Папки-передвижки

Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР

Вера Семенова
Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с одним из направлений коррекционной работы - «Психолого-педагогической диагностикой и коррекцией особенностей восприятия у дошкольников с задержкой психического развития». В своей работе вы, также как и я, встречаете детей с задержкой психического развития. Поэтому тема, я думаю, актуальна и для вас.

Публикация «Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР» размещена в разделах

Давайте вспомним что же такое восприятие? Восприятие - сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты в виде ощупывания предмета, движения глаз, выделяющих наиболее информативные точки, пропевания или проговаривания соответствующих звуков, играющих важную роль в том, чтобы установить наиболее существенные особенности звукового потока.

Зрительное восприятие - совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.

Слуховое восприятие - это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости, высоте, тембру, темпу.

Осязательное (тактильное) восприятие является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновение и давление).

Итак, восприятие - это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. На самом деле восприятие целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления, того что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

Какие же особенности восприятия у дошкольников с ЗПР?

У этих детей снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

В отличие от детей с нарушением интеллекта дошкольники с задержкой психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок не может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака («дай красный карандаш», хотя сам цвет называет.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.

Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Чтобы определить уровень развития восприятия, можно предложить детям следующие задания:

- определить направление и конец пути предмета на линиях – лабиринтах;

- найти среди похожих данный предмет;

- сказать, чего не хватает на рисунках;

- найти, какие предметы спрятаны в рисунках;

- собрать пирамидку правильно и неправильно собранную педагогом;

- найти подходящую заплатку к коврику;

- составить картинку, разрезанную на четыре части;

- угадать, что звучало за ширмой (например, переливание воды из стакана в стакан, шорох бумаги);

- определить, какой музыкальный инструмент звучит за ширмой;

- отбить ритм по образцу педагога;

- определить, откуда доносится звук;

- сказать слово громко, тихо;

- сказать фразу высоким, низким голосом;

- узнать на ощупь, какой предмет лежит в мешочке;

- определить с закрытыми глазами, до какой части тела дотронулся педагог;

- определить с закрытыми глазами сколько раз дотронулся педагог до руки, спины;

- определить с закрытыми глазами, какую фигуру нарисовал педагог на коже ребенка;

- показать правую (левую) руку (ногу, ухо) у себя и педагога, стоящего напротив;

- отгадать с закрытыми глазами, из какого материала сделан предложенный предмет.

Хочу отметить, что для диагностики данного психического процесса нужно давать материал, знакомый детям. Нельзя, например, поиграть за ширмой на бабалайке, если дети не знают что такое балалайка и как она звучит. Мы можем взять бубен, барабан, погремушку.

В результате диагностики у детей моей группы было выявлено, что 38,6% детей успешно справились с предложенными заданиями, 28,1% - имели трудности при выполнении заданий, 33,3% детей не правились с предложенными заданиями.

Учитывая то, что дошкольный возраст является сензитивным для формирования всех видов восприятия, мной была разработана система дополнительных занятий для коррекции данного психического процесса. Данные занятия включали в себя задания и игры, направленные как на развитие зрительного восприятия, предлагаемые Я. О. Микфельд в программе по профилактике оптической дисграфии и дислексии, так и на коррекцию слухового и тактильного восприятия. Вся система включала в себя 12 занятий, учитывающих уровень развития и тип ведущей деятельности дошкольников. Проводились данные занятия 1 раз в неделю в течение 3 месяцев.

Следует отметить, что содержание заданий, предлагаемых детям, постоянно усложняется. И в качестве основных средств обучения использовались дидактические игры.

Система занятий для коррекции восприятия у дошкольников с ЗПР включала в себя задания, которые дети выполняли за столами, а также подвижные игры, помогающие сменить вид деятельности ребят и разнообразить коррекционные занятия

Пример одного из занятий перед вами: здесь вы видите названия игр, коррекционные задачи к каждой игре и оборудование, необходимое для проведения занятия.

1 «Чего не хватает?» Развитие зрительное восприятия Лист № 6 для каждого ребенка, цветные карандаши

2 «Что перепутал художник?» Развитие зрительное восприятия Лист № 7 для каждого ребенка, цветные карандаши

3 «Разложи фигуры» Развитие зрительной памяти Набор фигур

4 «Бег по сигналу» Развитие слухового восприятия Бубен

5 «Узнай фигуру на ощупь» Развитие тактильного восприятия Набор геометрических фигур из бархатной бумаги или картона

Коротко остановлюсь на описании содержания коррекционной работы. Совершенствование зрительного восприятия предметов предусматривает: зрительное восприятие формы; цвета; размера; а также совокупности признаков предметов.

В качестве основных упражнений используются: «Найди одинаковое», «Запомни картинки», «Сложи фигуру из палочек», «Чего не хватает?», «Разложи фигуры», «Что изменилось?», «Дорисуй животное» и т. д.

Развитие слухового восприятия включает в себя несколько этапов:

Угадывание звучащего предмета, инструмента, мелодии; дифференциация акустически далеких изолированных звуков; дифференциация акустически близких изолированных звуков;

восприятие групп звуков;

дифференциация тонких акустических различий звуков.

На этом этапе используются следующие виды упражнений и заданий: «Бег по сигналу», «Отгадай, кто позвал», «Повтори, не ошибись», «Скажи наоборот» и т. д.

Развитие осязательного восприятия включает в себя : дифференциация предметов по форме; дифференциация предметов, изготовленных из разных материалов, сравнение предметов по размеру на ощупь (одинаковой формы, но разного размера, сравнение предметов по весу. Используются следующие виды упражнений: «Узнай фигуру на ощупь», «Чудесный мешочек», «Перышко и стул», «Тренируй чувствительность», «Узнай, по какой поверхности прошел» и т. д.

Уровень развития восприятия после проводимых коррекционных занятий :

высокий уровень показали 73,7 % детей (увеличение на 45,1%);

средний уровень – 14% (снижение на 14,1%);

низкий уровень 12,3% (снижение на 21%).

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод: сенсорное развитие в дошкольном возрасте – одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств о предмете способствует его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.

Эффективность диагностики и коррекции восприятия у старших дошкольников с ЗПР зависит от следующих условий:

- учета структуры познавательных процессов у дошкольников с ЗПР;

- использования основных средств коррекции - дидактических игр;

- постепенное усложнение содержания задач и заданий, предлагаемых детям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР
Опубликовано: 4 декабря 2013 в 19:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Вера Семенова (УИ 161289) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД