Приложение МААМ

Психолого-педагогические условия развития воображения у учащихся ДШИ на занятиях по декоративно-прикладному творчеству

оксана чепель
Психолого-педагогические условия развития воображения у учащихся ДШИ на занятиях по декоративно-прикладному творчеству
▼ Скачать + Заказать документы

Чепель Оксана Михайловна

г. Данков, Липецкая область

МАУ ДО Детская школа

искусств им. А. И. Плотнова

Психолого-педагогические условия развития

воображения у учащихся на занятиях

Публикация «Психолого-педагогические условия развития воображения у учащихся ДШИ на занятиях по декоративно-прикладному творчеству» размещена в разделах

по декоративно-прикладному творчеству

В познавательных процессах наряду с памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек, вместе с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Дополнительное образование наибольшим образом способствуют развитию воображения у учащихся. Далее рассмотрим необходимые психолого-педагогические условия, которые помогают детям развивать воображение посредством упражнений на занятиях по декоративно-прикладному творчеству.

1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

Воображение ребенка развивается в связи с усвоением речи, а следовательно, в процессе общения. Речь позволяет детям представлять предметы, которые они никогда до этого не видели. Показательно, что задержки в речевом развитии сказываются и на развитии воображения и ведут к его отставанию, обеднению[2, с. 145].

Развивать воображение школьников можно при помощи литературных произведений, в которых используется описание предметов или природы. К примеру, возьмем описание русского костюма с вышивкой. Учитель зачитывает отрывок из произведения с данным описанием, а дети представляют этот костюм в своем воображении. Затем учитель предлагает зарисовать «увиденное». При составлении растительного узора лучше взять описание природы. После прочтения также предложить зарисовать. Можно усложнить задание : добавить в узор фантастические образы.

2. Создание на занятиях проблемных ситуаций.

В проблемной ситуации, которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны — выбор, например, способа действия, осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления того, как будет осуществляться действие.

В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникно-вению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, этот аппарат воображения всегда будет полезен.

3. Ориентировка на личность ребенка.

Воображение тесно связано с личностью, ее развитием. Воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм. Все это составляющие личности. Воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процессе развития свойства личности – ее характер, способности, направленность интересов, включаясь в деятельность воображения, влияют на его содержание, силу и яркость образов. Именно поэтому представления, получаемые детьми в школе, должны быть полными, яркими, красочными. На их основе строятся образы воображения. Такое словесное рисование, драматизация, активизирует деятельность воображения, оно развивается также в разных видах деятельности: в труде, рисовании, лепке, творческих играх. Проводя с детьми занятия на природе, экскурсии, учитель обращает их внимание на совершенство и красоту окружающего мира, что благотворно влияет на личностные качества учащихся.

Личность ребенка, его моральные качества, способности влияют на формирование развивающегося воображения. С другой стороны, складывающиеся в процесс развития свойств личности – ее характер, способности, направленность интересов, силу и яркость образов. Знания, получаемые детьми в школе, влияют на развитие воображения.

Такое качество личности ребенка как одухотворенность, влияет на развитие воображения в процессе творческой деятельности. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм. Можно назвать несколько психологических качеств личности, лежащих в основе воображения, фантазирования и творческого мышления :

-четкое и ясное представление образов и предметов;

-хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;

-способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

-способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

4. Создание игровых ситуаций.

Особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития – это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые лучше выражаются в играх детей. Игра не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.

Воображая игровые ситуации и развивая их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия. В наиболее яркой форме воображение сливается с интересами в игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие воображения, строятся на принципе фантазирования в игровой действительности. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес. Используя методические приемы, можно значительно улучшить успехи ребенка в интересующей его деятельности.

Необходимый элемент игры — воображаемая ситуация, вводимая при помощи слов «как будто»,— представляет свободное, не стесняемое правилами логики и требованиями правдоподобия преобразование накопленного ребенком запаса представлений. Образ фантазии здесь выступает как программа игровой деятельности. Воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать.

5. Организация различных видов деятельности.

Воображение и творческие способности можно развивать, применяя различные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, творческие игры, экскурсии, наблюдения (за изменениями в природе, за животными) и т. д. Особенно эффективно это можно делать, организовывая специальные занятия с детьми, которые еще не выработали привычку к стереотипным решениям и поиску правильного, одобряемого взрослыми ответа. Развитию воображения во многом способствуют и творческие проекты, требующие от детей создать замысел изделия, а затем искать наиболее выразительные средства его воплощения. Это удобно делать в группе, когда высказываются различные идеи — в виде «мозгового штурма». Собирается группа разработчиков, которые генерируют новые идеи. На первом этапе ничего не критикуется. На втором — отбираются наиболее интересные предложения. На третьем — проверяется возможность их применения.

6. Формирование различных интересов.

Интересы имеют большое значение в жизни человека. Поскольку интересы проявляются в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство удовлетворенности от работы. Они позволяют легко сосредотачивать внимание на определенном виде деятельности. И. П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Общеизвестно, что любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у ученика.

Для развития ребенка, развития его воображения и талантливости очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Ему «интересно все». Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности. Однако реально узнать, увидеть, «потребовать все» не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме в ситуации, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появления принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такую деятельность, какие в реальной действительности ему не доступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы.

7. Учет возрастных особенностей.

В подростковом возрасте, когда личное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта – образ желаемого будущего. «Рассматривая вопрос о мечте, надо, опираясь на анализ живых предметов, выяснить роль реальной жизненной мечты в практической деятельности человека, в создании мечты проявляется направленность личности – ее идеалы, потребности, интересы» [3, с. 78].

Подростковый возраст отличается переходом от детского восприятия окружающей действительности к взрослому. Школьник начинает более критично воспринимать мир вокруг себя и строит планы своего будущего. Его воображение принимает более критические формы. Воображение принимает форму мечты как позитивной жизненной перспективы. Подросток с помощью воображения строит планы своего будущего, «проигрывает» в своем воображении различные социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой жизнью. Творческое воображение в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки испытывают наслаждение от творческого созидания. Они с удовольствием сочиняют стихи и музыку, импровизируют танцы, пытаются решить сложнейшие (нередко не имеющие решения как, например, создание вечного двигателя) вопросы науки. По-скольку сензитивный период для развития воображения в этом возрасте сохраняется, постольку функция воображения для своего развития требует постоянного притока новой информации, своего рода «пищи». Именно поэтому все подростки любят читать и смотреть фантастику, боевики, включающие героев, резко отличающихся от нормального человека, и малореальные обстоятельства (т. е. тоже полуфантастические).

Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую программу жизни, в которой не редко определяются ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, то есть, определено только содержание, цель, но не путь ее достижения. Однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображенном плане «перебрать» разные варианты будущего. В мечте заложено активное начало для развития воображения, и, как следствие, личности подростка.

Воображение значимо в личном плане. Дети, которые имеют яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют одаренными личностям. С помощью воображения ребенок формирует представление о себе как личности, причем не только на данный момент, но и на будущее. Воображаемый образ может быть выражен в рисунке, отражающем в этом случае, доминирующие черты личности.

Эти возрастные изменения необходимо учитывать при организации воспитательного, учебного процессов, а также при проведении диагностики воображения и развивающего обучения.

8. Разнообразие и богатство прежнего опыта.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта. После момента накопления опыта «начинается», — говорит Рибо, — «период назревания или высиживания (инкубация)». [5, с. 23] Это условие развития воображения наиболее тесно связано с вышеперечисленными, т. к. накопление опыта ребенком начинается с первых дней его жизни и продолжается все время непрерывно.

Организация занятий по прикладному творчеству, на которых дети осуществляют свои замыслы по изготовлению каких-либо предметов, в соответствии с вышеперечисленными условиями, позволит учителю сделать процесс развития воображения у учащихся более эффективным.

Педагогический вывод, который можно отсюда сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его воображения. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил; чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.

Одна из основных линий педагогики воображения должна быть направлена на овладение ребенком, независимо от конкретного материала, основными средствами, перестраивающими функцию воображения и на-правляющими ее на создание целостных творческих продуктов, решение реальных творческих задач. Основными средствами построения целостного продукта воображения являются, на наш взгляд, образы, построенные различными способами, и значения слов, включенные в различные контексты и относящиеся к достаточно широкому содержанию, а также планы создания целостных продуктов воображения, порождаемые и фиксируемые, прежде всего, в речевой деятельности ребенка или в виде образа-модели будущего произведения.

Литература:

1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М. : Издательский центр «Академия», 2012.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Политиздат, 1967.

3. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте» М. : Политиздат, 1969.

4. Выготский Л. С. Психология искусства. - М. : Политиздат, 1968.

5. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения школьников. Вопросы психологии, 1987. № 1.

6. Пономарев Я. А. Психология творчества. -- М. : Просвещение, 1996.

Публикации по теме:

«Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству»«Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству» «Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству» Подготовила: инструктор по труду высшей.

Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаПедагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста «Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста». Истоки способностей и дарований детей — на кончиках.

Конспект учебного занятия по народному декоративно-прикладному творчеству «Загорская матрешка» Конспект непосредственно образовательной деятельности «художественно — эстетическое развитие» (рисование) Конспект учебного занятия по.

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка»Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка» Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов на тему «Воспитание патриотизма и эстетического вкуса в процессе изготовления.

Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых.

Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Преобразования, происходящие в обществе, порождают в дошкольном.

Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР В настоящее время дошкольники с проблемами речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с ОВЗ. Достаточно хорошо изучены.

Психолого-педагогические условия развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста .

Психолого-педагогические условия развития субъектности детей и педагогов в рамках внедрения ФГОС до В рамках стратегических задач модернизации российского образования совершается переход к образованию, ориентированному на реализацию индивидуальной.

Тайны глиняной игрушки. Учебно-исследовательская работа по декоративно-прикладному творчеству .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические условия развития воображения у учащихся ДШИ на занятиях по декоративно-прикладному творчеству
Опубликовано: 23 августа 2017 в 16:05
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические условия развития воображения у учащихся ДШИ на занятиях по декоративно-прикладному творчеству» (включая файлы) размещена пользователем оксана чепель (УИ 153461) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД