Получи документы

Психолого-педагогические технологии сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ

Ирина Кошкарова
Психолого-педагогические технологии сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ

Согласно актуальным законодательным нормам для обучения детей с ОВЗ и ФГОС дошкольного образования, ДОУ обязано обеспечить создание специальных условий с учетом актуального психофизического состояния воспитанников (в частности, гарантировать доступность предметно-развивающей среды в группах, а также последовательно реализовывать АОП ДОУ.

К числу специальных образовательных условий, которые должны быть созданы в детском саду согласно требованиям Стандарта при условии предоставления представителями семьи заключения ППК или индивидуальной реабилитационной программы (для воспитанников с инвалидностью, следует отнести:

Публикация «Психолого-педагогические технологии сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ» размещена в разделах

1. Разработку специальных программ дошкольного образования, методов, приемов и форм педагогической работы, способствующих всестороннему последовательному развитию дошкольника с особыми образовательными потребностями, сохранению и укреплению его психофизического здоровья.

2. Создание и использование целевых дидактических материалов, учебных пособий.

3. Применение специальных средств обучения и воспитания, соответствующих физиологическим возможностям ребенка с ОВЗ.

4. Привлечение к оказанию помощи нуждающемуся дошкольнику ассистента для оказания технических услуг.

5. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий под руководством учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога- психолога.

6. Проектирование и создание безопасной и доступной среды, в границах которой все воспитанники имеют равный доступ к территориальным объектам, помещениям, учебным пособиям, игрушкам.

В дошкольном образовательном учреждении созданы специальные условия (материально - технические, программно-методические и кадровые) для получения образования детьми с ОВЗ с оказанием им квалифицированной коррекционно-педагогической поддержки.

В ДОУ создана служба, осуществляющая психолого- педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, которая сопровождает ребенка на протяжении всего периода пребывания в дошкольном учреждении. В службу сопровождения входят специалисты : учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагоги дополнительного образования, старший воспитатель, воспитатели групп (СКО).

Вопрос о выборе образовательного и индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на психолого-педагогическом консилиуме ДОУ, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого.

Комплексный подход при коррекции речи обеспечивают интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми группы компенсирующей направленности.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в ДОУ, реализующих АОП и специальные образовательные условия, рекомендуемые ПМПК, направлено на оптимальное, в соответствии с возможностями, включение ребенка в образовательную среду вместе с другими, не имеющими подобных ограничений детьми, поддержание его социально-психологической и образовательной адаптации на всем протяжении его обучения и воспитания.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ нацелено на решение следующих задач:

- сопровождение социализации детей с ОВЗ на этапе дошкольного образования;

- содействие психическому и личностному развитию детей на каждой возрастной группе дошкольного периода;

- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе его психолого-педагогического изучения;

- реализация здоровьесберегающих технологий сопровождения детей с ОВЗ;

- определение воспитательного потенциала семьи и психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Современные психолого-педагогические технологии в ДОУ направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

К основным технологиям психолого-педагогического сопровождения относятся : игровая технология, личностно-ориентированная технология, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть коррекционно-развивающего процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно:

- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Личностно-ориентированная технология - это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса. Основная задача технологии гуманистическая направленность, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация природных потенциалов.

Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты детей, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе.

Информационно-коммуникационная технология является инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности. ИКТ вовлекает детей в коррекционно – образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их ресурсных возможностей, активизации умственной деятельности, развитию речи. Применение ИКТ направлено на включение всех анализаторных систем.

Каждая из технологий характеризуется конкретным содержанием, этапностью, профессиональной направленностью, используемыми методическими и инструментальными средствами, индикаторами и критериями оценки результативности, планируемыми результатами на каждом этапе.

Важным аспектом каждой технологии является междисциплинарный характер, взаимосвязь деятельности каждого специалиста с другими специалистами сопровождения, а также определенная включенность непосредственно в педагогическую деятельность.

В ДОУ активно внедряется широкий спектр здоровьесберегающих, коррекционно-развивающих и инновационных технологий.

Здоровьесберегающие технологии – это технологии сохранения и стимулирования здоровья : пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, релаксация, физминутки и динамические паузы, дорожка здоровья, солевая комната, плавательный бассейн, эбру, фитбол, песочная терапия, рефлексотерапия ( воздействие на активные точки ладоней и ступней массажными шариками: массаж Су-Джок).

Реализация психолого-педагогического сопровождения с внедрением здоровьесберегающих технологий с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья, ведет к поиску новых направлений.

Мы применили достаточно новое танцевально-спортивное направление в России – Адаптивный Твирлинг (twirling (анг) - крутить, вертеть).

Адаптивный Твирлинг представляет собой инновационный подход, открывает новые возможности в развитии детей с ОВЗ. В его основе – элементы хореографии, гимнастики, акробатики, жонглирования и спортивная состязательность.

Основной реквизит для твирлинга – «бАтон» (палочка с двумя наконечниками, с которым ребенок активно работает: крутит, кидает, вращает вокруг разных частей тела (пальцев, локтей, туловища, ног и т. д.). В твирлинге используется и помпон, как дополнительный реквизит, а также разнообразные трости, палочки, флаги, зонтики, т. е. все, что можно вращать и крутить.

Во время занятий Твирлингом происходит постоянный контакт пальцев и ладоней рук с предметом, способствуя развитию мелкой моторики. Занятия адаптивным твирлингом развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, волевые качества, а также способствуют формированию правильного дыхания, нормализует темп и ритм речи, воспитывают способность детей с ОВЗ к сотрудничеству, работать в команде.

Взаимодействия с батоном, где задействованы ладонь и пальцы, благотворно влияют на нервную систему, а музыкальное сопровождение снимает напряжение, заряжает энергией. Содержание музыкального сопровождения направлено на создание настроения, развитие чувства ритма и темпа, знакомит детей с разными музыкальными направлениями: народной музыкой, классической и современной.

Регулярные упражнения для рук и пальцев улучшают работу мозга, развивают память, внимание и мышление, способствуют гармоничному развитию ребенка, его двигательных навыков, координации и сосредоточенности.

Применение современных здоровьесберегающих технологий в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ позволит сформировать навыки здорового образа жизни, оптимизировать процесс адаптации к социальному окружению и улучшить качество образования.

Публикации по теме:

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические технологии сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
Опубликовано: 23 мая 2024 в 06:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические технологии сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кошкарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июня. День Чувашской Республики. Передвижка «Чувашия»

24 июня отмечается  главный государственный праздник чувашского народа — День Чувашской Республики. В этот день торжества и народные гуляния проходят во всех городах и селах Чувашии.

23 июня. День Святой Троицы. Передвижка «Береза - символ России»

Приход Троицы знаменует собой конец весны и начало лета. Праздник отмечается на 50-й день после Пасхи. Главный символ праздника - береза. Ее наряжают, украшают листвой храмы, а ее веточки освящают и...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД