Папки-передвижки

Психологическое занятие «Наши страхи нам подвластны»

Анна Шевченко
Психологическое занятие «Наши страхи нам подвластны»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: улучшение физического и эмоционального состояния воспитанников, развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе и своих силах, а также открытие и активизация творческого потенциала.

Задачи:

1. Совершенствовать знания, умения и навыки преодолевать негативные переживания: выражать свои чувства и ощущения, справляться с негативными эмоциями такими, как страх;

2. Формировать навыки самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

3. Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;

4. Стимулировать у детей тактильные ощущения и интерес к сказкам на песке;

Публикация «Психологическое занятие „Наши страхи нам подвластны“» размещена в разделах

5. Развивать коммуникативные способности, формировать навыки преодоления конфликтов;

6. Способствовать снижению эмoциональнoго и мышечного напряжения.

Вид занятия : открытое.

Форма организации деятельности: индивидуально-групповая (4 человека).

Тип занятия : закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.

Форма проведения занятия : психологическое занятие.

Методы обучения:

1) словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа со сказкой);

2) наглядные: метод демонстраций (демонстрация наглядного материала, презентации);

3) практические (игры и упражнения, практическая работа, моделирование ситуаций и объектов;

4) объяснительно-иллюстративный;

5) репродуктивный;

6) проблемный;

7) частично-поисковый;

8) исследовательский.

В ходе занятия были использован не только метод песочной терапии, но и применялись методы сказкотерапии, релаксационная музыка, игры и упражнения на сплочение группы.

Применяемые технологии:

- технологии личностно-ориентированного, дифференцированного, диалогового, развивающего, проблемного обучения;

- интегральная технология;

- информационные, поисковые технологии;

- технология коллективного творчества;

- игровые, здоровьесберегающие технологии;

- технология формирования самостоятельной познавательной деятель-ности;

- технология критического мышления, обучение в сотрудничестве и др.

Предварительная работа:

1) чтение художественной литературы (русская народная сказка «У страха глаза велики», стихотворение Барто Агния «У страха глаза велики», стихотворение В. Кудрявцева «Страх» и др.);

2) психологические занятия с элементами арт-терапии (изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия) с целью коррекции детских страхов;

3) разучивание с детьми «Правил поведения в песочнице» и т. п.

Методическое обеспечение занятия :

1) дидактический материал: демонстрационный (презентация и пр.);

2) материально- техническое оснащение (специальное оборудование, материалы для песочной терапии и пр.).

Структура занятия :

I. Организационный этап (вводная часть) - 5 мин. :

- Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия) :

- Ритуал «входа» в песочную страну.

- Правила поведения в песочнице и работы с песком.

II. Основной этап занятия -30 мин :

- Игры и упражнения, которые позволяют активизировать детей, поднять их настроение.

- Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности, где используется различные манипуляции с песком, позволяющие почувствовать ребенку структуру материала, настроиться на игровую ситуацию.

- Игры и упражнения, которые сочетают спонтанную изобразительную деятельность на песке с сочинением сказок и историй, с включением персонажей и игрушечных героев.

III. Заключительный этап -10 мин. :

- Упражнение на релаксацию.

- Рефлексия ( детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).

- Ритуал «выхода» из Песочной страны.

Ход занятия

I. Организационный этап (вводная часть) :

Приветствие

Педагог-психолог : Здравствуйте, дети! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся… (дети приветствуют гостей)

Педагог-психолог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы».

Игра «Знакомство»

Педагог-психолог : Девочки и мальчики, сейчас вам необходимо передавать друг другу символ слова (ракушку, морскую звезду или морской камень, при этом каждый из вас должен назвать свое имя и сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно», также называет своё имя и говорит комплимент следующему ребенку.

Дети выполняют задание.

Ритуал «входа» в Песочную страну :

Педагог-психолог : (Слайд 1)Тема сегодняшнего занятия «Наши страхи нам подвластны», на котором мы будем улучшать ваше физическое и эмоциональное состояние, развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе и своих силах, а также активизировать ваш творческий потенциал.

Для этого нам необходимо попасть в Песочную страну : вам нужно встать вокруг песочницы и вытянуть руки над ней ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:

«В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди,

Чтоб злодеев побеждать,

Мало просто много знать.

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным.

А еще желательно

Делать все внимательно.»

Педагог-психолог : Посмотрите, это песочница. Она наполовину заполнена песком. Все мы уже знаем, что синие борта – символизируют небо, а дно – воду и если песок раздвинуть, то можно создать реки, озера, горы, пещеры и т. д.

А теперь вспомним правила поведения в песочнице и работы с песком.

«Правила Песочной страны» (Слайд 2)

Педагог-психолог читает стихотворение:

Вредных нет детей в стране —

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять,

И друг другу не мешать,

Не спорить, не толкаться,

А делом занимаемся.

Песок — мирная страна!

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Это мирная страна,

Дети, поняли меня?

Или надо повторить!

Чтоб запомнить и дружить!

Дети повторяют: песок остается в песочнице, миры других не рушим, с собой фигурки не уносим, обо всем можно договориться.

II. Основной этап занятия

Упражнение «Знакомство с песочницей»

Педагог-психолог : Ребята, сегодня мы вновь очутились в удивительной сказочной стране Песка и необыкновенных ощущений. Песочная страна находится здесь - в этой песочнице.

Педагог-психолог указывает рукой на стоящую на столе песочницу, снимает покрывало.

Педагог-психолог : Для того, чтобы продолжить наше знакомство с этой удивительной страной Песка, давайте сядем поудобнее, расслабимся. Опускаем ладони глубоко-глубоко в песок, закрываем глаза, и, молча прислушиваемся к своим ощущениям (5-10 сек).

Педагог-психолог : Теперь, ребята можно открыть глаза. Как вы думаете, ощутил ли песок теплоту ваших рук? A что вы чувствовали?

Дети отвечают.

Педагог-психолог : Давайте перемешаем его. Перетирайте его между ладошками, пересыпьте из руки в руку, потрогайте его песчинки. Какой он на ощупь?

Дети: Мягкий, холодный и т. д.

Педагог-психолог : Вам нравиться то, что вы чувствуете?

Дети: Да!

Педагог-психолог : Тогда теперь давайте с ним поиграем.

Упражнение «Игра с ладошками»

Педагог-психолог : Закопайте свои ладошки в песок и давайте поднимем свои указательные пальцы на обеих руках, пошевелите ими, поздоровайтесь пальчиками. Теперь пошевелите большими пальцами, указательными, средними, безымянными и мизинцами.

Упражнение проделывается с каждым пальцем по отдельности сразу двумя руками одновременно. Во время игры обращается внимание детей на то, чтобы на поверхности песка «работали» только те пальцы, которые называются, остальная часть руки должна быть полностью погружена в песок.

Педагог-психолог : Игра закончена. Теперь достаньте руки и положите их на песок. Я хочу, дети, вам открыть один секрет: с помощью песка наши ладошки могут превращаться в различные предметы. Не верите? А вот давайте попробуем!

Игровой комплекс из пальчиковых игр (Слайд 3)

Игра «Грабельки»

Педагог-психолог : Положили «грабельки на песок»

«Листья падают в саду,

Я их граблями гребу…»

(Дети, растопырив пальцы и слегка согнув, гребут по песку поочередно обеими руками)

Игра «Лодочка»

Педагог-психолог : Соединили ладони…

«Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки…»

(Дети выполняют имитационные движения плывущей лодки)

Игра «Пароход»

Педагог-психолог : Подняли трубу…

«Пароход плывет по речке

И пыхтит он словно печка: «Пых, пых, пых»…»

(Дети выполняют имитационные движения по волнообразной траектории)

Игра «Улитка»

Педагог-психолог : Рисуем пальцами улитку…

«Я улитку увидала,

И тот час нарисовала…»

(Дети указательным пальцем рисуют улитку по нарастающей

в спиралеобразной форме)

Игра «Осьминожки»

Педагог-психолог : Теперь наши руки - осьминожки…

«Мы морские осьминожки.

Разминаем дружно ножки.»

Дети высовывают руки из песка, собирая кисть руки в «пучок», и снова погружают в песок, разводя пальцы рук.

Педагог-психолог : Закончили. А сейчас я попрошу вас разровнять поверхность песка. Дети разравнивают поверхность песка.

Упражнение "Расскажи свой страх"

Педагог-психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, чего они боятся или боялись, когда были маленькими.

Упражнение «Мой страх» (Слайд 4)

Дети становятся в круг, руки свободны. Читают стихотворение В. Кудрявцевой "Страх", сопровождая слова движениями, мимикой:

У страха глаза велики,

У страха не зубы – клыки.

Он всех ест и всё пьёт.

У страха желание есть

Схватить, укусить, даже съесть!

Трусишка придумает страх

И жалобно ахает: «Ах!»

А я ничего не боюсь:

Придумаю страх и смеюсь!

Все проходят на места за песочницы.

Упражнение «Победим страх»

Перед выполнением задания педагог-психолог смачивает поверхность песка водой.

Педагог-психолог : Сейчас я предлагаю вам на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Но, для того чтобы лучше и точнее его представить, можно на несколько минут закрыть глаза. Вспомнить о тех неприятных ощущениях, которые возникли у вас внутри тела, о форме и цвете страха. Пусть ваша рука нарисует то, что ей захочется. Если вдруг станет страшно, можете обратиться за помощью к волшебному песку, окунув и подержав в нём руки. Смелость и уверенность опять к вам вернутся.

Дети рисуют на мокрой поверхности песка свои страхи.

Педагог-психолог : А теперь я предлагаю вам поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не «смоется») и вновь - чистая, ровная поверхность, чтобы страх исчез. Дети выполняют задание.

Педагог-психолог : Дети, Вы победили свой страх?. Дети отвечают. Молодцы.

Звучит медитативная музыка.

Педагог-психолог : Теперь необходимо разровнять песок руками, чтобы он был гладким и ровным…

Возьмите палочку в руку и обведите свою ладонь. Чтобы было удобнее рисовать, пальцы расставьте шире и обведите их. Ребята, для того, чтобы никакая песчаная буря не смогла разрушить наш рисунок, давайте выложим его контур ракушками, камушками и другими предметами.

Педагог-психолог предлагает детям взять предметы с подноса.

Педагог-психолог : Посмотрите, какие у вас получились портреты ваших ладошек! А теперь, давайте оживим наши ладошки : сделаем глаза, нос, рот.

Дети украшают из разнообразного бросового материала (пуговицы, бусинки, камушки, ракушки и т. п.) свои рисунки на песке.

Педагог-психолог : Какие замечательные, веселые, симпатичные у вас получились ладошки!

Релаксация

Педагог-психолог : Теперь возьмитесь за руки и повторите за мной следующие слова: «Я теперь спокоен… «Страх» убежал и никогда не вернется… Я очень смелый и храбрый».

После завершения работы с песком педагог-психолог предлагает детям вытереть руки влажными салфетками.

III. Заключительный этап

Рефлексия.

Педагог-психолог : Дети, скажите, пожалуйста, какое настроение у ваших ладошек?

Дети: веселое, радостное и т. п.

Дети сидят в кругу, посередине находится песочница. Психолог предлагает каждому из коллекции фигурок, молча, выбрать одну, которая больше понравится, найти ей место в песочнице и внести ее туда.

Педагог-психолог : Теперь, передавая друг другу символ слова, каждый по кругу расскажите, что вы внесли в песочницу и почему? Расскажите о чувствах, которые у вас вызывает вся композиция целиком? Как вы думаете, что можно сказать о группе, которая построила данную композицию? Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что для вас было полезным? С каким настроением уходите? (ответы детей)

Ритуал «выхода» из Песочной страны :

Педагог-психолог : А теперь, чтобы выйти из Песочной страны, нам нужно сказать волшебные слова. Вы знаете какие? Дети высказываются, придумывая ритуал прощания с песком: поглаживание песка, похлопывание ручек друг о друга, поговаривают придуманные слова прощания.

Педагог-психолог : Теперь ребята, протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной:

«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Педагог-психолог : Давайте снова встанем вокруг песочницы и, вытянув руки над ней ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:

«В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты нам смелее стать помог!»

Педагог-психолог : Наше занятие закончилось… (Слайд 5)

Все сегодня хорошо занимались, поэтому мне бы хотелось подарить каждому из вас подарок (дети получают подарки).

Всем спасибо. До новых встреч!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Детские страхи» Взрослея, ребенок расширяет свой кругозор, интересуется окружающим миром и развивает фантазию. Появляются детские страхи. Для каждого возраста.

Консультация для родителей «Детские страхи» Родителей часто волнует и настораживает, почему у детей появляется какой-либо страх? И вообще, откуда берутся эти детские страхи? И как.

Консультация для родителей «Детские страхи» Косультация для родителей «Детские страхи». Надежда Ожева. На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например,.

Консультация для родителей «Какие они, детские страхи?» Многие родители задают себе вопрос: «Почему у моего ребенка появились страхи?» Но причинами таких страхов могут быть и наличие страхов родителей.

Консультация для родителей «Телевизор и детские страхи» У большинства взрослых эта тема вызывает привычные негативные эмоции (ну что хорошего может дать ребенку телевизор). Так ли это на самом.

Консультация «Кто живёт в темноте? Детские страхи»Консультация «Кто живёт в темноте? Детские страхи» Кто же чудится современным детям в темноте? Уж неужели старые добрые Кощеюшка Бессмертный да Бабушка Яга? А вот и нет. Современным детям.

Психологическое просвещение педагога-психолога для подростков. Занятие «Самое ценное, что у меня есть» Цель: - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу Задачи: - создать.

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов «Мы вместе!» Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов. «Мы вместе!» Цель: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных.

Психологическое занятие с элементами тренинга «Формула успеха при подготовке и сдаче ЕГЭ» для учащихся и педагогов .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое занятие «Наши страхи нам подвластны»
Опубликовано: 11 апреля 2024 в 08:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическое занятие «Наши страхи нам подвластны»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Шевченко (УИ 735882) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД