МААМ-картинки

Психолого-педагогические основы формирования нравственного отношения к природе посредством проектной деятельности

Ирина Вайзьян
Психолого-педагогические основы формирования нравственного отношения к природе посредством проектной деятельности

1. Сущность понятия «нравственное отношение к природе «в науке

Проблема взаимоотношений человека и природы, а также влияния человеческого общества на окружающую среду в настоящее время приобретает особую актуальность. В течение последних десятилетий произошли значительные перемены, прежде всего, связанные с развитием промышленности, которые привели к возникновению отрицательных изменений в состоянии окружающей природной среды.

Публикация «Психолого-педагогические основы формирования нравственного отношения к природе посредством проектной деятельности» размещена в разделах

Сохранить природу сможет лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природной среды, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения, но и как проблема предотвращения стихийного воздействия людей на природу, перерастающая в сознательно развивающееся взаимодействие с нею. Возможность такого взаимодействия зависит от сформированности в каждом человеке высокого уровня эколого-нравственной культуры, нравственного сознания, формировать которые необходимо на протяжении всей жизни [41].

В современном мире ни одна отрасль человеческих знаний и хозяйства не имеет возможности развиваться правильно без учета особенностей экологических законов. Нарушение какого-нибудь звена экологической цепи может привести к необратимым изменениям в природе. Поэтому важно начинать формирование экологического сознания уже в начальной школе и продолжать его в течение всей последующей жизни человека.

Формирование нравственного отношения к природе является важной частью системы общеобразовательной подготовки учеников. Особенности нравственного отношения к природе изменялись на протяжении столетий и определялись сложившимися в обществе отношениями и системой ценностей, присущей конкретному этапу развития человеческого общества.

По мнению И. П. Подласого, в процессе обучения в школе начинается истинное формирование нравственности. Под нравственностью понимают «исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность – это внутренняя мораль, мораль для себя. В процессе формирования нравственности происходит решение задач формирования нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих принятым в обществе нормам [38].

Формирование нравственности C.С. Рябова определила как «образование сердца», то есть образование и управление чувствами и волей детей [41]. А. Ф. Бестужев определяет предмет формирования нравственного отношения как создание условий для развития ребенка в соответствии с его природными наклонностями, направленными на пользу общественного прогресса. А. Ф. Бестужевым были выделены 4 основные правила формирования нравственного облика человека :

1. Не делай другим того, чего не желаешь себе.

2. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности.

3. Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте отечество.

4. Будьте законопослушными, не допускайте нарушений законопорядка [8].

Прежде, чем приступить к рассмотрению понятия «нравственное отношение к природе «, следует определить, что же входит в само понятие «отношение «. По мнению Б. Х. Панеш, данный термин включает в себя множество разнообразных взаимозависимых признаков и свойств объектов в их взаимосвязи и взаиморасположенности. Применяемый к конкретной области, понятие «отношение» приобретает предметно-содержательный характер [35].

В толковом словаре отношение определяется как «связь между кем-нибудь, чем-нибудь, возникающая при общении, контактах; отношение – внутренняя оценка, проявление своего чувства по отношению к кому-нибудь, чему-нибудь».

В русскую научно-психологическую среду данный термин был введен А. Ф. Лазурским, описавшим экзопсихику как систему отношений субъекта к действительности.

Вслед за А. Ф. Лазурским свое понимание термина «отношение «предложил В. Н. Мясищев, который считал особенности отношения важнейшим условием оценки личности в норме и патологии. В. Н. Мясищев при раскрытии содержания понятия «отношение» в психологическом контексте отмечал, что отношение выступает формой отражения окружающей человека действительности. В. Н. Мясищев считал, что формирование отношений в структуре человеческой личности является результатом отражения человеком на сознательном уровне сути тех социальных объективно существующих отношений общества, в котором он живет [37, С. 56].

В психологии выделяется несколько типов отношений :

1. Отношение к другим людям (общительность, замкнутость, правдивость, лживость).

2. Отношение к делу (ответственность, недобросовестность, трудолюбие, леность).

3. Отношение к себе (самокритичность, самоуверенность, скромность, самовлюбленность).

4. Отношение к собственности (щедрость, жадность, бережливость, расточительность).

5. Отношение к природе (нравственное, безнравственное; заинтересованное, безразличное) и т. д.

Л. В. Моисеева и Ю. Г. Никитина определяли отношение к природе как одну из сфер общественной жизнедеятельности человека, включающую в себя нравственно-ценностное содержание. Отношение к природе зависит от господствующего в обществе способа производства и осуществляется на основе общественных связей между людьми [32].

Б. Х. Панеш описывает четыре типа отношений между человеком и природой, которые наблюдались за все время их взаимодействия.

Первый тип - безнравственное отношение (поджог леса ради забавы, убийство животных и вырубка леса с целью демонстрации своей силы и т. д.).

Второй тип - отношение утилитарное, самое распространенное в настоящее время. Для него характерно усматривать в природе только ресурсы, необходимые для поддержания благополучия.

Третий тип - отношение к природе теоретическое, научное, противостоящее сугубо утилитарному, задачей которого является поиск объективных законов природы, незыблемых оснований, на которых покоится все мироздание.

Четвертый тип - отношение эстетическое [35].

С. Д. Дерябо и В. А. Ясвиным дается понятие субъективного отношения человека к природе, под которым понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение [14].

Эти ученые выделяют следующие компоненты субъективного отношения к природе :

1. Потребность личности.

2. Объект или явление окружающего мира.

3. Разнообразные связи между потребностью и объектом [14].

Переходя к рассмотрению понятия «нравственное отношение к природе «, необходимо раскрыть суть понятия «нравственное отношение». В философской энциклопедии дается следующее определение понятия «нравственные отношения» : это отношения, которые складываются между людьми при реализации ими моральных ценностей. Примерами нравственных отношений можно считать отношения любви, солидарности, справедливости или, напротив, ненависти, конфликтности, насилия и т. п. Особенностью нравственных отношений является их всеобщий характер. Они охватывают всю сферу человеческих отношений, включая и отношение человека к самому себе [15].

Формирование морального облика человека основывается на знании образцов нравственного отношения и на процессе сравнения своих действий с существующей в обществе оценкой. В процессе рефлексии происходит становление оценочных отношений, которые формируются в неразрывной связи с критериями оценки поступков и пониманием переживаний человека.

Другой стороной становления морального облика человека выступает система требований, которая, в совокупности со знаниями, формирует убеждения личности. Убеждения лежат в основе эмоциональных реакций и волевой готовности личности бороться за свои убеждения.

Исходя из понимания сути терминов «отношение к природе «и «нравственное отношение «, нравственное отношение к природе можно определить как отношение, которое связано с потребностью в оптимальном взаимодействии с природным окружением и способствует процветанию природы, развитию единства «природа – человек» [25].

Оценка опыта взаимоотношений личности с окружающей средой, осуществляемая с положительной или отрицательной стороны, оказывает существенное влияние на формирование нравственного отношения человека к природе. Таким образом, нравственное отношение к природе является прямым отражением конкретного значения, которое имеют для личности субъекты, объекты и явления природной среды. Исходя из такого понимания термина «нравственное отношение», согласно А. С. Макаренко, можно определить формирование нравственного отношения к природе как образование целой системы нравственных отношений, которая формируется по отношению к природной среде [17].

В своих работах О. Н. Васина отразила процесс формирования нравственного отношения к природе [9]. Понимание данного вопроса в работах этого ученого основывается на том, что система требований, существующая в обществе, в сочетании со знанием действительности, формирует убеждения человека. В соответствии с убеждениями формируются эмоциональные реакции и активная (волевая) готовность бороться за свои убеждения.

В основе формирования нравственного отношения к природе лежат как традиционные общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. К непреходящим нравственным качествам относятся долг, порядочность, ответственность, гуманизм и бескорыстие по отношению к субъектам и объектам природы [8]

Обращаясь к трудам В. Н. Мясищева, можно выделить различные стороны нравственного отношения к природе, которые определяются многосторонностью реакций человека и многосторонностью объектов природы. Одной из сторон нравственного отношения к природе является потребность (волевая сторона отношения). Другой стороной является эмоциональное отношение, формирующееся в процессе развития нравственного отношения и находящее у человека свое выражение в гуманности, интересе к природе и ее явлениям. Выделяется также ряд относительно независимых отношений, к которым относятся интересы, оценки и убеждения [10].

По мнению С. Л. Рубинштейна, для понимания сущности личности в плане нравственного отношения к природе необходимо ответить на 3 вопроса:

- что хочет человек? (ответ на этот вопрос раскроет направленность личности, ее потребности, мотивы, цели, интересы);

- что может человек? (вопрос о способностях);

- что он есть? ( вопрос о характере человека: можно многое желать, на многое быть способным, но не достичь успеха в жизни и деятельности из-за особенностей характера, которые определяет нрав и волевое отношение к себе, к людям, к природе).

- что чувствует человек? (эмоции, чувства, переживания лежат в основе внутреннего мира человека и делают этот мир богатым или скудным).

Исходя из этих вопросов, Л. И. Бурова выделяет следующие критерии и показатели сформированности нравственного отношения к природе :

1) модальность отношения к природе (указывает на «знак» этого отношения : положительный, отрицательный, амбивалентный) - доминирующий вид установки в отношении природы (прагматический, эстетический, нравственный, когнитивный);

2) осознанность отношения к природе :

- умение оценивать свое поведение в природе,

- отнесение природы к сфере «доброго»;

3) активность (деятельное, развивающееся отношение к природе) :

- познавательный интерес к природе,

- стремление ухаживать, оберегать природу [8].

Таким образом, нравственное отношение к природе - это отношение, которое связано с потребностью в оптимальном взаимодействии с природным окружением и способствует процветанию природы, развитию единства «природа – человек «. Формирование нравственного отношения к природе представляет собой образование целой системы нравственных отношений, которая формируется по отношению к природной среде. Критериями оценки сформированности нравственного отношения к природе выступают модальность, осознанность и активность отношения к природе.

Теоретический анализ состояния проблемы нравственного отношения к природе позволяет сделать вывод о том, что данный вопрос широко и многосторонне раскрыт в работах ученых в области философии, педагогики и психологии. Достаточная проработанность вопроса в литературе позволяет применить полученные теоретические знания при разработке путей и способов формирования нравственного отношения к природе.

2. Педагогические условия использования проектной деятельности как средства формирования у мл. шк. нравственного отношения к природе

В наше время перед системой школьного обучения стоит проблема формирования у подрастающего поколения таких нравственных качеств, как порядочность, долг, доброта. В свете этой проблемы особую актуальность приобретает задача формирования у младших школьников нравственного отношения к природе.

Ю. Н. Михайлова считает, что сегодня метод проектов позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников и является эффективным способов формирования у младших школьников нравственного отношения к природе [31].

На сегодняшний день метод проектов широко используется и в школах Российской Федерации на уроках, и во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся начальных классов. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить «– вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями».

Возможности метода проектов, деятельностного подхода в обучении для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Поэтому в начальной школе многие функции выполняет именно учитель, а не сам ученик.

Главным компонентом проектной деятельности в начальной школе должен быть интеллектуальный поиск. Важнейшей частью проектной деятельности является стадия мысленного решения поставленной задачи младшим школьником. Главное отличие учебных проектов от профессиональных – они должны быть сугубо дидактическими – «их разрешение должно подтверждаться целями определенной системы знаний, умений и навыков «.

Исследователи характеризуют метод проекта как :

1. Личностно ориентированный;

2. Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

3. Развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

4. Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной,

практической и волевой сферах;

5. Воспитывающий целеустремленность, ответственность,

инициативность и творческое отношение к делу;

6. Интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;

7. Здоровьесберегающий.

Таким образом, эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее, так как в начальной школе проектная деятельность это, прежде всего, вид учебной деятельности.

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Что касается условий к организации проектной деятельности. Особых требований к условиям организации проектной деятельности в начальной школе нет, но за основу предлагают взять следующие основные принципы проектной деятельности, предложенные К. Н. Поливановой:

1. Проект должен быть посильным для выполнения;

2. Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку);

3. Вести подготовку обучающихся к выполнению проектов;

4. Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений – рефлексия [39].

Дневник должен помочь обучающемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Школьник прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый обучающийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);

5. Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов школьников и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной – двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.

Например, можно задать ученикам такие вопросы. – Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? – Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? – Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? – Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения? Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте.

От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать «ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. При этом представляют интерес опросы, интервьюирование обучающимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект [44].

В проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности :

1. Мотивационный ( учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

2. Планирующий подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

3. Информационно-операционный ( ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

4. Рефлексивно-оценочный ( ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности [40].

При выполнении проекта выделяют следующие этапы.

1. Погружение в проект.

2. Организационный этап.

3. Осуществление деятельности.

4. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

5. Обсуждение полученных результатов (рефлексия) [46].

Проведение рефлексии является обязательным.

Ввиду того, что дети младшего школьного возраста не могут достаточно длительное время удерживать внимание, то учитель должен вызвать интерес, предлагая проекты разных видов. Кроме этого, применение разновидовых проектов способствует тому, что ребенок учится активно использовать проектную деятельность. Это особенно важно при формировании ценностного отношения к природе, поскольку бережное отношение должно стать повседневным делом. Представим виды проектов, предпочтительные для начальной школы.

Часто творческие проекты подразделяются и по типам творческих проектов или типам творческих работ.

Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность обучающихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

Индивидуальный проект - творческий проект, выполняемый одним обучающимся под руководством педагога.

Информационный проект – проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации.

Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.

Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.

Ролевой проект (игровой)проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.

Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.

Учебный проект – проект, осуществляемый обучающимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель [43].

Различные виды проектов нравственной направленности позволяют целенаправленно формировать бережное отношение к природе, укрепляют потребность обучающихся в общении с природой, пробуждают желание созидающего отношения к окружающей природной среде.

Конечно, дети младшего школьного возраста могут создавать проект только с помощью взрослых (особенно в 1 и 2 классе). Кроме того, большинство авторов сходятся во мнении, что нравственное отношение к природе начинает формироваться в семье. Поэтому сегодня стандарты требуют творческого взаимодействия учителя с семьей ученика. Совместная проектная деятельность не только укрепит детско-родительские отношения, но и позволит ребенку глубже усвоить материал, поскольку родители будут подавать пример нравственного отношения к природе.

Таким образом, анализ литературных источников показал, что проектная деятельность может стать эффективным средством, стимулирующим нравственные переживания обучающимися своего отношения к природе и ее объектам. Важными особенностями такой деятельности являются совместное создание дела, его социальный характер и высокая мотивация создателей. Успех применения проектной деятельности при формировании нравственного отношения к природе у младших школьников определяется соблюдением следующих педагогических условий для их реализации:

- проведение разных видов проектов нравственной направленности во взаимосвязи с другими видами деятельности;

- создание квазиреальных ситуаций для акцентирования внимания младших школьников в ходе занятий на проблеме отношений человека и природы;

- развитие отношений творческого содружества учителя, родителей и обучающихся в процессе формирования нравственного отношения к природе.

Публикации по теме:

«Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности «Четыре сезона» Вид проекта: познавательно – творческий. По сроку реализации проект долгосрочный: сентябрь-май 2016 года Участники: воспитанники подготовительной.

Приобщение детей к видам искусства посредством организации проектной деятельности Позвольте представить вам опыт работы по теме: «Приобщение детей к видам искусства через организацию проектной деятельности». В связи с.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектной деятельности. Проект о воде Участники проекта: родители, воспитатели и дети младшей группы. Продолжительность проекта: 1,5 месяца Сухомлинский В. А. говорил: "Оставляйте.

Самообразование по теме «Экологическое воспитание дошкольников как средство формирования бережного отношения к природе» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Одним из основных.

Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности "Формирование экологической ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности" Социальный заказ.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством реализации проектной деятельности» Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются.

Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Формирование музыкальных способностей – одна из главных целей художественно-эстетического, музыкального воспитания дошкольников. Существенным.

Организационно-педагогические условия формирования навыков безопасного поведения в природе у дошкольников УДК: 373.2 Магистрантка 2 курса специальности «Дошкольное образование» Эмирвелиева Зарема Суюновна Научн. рук. к. п. н., доц. каф. Дошкольного.

Военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. В существовании общества происходят массовые перемены. В этот момент одной из главных задач является работа с подрастающим поколением по.

Воспитание бережного отношения любви к природе посредством изобразительной деятельности Семинар- практикум Тема: «Воспитание бережного отношения любви к природе через изобразительную деятельность» Начинать экологическое воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические основы формирования нравственного отношения к природе посредством проектной деятельности
Опубликовано: 24 мая 2017 в 17:03
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД