». Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению народной тряпичной куклы. Подготовительная группа. Цель:...