Светлана Пестрикова
Конспект учебного занятия по народному декоративно-прикладному творчеству «Загорская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности «художественно — эстетическое развитие» (рисование)
по народно-декоративно прикладному творчеству
Образовательное учреждение «МБДОУ Промышленновский детский сад №6» Дата: 03.02.2017 г.
Преподаватель: Кочнева Светлана Валерьевна (воспитатель МБДОУ Промышленновского детского сада №6, первая квалификационная категория).
Тема: «Загорская матрешка».
Публикация «Конспект учебного занятия по народному декоративно-прикладному творчеству „Загорская матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Темочки
Возраст детей: старший дошкольный возраст. (5-6 лет)
Цель: Выполнить эскиз росписи матрешки на основе Загорской матрешки.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с историей возникновения народных промыслов;
- познакомить с русским народным промыслом «Загорская матрешка»;
2. –формировать умение выполнять узор Загорской матрешки;
3. Развивающие:
-способствовать развитию внимания, мышления, творческого воображения, зрительной памяти, мелкой моторики, наблюдательности;
4. Воспитательные:
- способствовать воспитанию любви к русскому прикладному творчеству, уважение к работам народных мастеров;
- способствовать воспитанию усидчивости, аккуратности, эстетического вкуса;
Оборудование:
для педагога : Слайдовая презентация, проектор, экран для просмотра презентации, образцы матрешек, музыкальное сопровождение –русские народные мелодии;,
Материалы :шаблон матрешки, гуашь (красная, синяя, желтая, зелена);
Инструменты: кисти (широкие и узкие).
Материалы для детей: краски гуашевые (красная, синяя, желтая, зелена, заготовки матрешек;
Инструменты для детей : кисточки широкие и узкие, салфетки, стаканчики с водой, заготовки матрёшек,
Используемая литература:
1. Скорлупова, О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с
Русским народным декоративно прикладным искусством [Текст]/ О. А. Скорлупова – Москва: «Скрипторий 2000», 2009.- 128 с. - ил.
2. Антонов, В. П. Народные художественные промыслы России [Текст]/ В. П. Антонов – Москва:Интербук-бизнес, 2000.- 248 с.
Структура занятия :
Подготовительный этап
IОрганизация воспитанников на занятии :
В группе звучит русская народная мелодия. В группу входят дети и педагог, одетая в русский народный костюм и встают полукругом.
Воспитатель 1: Ребята сегодня у нас с вами необычное занятие мы с вами отправимся в старину, в гости, а поможет нам в этом волшебный клубочек.
Воспитатель 1:
Клубочек в руки я возьму,
Волшебство призову,
Чудо в гости к нам придет,
В старину нас унесет.
(Воспитатель бросает клубочек, под музыку открывается занавес и дети попадают в старинную избу. Здесь в народном костюме сидит, вышивая и напевая песенку, Хранительница старины). 1-3 минуты
Основной этап
II Сообщение темы и цели учебного занятия
Хранительница (воспитатель 2) :
Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу! Садитесь поудобнее, начнем наш разговор (дети усаживаются на стульчики).
Пришла к вам издалека,
Я сказительница —старины хранительница.
У меня в сундуке много интересных вещей, сделанных руками людей. (Показывает сундук). Вот мой волшебный сундук, его мне подарила моя матушка, а ей бабушка оставила и сказала: «Сундуку этому 200 лет, береги его — он полон интересных вещей, старинных». Вот я берегу, да людям показываю. Ребята, а как вы думаете, что в нем? (ответы детей) А хотите заглянуть и посмотреть, что внутри? (ответы детей). 20 минут
Давайте я буду доставать по одной вещи, которые называют еще народными промыслами (слайд 2) и вам рассказывать. (Достает первый предмет).
Вводная беседа
1. Соломенная игрушка.
Золотистая солома,
Без сомненья всем знакома.
Чтобы изготовить игрушку, люди соломку собирали, отбирали самую лучшую, затем обваривали кипятком, чтобы она стала мягкой и эластичной, потом скручивали и украшали ее.
2. Плешковская игрушка — (достает из сундука).
Не далеко от города Москва Одним из видов промысла было изготовление Плешковской игрушки. Игрушку сначала изготавливали из глины, затем ее сушили на окне, обжигали и расписывали.
3. Гжельская керамика.
А также давным-давно недалеко от Москвы на берегу небольшой речки Гжелки жили мастера - гончары. Нашли они в родной земле чудесную глину, белую-белую. Стали из этой глины посуду лепить - чашки, чайники, сахарницы, масленки. Да не простые, а такие, каких свет не видывал. Каждый мастер старался свое умение показать. Один слепил чайник с носиком в виде головки петушка и ручкой в виде хвоста. Другой - сахарницу в виде рыбки сказочной.
3. Кружевоплетение. (показывает салфетку и картинку). Кружевоплетением занимались в основном молодые девушки. Изготовлялась салфетка из шелковистых ниток разных цветов. Лучшие работы мастериц можно увидеть в музее кружева.
4. Дымковская игрушка.
Где бы мы ни были - везде встретим чудо - мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Вот и Дымковские мастера славятся своими дымковскими игрушками.
Веселая белая глина
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные
Табун разноцветных коней
Кормилицы и водоноски
И всадники и ребятня
Собачки, гусары и рыбы
Узнайте меня ребятня.
5. Хохломская роспись.
Как волшебница Жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата и красива,
Рада гостю от души.
Издавна жили умелые мастера. Они изготавливали деревянную расписную посуду.
Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий. Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда со временем и изделия стали называть Хохломой.
6. Жостовская роспись.
Вот жостовский черный, изящный поднос С букетом из лилий, пионов и роз. В нем бликами летнее солнце играет,Каймой золотистой по краю сверкает. Чтоб круглым и гладким поднос получился,сначала жестянщик усердно трудился. Он долго шпаклевкой его грунтовал. И лаком поверхность не раз заливал!
7. Городецка роспись.
Есть на Волге город древний
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит -
Вся земля под ним дрожит!
Чудо-птицы там порхают,
И кувшинки расцветают!
Будто в сказку нас зовя!
8. Русская матрешка
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
На столе у нас живут -
Всех матрешками зовут.
Эта игрушка с сюрпризом…
Посмотрите-ка, ребята,
Чем матрешечка богата?
У матрешки-невелички
Есть веселые сестрички.
Очень давно в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькую игрушку-куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок вложенных одна в другую.
Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России. Игрушечные девочки одеты: в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матренами, а ласково - Матрешками, таким именем раньше называли девочек.
Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева на токарных станках и расписывать.
Подготовка к практической части
Вот сегодня наша группа превращается в мастерскую, а вы мастера по росписи деревянных матрешек.
Сейчас мы с вами сначала немного разомнёмся, ведь нам предстоит серьёзная работа. Вы согласны? (ответы детей)
Физкультминутка
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
Сегодня мы познакомимся с Загорской матрешкой, которая родом из города Загорск. Посмотрите, какие цвета красок используют Загорские мастера-художники при росписи матрешек :
У Загорских-то матрешек
Сарафанчики в горошек,
Разноцветные платочки,
Нарумяненные щечки.
Веселушки, хохотушки,
Деревянные подружки.
Любят в прятки поиграть,
И попеть, и поплясать.
Не нарадуется взгляд,
Если выстроятся в ряд.
А попрячутся друг в дружку-
Видишь старшую подружку.
- Ребята, посмотрите вот на эту матрешку. Это ведь матрешка. Вы ее узнали? Во что одетао одета матрешка? А на голове у нее косыночка? А как завязан платок?
После ответов детей воспитатель говорит: «У матрешки, то нашей почему-то сарафан и платок без узоров?»
Давайте мы с вами посмотрим, как можно расписать Загорскую матрешку (дети смотрят на экран).
Практическая работа
Воспитатель: «Ребята, давайте поможем матрешке и нарисуем узоры на ее одежде». Давайте проверим, что у нас лежит на столах (дети перечисляют). Воспитатель рисует на заранее изготовленной большой матрёшке, а дети на маленьких, которые расположены у них на столах (проговаривает все детали).
Видишь старшую подружку.
–Ребята, посмотрите вот на эту матрешку. Это ведь матрешка. Вы ее узнали? Во что она одета матрешка? А на голове у нее косыночка? А как завязан платок? После ответов детей воспитатель говорит: «У матрешки, то нашей почему то сарафан и платок без узоров?
Воспитатель: «Ребята, давайте поможем матрешке и нарисуем узоры на ее одежде». Давайте проверим, что у нас лежит на столах (дети перечисляют). Воспитатель рисует на заранее изготовленной большой матрешке, а дети на маленьких, которые расположены у них на столах (проговаривает все детали).
Сначала нарисуем горошинки на платке. Одна горошинка посередине и по три горошинки по бокам: слева и справа. На узелках платка тоже по одной горошинке. Какого они цвета? Цветок на сарафане нарисуем тоже при помощи тычков. Рисую сердцевину цветка и лепестки. Сколько сделала лепестков? Посчитайте. Какого они цвета? Листья я рисую кисточкой, способом «примакивания». Сегодня мы с вами рисуем гуашевыми красками».
IV Заключительный этап
Подведение итогов занятия
«Получилось все на диво,
И забавно, и красиво!
Громче хлопайте в ладошки!
Вот они матрешки-крошки!»
Воспитатель: Вы большие молодцы. У всех у вас получились очень красивые матрёшки. Пока они сохнут, мы с вами подведем итоги. Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечать. Готовы? (ответы детей)
Вопросы детям:
1. Как называется игрушка из соломы? (соломенная игрушка)
2. Из чего изготовляли «плешковскую игрушку? (из глины)
3. Как называлось мастерство изготовления салфетки из шелковистых ниток разных цветов? (кружевоплетение)
4. Какие еще вы знаете работы наших русских мастеров? (дымковская игрушка, хохломская роспись, жостовская роспись и русская матрешка). Какую роспись вы использовали в своей работе сегодня? (загородская матрешка).
Молодцы, ребята, всё вы знаете. А теперь давайте мы из ваших матрёшек оформим выставку, чтобы другие детки могли посмотреть на эту красоту!
5 минут
Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера, на следующих занятиях мы с вами попробуем исполнить другие интересные для вас росписи известных мастеров!
Ребята, а сейчас можете убрать свои рабочие места! Всем спасибо!