Лариса Яричевская
«Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование регионального компонента при обучении детей
декоративно-прикладному творчеству»
Подготовила: инструктор по труду
высшей категории Яричевская Л. И.
Новочеркасск – 2016 г.
Школа как основной компонент образовательной системы должна иметь базовый аспект, содержащий основные ценности национальной культуры, доступные и целесообразные для познания и усвоения растущей личности в школьном возрасте: она должна характеризоваться нравственно-психологической атмосферой, с присущими ей такими феноменами, как русская духовность, национальная самобытность; в ней должно осуществляться воспитание любви к своему Отечеству и своему народу, уважение к людям другой национальности и их культуре. Образовательная деятельность в школе должна опираться на знание учащимися и педагогами обычаев и традиций своего народа, ценностей национальной культуры; на привитие интереса детям и взрослым к занятиям народными промыслами, к изучению народного творчества и искусства, наличие тесных контактов и взаимодействия с окружающим социумом.
Публикация «„Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству“» размещена в разделах
Ростовская область – многонациональный регион. Поэтому педагогам нужно учитывать этнические корни учащейся молодёжи (региона, города); создавать методику обучения для своей работы в рамках конкретного образовательного учреждения. Любая педагогическая система рано или поздно устаревает. Поэтому сам процесс осуществления педагогической деятельности должен иметь вариативный (постоянно обновляющийся) характер, связанный с реальными (региональными) потребностями обучения и воспитания. Сегодня это направление весьма актуально. Несмотря на существующие проблемы, народное декоративно-прикладное искусство остается плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшало народный быт, труд и праздники.
Национально-региональный компонент на занятиях по программе внеурочной деятельности «Родник творчества» применяется при изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество». Обучающиеся воспитанники с ограниченными возможностями здоровья получают основные теоретические сведения; знакомятся с традиционными видами декоративно-прикладного творчества и народных промыслов, а также ремесел Донского края; ролью декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира; получают сведения об эстетических и эргономических требованиях к изделиям, выполненных в различных техниках народного декоративно-прикладного искусства; сведения об учете технологии изготовления изделия и свойствах материала, основных средствах художественной выразительности, видах поделочных материалов и их свойствах. Узнают о видах и правилах построения орнаментов, различных композиций.
Через технологию изготовления, обучающиеся получают знания о национально-региональных особенностях. Разрабатывают план изготовления изделий и их декоративное оформление, выбирают материал с учётом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств. Определяют последовательности изготовления деталей и сборки изделия.
На занятиях в мастерской «Родник творчества» дети с ОВЗ изучают историю страны и родного края, узнают и научатся применять на практике секреты рукоделия. При использовании национально-регионального компонента на занятиях кружка «Родник творчества», проводятся уроки-экскурсии в краеведческий музей Донского казачества.
В нашем регионе состав учащихся в школах традиционно многонационален. В связи с этим немаловажным в организации учебно-воспитательного процесса становится понятие этнической толерантности. В него входит уважение к ценностям и культурным особенностям других этнических групп, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Планируя занятия по программе внеурочной деятельности «Родник творчества», мы ставим задачу – расширять и углублять знания и представления обучающихся воспитанников не только о русской, но и о других национальных культурах, быте и традициях народов, живущих в Ростовской области.
При изучении раздела «Народное декоративно-прикладное искусство» дети с ОВЗ знакомятся с историей развития ремёсел, историческими корнями, традиционными ремёслами многонациональной малой родины. Вместе с тем, используется демонстрация изделий, выполненных с учетом национального компонента. Важно научить детей различать символику в орнаменте, характерные черты орнаментов, цветовые сочетания.
Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность. Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них является образование. Поэтому немаловажной педагогической задачей, считаю, должна быть помощь учащимся в обретении уважение к чести и достоинству каждого народа. Необходимо разъяснять воспитанникам, что нет народа лучше или хуже другого. Главное в каждом: каков он человек, а не к какой национальности он принадлежит.
2 марта 2017 года, в преддверии Международного женского дня, в ГКОУ РО Новочеркасской школе-интернате №1 состоялось праздничное шоу красоты и грации всех времён и народов «Красота спасёт мир».
Целью данного мероприятия было не только формирование уважительного отношения к женщине, к женской красоте, но и формирование положительного отношения и чувства симпатии ко всем расам и народам. Главной задачей мероприятия было - развитие национальной толерантности, формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений людей разных культур.
Воспитанники школы и заранее готовились к этому празднику: изготовляли национальные костюмы и атрибуты; разучивали танцы народов мира, стихотворения и песни. В шоу участвовали воспитанники 1-9 классов, представившие своё творчество - яркие и красочные миниатюры, в которых были собраны образы разных национальностей. Присутствующие на празднике гости отметили буйство красок и эмоций на сцене, красоту национальных костюмов.
Учащиеся 4 класса продемонстрировали колоритные образы Донских казаков:
К 80-летию Ростовской области в рамках мастерской «Родник творчества» проведено открытое занятие с презентацией «Наряд Донской казачки сквозь века». Основными задачами данного занятия стали: формирование у детей с ОВЗ представления о национальном костюме Донской казачки; ознакомление с историей возникновения и особенностями костюма Донской казачки; формирование у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья способности распознавать костюм Донских казачек. Затем прошёл цикл занятий на тему «Донское казачество», были изготовлены мягкие игрушки в национальных костюмах:
Школа как основной компонент образовательной системы должна иметь базовый аспект, содержащий основные ценности национальной культуры, доступные и целесообразные для познания и усвоения растущей личности в школьном возрасте: она должна характеризоваться нравственно-психологической атмосферой, с присущими ей такими феноменами, как русская духовность, национальная самобытность; в ней должно осуществляться воспитание любви к своему Отечеству и своему народу, уважение к людям другой национальности и их культуре. Образовательная деятельность в школе должна опираться на знание учащимися и педагогами обычаев и традиций своего народа, ценностей национальной культуры; на привитие интереса детям и взрослым к занятиям народными промыслами, к изучению народного творчества и искусства, наличие тесных контактов и взаимодействия с окружающим социумом.
Ростовская область – многонациональный регион. Поэтому педагогам нужно учитывать этнические корни учащейся молодёжи (региона, города); создавать методику обучения для своей работы в рамках конкретного образовательного учреждения. Любая педагогическая система рано или поздно устаревает. Поэтому сам процесс осуществления педагогической деятельности должен иметь вариативный (постоянно обновляющийся) характер, связанный с реальными (региональными) потребностями обучения и воспитания. Сегодня это направление весьма актуально. Несмотря на существующие проблемы, народное декоративно-прикладное искусство остается плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшало народный быт, труд и праздники.
Национально-региональный компонент на занятиях по программе внеурочной деятельности «Родник творчества» применяется при изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество». Обучающиеся воспитанники с ограниченными возможностями здоровья получают основные теоретические сведения; знакомятся с традиционными видами декоративно-прикладного творчества и народных промыслов, а также ремесел Донского края; ролью декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира; получают сведения об эстетических и эргономических требованиях к изделиям, выполненных в различных техниках народного декоративно-прикладного искусства; сведения об учете технологии изготовления изделия и свойствах материала, основных средствах художественной выразительности, видах поделочных материалов и их свойствах. Узнают о видах и правилах построения орнаментов, различных композиций.
Через технологию изготовления, обучающиеся получают знания о национально-региональных особенностях. Разрабатывают план изготовления изделий и их декоративное оформление, выбирают материал с учётом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств. Определяют последовательности изготовления деталей и сборки изделия.
На занятиях в мастерской «Родник творчества» дети с ОВЗ изучают историю страны и родного края, узнают и научатся применять на практике секреты рукоделия. При использовании национально-регионального компонента на занятиях кружка «Родник творчества», проводятся уроки-экскурсии в краеведческий музей Донского казачества.
В нашем регионе состав учащихся в школах традиционно многонационален. В связи с этим немаловажным в организации учебно-воспитательного процесса становится понятие этнической толерантности. В него входит уважение к ценностям и культурным особенностям других этнических групп, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Планируя занятия по программе внеурочной деятельности «Родник творчества», мы ставим задачу – расширять и углублять знания и представления обучающихся воспитанников не только о русской, но и о других национальных культурах, быте и традициях народов, живущих в Ростовской области.
При изучении раздела «Народное декоративно-прикладное искусство» дети с ОВЗ знакомятся с историей развития ремёсел, историческими корнями, традиционными ремёслами многонациональной малой родины. Вместе с тем, используется демонстрация изделий, выполненных с учетом национального компонента. Важно научить детей различать символику в орнаменте, характерные черты орнаментов, цветовые сочетания.
Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность. Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них является образование. Поэтому немаловажной педагогической задачей, считаю, должна быть помощь учащимся в обретении уважение к чести и достоинству каждого народа. Необходимо разъяснять воспитанникам, что нет народа лучше или хуже другого. Главное в каждом: каков он человек, а не к какой национальности он принадлежит.
2 марта 2017 года, в преддверии Международного женского дня, в ГКОУ РО Новочеркасской школе-интернате №1 состоялось праздничное шоу красоты и грации всех времён и народов «Красота спасёт мир».
Целью данного мероприятия было не только формирование уважительного отношения к женщине, к женской красоте, но и формирование положительного отношения и чувства симпатии ко всем расам и народам. Главной задачей мероприятия было - развитие национальной толерантности, формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений людей разных культур.
Воспитанники школы и заранее готовились к этому празднику: изготовляли национальные костюмы и атрибуты; разучивали танцы народов мира, стихотворения и песни. В шоу участвовали воспитанники 1-9 классов, представившие своё творчество - яркие и красочные миниатюры, в которых были собраны образы разных национальностей. Присутствующие на празднике гости отметили буйство красок и эмоций на сцене, красоту национальных костюмов.
Учащиеся 4 класса продемонстрировали колоритные образы Донских казаков: